Народные туркменские игры для дошкольников
картотека (старшая группа)

Хакимова Наталья Николаевна

народные туркменские игры для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turkmenskie.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

ТУРКМЕНСКИЕ НАРОДНЫЕ

Хромой журавль (Агсак дурна)

Все играющие делятся на две команды. На площадке на расстоянии 3—5 м проводятся две параллельные линии длиной до 5—6 м. Каждая команда становится за своей чертой. Все игроки поднимают одну ногу назад, согнув ее в колене и обхватив рукой (правую ногу нужно захватить правой рукой, левую левой).

По сигналу обе группы скачут навстречу друг другу, стараясь свободной рукой и туловищем толкнуть противника, чтобы он встал на обе ноги. Игрок, коснувшийся пола второй ногой, выбывает из игры.

Правила игры.

Игроки  начинают  двигаться навстречу друг другу по сигналу. В случае усталости разрешается быстро сменить ногу, но нельзя стоять на двух ногах. Проигравшей считается команда, у которой окажется большее количество сбитых игроков.

 

Хромая курица (Агсак товук)

На расстоянии 8—10 м проводятся две параллельные линии. Это старт и финиш. Все игроки распределяются на тройки. Два крайних игрока каждой тройки берутся за руки, а средний игрок закидывает одну могу за руки своих товарищей. По сигналу все тройки со старта бегут к финишу, при этом среднему игроку приходится скакать на одной ноге, опираясь на плечи товарищей. Тройка, прибежавшая к финишу раньше других, выигрывает.

П р а в и л а   и г р ы.

Если средний игрок во время бега коснется левой ногой пола, то его тройка проигрывает. Среднему игроку запрещается виснуть на плечах товарищей.

 

Вызов (Уруп кашды)

Играющие с помощью считалки делятся на две равные команды. Каждая команда выбирает себе капитана. На противоположных сторонах площадки на расстоянии 15—20 м одна от другой проводят линии городов, между которыми чертят среднюю линию. Обе команды выстраиваются шеренгами на противоположных сторонах за линией своего города. По сигналу капитан команды, которой по жребию выпало начинать игру, посылает одного из своих игроков в противоположный город. Этот игрок должен добежать до команды противника, дотронуться рукой до одного из игроков и успеть убежать в свой город.

Правила игры.

Тот, до кого дотронулся бегун, должен постараться догнать его до средней линии. Если он успеет это сделать, то игрок, дотронувшийся до него, выбывает из игры. При подведении итогов проигравшей считается команда, в которой осталось меньшее количество игроков.

Брось серп! (Орак атды)

В игре участвуют три игрока. Каждый из них имеет серп, сделанный из картона, и пучок скошенной травы. Проводится линия, на которую укладываются все три пучка травы. Играющие отходят от линии на шесть — восемь шагов и бросают серпы через пучки травы. Выигрывает тот, кто бросит серп дальше. В награду он получает всю траву. Игра повторяется.

П р а в и л а  игры.

При повторении игры дети бросают серпы с большего расстояния. Когда играют дети младшего возраста, серпы и пучки травы могут заменяться мячами и палками.

  

Попробуй достань! (Яглыга товусмак)

Играющие распределяются на две команды, равные по количеству игроков и по силам. В середине площадки на разной высоте подвешиваются три цветные ленты. Задача игроков — подпрыгнуть и достать рукой самую короткую ленту (висящую выше других). Тому, кто достанет ее, засчитывается три очка. Кто достанет среднюю ленту, получает два очка, а если допрыгнет до длинной, то ему засчитывается одно очко. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков.

Правила игры.

Играющие выполняют задание по сигналу. Каждый игрок прыгает по одному разу.

 

Держи за хвост (Гуйрук тутды)

Выбирается водящий — волк. Остальные игроки—овцы. Все играющие образуют круг, в центре которого сидит волк, притворившись спящим. Овцы, двигаясь по кругу, поют какую-либо песенку и, постепенно сужая круг, стараются дотронуться до волка. Волк неожиданно вскакивает и начинает ловить овец. Пойманная овца становится волком, и игра продолжается.

