выступление "Обобщение опыта"
материал

Симирякова Евгения Борисовна

Выступление " Обобщение опыта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Обобщение опыта работы

«Развитие певческих умений у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»

                                                                                          Симирякова Евгения Борисовна

                                                                                           Музыкальный руководитель

                                                                                стаж работы: 30 лет

                                                                                          квалификационная категория: высшая

2018 - 2019

Аннотация

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта по развитию вокально – певческих навыков у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений.

Ведущая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности процесса развития певческих умений детей дошкольного возраста посредством широкого использования музыкальных игр и специальных упражнений. 

Актуальность

Психологами установлено, что дошкольное детство является периодом особо благоприятным для интенсивного, творческого развития ребёнка, в том числе и развития его музыкальных способностей. Одним из первых проявлений музыкальности ребенка по праву считается пение. Процесс пения помогает ребёнку не только приобрести навыки в развитии голоса и музыкального слуха, но и способствует формированию личности в целом, умению выражать себя; развитию музыкального вкуса; содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему).

О необходимости раннего обучения детей пению говорили А.Е.Варламов, И.И.Левидов, Е.И.Алмазов, Н.А.Метлов, предлагающие интересные приемы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.

Обучение детей пению – одна из важнейших, но в то же время одна из самых сложных задач музыкального руководителя детского сада.

В моей практике проблема развития певческого голоса детей проявилась в том, что дети пели крикливо, резко, напряженно, затруднялись петь в высоком или низком регистрах, не чисто интонировали, были сдержаны в проявлении эмоций. В силу несформированного артикуляционного аппарата, часть звуков дети пели искаженно, не вовлекая в двигательный процесс голосовой аппарат и мышцы лица. Это определило направление деятельности - развитие певческих умений.

Но вхождение ребенка в мир искусства должно проходить через «волшебный мост» игры. По мнению известного музыканта-педагога Т.А.Боровик «…Детство – игра – обучение, - триада, где вес каждой составляющей перемеривается в постоянном поиске баланса». Опора на игру, как ведущую деятельность дошкольников, использование сюжетно-художественных мотивов помогают интенсивному развитию у детей целого комплекса музыкальных способностей: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, певческих умений, а также способности к музыкальному творчеству и импровизации.

Все вышесказанное определило тему моего опыта «Развитие певческих умений у детей дошкольного возраста посредством музыкальных игр и упражнений»

Теоретическая база опыта

В основу опыта легли исследования  Н.А.Метлова, Н.А.Ветлугиной, где были определены особенности голосового аппарата, физиологические  возможности детей дошкольного возраста,  их певческие умения и навыки, педагогические условия активизации обучения пению, индивидуально-дифференцированный подход к певческой деятельности; рассмотрены вопросы диапазона  голосов детей  разных возрастных групп, развития чистоты интонации, музыкального слуха и приобщения детей к песне.   Были систематизированы вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, упражнения на развитие напевности Д.Огороднова, дыхательная гимнастика Стрельниковой;  задания предложенные автором О.С.Боромыковой

«Коррекция речи и движения»

Использование комплекса музыкально-оздоровительных упражнений, игр на мой взгляд, очень актуален, так как здоровьесберегающие технологии способствуют реализации образовательных задач на основе всестороннего учета индивидуального здоровья детей, особенностей их возрастного, психического, духовно-нравственного состояния и развития.

Объединив артикуляционные и фонетические упражнения, получились небольшие сказочные сюжеты, которые очень увлекают детей и помогают в игровой, доступной форме раскрыть индивидуальные особенности.

Технология реализации

Работу над развитием певческого голоса провожу с использованием  музыкальных игр: «Змейка» «Нарисуй мелодию» «Самолет» «Клубок» «Буратино и Карабас» «Узнай по голосу» «Музыкальные пчелки» «Мульти-пульти» «Кого встретил колобок?»и т.д.

 специальных вокальных упражнений различной  педагогической направленности: певческая установка, дыхание, звукообразование, работа над интонацией, развитие ладового чувства, развитие артикуляционного аппарата, дикция, расширение диапазона, работа над динамикой, работа над ритмом.

При проведении упражнений учитываю следующие дидактические правила:

  1. Всегда ставить перед детьми конкретную задачу - объяснить, что они должны сделать (делать под музыку короткий вдох и медленный выдох, спеть попевку на звук «у», при этом вытянуть губы трубочкой, и др.).
  2. Показать способ выполнения действия, словесно пояснить..
  3. Неоднократно повторять упражнение для усвоения умений, транспонируя его с этой целью по полутонам вверх и вниз или видоизменяя задачу (например, если первый раз пропевали упражнение тихо, второй раз предлагается спеть громко).
  4. Постоянно контролировать выполнение детьми вокально-артикуляционных упражнений, чтобы дети приобрели навык выполнения того или иного упражнения.
  5. Включать музыкальные игры и вокальные упражнения в каждое музыкальное занятие.

