Мастер класс
методическая разработка

Мастер класс. Тема : "Развитие коммуникативно - речевых навыков постредством Лего - конструирования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_n.a.docx22.72 КБ
PDF icon master_klass_prezentatsiya_pdf.pdf1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Использование конструкторов Лего для развития коммуникативных навыков в рамках реализации ФГОС в ДО»

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня на нашем мастер-классе мы окунемся в мир ЛЕГО. Я хотела бы поделиться своим опытом работы по организации детской деятельности с применением конструктора ЛЕГО. Введение ФГОС ДО предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

  • развивающего обучения;

       единства воспитательных, развивающих и образовательных целей и задач процесса образования дошкольников;

  • интеграции образовательных областей;

       решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей;  

  • учета ведущего вида деятельности дошкольника - игры.

        Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как ЛЕГО позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться.

ЛЕГО-конструирование – это современное средство обучения детей, которое позволяет детям учиться, играя. Главное ЛЕГО должно быть интересно самому воспитателю, тогда и с детьми легко и увлекательно работать. Я в своей практике использую конструктор ЛЕГО в целях развития коммуникативно - речевых навыков.

         Нами была разработана программа развития коммуникативно речевых навыков по средством Лего конструирования на основе рекомендаций Татьяны Лусс и Екатерины Фешиной. Сегодня я расскажу о этапах нашей работы, а также поделюсь с вами играми на развитие коммуникативных навыков.

И так наше обучение началось с спонтанной коллективной игры.

I.Спонтанная, коллективная ЛЕГО-игра детей.

Игру можно начинать с сюрпризного момента:

Жили-были детали «LEGO» в коробке своей.
Жили детали по одному- без друзей.
Хоть и были они разноцветными,
Но жизнь у них была неприметною.

Вдруг попала коробка к нам в детский сад.
Где каждый ребенок был конструктору рад!
Из LEGO- деталей героев составим.
И весело, дружно мы поиграем!

        Рекомендуем соблюдать некоторые условия (Оптимальное количество участников игры. Детям должно хватать Лего-элементов. Удобное место для игры. При проведении спонтанных игр не следует ограничивать ребенка предварительным замыслом. Обязательно стимулирование положительных эмоций и похвала ребенка во время игры. Постройки лучше на некоторое время сохранить).

II. Период обучения. От простого к сложному.

  1. Знакомство с цветом.
  2. Знакомство с формой и величиной.
  3. Обучение способам скрепления.
  4. Работа по образцу, картинке, схеме.
  5. Работа по словесной инструкции.
  6. Конструирование по теме, используя мнемотаблицы.
  7. Коллективная постройка и ее обыгрывание.

Начнем с простейших игр с помощью которых мы учились запоминать цвет, форму и величину Лего деталей, при этом развивали коммуникативно - речевые навыки детей.

Знакомство с цветом и формой.

1. «Поменяйся деталями» - дети берут по детальке Лего, обмениваются с друг другом по принципу: «У меня большой красный кирпичик, а у тебя какой?»

2. «Волшебная тропинка» - дети берт по кирпичику Лего. Им нужно по очереди выложить кирпичики в тропинку соблюдая условия, каждый следующий кирпичик долен похож на предыдущий формой или цветом. Ставя кирпичик ребенок должен назвать, чем он похож на предыдущий.

3. «Мой грузовик везет детали на стройку». Дети берут схемы, находят детали, и выкладывают их на силуэты в схеме. А потом обговаривают. Мой грузовичок везет детали на стройку: «Большой красный кирпичик, маленький голубой и т.д.»

4. «Выложи по образцу» Предлагаются 2 платы, на одной ребенок выкладывает кирпичиками в узор, второму ребенку нужно повторить узор. Можно так же усложнить задачу, просить выложить в зеркальном отражении. Далее идет обсуждение меду собой, правильно ли выложил ребенок узор на плато.

5. «Работа с карточками». Учувствуют несколько детей. Берут по карточке. Нужно найти нужный цвет кирпичика и выложить на карточку. Кто быстрее выложит на карточку все кирпичики по цвету, то побеждает. Все детали находятся в одной коробке.

Обратите внимание, что тут нет одиночных игр. Дети всегда играют парами или группой. Игра всегда комментируется или обсуждается в конце.

Обучение способам скрепления.

