Статья на тему "Фребель-основатель первого детского сада"
статья

Громова Галина Васильевна

Немецкий педагог пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию природных данных ребёнка; организовал подготовку воспитательниц; создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи; раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frebel-osnovatel_pervogo_detskogo_sada.docx22.54 КБ
Файл frebel_2.ppsx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

ФРИДРИХ ФРЕБЕЛЬ- НЕМЕЦКИЙ ПЕДАГОГ ОСНОВАТЕЛЬ ПЕРВОГО «ДЕТСКОГО САДА» В МИРЕ

Статья подготовлена педагогом ГБДОУ№81 Красногвардейского района г С-Пб

Громовой Галиной Васильевной

Фридрих Фребель впервые в истории дошкольной педагогики – дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями, систему общественного дошкольного воспитания.

Его учение способствовало выделению дошкольного воспитания в отдельную отрасль педагогической науки. В этом учении исходным являлось представление о деятельной природе ребёнка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности, любознательности.

Немецкий педагог пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию природных данных ребёнка; организовал подготовку воспитательниц; создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи; раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте.

Педагогика Фридриха Вильгельма Августа Фребеля основывается на:

  • признании уникальности каждого ребенка;
  • признании целостности детства во всех его проявлениях;
  • выявлении индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для их проявления в окружающей среде – в природе и социуме;
  • создании условий для развития внутреннего потенциала ребенка;
  • признании ребенка как части семьи и общества;
  • целостном взгляде на развитие каждого ребенка;
  • единстве воспитания и образования, социума и природы, следовании природе ребенка, его внутренним законам. 

Именно Фрёбель сформулировал первые принципы настоящего детского сада. Главный из них – не мешать ребенку становиться человеком, но помогать, развивая все лучшее, что дала ему природа.  Фрёбель пропагандировал создание детских садов, содействующих совершенствованию этих природных данных ребёнка, организовал подготовку воспитательниц («садовниц»), создал методику работы с детьми, в основу которой положил развитие органов чувств, движений, мышления и речи, раскрыл воспитательно-образовательное значение игр в детском возрасте. Фребель предложил особый дидактический материал, т. н. «дары» Фребеля, представлявшие систему занятий игр с мячами и геометрическими телами – шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками и всё более мелкими и разнообразными их членениями. Всё это использовалось для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, комбинаторских способностей мышления в процессе детских «построек».

 Кроме «даров», Фребель вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок, уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду.

Всего Фребель разработал шесть «даров».

Первый «дар» – цветные мячики (цветов радуги и белый) – помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления.

Второй «дар» – шар, куб и цилиндр. Диаметр шара, высота куба и основание цилиндра одинаковы – знакомит с геометрическими телами.

Мяч – первая игрушка – выражает покой и движение, способствует познанию ребенком единства всего существующего.

Куб – символ единства и многообразия. Последовательность занятий с «дарами» знаменует переход от простого единства (мяч, шар) к более сложному (куб, деленный на части).

Остальные четыре «дара» – куб, деленный на мелкие части (кубики, 3- и 4-гранные призмы) – дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструирования. Заимствованная у Песталоцци идея «даров» окутана Фрёбелем мистической символикой: через «дары» ребенок, по мнению Фрёбеля, подводится к пониманию единства и многообразия мира, к его основе – божественному началу.

Однако жизнь не стоит на месте, и идеи Фрёбель-педагогики получили свое развитие в различных авторских педагогических системах:

(М. Монтессори, Р. Штейнера, Селестер  Френе, Л. Малагуцци, развивающей системе Никитиных, теории развивающего обучения Б.Д. Эльконина–В.В. Давыдова). Последователи идей Фрёбель-педагогики по всему миру развивали и продолжают развивать систему элементов его «даров».

В это название он вкладывал двоякий смысл:

«1) настоящий сад как место общения ребенка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения;

2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе».

Жаль, что потерялось это ласковое слово – «садовница». «Воспитательница дошкольного учреждения» – совсем иначе звучит, сухо и казённо.

А вот «детский сад» – прижилось, мы произносим эти слова, не задумываясь об их происхождении.

Детский сад – первая в жизни ребёнка школа общественных отношений.

И тут Фридрих Фребель был безусловно прав: этот бесценный жизненный опыт ничем не заменишь.

В 2015 году музеем Фридриха Фребеля в городе Бад-Бланкенбург была организована международная конференция, посвященная 175-летию со дня открытия первого в мире детского сада. Продолжатели традиций со всего мира: Финляндии, Германии, Греции, Эстонии, Японии, Великобритании и многих других стран собрались здесь для обмена опытом. В программе были выступления и доклады о практической работе с детьми, представлены интересные методики. Большое удивление у собравшихся вызвало то, что наборы являются уникальными и не имеющими аналогов, с национальным колоритом и интересными играми для детей.

