план по самообразованию
олимпиадные задания (старшая группа)

Наталья Александровна БУЛГАКОВА

планирование темы по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7.plan_podgotovki_po_samoobrazovaniyu.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ

по самообразованию

тема «Роль сказки в духовно - нравственном воспитании дошкольников.»

В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. Это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая представлять не только последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка, ее композиция – яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает ему понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

Цель моей работы: выявить и изучить особенности воспитательной роли сказки, развивать чувства и эмоции, воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

В своей работе использую разнообразные методы и приемы. Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались, при этом достигается наилучший контакт с детьми.

Одной из форм активного восприятия сказки является драматизация, в ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Так же в своей работе использую словесные приемы. Зачастую детям непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до или после чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показываю детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием, используемый мной – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Провожу вводные (предварительные) беседы до чтения и краткие (заключительные) после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Свою работу провожу в тесном контакте с родителями, познакомила их с предметно-развивающей средой группы, разработала консультацию по теме «Сказка ложь – да в ней намек…», информировала о том, какие сказки входят в круг чтения дошкольников. Информацию представляю в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, того что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

Так же, в уголке для родителей помещаю советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др. Провела индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги». Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками для прослушивания.

Результатом своей работы считаю, что дети понимают смысл сказок, умеют отличать добро от зла, различают нравственные понятия хорошо или плохо, можно или нельзя, они стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль; наметилась положительная динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок.

Таким образом, ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...