«Использование средств логоритмики в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников»
статья
Представление собственного педагогического опыта совместной деятельность учителя-логопеда и музыкального руководителя ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Целью нашей работы является помощь, которую можно оказать в условиях обычного детского сада.
Одной из основных задач в комплексном психолого-логопедическом, педагогическом и лечебно-оздоровительном воздействии на детей с нарушением речи является формирование, развитие и коррекция функциональной системы с учетом особенностей личности и поведения.
Педагоги-логопеды в своей повседневной работе встречаются с детьми, имеющими различные нарушения речи, обусловленные разными причинами. Поэтому мы должны знать особенности развития, воспитания и коррекции неречевых и речевых процессов у детей с речевой патологией, развивать слуховое внимание и память, оптико-пространственные представления и навыки, статическую и динамическую координацию общих движений, тонкую произвольную моторику и мимику лица; воспитывать чувство темпа и ритма в движении, целенаправленно воздействовать на речевое нарушение. В этом нам поможет логопедическая ритмика.
Значение логоритмического воздействия на детей подчеркивали многие исследователи. В.А. Гиляровсий писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры. Логопедическая ритмика развивает внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную, логическую, комплексную). Также логопедическая ритмика воздействует па физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Задачи логопедической ритмики оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные. Занятия логопедической ритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений.
В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена. Первое - развитие, воспитание и коррекцию неречевых процессов у детей с речевой патологией, а именно: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении. Второе - развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т.п.
Коррекционная направленность логоритмических занятий обусловлена поэтапностью логопедической работы при устранении общего недоразвития речи. Выделяются три этапа в работе: подготовительный этап, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков.
Задачами логоритмического воздействия на подготовительном этапе являются:
- развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха;
- певческого диапазона голоса;
- чувства ритма;
- слухового внимания;
- пространственной организации движений;
- общей и тонкой моторики, мимики;
- речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
Задачами логоритмического воздействия на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков (постановки звука, автоматизации, дифференциации) являются:
- продолжение развития неречевых функций, указанных на подготовительном этапе.
Особое внимание обращается на:
- совершенствование речевой моторики (переключаемости, координации, точности выполнения движения);
- развитие мыслительных операций: сравнения и обобщения;
- звуковысотного и динамического слуха;
- фонематического восприятия;
- воспитание связи между звуком и его музыкальным образом.
Задачами логоритмического воздействия на этапе формирования коммуникативных умений и навыков являются:
- закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;
- дальнейшее развитие музыкального слуха;
- развитие певческого диапазона голоса;
- мимики, пантомимики;
- речевой моторики;
- просодии речи;
- фонематического восприятия;
- формирование навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Средствами логопедической ритмики являются: ходьба и маршировка в различных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание; счетные упражнения; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения в игре на музыкальных инструментах; самостоятельная музыкальная и игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы; заключительные упражнения.
Для достижения оптимальных результатов логоритмических занятий, целесообразно строить их в плане равномерного распределения психофизической нагрузки. М.Ю. Картушина предлагает следующую структуру, которой придерживались и мы в данном занятии:
1. Движения под музыку, упражнения в различных видах ходьбы и бега.
2. Упражнения на дыхание и развитие певческого диапазона голоса.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Хоровод.
5. Артикуляционная гимнастика, массаж лица.
6. Пение с движениями.
7. Упражнения на развитие чувства ритма.
8. Массаж спины.
9. Подвижная игра.
10. Мимические упражнения.
Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с логопедом в кругу или полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».
Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...
Наглядное моделирование как средство преодоления общего недоразвития речи у дошкольников в процессе коррекционной работы
Обобщение опыта...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников.
В статье обозначены здоровьесберегающие технологии: двигательный игротренинг, кинезиологические упражнения, подвижные игры, цветотерапия....
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преодоления общего недоразвития речи у дошкольников.
в статье обозначены здоровьесберегающие технологии: двигательный игротренинг, цветотерапия, двигательный игротренинг, кинезиологические упражнения....
Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников
Практика логопедической работы показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные...
Использование интерактивных речевых игр для преодоления общего недоразвития речи у детей с ОВЗ 5-6 лет.
Использование интерактивных речевых игр для преодоления общего недоразвития речи у детей с ОВЗ 5-6 лет....