Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь.
статья
Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной край, знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому нашей главной целью является воспитание гражданина любящего и знающего свой край и все, что с ним связанно. Для достижения этой цели перед нами ставится ряд задач:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodina_nachinaetsya_s_lyubvi_k_toy_zemle.docx | 48.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь.
Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем славится родной край, знаменитых земляков. У ребенка должно появиться чувство национальной гордости за свою малую родину. Поэтому нашей главной целью является воспитание гражданина любящего и знающего свой край и все, что с ним связанно. Для достижения этой цели перед нами ставится ряд задач:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
- формирование у дошкольников нравственных качеств личности через знакомство с историей и современностью родного города;
- формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, гордости за свою малую родину;
- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края.
Решению этих задач способствует осуществляемая в нашем детском саду реализация образовательного проекта «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации проектной деятельности». В рамках данного проекта разрабатываются мини-проекты по тематике, связанной с нашим городом Белгородом и Белгородской областью.
Еще одним немаловажным условием является создание в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. В нашей группе создан Центр краеведения. В нем представлен материал для ознакомления детей с природой родного края, экологией, его достопримечательностями, хозяйством, особенностями населения, историей и культурой.
Содержание материала в Центре краеведения:
Альбомы: «Моя семья», «Моя Россия», «Города Белгородской области», открытки, буклеты о нашем городе.
Флаг, герб и другая символика Белгорода, городов Белгородской области, карта Белгородской области.
Художественная литература: стихи и рассказы о родном городе, о России, книги о Белгородской области.
Материалы Центра краеведения постоянно пополняются новыми экспонатами.
Важным условием эффективного осуществления работы по ознакомлению с родным краем является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Работа ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Дети совместно с родителями, бабушками, дедушками обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Рассматривают старые фотографии, слушают рассказы старших членов семьи. Все это помогает глубже осознать исторические события и факты, почувствовать связь своей семьи с родной землей.
Помогают родители и в создании развивающей предметно-пространственной среды. Так в нашем детском саду при активном участии родителей всех групп, организован музей «Русская изба», участвуют родители и в организации фотовыставок, выставок прикладного творчества, тематических праздников. У нас в группе проводилась викторина для детей и родителей «Что мы знаем о родном городе»
Можно сказать, что наши родители - полноправные и активные участники всех мероприятий проводимых в группе и в ДОУ.
И уже видны результаты нашей работы:
- у детей развивается чувство любви к своей малой родине, гордости за ее достижения, культуру, историю, за своих земляков, прославивших Белгородчину;
-появляется мотивационная потребность изучения родного края, это проявляется в задаваемых детьми вопросах, в их рассказах, рисунках;
- формируется бережное отношение к природным богатствам, животному миру нашего края.
Любовь к Родине начинается чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребёнком как самое дорогое, красивое, неповторимое. Становление человека как гражданина должно начинаться с истории его малой Родины - родного города, края. Старинная мудрость напоминает нам: « Человек , не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящего к другим народам. Поэтому особое место в нашей работе мы отводим знакомству с родным городом, Белгородским краем. Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края осуществляю в процессе пешеходных прогулок и экскурсий. Поэтому мы много путешествуем. Во время экскурсий знакомим детей с историческим прошлым родного города, его богатой историей, старинными зданиями, знакомим с улицами города, которые названы именами знаменитых людей. Вместе с родителями мы сделали альбом о людях в честь которых названы улицы нашего города.
Родная природа – одна из сильных факторов воспитания любви родине . Любование её красотой, бережное отношение к миру природы всё это источники формирования любви к родному краю. Ознакомление дошкольников с животным и растительным миром веду через беседы, занятия рассматривание иллюстраций, рассматривания альбома «природа родного края» (что растёт, растения, цветы , деревья), лекарственные растения. Рассматриваем с детьми физическую карту мира, «Красная книга»- что это и почему она так называется; использую д/и «Кто живёт на лугу», «Кто живёт в смешанном лесу», проважу игы- викторины «Судьба природы- наша судьба». Яркие впечатления о родной природе , полученные в детстве, нередко остаются в памяти на всю жизнь. Любая тема занятий с детьми по экологическому воспитанию перекликается с народными приметами .Народный календарь ограниченно сочетается с разделами образовательной программы «Развитие экологической культуры детей», «Развитие игравой деятельности», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре». Опираясь на сведения народного календаря, можно рассматривать, повторять и закреплять лексические темы «Времена года», « Деревья и кустарники», «Дикие и домашние животные»и др.Занятия проводятся в конкретные дни народного календаря, которые своими приметами соответствуют рассматриваемой теме. В поцессе общения с воспитанниками включаю в свою речь пословицы, поговорки, русские народные прибаутки, которые совершенно естественно входят сначала в пассивный , а затем и в активный словарь детей.
