Связь уровня самооценки и мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 лет
статья (подготовительная группа)

Александрова Марина Владимировна
В исследовании изучена связь между самооценкой и мотивационной готовностью к школьному обучению детей 6-7 лет. В исследовании развито и обосновано положение о наличии взаимосвязи между самооценкой и мотивационной готовностью к школьному обучению детей подготовительных групп дошкольных учреждений. Полученные в ходе исследования данные конкретизируют и развивают представления о факторах, влияющих на мотивационную готовность к обучению в школе, а также расширяют и уточняют особенности самооценки и учебной мотивации детей 6-7 лет. Проведенное исследование дает возможность использовать полученные данные в работе практического психолога, например, для разработки комплексного подхода к решению проблемы мотивационной готовности к школьному обучению, включающего в себя знания о взаимосвязи самооценки и учебной мотивации у детей. Полученные данные могут так же помочь специалистам, работающим с детьми, своевременно предсказать и предупредить возможные трудности в обучении и личностном развитии будущих первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Связь уровня самооценки и мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 лет

В соответствии с Законом «Об образовании в РФ», который вступил в действие с 1 сентября 2013, и с введением  федерального государственного стандарта 1 января 2014 года, образование дошкольников впервые стало самостоятельным уровнем. Если раньше главной задачей детского сада был уход и присмотр за детьми, то сегодня это уже полноценное образование, являющееся первым уровнем в системе непрерывного образования, которая включает в себя общее, среднее профессиональное и высшее.

Для обеспечения плавного перехода на следующую ступень необходимо сотрудничество между всеми участниками – детскими садами, семьей и начальной школой. Такие программы сотрудничества разрабатываются и реализуются во всех странах. Также и в нашей стране есть много примеров сотрудничества между дошкольными учреждениями, родителями и школой – «программы преемственности».

Наряду с положительными примерами в организации взаимодействия и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования, к сожалению, в ряде регионов России получили распространение такие нововведения, как школы раннего развития, дошкольные лицеи, группы подготовки детей к школе и др., деятельность которых сопряжена с целым рядом негативных тенденций и педагогических просчётов. Стремление части родителей и учителей подготовить детей к школе в таких структурах ведёт к созданию по сути репетиторских классов для детей 4-6 лет, из-за чего сокращается время для полноценного общего развития ребёнка. Узкая прагматическая направленность значительной части подобных «учреждений» сводится к раннему обучению детей счёту, чтению, письму, то есть тому, чтобы дать детям конкретный объём знаний, умений и навыков из школьных программ, что вступает в противоречие с задачами дошкольного образования.

Новый стандарт дошкольного образования должен избавить детские сады от формата школы и предоставить ребятам больше времени для игровой деятельности.  В отличие от других стандартов, не предусмотрено итоговых экзаменов или других форм оценки детских знаний. В новом документе закреплена недопустимость учебно-дисциплинарной модели образования в жизни ребёнка дошкольного возраста. Обучение детей должно вестись только через игру.

 Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов акцентировал внимание на основной миссии ФГОС дошкольного образования: становление и развитие личности ребенка. Приоритетная задача стандарта такова: «Не столько научить ребенка читать и писать, сколько "приохотить" его к учебе на протяжении всей жизни». Формирование мотивов обучения является важнейшей задачей дошкольного образования[1].  

 Ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования Владимир Загвоздкин считает, что для успешной адаптации ребёнка к школьной жизни гораздо важнее психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности, чем умение читать и считать. Все перечисленные психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.

Таким образом, уровень самооценки ребёнка и мотивационная готовность к школьному обучению приобретают чрезвычайную актуальность в изменяющихся условиях современного образования.

Несмотря на различные подходы к изучению мотивационной сферы и самооценки ребёнка, связь уровня самооценки и мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада как психолого-педагогическая проблема ещё недостаточно изучена. Поэтому проблема исследования заключается в недостаточном изучении особенностей взаимосвязи учебной мотивации и уровня самооценки в старшем дошкольном возрасте.

