Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь.
статья

Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной край, знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому нашей главной целью является воспитание гражданина любящего и знающего свой край и все, что с ним связанно. Для достижения этой цели перед нами ставится ряд задач:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodina_nachinaetsya_s_lyubvi_k_toy_zemle.docx48.61 КБ

Предварительный просмотр:

Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь.

Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной край, знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому нашей главной целью является воспитание гражданина любящего и знающего свой край и все, что с ним связанно. Для достижения этой цели перед нами ставится ряд задач:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;

- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.

Решению этих задач способствует осуществляемая в нашем детском саду реализация образовательного проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проектной деятельности». В рамках данного проекта разрабатываются мини-проекты по тематике, связанной с нашим городом Белгородом и Белгородской областью.

Еще одним немаловажным условием является создание в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. В нашей группе создан Центр краеведения. В нем представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой.

Содержание материала в Центре краеведения:

Альбомы: «Моя семья», «Моя Россия», «Города Белгородской области», открытки, буклеты о нашем городе.

Флаг, герб и другая символика Белгорода, городов Белгородской области, карта Белгородской области.

Художественная литература: стихи и рассказы о родном городе, о России, книги о Белгородской области.

Материалы Центра краеведения постоянно пополняются новыми экспонатами.

Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Работа ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Дети совместно с родителями, бабушками, дедушками обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Рассматривают старые фотографии, слушают рассказы старших членов семьи. Все это помогает глубже осознать исторические события и факты, почувствовать связь своей семьи с родной землей.

Помогают родители и в создании развивающей предметно-пространственной среды. Так в нашем детском саду при активном участии родителей всех групп, организован музей «Русская изба», участвуют родители и в организации фотовыставок, выставок прикладного творчества, тематических праздников. У нас в группе проводилась викторина для детей и родителей «Что мы знаем о родном городе»

Можно сказать, что наши родители - полноправные и активные участники всех мероприятий проводимых в группе и в ДОУ.

И уже видны результаты нашей работы:

- у детей развивается чувство любви к своей малой родине, гордости за ее достижения, культуру, историю, за своих земляков, прославивших Белгородчину;

-появляется мотивационная потребность изучения родного края, это проявляется в задаваемых детьми вопросах, в их рассказах, рисунках;

- формируется бережное отношение к природным богатствам, животному миру нашего края.

Любовь к Родине начинается чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребёнком как самое дорогое, красивое, неповторимое. Становление человека как гражданина должно начинаться с истории его малой Родины - родного города, края. Старинная мудрость напоминает нам: « Человек , не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящего к другим народам. Поэтому особое место в нашей работе мы отводим знакомству с родным городом, Белгородским краем. Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края осуществляю в процессе пешеходных прогулок и экскурсий. Поэтому мы много путешествуем. Во время экскурсий знакомим детей с историческим прошлым родного города, его богатой историей, старинными зданиями, знакомим с улицами города, которые названы именами знаменитых людей. Вместе с родителями мы сделали альбом  о людях в честь которых  названы улицы нашего города.

Родная природа – одна из сильных факторов воспитания любви родине . Любование её красотой, бережное отношение к миру природы всё это источники формирования любви к родному краю. Ознакомление дошкольников с животным и растительным миром веду через беседы, занятия рассматривание иллюстраций, рассматривания альбома «природа родного края» (что растёт, растения, цветы , деревья), лекарственные растения. Рассматриваем с детьми физическую карту мира, «Красная книга»- что это и почему она так называется; использую д/и «Кто живёт на лугу», «Кто живёт в смешанном лесу», проважу игы- викторины «Судьба природы- наша судьба». Яркие впечатления о родной природе , полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь. Любая тема занятий с детьми по экологическому воспитанию перекликается с народными приметами .Народный календарь ограниченно сочетается с разделами образовательной программы «Развитие экологической культуры детей», «Развитие игравой деятельности», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Опираясь на сведения народного календаря, можно рассматривать, повторять и закреплять лексические темы «Времена года», « Деревья и кустарники», «Дикие и домашние животные»и др.Занятия проводятся в конкретные дни народного календаря, которые своими приметами соответствуют рассматриваемой теме. В поцессе общения с воспитанниками включаю в свою речь пословицы, поговорки, русские народные прибаутки, которые совершенно естественно входят сначала в пассивный , а затем и в активный словарь детей.