Календарные праздники в детском саду- важное средство художественного и нравственного воспитания. Традиции и обычаи русского народа, отраженные в праздниках, способствуют у детей развитию чувства прекрасного, воспитывают патриотизм, смекалку. сообразительность.
Колядование, прилет жаворонков, медовый и яблочный Спас, Масленица войдут в жизнь ребёнка ярким событием и надолго останутся в памяти.Наши предки, наблюдая за природой, бытом и трудовой деятельностью людей, накапливали житейскую мудрость и передавали её из поколения в поколение, наши педагоги продолжают эту традицию. Они прививают любовь к Отечеству, яркому, сочному, образному родному языку, бережному отношению к природе.
Одной из актуальных технологий сегодня является проектная деятельность, цель которой состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в группах,развивают у себя исследовательские умения. За годы работы по данному направлению участниками воспитательно- образовательного процесса разработаны проекты: «По тропе шагаем , природу изучаем».
В дошкольном возрасте ребёнок осваивает огромное информационное постранство, сориентироваться в котором ему помогаем мы, взрослые. Активная жизненная позиция нашла реализацию в том, чтобы воспитать детей в духе любви к малой Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений.
Народное искусство Белгородчины многогранно, оно является составной частью русской народной культуры. Мы почти не знаем имён народных мастеров – крестьян, ремесленников, чьим трудом и талантом создавались замечательные произведения, предметы быта, которые восхищают нас и сегодня. Изучая народные традиции, народные костюмы, собирая предметы быта, изготавливая своими руками глиняные и деревянные игрушки, я всегда старалась сохранить особенности культуры нашего края и в доступной форме передать свои знания и умения детям, поделиться опытом работы с коллегами. В итоге накопленный материал лёг в основу опыта «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с культурно - историческим наследием Белгородской области»,
О важности патриотического воспитания на основе приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей, в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Патриотическое воспитание дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту. Чувство патриотизма очень многогранно и сложно по – своему содержанию. Оно не всегда доступно детям дошкольного возраста.
И так, отсюда выходит противоречие, имея многообразие программ и методической литературы, различных видов музеев, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.
У дошкольников наблюдается равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания у к чужому горю.
Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме патриотического воспитания в семье.
Наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание наших детей. Эта нравственная база сформирует духовное и материальное благосостояние человечества и цивилизации.
Ведь не секрет, что многие истины, о которых мы начинаем вспоминать сегодня, известны человечеству уже тысячелетия. Наша задача – возродить эти истины с новой энергией. Одна из главных заключается в том, что человек – это личность. Наша цель – способствовать формированию внутренней культуры, мировоззрения, духовно – нравственного потенциала, заложенного в каждом человеке с детства. В наших силах научить детей видеть красоту окружающего мира.
Актуальность опыта заключается в том, что в нём культурологическому аспекту отводится ведущая роль. Обобщение опыта работы основано на изучении и внедрении в образовательный процесс различных форм народной культуры и фольклорно-этнографического материала Белгородской области.
Проблема приобщения детей к народной художественной культуре непосредственно связана с национальной основой формирования личности, поэтому я считаю своей задачей - способствовать возрождению, сохранению и развитию народной культуры нашего края, нашей малой Родины. Современный уровень знаний наших детей об историческом прошлом Белгородчины предполагает изучение и осмысление народного искусства, как части культуры России. Перспективы возрождения края, сохранение народного художественного творчества, передача его будущему поколению – это и есть главная и актуальная задача моей работы Искорки творческого ремесла, заложенные в детстве, могут разгореться в настоящий, взрослый интерес к творчеству. Моя задача – приобщать детей к искусству как можно раньше. Они должны чувствовать себя участниками продуктивной, результативной, творческой деятельности, созидателями полезных красивых предметов.