Цель исследования: Выявить связь уровня самооценки старших дошкольников и уровня их мотивационной готовности к школьному обучению.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ отечественной и зарубежной научной литературы, посвященной проблемам мотивационной готовности к школе и самооценки старших дошкольников.
  2. Определить уровень развития мотивационной готовности к школьному обучению у детей 6-7 лет.
  3. Провести исследование самооценки дошкольников.
  4. Выявить связь уровня самооценки старших дошкольников и уровня мотивационной готовности к школьному обучению.

Объект исследования: Мотивационная готовность к школьному обучению детей 6-7 лет.

Предмет исследования: Связь уровня самооценки и мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 лет.

Гипотеза:

1) неадекватная (заниженная и завышенная) самооценка связана с недостаточной мотивационной готовностью к школьному обучению.

          2) другие уровни самооценки не имеют однозначной связи с мотивационной готовностью к школьному обучению.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи культурно-деятельностной психологии (Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин)

Методы исследования. Решение поставленных задач и проверка гипотезы осуществлялись с помощью следующих методов:

1.        Теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2.        Эмпирические – включают в себя перечисленные ниже методы и методики:

  • методика «Какой Я?». Предназначена для определения самооценки ребенка 6—7 лет;
  • методика «Лесенка». (В.Г. Щур). Предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой;
  • метод независимых характеристик воспитанников (экспертные оценки воспитателей, выявляющие адекватность самооценки ребёнка);
  • методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург);
  • проективная методика «Рисунок «Я в школе»;
  • метод беседы с использованием опросника Л.И. Божович и Н.И. Гуткиной;
  • тест «Мотивационная готовность» (А. Л. Венгер), диагностирующий внутреннюю позицию школьника;
  • метод наблюдения (за детьми на занятиях и в процессе обследования).

3.        Интерпретационно-описательные – количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования (интерпретация данных проективных методик, методы математической статистики).

Научная новизна исследования. В исследовании изучена связь между самооценкой и мотивационной готовностью к школьному обучению детей 6-7 лет. Установлено, что степень взаимосвязи самооценки и мотивационной готовности к школе у детей подготовительных групп не однозначна. Дети с адекватной самооценкой обладают высокой мотивацией к обучению в школе. В то время как дети с завышенной и заниженной самооценкой могут иметь и высокую и низкую мотивацию.

Теоретическая значимость исследования. В исследовании развито и обосновано положение о наличии взаимосвязи между самооценкой и мотивационной готовностью к школьному обучению детей подготовительных групп дошкольных учреждений. Полученные в ходе исследования данные конкретизируют и развивают представления о факторах, влияющих на мотивационную готовность к обучению в школе, а также расширяют и уточняют особенности самооценки и учебной мотивации детей 6-7 лет.

Практическая значимость исследования. Проведенное исследование дает возможность использовать полученные данные в работе практического психолога, например, для разработки комплексного подхода к решению проблемы мотивационной готовности к школьному обучению, включающего в себя знания о взаимосвязи самооценки и учебной мотивации у детей.  Полученные данные могут так же помочь специалистам, работающим с детьми, своевременно предсказать и предупредить возможные трудности в обучении и личностном развитии будущих первоклассников.

Базой исследования явились три подготовительные группы в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 32 «Почемучка» города Обнинска Калужской области.

Характеристика выборки. В исследовании принимали участие 65 детей в возрасте 6-7 лет, воспитанники трёх подготовительных групп детского сада. Исследование проводилось в 2014-2015 году. В каждой группе обследование детей проводилось в середине учебного года.

Марцинковская Т. Д. пишет, что «внутренняя позиция школьника» формируется почти у всех детей к семи годам. Однако, если ребёнок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе неинтересно, что это только трата времени и сил, если он видит, что отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идёт в школу, то такая позиция может и не сформироваться вообще.

Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, и какие обязанности он там будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Всё это способствует формированию у ребёнка «внутренней позиции школьника».