Календарные праздники в детском саду- важное средство художественного и нравственного воспитания. Традиции и обычаи русского народа, отраженные в праздниках, способствуют у детей развитию чувства прекрасного, воспитывают патриотизм, смекалку. сообразительность.

Колядование, прилет жаворонков, медовый и яблочный Спас, Масленица войдут в жизнь ребёнка ярким событием и надолго останутся в памяти.Наши предки, наблюдая за природой, бытом и трудовой деятельностью людей, накапливали житейскую мудрость и передавали её из поколения в поколение, наши педагоги продолжают эту традицию. Они прививают любовь к Отечеству, яркому, сочному, образному родному языку, бережному отношению к природе.

Одной из актуальных технологий сегодня является проектная деятельность, цель которой состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах,развивают у себя исследовательские умения. За годы работы по данному направлению участниками воспитательно- образовательного процесса разработаны проекты: «По тропе шагаем , природу изучаем».

В дошкольном возрасте ребёнок осваивает огромное информационное постранство, сориентироваться в котором ему помогаем мы, взрослые. Активная жизненная позиция нашла реализацию в том, чтобы воспитать детей в духе любви к малой Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений.

Народное искусство Белгородчины многогранно, оно является составной частью русской народной культуры. Мы почти не знаем имён народных мастеров – крестьян, ремесленников, чьим трудом и талантом создавались замечательные произведения, предметы быта, которые восхищают нас и сегодня.  Изучая народные традиции, народные костюмы, собирая предметы быта, изготавливая своими руками глиняные и деревянные игрушки, я всегда старалась сохранить особенности культуры нашего края и в доступной форме передать свои знания и умения детям, поделиться опытом работы с коллегами. В итоге накопленный материал лёг в основу  опыта «Формирование  патриотических чувств у  детей   дошкольного  возраста посредством  ознакомления  с  культурно - историческим наследием Белгородской  области»,

О важности  патриотического  воспитания  на  основе  приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей, в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Патриотическое воспитание дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту. Чувство патриотизма очень многогранно и сложно по – своему содержанию. Оно не всегда доступно детям дошкольного возраста.

 И  так, отсюда  выходит  противоречие,  имея  многообразие  программ  и  методической   литературы,   различных  видов  музеев,  дети,  начиная  с дошкольного  возраста,  страдают  дефицитом  знаний  о  родном  городе, стране, особенностях  русских  традиций.

 У  дошкольников  наблюдается равнодушное отношение  к  близким  людям, товарищам  по  группе,  недостаток  сочувствия  и  сострадания  у к чужому  горю.

Недостаточно сформирована  система  работы  с  родителями  по  проблеме  патриотического  воспитания  в  семье.

Наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание наших детей. Эта нравственная база сформирует духовное и материальное благосостояние человечества и цивилизации.

Ведь не секрет, что многие истины, о которых мы начинаем вспоминать сегодня, известны человечеству уже тысячелетия. Наша задача – возродить эти истины с новой энергией. Одна из главных заключается в том, что человек – это личность. Наша цель – способствовать формированию внутренней культуры, мировоззрения, духовно – нравственного потенциала, заложенного в каждом человеке с детства. В наших силах научить детей видеть красоту окружающего мира.

Актуальность опыта заключается в том, что в нём культурологическому аспекту отводится ведущая роль. Обобщение опыта работы основано на изучении и внедрении в образовательный процесс различных форм народной культуры и фольклорно-этнографического материала Белгородской области.

Проблема приобщения детей к народной художественной культуре непосредственно связана с национальной основой формирования личности, поэтому я считаю своей задачей - способствовать возрождению, сохранению и развитию народной культуры нашего края, нашей малой Родины. Современный уровень знаний наших детей об историческом прошлом Белгородчины предполагает изучение и осмысление народного искусства, как части культуры России. Перспективы возрождения края, сохранение народного художественного творчества, передача его будущему поколению – это и есть главная и актуальная задача моей работы Искорки творческого ремесла, заложенные в детстве, могут разгореться в настоящий, взрослый интерес к творчеству. Моя задача – приобщать детей к искусству как можно раньше. Они должны чувствовать себя участниками продуктивной, результативной, творческой деятельности, созидателями полезных красивых предметов.

