Кошка и мышка Игру ведут двое детей. Один игрок кошка, а другой — мышка. Кошка становится около одного конца скамейки, а мышка — у противоположного. Кошка спрашивает мышку, та отвечает: Мышка, мышка, где были? — В кладовой. — Что там делала? — Масло ела. — А мне оставила? Нe оставила. — А где ложечки положила? — Под бочку сунула. А куда кувшин поставила? — Шли по камешкам, напала злая собака я уронила и разбила. Тогда я буду тебя ловить. — Я убегу. Мышка старается убежать от кошки. Если кошка ее поймала, они меняются ролями. Если кошка, пробежав несколько кругов вокруг скамейки, не может поймать мышку, надо предложить им поменяться ролями и изменить направление бега. Правила игры. Играют два человека. Но еще две пары могут наблюдать за игрой, а потом занять их место. Мышка и кошка бегают только вокруг скамейки. Мышка считается пойманной, если кошка дотронулась до нее рукой. Пас, нас овец...(Ганау, ганау авэлзс) Из числа играющих выбираются пастух, волк, остальные — овцы. Овцы стоят отарой, а пастух ходит кругом и напевает: Я пасу своих овечек по лугам, За забором серый волк сидит, Только вижу хвост его торчит. Злого волка не боюсь, Кочергою прогоню, Быстро с ним расправлюсь! В это время подходит голодный волк. Он хочет обмануть пастуха и схватить овец: Волк говорит: «Пастушок, пастушок, тебе мамочка купила очень красивые башмаки. Сбегай посмотреть».— «А ты, волк, попасешь моих овец?» — «Попасу, только ты беги скорей!» Когда пастушок убегает, волк схватывает часть овец (берет их за руки) и прячется. Пастушок, прибежав обратно, видит, что овец не хватает. Ходит огорченный и опять поет: Я паси своих овечек по лугам... Волк приходит снова и говорит пастушку: «Пастушок, пастушок, мамочка испекла тебе очень вкусные булочки. Сбегай домой их попробовать».—«Не врешь ли ты волк?» — «Нет, правда, правда, я сам видел».— «А кто постережет моих овец?» —«Я постерегу, не беспокойся». Как только пастушок убегает, волк хватает оставшихся овец и всех их прячет. Приходит пастушок, видит, что не осталось ни одной овцы. Он горюет и идет искать. Увидев волка, спрашивает его: «Волк, волк, не видел ли ты моих овец?» — «Нет не видел. Когда я пас твоих овец, меня испугал медведь, вот я и сбежал». В это время овцы, услыхав голос пастушка, начинают топать ногами. «Кто там стучит?» — спрашивает пастух. «Это гром гремит»,— отвечает волк. Тогда овцы начинают блеять: «Бе, бе, бе...» «Это же мои овны!» — обрадовался пастушок. Он освобождает овец, а волка-лгуна выгоняет. Веселые овцы прыгают вокруг пастушка. Правила игры. Все участники игры должны действовать согласно сюжету. В обращении с овцами волк не должен допускать грубости. Волчонок (Вилкэлие) Играющие образуют круг. Считалкой выбирают волчонка. Он стоит в середине круга и старается выйти из него. Стоящие в кругу дети держатся за руки и периодически то поднимают, то опускают их, дразня волка и приговаривая: «Волчонок, бедняжка попался. Железные ворота, серебряные ключи! Ты ни сюда, ты ни туда не вылезешь». Волчонок должен быть очень ловким: он внезапно бросается то в одну, то в другую сторону, обманывая стоящих в кругу. Правила игры. Проход волчонку из круга закрывается при опускании сцепленных рук. После выхода волчонка из круга па эту роль выбирается другой игрок. Король зверей (Жворю каралюс) Все играющие — звери, один из них - король зверей. Каждый зверь должен сказать королю свое название, но так, чтобы другие не слышали (тигр, волк, заяц и др.). Звери выстраиваются в один ряд напротив короля, за несколько шагов до него. У ног короля лежит мяч. Король называет какого-нибудь зверя, тот должен бежать, а король старается попасть в него мячом. Если мяч попадает в Зверя, тот идет к королю и помогает ему (приносит мяч и др.). После того как король назовет двух-трех зверей, он говорит: «Ловлю всех зверей!» Все бегут, а он старается мячом попасть в кого-нибудь. Правила игры. Король бросает мяч, не выходя за очерченную линию. Новый король выбирается после того, как пойманы три-четыре зверя.