После диагностического обследования детей по методике Н.Ветлугиной я выявляю: некоторые дети скандируют, а не поют; неправильно берут дыхание между музыкальными фразами, не чисто интонируют мелодию  не умеют петь в ансамбле. Плохо различают движение мелодии вверх, вниз. Чтобы успешно решить выявленные проблемы необходимо обучить детей навыкам и умениям, которые включают в себя певческую установку, вокальные навыки. Данную работу начинаю с детьми трехлетнего возраста. Особое внимание уделяю звукообразованию: учу петь протяжно, естественным, светлым звуком без напряжения и крика. 

В средней, старшей и подготовительной группах работа над певческими навыками продолжается. Более углубленную работу в этом направлении веду на занятиях вокального кружка «Золотая нотка», который посещают дети 5-7-летнего возраста.

На первых занятиях я рассказываю детям, что такое певческая установка: во время пения нужно сидеть прямо, не поднимая плеч, не горбясь, слегка опершись на спинку стула, руки положить на колени; во время пения стоя руки свободно расположены вдоль туловища.   Голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

дыхание брать свободно (не брать в середине слова); петь естественным голосом, избегая резкого звучания; рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;

нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Работа над дыханием сводится к овладению плавным и равномерным

 вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу. Такой выдох

во многом зависит от верно взятого дыхания. Очень важно научить ребенка правильно и в нужном месте брать дыхание, без участия плеч.

 В этом помогают упражнения из дыхательной гимнастики Н.Стрельниковой («Ладошки», «Насос», «Кошечка» и другие)   и системы Д.Огороднова («Понюхаем цветок», «Дыхательная зарядка», «Собачки», «Упражнение на сохранение вдоха», «Дирижер», «Дыхание под музыку», «Попеременное дыхание», «Свеча», «Силовое дыхание»,  «Ветер», «Надуваем шины на машине», «Греем руки», «Дуем на листики, снежинки» и т.д.); пропевание на выдохе гласных звуков, открытых слогов, фраз, начиная с коротких и постепенно переходя к более длинным. Для обучения резкому короткому выдоху помогают упражнения «Закрываем окна, двери, чтоб не дули к нам метели», «Сдуваем снег», «Зажигаем огоньки». В качестве ощущения собственной диафрагмы и процесса вдоха и выдоха, обозначаем с детьми «шарик на животе», который то сдувается, то надувается.

Дыхательную гимнастику провожу постоянно в течение 2-3 минут в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединяю с движением туловища, рук, ног, пальцев.

Задача, учить детей петь без крика и напряжения. Большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). В этом нам помогают различные распевания из сборника «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением» О.С.Боромыковой. А также пропевание гласных букв под музыку: «а, я, о, у, э, и, ы». Работа над дикцией начинается с формирования округлых гласных и отчётливое произношение согласных в умеренных по темпу песнях, а затем,

 и в весёлых, шуточных, которые требуют подвижности артикуляционного аппарата. Улучшаем дикцию с помощью различных упражнений,

 артикуляционной гимнастики, скороговорок, речевых зарядок и пр.

Работу над интонированием (точное воспроизведение мелодии) начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации в пении требует постоянной работы над совершенствованием слуха. Это использование различных упражнений на звукоподражание: «Дятел» «Кукушка» «Труба» «Эхо, отзовись» и т.д.  Повторение выученных песен с сопровождением и

 a cappella, упражнение «Рисуем голосом». А также способствует чистоте интонирования -  игра на металлофоне с пропеванием несложных попевок «Андрей – воробей» «Сорока» «Барашеньки» «Я иду с цветами» «Небо синее» и т.д.

В пении ансамблем, я стараюсь приучить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся.

 Этого можно достичь, акцентируя внимание детей на одновременном вступлении, выдерживании общего темпа, одновременном начатии и окончании певческой фразы. Единой динамикой и выразительностью.  

В своей работе я использую приемы:
– Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;
– Коллективное проговаривание текста нараспев, негромко на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно;
– Коллективное произношение текста шепотом. Этот прием полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе.
– Для отчетливого произношения слов важно правильно передавать гласные. Здесь я использую “Вальс” Е. Теличеевой, предлагая детям пропевать его на разные слоги (ля, ле, ли, лю и т.д.)
– Для отчетливого произношения согласных звуков в конце слов я акцентировала внимание детей (в разучиваемой песне) на правильном замыкании звуков по руке (дирижерский жест – снятие).