Проблема  формирования  патриотических  чувств  будет    решаться    посредством     ознакомления  детей  старшего  дошкольного  возраста   культурно - исторического   наследия  Белгородской  области»

Цель нашей работы  формирование  патриотических чувств и отношений подрастающего  поколения, создание  оптимальных условий  для  всестороннего  развития патриотического потенциала  дошкольника   посредством   ознакомления  с  культурно-историческим наследием  Бедгородской области»  на  основе  синтеза  опыта  традиционной  российской  системы  общественного  дошкольного  образования  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи нашей работы

      Развивать устойчивый интерес к русской народной культуре Белгородского  края;

     Дать знания о различных видах народного творчества;

     Развивать практические навыки эффективного использования

народного творчества в педагогическом процессе детского сада на основе интеграции разных видов художественно  творческой деятельности;

    Формировать у детей эстетические чувства,  художественный

вкус,  художественно-творческие способности в процессе художественной    

Современный уровень знаний позволяет рассматривать народное искусство Белгородской области как составную часть народного творчества России, с учётом его взаимодействия с другими культурами народов мира. Однако полнота и разносторонность исследования в этом направлении возможна только при условии историко-культурологического и комплексного подходов. Комплексность в данном случае предполагает изучение разных сторон, граней рукотворной деятельности, её закономерностей, функций в обществе с опорой на исследования в областях: искусствоведение, история, этнография, экономика, археология, психология, педагогика, социология. Перспективы возрождения успешного развития и сохранения народного художественного творчества Белгородчины во многом  связаны с глубоким изучением и осмыслением народного искусства как части материальной и духовной культуры России.

Инициатива  в создании развивающего пространства была поддержана родителями воспитанников.   Благодаря  совместной работе  педагогов,  детей и родителей появились  предметы русского быта: чугун, ухват, рубель, серп, пряха, гребень, народные костюмы, игрушки, которые пополнили  мини - музей «Изба русского  быта» 

Концепция детского сада предполагает:

-знакомство детей с историей родного края, народными традициями, культурой Белгородчины;

-знакомство с приоритетными направлениями деятельности посёлка, района, края через ознакомление с сельскохозяйственным трудом;

-привитие любви к малой Родине.

В этих целях в группе создан  мини -  музей  «Изба  русского  быта»,где дети на конкретном материале знакомятся с историей и традициями своего посёлка, растительным  и  животным миром  своего  края.

Приобщая детей к народной культуре и традициям, я воспитываю в них любовь и уважение к родителям и родственникам, посёлку, городу, своему народу, к стране в целом, а также чувство гордости за родной край.

Что  же  представляет  собой  тематическое  планирование?  Это  цикл  занятий,  объединенных  общей  темой «Путешествие  по  Белгородской  области»,  для  проведения  которых оформлена  карта - схема.  Вместе  с  главными  героями  мы «путешествуем»  по  карте, знакомим  детей  с  достопримечательностями  родного  края

          Цикл  занятий  предусматривает  ознакомление  детей  с  флорой и  фауной  родного края, его  природными  богатствами,  знакомство   детей  с  историей,  достопримечательностями нашего  главного  города  Белгорода  и  родного  города Губкин.

          Считаю, что  работа  по  ознакомлению  детей  с  историей  и  самобытной  культурой  Белгородчины  должна проводится  в каждом  ДОУ  Белгородской  области.  Только  тогда    сможем  воспитать  достойного  гражданина,  любящего  и  ценящего  свой  край.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Любовь к Родине начинается с любви к природе

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте...

Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь

Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем сла...

Консультация для родителей «ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ.»

. Показать родителям возможные формы и методы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей через ознакомление с родным городом.....

Папка-передвижка "Герои Отечества, которые родились на Воронежской земле"

16 апреля 80 лет назад было установлено звание Героя Советского Союза – за совершение подвига или выдающиеся заслуги перед государством в военное и мирное время. Среди удостоенных высшей степени...

Краткосрочный проект «Мое село» в средней группе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек.

Художественное словоЗдравствуй, Родина моя!Утром солнышко встает, Нас на улицу зовёт. Выхожу из дома я: – Здравствуй, улица моя! Я пою и в тишине Подпевают птицы мне....

Консультация на тему*Любовь к Родине начинается с любви к своему городу*

Чтобы воспитать в ребенке любовь к Родине,нужно начинать с малого возраста и с любви к своему городу...

Консультация для родителей «Любовь к Родине начинается с любви к близким» декабрь 2024 г

Любовь к Родине начинается с любви к своим родителям, своей семье. Если у ребенка благополучный родительский дом, то он с ранних лет осознает защищенность своего существования....