Птичка Перед игрой все подбирают для себя фант любую мелкую вещь, игрушку. Все игроки усаживаются поудобнее. Выбирается собиратель фантов. Он садится в середину и всем остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа и т. д.). Каждый должен запомнить свое название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку». Елка вызывает другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются: дети поют, читают стихи, танцуют и т. д. Правила игры. Необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя Гусиный мост (Жасу тилтас) Из числа играющих выбираются волк, медведь, гусак, а остальные — гуси. Волк и медведь берутся за руки, а гуси выстраиваются перед ними. Впереди стоит гусак, который ведет разговор с медведем или волком: — Куда летите, гуси? — Через моря в теплые края. — Не перелетите. — Положим соломинку и перейдем. — Она сломается. — Положим доски. — Их вода смоет. — Мой отец — мастер. Он сделает железный мост, и мы пройдем. После этих слов волк и медведь поднимают руки, а гусак с гусями проходят через эти ворота. Волк с медведем, опустив руки вниз, стараются последнего гуся поймать. Если это удается, спрашивают, к кому он хочет идти — к волку или к медведю. Выбрав одного из них, гусь становится за его спиной. Гуси проходят через ворота до тех пор, пока не образуются две группы — команда волка и команда медведя. Потом обе группы выстраиваются друг против друга. Участники каждой команды держатся за пояс впереди стоящего, а волк с медведем сцепляются руками. Каждая цепь тянет в свою сторону. Правила игры. Держаться за пояс впереди стоящего и тянуть следует умеренно. Выигрывает та команда, цепь которой не обрывается или первый игрок не переходит отмеченную линию. Волк и медведь на головы могут надеть маскарадные шапочки, изображающие звериные мордочки. Утро зайчика (Кишкио ритас) Все игроки — зайчики, а один из них — учитель зайцев. Зайчики чертят на земле кружки — это их домики. У учителя такого домика нет. Заяц-учитель говорит: «Все встают! (Зайчики имитирующими движениями выполняют его указания.) Все умываются; делают гимнастику; убирают постель; завтракают; идут в школу; занимаются в школе; идут домой; готовят уроки; играют во дворе». Всякий раз при уходе в школу дети меняются кружками в любом порядке. После слов: «Играют во дворе» — зайчики выбегают из своих домиков и бегают. Вдруг учитель говорит: «Ночь!» Все должны быстро вернуться в свой домик. Кто не успевает, считается проигравшим. Правила игры. Выполнять движения надо соответственно указанию учителя. После слов: «Играют во дворе» — нельзя бегать вблизи своего домика — передвигаться следует по всей площадке. Цветы (Гелее) Каждый играющий выбирает себе название какого-нибудь цветка (роза, лилия, нарцисс и т. д.). Одно и то же название не может быть у нескольких детей. По жребию выбранный цветок, например роза, начинает игру. Она вызывает какой-нибудь цветок, например мак. Мак бежит, а роза его догоняет. Когда ему грозит опасность быть пойманным, он называет имя какого-нибудь другого цветка. Убегает следующий цветок. Играющие могут называться не только цветами, но и зверями, рыбами и т. д. Правила игры. Пойманный меняет свое название и снова включается в игру. Нельзя повторно придумывать одно и то же название цветка. Побеждает тот, который ни разу не был пойман. . |