Скреплению мы уделяли очень много времени, так как у детей с ЗПР очень слабо развита моторика пальцев рук. У ребят не получалось скрепить до конца детали, у некоторых вовсе не получалось соединить. В результате постройки выходили не крепкие, ломкие. Поэтому мы старались максимально разнообразить игры на скрепление.

1.  «Работа с карточками», «Лего пазлы». (На экране карточки, которые используем в работе)

2. «Башня вежливых слов» (или комплименты) - каждый по очереди ставит кирпичик или несколько, при этом называет вежливое слово. В этой игре дети обучаются разным способам скрепления кирпичиков.

Работа по образцу, схеме, картинке.

Я не спроста дала вам другой конструктор. Этот конструктор называется Лего Дакта. Такой конструктор мы стали использовать на подготовительной группе. С ним ребятам уже было справится немного сложнее, так его детали значительно меньше, и нужно приложить больше усилий, что бы соединить детали вместе.  

(Дать каждому участнику собрать по герою сказки, разным способом) На экране образцов схем, картинок.

1. По образцу «Сделай как я», дается образец постройки, нужно собрать такую же. – Медведь.

2. По картинке. «Веселые картинки» собрать постройку по картинке -  Собака, лиса.

3. По схеме, собрать постройку по схеме. – Заяц, петух.

По условиям.

1. Игра «Подарок» - проводится беседа о том, какой подарок ты хочешь получить. Дети делятся пожеланиями, а потом делятся на пары и строят друг для друга подарки. (только обсуждение игры, без строительства)

2. Пример: Прошу детей построить домик для собачки и лошадки из комплектов Лего. Соответственно домики будут разные, в первую очередь по величине.

Вас я попрошу построить домик для зайчика из белых кирпичиков, а Вас для лисы из красных. А третьему и четвертому участнику предложу построить дерево. (Участникам мастер класса будет предложено собрать домики для зайца и лисы. Обсудить какие получились деревья. Высота, старение… Вывод -деревья получились у всех разные.)

Работа по словесной инструкции. 

1.Участникам семинара будет предложено собрать по словесной инструкции дерево – елка.

Использование мнемотаблицы. 

1.Игра «Выставка скульптур» - дети строят фигуры, потом ведущий говорит: «Сегодня я был на выставке скульптур. Все скульптуры хороши, но одна лучше всех… и начинает описывать одну из построек. Кто отгадал, тот следующий водящий. В этом и могут помочь мнемотаблицы. Давайте попробуем описать одну и построек по ней. (Описать петуха)

2. «Отгадай, что я построил». Дети задают друг другу вопросы: «Ты построил живое или не живое? Какого цвета? ….» (ТОЛЬКО ОБСУЖДЕНИЕ)

Таким образом, дети постепенно, от простого к сложному учатся строить разнообразные постройки, используя разные способы крепления. Учатся пользоваться различные схемами или картинками. Запоминают названия деталей.

Следующий этап – умение обыграть. У нас с вами получилось много построек. Деревья и домики будут декорациями. Попробуете догадаться, герои какой сказки у нас получились. («Заюшкина избушка»). В своей работе я предварительно читаю им эту сказку. А дальше предлагаю детям выбрать героев и разыграть сказку. На себя беру роль автора.

Сейчас я предложу вам посмотреть два ролика, которое были сняты в начале проекта и в конце и обсудить их. На них заснята игра наших детей с Лего конструктором. (В первом ролике дети практически не общаются, каждый играет сам по себе, молча. Во втором ролике дети активно общаются. Помогают друг другу.)

Если темы недели, позволяют нам обыграть постройки через сказку, то так мы и поступаем. Если же, например, тема недели транспорт, то сюжет мы уже придумываем самостоятельно. Так в своей работе мы устраивали конкурсы построек детей и родителей. Этот конкур позволяет пополнить нашу копилку с постройками. К постройке мы просили нарисовать подробно схему или картинку как ее построить. Альбомы, которые мы используем в работе, так же давали домой. Некоторые родители используют дома планшеты, они скачивают схемы на них. Это удобно. Можно хранить сотни схем на планшете.

Итог. Таким образом мы с вами кратко ознакомились с использованием Лего в целях развития коммуникативно речевых навыков. Но диапазон возможностей Лего очень велик. Можно найти ему применение во всех образовательных областях. И даже в диагностике. Например, межличностных отношений. Я хочу пожелать всем участникам, всегда находить интересные идеи, воплощать их в жизнь, и пусть это приносит удовольствие вам и вашим воспитанникам!

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...