Мотивационная готовность к обучению, или познавательная мотивация, не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом является интерес к внешней стороне учёбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Такой интерес в течение 2-3 месяцев исчезает. На втором этапе должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть собственно познавательная мотивация.[2]

Шашкова З. В. отмечает, что содержание занятий по формированию мотивации к школьному обучению труднее всего придумать. Она считает, что все известные задания мотивационной направленности больше служат диагностическому изучению, нежели развитию мотивации. Исходя из этого, автор предлагает несколько заданий для дошкольников, повышающих их интерес к содержанию школьной жизни. Это экскурсия в школу и рассказ о первом посещении школы.[3]

В решении этой проблемы хорошо себя зарекомендовал метод проектов, направленных на  взаимодействие и преемственность детского сада и начальной школы. Как правило, это долгосрочные проекты. Они способствуют формированию у детей подготовительной группы положительного отношения к школе. Например, психолого-педагогический проект «Есть контакт!». Ожидаемым результатом работы по реализации проекта стало облегчение процесса социально-психологической адаптации к школе. Основные этапы содержали: диагностику мотивации к школьному обучению, разработку и апробацию мероприятий, проведение прогулок, экскурсий, развлечений, выставок, дня открытых дверей в детском саду и школе для родителей, школьников и воспитанников детского сада, родительских собраний, праздник «Прощание с букварём».[4]

Ещё одним примером служит психолого-педагогический проект «Какая она, школа?» по созданию преемственности детского сада и гимназии.  Реализация проекта велась по трём направлениям: дети, родители, педагоги. Родителям в рамках проекта была обеспечена полная информированность об образовательных учреждениях микрорайона: распространение буклетов, знакомство с преподавателями школы, экскурсии в образовательные учреждения, дни открытых дверей, психологическая служба на базе дошкольного учреждения, консультирование.

Педагогами ДОУ и школы проводились совместные семинары, консультации, круглые столы, на которых обсуждались проблемы преемственности. Дети знакомились со школой, правилами поведения в ней, её традициями, участвовали в проектной деятельности.

Предметная среда группы была дополнена произведениями художественной литературы о школе, школьными принадлежностями, фотографиями, сюжетными картинками, видеофильмами. Результаты проекта положительные: дети многое узнали о школе – изменилась мотивация, снизилось беспокойство и у детей, и у родителей. Авторы уверены в том, что полученные результаты облегчат адаптацию детей к современной школе.[5] 

Ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования В. Загвоздкин считает, что для обеспечения плавного перехода необходимо сотрудничество между всеми участниками – детскими садами, семьей и младшей школой. Такие программы сотрудничества актуальны, они разрабатываются и реализуются во всех странах. Также и в нашей стране есть много примеров сотрудничества между дошкольными учреждениями, родителями и школой – «программы преемственности». Этот опыт нужно всемерно поддерживать и распространять.

Все перечисленные примеры походят для психопрофилактической групповой работы, но причины низкой учебной мотивации в каждом индивидуальном случае различны. Мы рекомендуем для каждого ребёнка с низкой мотивационной готовностью к школьному обучению создавать свою индивидуальную траекторию развития, предварительно выявив причины несформированной позиции школьника.

Подчеркнём, что не может существовать единой, универсальной системы развития мотивационной готовности детей к школе, так как причины низкой мотивации зависят от множества внешних и внутренних факторов. Диапазон первых преимущественно определяется стилем семейного воспитания, системой межличностных отношений ребёнка, а содержание вторых составляют личностные характеристики будущего ученика. К таким личностным характеристикам относится и самооценка.

          Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы показал, что мотивация и самооценка детей старшего дошкольного возраста изучалась многими авторами. И мотивационная система, и самооценка детей 6-7 лет находится в процессе становления и зависит от многих факторов, прежде всего от социального окружения. В этом возрасте формируется устойчивая иерархия мотивов, в которой доминируют познавательные и социальные мотивы учения.

Адекватная самооценка дошкольников начинает формироваться к 7 годам. Причём более объективно дети оценивают свои умения, результаты деятельности и менее объективно – личностные качества.

 Проведённое исследование мотивационной готовности к школьному обучению показало, что у подавляющего большинства детей мотивация разносторонняя. Дети полимотивированы: их привлекают в школе и игры на перемене, и учебная деятельность, и хорошие оценки, и необходимость учения для будущей профессии. Лишь некоторые из детей не смогли рационально объяснить свои выборы, что свидетельствует о недостаточном развитии их мотивационной составляющей при подготовке к школе. Следовательно, у небольшой части детей даже к семи годам ещё не появляются доминирующие мотивы.

