РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 3-4лет  в подготовительной группе на 2018 - 2019 учебный год
рабочая программа (подготовительная группа)

Саидова Эсмира Абдулбариевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА совместной деятельности педагога с детьми 3-4лет  в подготовительной группе на 2018 - 2019 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_rabochey_programmy_2.docx49.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2120»

ГБОУ Школа № 2120

Россия, 108811, г.Москва, г.Московский, ул. Бианки, дом 9А.  

ИНН 5051005670;    КПП 775101001;    ОГРН 1025007515510

тел. / факс: 8 (495) 764-23-17;

email: 2120@edu.mos.ru;

web: http://sch2120tn.mskobr.ru/

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

совместной деятельности педагога с детьми 3-4лет 

 в подготовительной группе 

на 2018 - 2019 учебный год 

разработана в соответствии с ФГОС ДО на основе образовательной программы ДОУ,                                                                                   составленной в соответствии с основной общеобразовательной программой  «От рождения до школы»  под редакцией Н. Е. Вераксы,  Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой 

 

ГБОУ Школа №2120 Д2

Составители: Саидова Э. А. Швец Н.Б.

Содержание программы:

 

Целевой раздел………………………………………………………………………………………………….3                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Основания разработки программы……………………………………………………………………………………………………….3                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Цели и задачи ООП………………………………………………………………………………………………………………4                                                                                              

Принципы и подходы в организации образовательного процесса…………………………………………..6                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Основные понятия, используемые в рабочей программе………………………………………………………………………………………………………..8                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Описание возрастно-психологических особенностей развития детей………………………………………9                                                                                                                                                                                       Целевые ориентиры……………………………………………………………………………………………………….10                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Планируемые результаты………………………………………………………………………………………………………11                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Программно-методическое обеспечение (возрастная группа, основная ОП, парциальные программы, педагогические технологии)…………………………………………………………………………………..12                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Календарно- тематическое планирование ……………………………………………………………………13

Проект недели (планирование совместной деятельности) …………………………………………………17

Работа с детьми ОВЗ…………………………………………………………………………………………..19

Целевой раздел

Пояснительная записка

 Настоящая рабочая программа для подготовительной к школе группы детского сада разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе ОП ДОУ.  

     Программа ДОУ построена на основе ООП "От рождения до школы", под редакцией Веракса Н.Е, Комарова Т.С., Васильева М.А.

Образовательная программа ДОУ обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Рабочая программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

Основания разработки программы:

          Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Уставом  ДОУ.

Цели и задачи ООП:

Цели:

  • создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства;
  • создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств каждого ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
  • подготовка дошкольников к жизни в современном обществе;
  • обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Цели рабочей программы реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:

  • Образовательная деятельность, которая   осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности - игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы.
  • Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграции в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • творческая организация процесса воспитания и обучения;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
  • соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Исходя из поставленных целей рабочей программы, формируются следующие задачи:

  • Способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы, музыкально-художественной, продуктивной деятельности;
  • Укреплять здоровье воспитанников, приобщать их к здоровому образу жизни, развивать двигательную и гигиеническую культуру детей.
  •  Обеспечивать психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;
  •  Реализовывать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, в режимных моментах, в работе с родителями. 
  • Развивать гуманистическую направленность отношения детей к миру, воспитывать у детей культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям.
  • Развивать у детей познавательную активность, познавательные интересы, интеллектуальные способности, самостоятельность и инициативу, стремление к активной деятельности и творчеству. 
  •  Развивать эстетические чувства детей, творческие способности, эмоционально-ценностные ориентации, приобщать воспитанников к искусству и художественной литературе.

     

             

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

  1. Принцип последовательности. В основе – отход от формального параллельного планирования с большими временными затратами на написание планов к последовательному (сквозному) планированию образовательной деятельности с детьми:

–неделя-временной период планирования

–формулируются образовательные задачи на это период, решение которых предполагается в ходе совместной деятельности, во время режимных моментов, в ситуациях повседневного общения с детьми;

-подбираются оптимальные формы взаимодействия с детьми;

-вводятся новые слова в активный словарный запас;

-изменяется (пополняется) предметно-пространственная развивающая среда;

-осуществляется коррекция развития (индивидуально или для всей группы)

        Основой реализации диалогового общения с родителями, формирования у них представления о возрастной норме является ежедневная информация воспитателя о том, чем занимались дети в течение дня: в какие игры играли, какие произведения читали, какую песню пели и т.п.

  1. Принцип интеграции. В основе- установление системных связей между образовательными задачами разных образовательных областей через их дополнение и взаимное обогащение. Так, освоение пространственных представлений, знакомство с математическими понятиями формируется в конструировании, формировании математических представлений, на образовательной деятельности музыкой и физкультурой, а ориентировка на плоскости осваивается как в процессе рисования, так и в плоскостном конструировании.

Регулярность, последовательность и повторяемость воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяется и усложняются задачи-познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнить правила, воспитывать доброжелательное отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игр.)

Кроме того, в одном виде деятельности можно решать несколько задач развития. Например, в продуктивных видах (лепка, рисование, аппликация) кроме технического освоения самой деятельности решаются задачи социализации (взаимодействие детей, передача своего эмоционального состояния). Задачи формирования творческих способностей, развития речи (дети рассказывают о совей работе, придумывают дальнейшие события, разыгрывают диалоги с созданными персонажами), игровой деятельности, если созданная поделка включается в игровую ситуацию

  1. Комплексно-тематический принцип. В основе принципа лежит выбор определенной темы в соответствии с интересами и возможностями детей. Событийная организация образовательной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования расширяет многочисленные возможности для детской практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Проектируя события, необходимо учитывать следующие принципиальные моменты:

  • В основе события проблемная (игровая ситуация), актуальная для детей и мотивирующая их на пробы, игры, исследования, открытие нового. Ситуация должна лежать в зоне ближайшего развития, т.е быть актуальной, но не простой, не открываться сразу.
  • Планируя событие, необходимо задать множество мест детской инициативы, возможностей выбирать. Событие задается рамочно, общей темой или сюжетом, так, чтобы внутри него возможны неожиданные детские ходы, проекты, действия
  • Событие разворачивается в разнообразной деятельности, дети действуют в малых и больших подгруппах, работают индивидуально.
  • Тематика событий вытекает, с одной стороны, из графика работы детского сад (общие праздники или традиционные для учреждения события), с другой из соображений поддержки детского интереса. Это значит, что часть событий в плане работы детского сада возникает спонтанно, для этого необходимо оставлять время. Важно следить за разнообразием событий, они должны касаться различных сфер развития и предметных областей, способов деятельности (наблюдение, экспериментирование, проект, игра и т.д.)
  • В основе события лежит совместная деятельность взрослых и детей, но не монологическая речь воспитателя
  • Событие содержит момент предъявления результатов деятельности групп детей, совместное обсуждение, проговаривание достижений и трудностей. Обсуждение полезно проводить в кругу, так, чтобы дети видели лица и реакции друг друга.

В рабочей программе используются основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС ДО:

                  1.  Культурно-исторический подход.

                  2.  Личностно-ориентированный подход.

                  3.  Деятельностный подход.

                  4.  Индивидуальный подход.

                  5.  Системный подход.

Основные понятия, используемые в рабочей программе

         

          Амплификация развития - это обогащение или углубление детского развития, которое необходимо для разностороннего воспитания детей, поэтому она должна охватывать все образовательные области:

Социально - коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно - эстетическое развитие;

физическое развитие.

          Взаимодействие -это такой процесс, который происходит между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.

          Индивидуализация образования -это прежде всего условие, процесс и результат самореализации человека в его жизнедеятельности и жизнетворчестве.

         Педагогическая диагностика-это система деятельности педагогов, которая заключается в изучении состояния и результатов процесса обучения. Она позволяет корректировать этот процесс в целях повышения качества обучения

         Развивающая предметно-пространственная среда-это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников.

         Развивающая ситуация-это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями.

       

       

Описание возрастно-психологических особенностей развития детей

В возрасте  3 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга.  Его общение становится вне ситуативным . Взрослый становится для ребенка не только членом семьи но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка определять такую же функцию приводить к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры который становится ведущим видом деятельности  в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры  является её условность выполнение одних действий с одними предметами. Предполагает  их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников является действия с игрушками и предметами -заменителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной двумя ролями простыми не развёрнутыми сюжетами. Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте  они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствует детали у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать  цвет.  Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.  Младшие дошкольники способны под руководство взрослого вылепить простые предметы. Известно ,что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия.  В этом возрасте детям доступны  простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельностьв младшем  дошкольном возрасте ограничена возведением  несложных построек по образцу и по замыслу .  К концу младшего дошкольного возраста дети могут дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов ,способны  дифференцировать предметы по величине ,ориентироваться в  пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении  всего дошкольного учреждения .Развивать память и внимание. По  просьбе взрослого дети могут запомнить 3 -4 слова и 5-6 названий предметов . К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться  наглядно действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб учетом желаемого результата.

Целевые ориентиры

              Ребенок интересуется окружающими предметами активно действует с ними  эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами стремится проявлять настойчивость в достижение результата своих действий.

Использует специфические  культурно фиксированные предметы действия. Знает назначения бытовых предметов(ложки, расчески т.д)и умеет пользоваться ими .Владеет простейшими навыками самообслуживания стремится проявлять самостоятельность в бытовом и в игровом поведении .Владеет активной речью включенной в общение может обращаться с вопросами и просьбами понимает речь взрослых знает названия окружающих предметов и игрушек;

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; проявляются игры в которых ребенок воспроизводит действия взрослого ;

проявляет интерес к сверстникам наблюдает за их действиями и подражает им;

Проявляет интерес к стихам  песням сказкам ,рассматриванию картинки.

У ребенка развита крупная моторика ,он стремится осваивать различные виды движения(бег, лазанье ,перешагивания, и пр.).

Вторя младшая группа

Деятельность педагога

Развитие детей

Моделирование ситуации развития посредством создания проблемной ситуации, при которой ребенок понимает, зачем ему здесь и сейчас «архиважно» осваивать тот или иной программный материал;

-обращение к опыту детей, выделение и удержание в нем предметной темы;

-обнаружение проблемы (на этом этапе важно, чтобы предмет разговора имел непосредственную связь с жизнью детей, их опытом);

-все высказывания, суждения, несовпадения во мнениях детей должны быть услышаны, так как именно они позволяют обнаружить противоречивость ситуации и обозначить проблему (задачу), которую можно решать совместно

способность свободно действовать рядом со сверстниками;

-способность ориентировки в пространстве (как комнаты, так и листа бумаги, в процессе создания общих продуктов деятельности);

-на эмоциональном, элементарном уровне действовать в условиях неопределенности (все вместе рядом со взрослым);

-способность рассказать другим детям о своей семье, любимой маме, своей игрушке….;

-способность послушать про других детей;

-эмоциональная включенность к возможностям своего тела, вместе инсценирование телом придуманной сказки-

           

  1. Программно-методическое обеспечение (возрастная группа, основная ОП, парциальные программы, педагогические технологии (таблица Приложение №1)

Возрастная группа

ООП

Парциальные программы

Педагогические технологии

3-4 лет вторая младшая группа

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,  Т. С. Комаровой,  М. А. Васильевой

-Пензулаева, Л.И. Оздоровительная гимнастика

для детей;

- Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - Р. Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева;

-Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду» - Л.В. Куцакова;

- Программа «Развитие речи детей дошкольного возраста» - О.С. Ушакова.

-Программа «Изобразительная деятельность в детском саду» - Т.С. Комарова

                        -Бодрящая гимнастика

-малые фольклорные жанры

-Пальчиковые игры

-оригами

-музыкально-дидактические игры-театрализованные игры

-опыты, экспериментирование

-нравственно-эстетические беседы и игры

Календарно-тематическое планирование

Даты

Тема недели

Сентябрь

.

10.09.2018г.- 14.09.2018г.

«Наш детский сад» правила и традиции в группе и на участке.

24.09.2018г.- 28.09.2018г.

«Я и моя семья», фотовыставка «Вспомним лето»

Октябрь

01.10.2018г.-05.10.2018г.

«Я и моя семья», выставка творческих проектов «Семейное дерево».

15.102018г.-19.10.2018г.

«Мы играем», выставка совместных проектов «Любимая игра».

22.10.2018г.-02.11.2018г.

Мониторинг, «Сказки Осени», театрализованные досуги.

Ноябрь

06.11.2018г.- 16.11.2018г.

«День народного единства», спортивно-патриотический досуг «В единстве наша сила», выставка книжек-самоделок «Народные сказы и предания».

19.11.2018г.-30.11.2018г.

«День матери», КВН для мам «Самые, самые», выставка творческих работ «Мамина мастерская».

Декабрь

03.12.2018г.-07.12.2018г.

«Азбука безопасности», создание альбомов по безопасности жизнедеятельности.

10.12.2018г.-21.12.2018г.

«Животный мир», выставка совместных проектов «Путешествие на ферму», «Сафари-парк».

24.12.2018г.-29.12.2018г.

Новогодние праздники

Январь

14.01.2019г.-18.01.2019г.

«Зимние забавы», зимняя спартакиада «Спортивная зима».

21.01.2018г.-25.01.2019г.

«Хорошие привычки и нормы поведения», выставка альбомов «Что такое «хорошо», и что такое «плохо»»

28.01.2019г.-02.02.2019г.

«Посуда и продукты питания», проект «Полезные и вредные продукты», конкурс построек из снега «Снежный город».

Февраль

04.02.2019г.-08.02.2019г.

«Профессии», «Профессии моей семьи» выставка альбомов.

11.02.2019г.-22.02.2019г.

«День защитника Отечества», физкультурно-музыкальный праздник «Юные защитники».

26.02.2019г.-01.03.2019г.

«Проводы зимы», музыкальное развлечение.

Март

04.03.2019г.-15.03.2019г.

«8 Марта», музыкальные праздники «Мама -солнышко мое».

18.03.2019г.-29.03.2019г.

«Народная культура и традиции», выставка совместных проектов: «С днем рождения!», «Семейные традиции». Мониторинг.

Апрель

01.04.2019г.-05.04.2019г.

«Весенняя капель», театрализованный досуг «День Земли», конкурс «Огород на подоконнике».

08.04.2019г.-12.04.2019г.

«Космическая неделя», выставка творческих работ «Космические путешествия».

15.04.2019г.-19.04.2019г.

«Здоровей-ка!», малые олимпийские игры.

22.04.2019г.-26.04.2019г.

«9 Мая», акция «Голубь памяти», выставка совместных проектов «Мы вас помним! Мы вами гордимся!»

 

Проект недели:

Професия

Анализ, корректировка

Инициатива взрослого

Формы и приемы работы

Задачи по образовательным областям

Утренний круг

-создать эмоциональный настрой

Беседа о профессии повара.

Тема:» Профессия моей мамы и папы»

Д/И Что нужно для повара.

-продемонстрировать образец речевого высказывания

Вспоминаем с детьми «Что такое профессия»

-закрепить знания детей о

Инициатива ребенка

Чтение сказки «Добрый доктор Ай болит»

- Речевые и коммуникативные

Отказалось участвовать 2 детей

Предметно-пространственная среда

внесение в среду энциклопедий,

 игра «В магазин» ,  «Парикмахерская,» «Уголок строительные инструменты»

Совместная деятельность

Слепить с детьми кондитерские изделия.

-

Индивидуальная работа

Артикуляционная гимнастика,

Закрепить навыки самообслуживания

С Настей Приставной шаг с Гордеем

Организованная игра

«Назови Професию», игры с мячом и др.

Экспериментальная деятельность

Игра «Мы сегодня повара»

Работа с родителями

- родительское собрание

Проект недели (планирование совместной деятельности)

События, мастерские, творческие студии

Тема, задачи

Анализ, корректировка

Продуктивная деятельность (живопись,

графика, конструирование,

Аппликация и др.)

Гирлянды из ключей, помпончики дружбы, план группы, план детского сада

Рисование под шум моря

Контурная карта «Впадение реки в море»

Карта острова в Тихом океане

Театрализованная деятельность

Театрализация песни про пиратов, кукольные  спектакли

Сделали из бумаги героев и проиграли

События

Осенины (печем шарлотку), Нептун с русалкой, Поход в лес к Лешему, встреча выпускников

Пришла мама. Сделали совушек своими руками из риса

Музыкальная деятельность

 слушание Песни «Море» М. Магомаева

Ритмическое отстукивание песни

Чтение художественной

литературы

100 лет со дня рождения Заходера. Чтение его произведений.  

Сказка «Русалка»  

Стихотворение во время одевания на прогулку про Тихий океан (из опыта работы д/с Тубельского «Пароль на вход на детскую площадку»)

Наблюдение за свободной деятельностью детей (комментарии): запись в течении дня интересных фраз и поведения, высказываний, чем интересуются

..

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4года, вторая младшая группа на 2018-2019 учебный год.

Рабочая программа реализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, ред. 2016 года (ФГОС)...

Рабочая программа деятельности педагогов с детьми 4-5 лет средней группы № 14 «Чебурашка» комбинированной направленности.

Рабочая программа деятельности педагогов  с детьми 4-5 лет средней группы № 14 «Чебурашка» комбинированной направленности....

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 6-7 лет, подготовительная группа «Непоседы». на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана в соответствии с основной программой дошкольного образования МБДОУ№1 детский сад "Тополек", в соответствии с ФГОС ДО....

Рабочая программа деятельности педагогов с детьми 5 - 6 лет старшей группы комбинированной направленности

Рабочая программа деятельности педагогов  с детьми 5 - 6 лет старшей группы комбинированной направленности...

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 4-7 лет разновозрастной группы (2022-2023 учебный год)

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 4-7 лет разновозрастной группы (2022-2023 учебный год)...

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 3-6 лет разновозрастной группы (2021-2022 учебный год)

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми 3-6 лет разновозрастной группы (2021-2022 учебный год)...