Проблема формирования патриотических чувств будет решаться посредством ознакомления детей старшего дошкольного возраста культурно - исторического наследия Белгородской области»
Цель нашей работы формирование патриотических чувств и отношений подрастающего поколения, создание оптимальных условий для всестороннего развития патриотического потенциала дошкольника посредством ознакомления с культурно-историческим наследием Бедгородской области» на основе синтеза опыта традиционной российской системы общественного дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста.
Задачи нашей работы
Развивать устойчивый интерес к русской народной культуре Белгородского края;
Дать знания о различных видах народного творчества;
Развивать практические навыки эффективного использования
народного творчества в педагогическом процессе детского сада на основе интеграции разных видов художественно творческой деятельности;
Формировать у детей эстетические чувства, художественный
вкус, художественно-творческие способности в процессе художественной
Современный уровень знаний позволяет рассматривать народное искусство Белгородской области как составную часть народного творчества России, с учётом его взаимодействия с другими культурами народов мира. Однако полнота и разносторонность исследования в этом направлении возможна только при условии историко-культурологического и комплексного подходов. Комплексность в данном случае предполагает изучение разных сторон, граней рукотворной деятельности, её закономерностей, функций в обществе с опорой на исследования в областях: искусствоведение, история, этнография, экономика, археология, психология, педагогика, социология. Перспективы возрождения успешного развития и сохранения народного художественного творчества Белгородчины во многом связаны с глубоким изучением и осмыслением народного искусства как части материальной и духовной культуры России.
Инициатива в создании развивающего пространства была поддержана родителями воспитанников. Благодаря совместной работе педагогов, детей и родителей появились предметы русского быта: чугун, ухват, рубель, серп, пряха, гребень, народные костюмы, игрушки, которые пополнили мини - музей «Изба русского быта»
Концепция детского сада предполагает:
-знакомство детей с историей родного края, народными традициями, культурой Белгородчины;
-знакомство с приоритетными направлениями деятельности посёлка, района, края через ознакомление с сельскохозяйственным трудом;
-привитие любви к малой Родине.
В этих целях в группе создан мини - музей «Изба русского быта»,где дети на конкретном материале знакомятся с историей и традициями своего посёлка, растительным и животным миром своего края.
Приобщая детей к народной культуре и традициям, я воспитываю в них любовь и уважение к родителям и родственникам, посёлку, городу, своему народу, к стране в целом, а также чувство гордости за родной край.
Что же представляет собой тематическое планирование? Это цикл занятий, объединенных общей темой «Путешествие по Белгородской области», для проведения которых оформлена карта - схема. Вместе с главными героями мы «путешествуем» по карте, знакомим детей с достопримечательностями родного края
Цикл занятий предусматривает ознакомление детей с флорой и фауной родного края, его природными богатствами, знакомство детей с историей, достопримечательностями нашего главного города Белгорода и родного города Губкин.
Считаю, что работа по ознакомлению детей с историей и самобытной культурой Белгородчины должна проводится в каждом ДОУ Белгородской области. Только тогда сможем воспитать достойного гражданина, любящего и ценящего свой край.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Любовь к Родине начинается с любви к природе
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте...
Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь
Родина начинается с любви к той земле, на которой родился и живешь. Но просто любить родную землю недостаточно, необходимо знать историю, культуру, достопримечательности, заповедные уголки, то чем сла...
Консультация для родителей «ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ.»
. Показать родителям возможные формы и методы работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей через ознакомление с родным городом.....
Папка-передвижка "Герои Отечества, которые родились на Воронежской земле"
16 апреля 80 лет назад было установлено звание Героя Советского Союза – за совершение подвига или выдающиеся заслуги перед государством в военное и мирное время. Среди удостоенных высшей степени...
Краткосрочный проект «Мое село» в средней группе. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – к месту, где родился человек.
Художественное словоЗдравствуй, Родина моя!Утром солнышко встает, Нас на улицу зовёт. Выхожу из дома я: – Здравствуй, улица моя! Я пою и в тишине Подпевают птицы мне....
Любовь к родине большой начинается с любви к семье и к родине малой.
Любовь к Родине большой начинается с любви к семье и к Родине малой....
Консультация на тему*Любовь к Родине начинается с любви к своему городу*
Чтобы воспитать в ребенке любовь к Родине,нужно начинать с малого возраста и с любви к своему городу...