Ведущими мотивами у детей 6-7 лет являются учебный, затем - социальный и на третьем месте - оценочный. Остальные мотивы не являются первостепенно значимыми для детей-выпускников. Можем предположить, учитывая различия в результатах по трём группам, что на формирование ведущего мотива у детей значительное влияние оказывают воспитатели.

Исследование показало, что внутренняя позиция школьника у испытуемых ещё находится в процессе становления. Параметры внутренней позиции школьника развиты неравномерно. Выше всего – осознание необходимости обучения, на среднем уровне - интерес к учебным видам деятельности, стремление к отношениям нового типа, на низком уровне – признание авторитета учителя. Особенно нужно отметить уровень тревожности, связанный с предстоящим обучением в школе, который по показателям приближается к высокому.

Исследование самооценки показало, что у воспитанников подготовительных групп преобладает высокая и завышенная самооценка, что соответствует возрастной норме и подтверждает данные других авторов. Адекватная самооценка находится в стадии формирования и обнаружена только у 12% детей (методика «Какой я?») и у 14% детей (методика «Лесенка»)

Первая часть гипотезы о том, что неадекватная (заниженная и завышенная) самооценка связана с недостаточной мотивационной готовностью к школьному обучению, подтвердилась.

          Вторая часть гипотезы о том, что другие уровни самооценки не имеют однозначной связи с мотивационной готовностью к школьному обучению, является ошибочной. Результаты показывают, что у всех детей с адекватной самооценкой отмечается высокая мотивационная готовность к обучению в школе.

Исходя из того, что выявлена связь между адекватностью самооценки и мотивационной готовностью к школе, можем сделать вывод о необходимости включения в программу психологического сопровождения при подготовке к школьному обучению старших дошкольников упражнений и игр, направленных на развитие адекватной самооценки.

Учебная мотивация была и остаётся актуальной для изучения. Трудность составляет отсутствие как таковых методов её повышения при достаточном наличии методик диагностики. Мы высказали предположение о возможном влиянии на мотивацию через формирование адекватной самооценки, потому что для дошкольного возраста существует достаточно игр и упражнений, направленных на развитие объективной самооценки.

Наше исследование показало, что существует связь самооценки и мотивационной готовности к школьному обучению детей 6-7 лет. Чем более адекватная самооценка ребёнка, тем выше мотивационная готовность к школьному обучению. И наоборот, неадекватная самооценка связана с недостаточной учебной мотивацией.

         Таким образом, можно сделать вывод о том, что, формируя у детей старшего дошкольного возраста адекватную самооценку, мы повышаем мотивационную готовность к школьному обучению. Поэтому одно из направлений работы с детьми 6-7 лет по развитию учебной мотивации может быть и развитие умения адекватно оценивать себя, свои способности.

В дальнейшем следует изучить компоненты внутренней позиции школьника, по которым выявлен критический уровень. Это признание авторитета учителя и высокая тревожность, связанная с поступлением в школу. Необходимо выявить причины значительного отклонения данных показателей от средних значений и наметить пути решения проблемы.

Также предстоит разработать программу занятий по развитию адекватной самооценки в рамках психологического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школьному обучению.


[1] Е. Кравцова, Г. Кравцов Психологические основы стандартов дошкольного образования// Дошкольное воспитание №6 2013г. – с. 14

[2] Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.: Знание, 1994. – с.6

[3] Шашкова З. В. Занятия по предшкольной подготовке: развитие творческого мышления: учеб.-метод. пособие. – М.: Глобус, 2007.

[4] Гуляева Е., Ильенкова И., Корнилова г. и др. Психолого-педагогический проект «Есть контакт!»// Дошкольное воспитание, 2010, №10. – с. 70-76

[5] Вернер Э. Какая она, школа?// Дошкольное воспитание, 2010, №9– с. 74-75


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему: "Мотивационная готовность к школьному обучению".

Самообразование на тему "Мотивационная готовность к школьному обучению". Мотивационная готовность к школе— это показатель, определяющий уровень стремления ходить в школу, понимания школьных правил ...

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

В преддверии поступления в школу, информация о мотивационной готовности к школьному обучению....

Консультация «Формирование мотивационной готовности к школьному обучению»

Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста.          Психологическая готовность ...

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

Формирование мотивационной готовности к школьному обучению...

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста. Формирование мотивационной готовности к школьному обучению

Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребе...