Развитие межличностных отношений у дошкольников с ОВЗ.
статья
В статье представлены игры на развитие межличностных отношений у дошкольников с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mezh.ot_.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Большинство детей, поступающих в ДОУ компенсирующего вида, отличаются нервной истощаемостью, замкнутость, вспыльчивостью, агрессивностью, гиперактивностью. Эти особенности затрудняют процесс межличностного взаимодействия детей.
Отношение ребенка к сверстнику можно увидеть в различных видах деятельности. Особое внимание необходимо обратить на игровую деятельность. Именно игровая деятельность способствует формированию межличностных отношений и общению между сверстниками.
В своей практике я использую систему игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников. Предлагаемые игры помогают детям пережить чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.
Первый этап – это общение без слов. Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению. Общее правило для всех игр этого этапа - запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обменяться при обращении. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами; спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка; сообщая партнеру, что все хорошо, дети кладут голову ему на плечо и т.п.
На этом этапе используются следующие игры: «Добрые эльфы», «Птенцы», «Волны». «Муравьи», «Театр теней», «Ожившие игрушки».
Целью второго этапа является формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание. Для этого нужно предложить задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике. Здесь можно использовать игры «Зеркало», «Эхо», «Ис-порченный телефон», «Общий круг», «Переходы», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», «Передай движение», «Тень».
Основная задача следующего этапа – научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Правила на этом этапе задаются таким образом, что для достижения определенной цели участники должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам и умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Игры данного этапа – «Сороконожка», «Лепим скульптуры», «Составные фигуры», «Живые картинки», «На тропинке».
Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. К таким играм относятся «Злой дра-кон», «Шторм», «Мышата в мышеловке», «Шпионы», «Обнималки».
Игры пятого этапа требуют от детей сопереживания, дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Здесь уместны следующие игры: «Старенькая бабушка», «Живые куклы», «Шляпа волшебника», «Заблудившийся ребенок», «День помощника».
После того как дети прошли через игры и занятия предыдущих этапов, в группе преобладает дружелюбная атмосфера, можно переходить к шестому этапу, состоящий из игр, направленных на словесное выражение своего отношения к сверстнику. Участвуя в играх «Обзывалка», «Спящая красавица», «Пожелания», «Добрые волшебники», «Комплименты», «Волшебные очки», «Праздник вежливости» дети учатся видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая одногруппнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.
На последнем седьмом этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы просоциального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности. Здесь используются игры «Мастер и подмастерья», «Закончи рисунки», «Рукавички», «Угадай-ка», «Общая картина».
Такая система работы способствует развитию дружеских взаимо-отношений. Зачастую дошкольники стремятся, но не умеют всупить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Наша задача помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные варианты развития межличностных отношений старших дошкольников.
Исследование индивидуальных вариантов развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста....
Развитие межличностных отношений старших дошкольников
Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстн...
Описание этюдов, упражнений и игр программы развития межличностных отношений старших дошкольников
В данном материале приводится описание этюдов, упражнений и игр программы развития межличностных отношений старших дошкольников, данные упражнения рекомендуется проводить педагогам ДОУ....
«Развитие межличностных отношений дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, целью моей работы является: создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности, формирование меж...
Сборник дидактических игр «Дидактические игры на развитие межличностных отношений старших дошкольников»
Главным фактором развития показателей готовности старшего дошкольника к школьному обучению является сформированность навыков общения и межличностных отношений со сверстниками.Межличностные отношения -...
Рекомендации педагогам по развитию межличностных отношений у дошкольников во время организации сюжетно-ролевой игры
Рекомендации педагогам по развитию межличностных отношений у дошкольников во время организации сюжетно-ролевой игры....