Правила игры.

Волк начинает ловить овец в любой момент, но не раньше первого прикосновения к нему.

Вариант игры.

Игра проводится так, что пойманные овцы помогают волку ловить игроков. Игроки могут идти по кругу, выполняя различные движения (переступая па носках, на пятках, высоко поднимая колени, танцевальным шагом и т. д.).

 

Канатоходец (Дорвазчи)

На площадке ребята чертят прямую линию длиной 6—10 м, но которой надо передвигаться как по канату. Разрешается сохранять равновесие, расставив руки в стороны.

Правила игры.

Игра начинается после произнесения слов:

Висит канат

Натянутый.

Пройди, Дурды,

Сначала ты.

Потом Мурад,

Потом Рашид,

Потом Илья,

Потом и я!

Правила игры.

Проигрывают те ребята, каната, которые слетят с черты, т. е. сойдут

 

Прыжки через ров (Япдан бок)

На площадке мелом ребята рисуют две параллельные линии на расстоянии 50 см одна от другой — это ров. Игроки распределяются на две команды считалкой:

Если хочешь

Ловким быть,

Если хочешь

Сильным быть,

Если хочешь

Быть здоров,—

Прыгай с нами

Через ров!

Команды выстраиваются по обе стороны рва на расстоянии пяти шагов от него. По очереди с закрытыми глазами дети подходят ко рву и прыгают. Игроки каждой команды помогают своим товарищам возгласами: бок, бокме.

Правила игры.

Выигрывает та команда, в которой больше детей сумело перепрыгнуть через ров, не наступив на черту.

 

Скачки (Ат чапыш)

По считалке ребята выбирают водящего и становятся в круг. Хлопая в ладоши, они скачут галопом по кругу, изображая всадников. Скачку выигрывает тот, кто на лету подхватит платок, брошенный водящим из центра круга.

Правила игры.

Игра начинается после того, как будут произнесены слова зачина:

На коне,

Скакуне,

Я лечу.

Если зайца схвачу —

Отпущу!

За лисицей поскачу —

К нутов ищем исхлещу.

А на волка налечу —

Растопчу!

 

Собери яблоки (Йыгна алмалары)

На табурет кладут яблоки (камушки, персиковые косточки, пластмассовые мелкие предметы). Ребята по очереди берут мяч и подбрасывают его вверх. Пока мяч не коснется земли, надо успеть собрать урожай: взять с табурета яблоко. Те, кому это удается, продолжают играть, т. е. берут с табурета еще яблоки. Побеждает тот, кто смог собрать больше яблок за то время, пока мяч был в воздухе.

Правила игры.

Ребенок, бросавший мяч вверх и не успевший во время полета мяча взять с табурета яблоко, передает мяч следующему игроку.

Игра может начинаться с зачина:

Угадай, Фатимушка,

Что в мешке у бабушки:

Луковицы?

Пуговицы?

Рис?

Или мука?

Если догадаешься,

Бабушка даст яблочко —

Красное,

Цекастое,

Из полного

Мешка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная культура для дошкольников

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.Печально, но наша молодёжь в большинстве своём, очень ...

Презентация на тему:"Русские народные игры для дошкольников"

Красочная презентация с материалами и картинками...

Русская народная культура и дошкольники

Материал в консультатиыный уголок для родителей...

Народные игры для дошкольников

Картотека народных игр для дошкольников...

Русские народные игры для дошкольников.

Подбор  доступных русских народных игр с детьми в детском саду....

Русские и татарские народные игры для дошкольников

Народные подвижные игры - это игры, которые передаются из поколения в поколение. Для дошкольников они просты и интересны, и без всяких на то усилий ребенок знакомится с обычаями, особенностями характе...

Картотека Кубанских народных игр для дошкольников

Картотека Кубанских народных игр для дошкольников...