Современная Германия является для всех настоящим образцом для подражания в деле внедрения идей фребель-педагогики. Многие годы здесь успешно работают по его системе десятки детских садов, а это значит, что все больше детей действительно развиваются и растут в атмосфере творчества. Никто не принуждает родителей отдавать своих отпрысков в эти фребелевские детские сады, наоборот, зачастую пребывание в них платное. Но родители с радостью пользуются такой возможностью, поскольку уверены, что их дети более открыты, успешены, не зашоренны различными табу, и это в дальнейшем очень пригодится им и в школе и в жизни.

Местные жители города Обервайсбаха очень гордятся знаменитым земляком и называют свой город «Фребельштадт». В самом деле, здесь расположен и мемориальный музей, с любовью воссоздаваемый с 1982 года, и Башня  «Фребельтурм» и знаменитая «Тропа Фребеля», ведущая путников из города по полям и  лесным горным тропинкам.

Список используемой литературы

  • Фребель Ф. Будем жить ради своих детей (Педагогика детства). – М., 2005;
  •  Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. - М., 1955;
  •  Красногорская Л.И. Очерки развития дошкольного воспитания. - М., 1938;
  •  История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для пед ин-тов / Под ред. Л.Н. Литвина. — М.: Просвещение, 1989;
  •  Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Изд. центр «Академия», 2001.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фридрих Фребель - немецкий педагог основатель первого « детского сада» в мире. Подготовила педагог ГБДОУ№81 Красногвардейского района г С-Пб Громова Галина Васильевна

Слайд 2

Систему воспитания детей дошкольного возраста в коллективе разработал немецкий педагог Фридрих Фребель . Учреждения, следовавшие этому принципу, стали прообразом нынешних детских садов. Название «детский сад» было впервые употреблено Фребелем в 1840 году.

Слайд 3

Всего Фребель разработал шесть «даров». Первый «дар» – цветные мячики (цветов радуги и белый) – помогает ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления.

Слайд 4

Второй «дар» – шар, куб и цилиндр. Диаметр шара, высота куба и основание цилиндра одинаковы – знакомит с геометрическими телами.

Слайд 6

Фребель назвал свое дошкольное учреждение– «детский сад» .

Слайд 7

Фребель в жизни горожан. Юбилей детского сада в Бад-Бланкенбурге – праздник для всех горожан.

Слайд 8

Фридрих Вильгельм Август Фребель ( 21 апреля 1782 — 21 июня 1852 )

Слайд 9

Список литературы: Фребель Ф. Будем жить ради своих детей (Педагогика детства). – М., 2005; Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. - М., 1955; Красногорская Л.И. Очерки развития дошкольного воспитания. - М., 1938; История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для пед ин- тов / Под ред. Л.Н. Литвина. — М.: Просвещение, 1989; Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш . пед . учеб. заведений / Под ред. С.Ф. Егорова. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. http://www.oberweissbach.de/Sehenswuumlrdigkeiten/inOberwei%C3%9Fbach/Memorialmuseum/tabid/365/Default.aspx Литература: Шиpефф Э, Жизнь Ф. Фребеля , M, 1886, Гюнтер К. X., Фридрих Фребель , "Перспективы", 1984, № 2, Mчеделидзе H. Б., Педагогическая деятельность и теория Фридриха Фребеля , в кн.: История дошкольной педагогики, под ред. Л . H. Литвина , M, 1989, Schuffenhauer H., F. W. A. Frobel, В ., 1962. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 тт. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: «Большая Российская энциклопедия», Т. 2, 1999, С. 527-529. (Бим- Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 309)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Фольклор на занятиях в детском саду"

Статья в сборнике межрегионального научно - практического семинара г. Воронеж "Фольклор на занятиях в детском саду"...

Статья "Мир художественной гимнастики в детском саду"

Художественная гимнастика в детском саду...

статья- "Волшебное тесто. Тестопластика в детском саду"

Волшебное тесто. Тестопластика в детском саду.(из опыта работы)Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего ми...

Конспект НОД "Как стать здоровым" для средней группы детского сада.

Если ребенок заболел, какие  действия надо предпринять? Какой образ жизни вести в дальнейшем, чтобы не болеть?...

Статья "История открытия первого детского сада в Санкт- Петербурге"

В статье говорится о создании первого детского сада в России, который был открыт в Санкт- Петербурге Софией Люгебиль..Даётся описание видов деятельности для детей в этом учреждении, методы и подходы к...