 При выборе песен для разучивания с детьми обращаю внимание на их соответствие возможностям детей, включающее следующие их характеристики:

– доступное содержание;

– удобный для произношения текст;

– несложная, запоминающаяся мелодия, размер, ритм, тесситура, диапазон;

– несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а лишь

украшает и поддерживает ее;

– динамика песни, ее лад;

– рекомендации автора к исполнению.

 Работая с детьми, я убедилась, что каждый ребёнок талантлив по своему, но не все могут преодолеть состояние страха, застенчивости, стеснительности которое провоцирует зажатость. Наиболее встречающаяся причина зажима – психологическая. Чрезмерное волнение, зажатость не позволяют также мне правильно диагностировать состояние голоса ребенка, уровень его певческих способностей. Моей задачей является то, чтобы этот процесс адаптации прошел максимально быстро и безболезненно для ребенка.  Театральная кукла-игрушка, игры драматизации, музыкально – дидактические игры позволяют мне максимально быстро снять психологическую зажатость в пении.  При помощи мимики, жестов дети передают настроение песни, «рисуют музыку» цветными карандашами, руками; определяем цвет каждого музыкального произведения. Всегда, перед пением, провожу разминку голосового аппарата, сочетая распевание с оздоровительным самомассажем «Погладим горлышко» «Гуси гогочут» и т.д.  

Результативность по опыту моей работы подтверждена:

 Положительной динамикой обследования певческих, творческих навыков детей. Они научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии, начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук, слышать и оценивать правильное и неправильное пение, эмоционально передавать с помощью голоса, мимики характер песни, петь ритмично, петь согласованно.

Наблюдение показывает, что дети свободно владеют своим голосом, понимают вокальные термины, дирижерские жесты. У старших дошкольников выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей с помощью выразительных певческих интонаций (поющих жестов) ее художественный образ.

Мои воспитанники принимают участие в ежегодном городском конкурсе  «Музыкальное конфетти». В прошлом году заняли третье место в номинации «Песня». В этом году мы снова будем участвовать в этой номинации. Любовь к пению дети уносят с собой в дальнейшую жизнь. Ежегодно выпускники детского сада поступают и успешно обучаются в детской музыкальной школе. 

Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разных методических приемов, музыкальных игр и упражнений – все это позволило достичь высоких результатов в развитии певческих умений детей дошкольного возраста.

Распространение опыта среди педагогов города и района:

Внедрение собственного опыта я постоянно осуществляю в рамках ДОУ, на городских методических объединениях музыкальных руководителей (выступления из опыта работы, открытые занятия). Мой опыт может быть использован музыкальными руководителями ДОУ в ходе образовательной деятельности, в рамках работы вокальных кружков, что дает им возможность планировать работу в системе, последовательно, с учетом возрастных особенностей детей. Анализируя конечный результат опыта работы можно увидеть уверенный рост уровня развития певческих навыков. 

Список использованных источников и литературы:

  1. Метлов Н.М. «Музыка детям» Москва, 1985
  2. Ветлугина Н.А. « Методика музыкального воспитания» Москва, 1976
  3. Арсеневская О.Н. « Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» Волгоград, 2012
  4.  Огороднов Д.Е. «Методика музыкально-певческого воспитания» 2018
  5. Боромыкова О.С. «Коррекция речи и движения» Санкт-Петербург 1999
  6. Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» Москва 1988
  7. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы) Внедрение элементов программы «Зелёный огонёк здоровья» (из опыта работы)

Внедряя элементыпрограммы "Зелёный огонёк здоровья" формируем у маленького ребёнка интерес к своему личному здоровью, ответственность за себя....

Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».

Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе.   В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...

Статья из опыта работы "Об обучении в виде опытов и экспериментов"

Данный материал освещает тринадцатилетний опыт работы воспитателя ДОУ в сфере обучения дошкольников экспериментальной деятельности с объектами неживой природы и телу человека. В статье подробно описыв...

Обогащение эмоционального опыта дошкольников при создании образа в художественном конструировании. (из опыта работы)

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны «читать» эмоциональное состояние другого...

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную ...

Описание опыта работы РАССКАЗЫВАНИЕ ИЗ ОПЫТА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Можно отметить, что проблема развития связной монологической речи нашла достаточно широкое освещение в научной и методической литературе. Тем не менее, о необходимости усиления специальной систематиче...