Статья " Опыт работы с детьми и родителями на основе традиций русского народа"
статья
Традиции русского народа - это истоки и корни духовно- нравственного развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_opyt_raboty_s_detmi_i_roditelyami_na_osnove_traditsiy_russkogo_naroda.docx | 29.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы с детьми и родителями на основе традиций русского народа.
Работая в детском саду с детьми уже много лет, я не перестаю удивляться какие же дети прекрасные . Они неподражаемы, своеобразны, непредсказуемы (в хорошем смысле этого слова), и вроде в чем-то схожи, но нет, они индивидуальны и уникальны. Имея за плечами уже немалый опыт в работе с детьми, я стала сопоставлять развитие наших детей с техническим прогрессом, и вдруг мне стало не по-себе… в гонке за информационными технологиями, мы, порой забываем наши истоки, наши традиции , а это наши корни. И как дерево без корней не может жить так и человек . Ведь как у детей есть родители, у каждого народа есть свои уникальные традиции, неповторимые обычаи, сложившиеся устои, национальные праздники. Давайте вспомним образ бабушки с засыпающим на руках внуком или внучкой, которая тихим голосом поет колыбельную. У кого от умиления не щемит в сердце. Или папу, читающего сказку перед сном, маму мастерившую игрушку своими руками ребенку. Но… стоп! Видим ли, мы, в наше время такие картины? А если и видим то как часто? Увы, не всегда.
Видя, данную ситуацию, я, решила внести маленькую (а может и немаленькую) лепту в заполнении огромной прорехи в воспитании подрастающего поколения, посредством внедрения традиций русского народа. И начать эту работу я решила с родителей, исходя из принципов Федерального государственного стандарта дошкольного образования и требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования: сотрудничество Организации с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности; поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Имея перед собой цель, направленную на приобщение родителей и детей к традициям русского народа, моим следующим этапом в работе стала постановка задач в рамках реализации ФГОС ДО, интеграции программы «Социокультурные истоки», которая реализуется на базе нашего ДОУ. Но начав продумывать задачи, я поняла, что без художественно-эстетического направления моя цель не будет полностью достигнута, ведь основополагающую роль в традициях русского народа являет песенное, былинное творчество, через которое народ передавал все свои знания, традиции и обычаи. И мной было принято решение во влечь в работу музыкального руководителя, с которой мы и продумали задачи для реализации приобщения детей и родителей к традициям русского народа.
Было выведено несколько задач наиболее важных для достижения цели:
- Создание условий для участия родителей в совместной работе, образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
- Использование разнообразных форм и методов работы с детьми и родителями.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; создание условий для реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Имея цель и задачи для работы, негласно было дано название проекту «Семейная гостиная», где основным направлением работы стал досуг. Именно через досуговое направление работы нами были установлены теплые доверительные отношения между родителями и педагогами, родителями и детьми. Данное направление в работе стало удачным выбором, для проведения досуга и встреч, потому что все мероприятия проводились не для родителей, а с привлечением и активным участием родителей.
Затем началась непосредственно работа. На первом родительском собрании была проведена беседа на тему « Традиции русского народа», на котором выявила интерес родителей к идее знакомства с традициями русского народа. И первым нашим решением было организовать вечерние тематические посиделки с чаепитием. Ведь одной из традиций были именно посиделки. И нам и родителям по душе пришлась эта идея. Ведь тематические посиделки имеют огромное значение:
- Сближение коллектива родители –дети- воспитатель;
- Творческая активность коллектива.
- Активизация коммуникативных навыков среди детей.
В течение года мы собирались несколько раз, исходя из праздничных дат календарного плана.
- Осенние посиделки, на которых мы вспоминали пословицы и поговорки, пели частушки.
- Новогодняя встреча (на которых мы вспоминали о традициях отмечать новый год на Руси)
- Рождественские посиделки (изготовление с родителями рождественских ангелочков, пели и слушали Рождественские колядки)
- Масленичные (мастер-класс по изготовлению тряпичных кукол, исполняли заклички, проводили игры на улице)
- Пасхальные (с детьми и родителями проводили конкурс поделок из бросового материала, играли в традиционные Пасхальные игры)
На все совместные мероприятия был тщательно подобран музыкальным руководителем, который стал полноценным участником нашего проекта, музыкально – песенный материал. Как приятно мастерить под звучание старинных обрядовых песен.
И это еще не все! Мы с родителями стали вместе придумывать и продумывать наши следующие посиделки, планируя данную деятельность на следующий год. В конечном итоге наш проект не закончен, а только набрал обороты…. Благодаря проделанной работе и привлечению родителей в образовательный процесс мы можем продолжить нашу деятельность по приобщению детей и родителей к традициям русского народа имея надежных и подготовленных союзников в лице родителей наших воспитанников!
Нуруева Ю.Н.- воспитатель,
Иванова Е.Н.- музыкальный руководитель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"
К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА»
Обобщение опыта по самообразовательной работе в старшей, подготовительной группе....
Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций русского народа".
Духовно-нравственное воспитание дошкольниковна основе традиций русского народа....
«Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
Дошкольное детство самый благодатный период жизни. В этот период закладываются основы для дальнейшего успешного развития ребенка. Естественно, что от педагога зависит многое. Правильное воспитание, вс...
ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ РУССКОГО НАРОДА.
Современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов, и каждый из нас осознает потребность возрождения народных традиций. Подрастающее поколение должно знать не только историю Рос...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»...
Консультация для родителей «Воспитание дошкольников на основе традиций русского народа»
Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребёнка. Эти дети любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на все инициативы, они могут искренне сочувствовать и соп...