Статья."Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)

Артемова Ольга Васильевна

наблюдения и обобщение опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.

В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.

21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с темповыми задержками речевого развития у детей от 1 года до 5 лет. Согласно данным учителей-логопедов школ и детских садов 58 % детей дошкольного возраста и 56 % первоклассников имеют отклонения в речевом развитии.

Не скомпенсированные речевые нарушения, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т. к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих их максимальной мобилизации в новых школьных условиях.

Такой рост детской речевой патологии вызван, как показывают исследования, остаточными проявлениями органического поражения центральной нервной системы. Правильное формирование речи и других высших психических функций зависит от своевременного созревания определенных мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей.

Проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи, например звукопроизношения, а комплексное отставание речевых компонентов. Т. е. нарушение звукопроизношения чаще всего сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций.

У многих детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется как вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка и т. д. Все более распространенной становится несформированность фонематического слуха, что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи.

Отмечается большое количество детей с несформированностью лексико-грамматического строя речи. Типичным для таких детей является неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов. Отмечается нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных. Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний.

Часто дошкольники с трудом понимают логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.

Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.

Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т. к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити – шоу. Альтернативы такому речевому поведению, никто не предлагает.

Нельзя не отметить, что речь ребенка зависит и от сформированности других высших психических функций. Приходится говорить о нарушении пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти – ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов.

Таким образом, на фоне ухудшения здоровья детей, с точки зрения нарушений развития отмечается сочетанность дефектов, следовательно, дети нуждаются в комплексной коррекции, где коллегиально должны работать логопед, психолог, невролог, воспитатель, муз. руководитель, физический инструктор.

М. М. Кольцова установила, что развитие речи тесно связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому надо постараться увлечь ребенка кубиками, мозаикой, мелким строителем и другими предметами. Детям вначале легче играть с крупными игрушками, но постепенно размер кубиков, конструктора должен уменьшаться.

При развитии мелкой моторики комплекс игр поможет вашему ребенку узнать, как обычная бумага превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает листы белой бумаги, а затем, обмотав их цветными нитками, вот и готовы мячики для игры. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигурок. Очень важно, чтобы взрослый несколько раз, не спеша, показал ребенку последовательность действий. Освоив элементарные движения, малыш начнет сам мастерить игрушки.

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче будет ему выводить свои первые буквы и слова. Предлагайте ребенку штриховать различные фигуры прямыми линиями, обводить рисунки по контуру, срисовывать по образцу, продолжать заданный рисунок.

Иногда плохое звукопроизношение связано с вялостью мышц языка, губ, нижней челюстью. В этом случае ребенку можно рассказать сказку о «веселом язычке», которому нельзя выходить из домика, но он озорной и все время ищет лазейку, чтобы выбраться на улицу, поэтому при широко открытом рте кончик языка все время упирается, то в верхние, то в нижние зубы. Язык выходит из домика и его кончик старается достать до кончика носа, то подбородка. Язык можно сделать то широким, то узким. Можно предложить пощелкать языком «Как лошадка». Предложить поговорить по секрету, т. е. шепотом, при этом работа артикуляционного аппарата усиливается – тем самым вы укрепите мышцы губ, языка.

Развивать речь ребенка можно и нужно постоянно. Вы ведете ребенка по улице, гуляете во дворе, в парке, в лесу обратите внимание на то, как щедро может одарить природа наблюдательного человека.

Литература

Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. – М. ; 1981.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М. ; 1982.

Колмыченко А. И. Актуальность проблемы развития речи ребёнка дошкольника. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/blog/aktual-nost-probliemy-razvitiia-riechi-riebionka-doshkol-nika.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»

Педагогический совет ДОО «Особенности современных форм, методов работы по развитию речи дошкольников» Тема: «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Сообщение для педагогов на тему: «Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»

Сообщение для педагогов на тему:«Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста»...

Статья Тема «Проблема развития речи детей раннего возраста».

Статья Тема «проблема развития речи детей раннего возраста».  Родителей малышей 2-3 лет волнуют в основном одни и те же вопросы: «Какой объем словарного запаса должен ...

Привлечение родителей к проблеме развития речи детей дошкольного возраста

Проблема развития речи ребенка дошкольного возраста очень актуальна, так как многие дети в трехлетнем возрасте очень плохо разговаривают. Как же дошкольнику освоить речь? В первую очередь, не нужно ст...

Статья Тема «проблема развития речи детей раннего возраста».

Статья Тема «проблема развития речи детей раннего возраста».  Родителей малышей 2-3 лет волнуют в основном одни и те же вопросы: «Какой объем словарного запаса должен ...