Воспитание сказкой
статья
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» -
В. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание сказкой | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание сказкой.
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами» -
В. Сухомлинский.
Сказка – ложь, да в ней намек
Добрым молодцам – урок.
А.С.Пушкин
Из года в год, из поколения в поколение люди читают сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Но самое главное сказки нужны не только для развлечения, но и для развития и обучения ребенка. Именно со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказка – это наиболее понятный для ребёнка способ передачи и получения информации. Она имеет в жизни ребенка очень большое значение. Она становиться средством развития и воспитания буквально с первых дней жизни и сопровождает его очень долгое время.
Через сказку малыш получает свои первые представления об окружающем его мире, о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Сказки в доступной форме дают ребенку представления о предметном окружении, начальные зная о живом мире, помогает ему понять, что такое хорошо и плохо, добро и зло.
Сказка формирует нравственные ценности, учит правилам общения со сверстниками и взрослыми, развивает эмоциональную сферу и речь. Учит отличать хорошего героя от плохого.
Именно в сказках, возникают яркие образы, которые так легко и живо представляются детским сознанием. Слушая сказку, ребенок «видит» её героев, сопереживает им, радуется вместе с ними, учится у них, желает быть похожим на них или наоборот даёт себе слово никогда так не поступать. Сказка трогает детскую душу, заставляет задуматься, что-то поменять в себе, помогает найти выход из сложившейся ситуации.
В сказках противопоставляется добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, доброта и жестокость, хитрость и простодушие. Сказки прямо и доходчиво, на ярких примерах объясняют ребёнку, что быть плохим – это значит действовать себе во вред, а быть хорошим - правильно. Ведь хорошего, доброго, честного героя всегда в конце сказки обязательно ждёт награда, вознаграждение, у него появляются друзья. А злого героя всегда настигает наказание.
Язык сказок гораздо ближе и понятнее ребёнку, чем родительские наставления и замечания. Сказка не вызывает внутреннего сопротивления, поэтому ребенок слушает её внимательно и с интересом, и поэтому способен к ней прислушаться и сделать свои выводы.
Дети внимательно наблюдают за проявлениями чувств и эмоций, поведением героев, а потом переносят это в свою жизнь. Совместное чтение помогает взрослым и детям сблизится, доставляет удовольствие от общения, совместной деятельности. Как правило, дети воспринимают только ту информацию, которая передаётся им в непосредственном общении со взрослыми, и которая окрашена множеством интонаций и эмоций.
Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Язык сказки доступен для ребенка и позволяет легко ему объяснить разницу между добром и злом. Самому оценивать поступки героев. Как правило, при организации игры-драматизации по сюжету сказки, дети выбирают роль положительного героя.
Отношения между персонажами, сюжет сказки помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка наглядно показывает зависимость между нравственными качествами героя и ситуацией, в которую он попадает. Она учит умению сопереживать, понимать, ставить себя на место героя и находить верное, правильное решение, думать.
Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение. Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые взрослые дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.
Сказочные произведения развивают у детей коммуникативные и интеллектуальные навыки: образное мышление, активную, внимание, умение связно выразить мысль, творческие способности, фантазии, память.
Обыгрывая сказки, дети тренируют артикуляционный аппарат, мимику, жесты и повадки героев, обогащают словарный запас, развивается культура речи. И ребенок чувствует радость, творческую свободу, у него развивается коммуникативность, творческая инициатива.
Еще одна важность и значимость сказки в том, что через сказку ребенок знакомиться с окружающим миром, видит его целостность. Проживая сюжет сказки, он учиться анализировать, делать выводы, погружаясь в мир сказочных персонажей – красочный, наполненный волшебством, звуками и красками. В сказке для ребенка каждое слово, реплика, сюжет наполнены смыслом. Малыши вымысел в сказке воспринимают как реальность. И переносят сказочные предметы в свою реальную обстановку. Сказка становится для ребенка первой простейшей моделью мира, формирует мировоззрение, учит его фантазировать.
Сказка имеет огромное значение в жизни ребенка, даже психологи для решения психологических проблем у детей используют в своей работе сказки – этот метод называется сказкотерапия. Методика позволяет ребенку почувствовать себя увереннее, позволяет избавиться от страхов, расстаться с комплексами, внутренне измениться.
Сказка дает ребенку огромный жизненный опыт и элементарные правила безопасности. Читая ребенку сказки о колобке, трех поросятах и другие он узнает, что в мире кроме добрых людей есть и злые, которые могут причинить вред и опасность. Что не всегда и всем надо верить.
Роль сказки в развитии и воспитании ребенка настолько велика, что без нее трудно представить себе взросление современного дошкольника. Добрые и злые, щедрые и скупые, хитрые и простодушные герои сказочного произведения всегда должны быть рядом с малышом. Именно они дают ему необходимую опору в жизни, учат отличать добро от зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Гуси-лебеди" средняя группа
Нравственное воспитание. "Как аукнется, так и откликнется"...
Воспитание сказкой. Украинская народная сказка "Колосок" средняя группа
Нравственное воспитание. "Труд кормит, а лень портит"...
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и рак" старшая группа
Нравственное воспитание. "Мал, да удал"...
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "Лиса и кувшин" старшая группа
Нравственное воспитание. "За вину умный винит себя, а глупый - другого..."...
Воспитание сказкой. Русская народная сказка "сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке" старшая группа
Нравственное воспитание. "Как проживёшь, так и прослывёшь"...
Комплекс занятий по нравственному воспитанию "Сказка греет, сказка лечит, сказка учит жить"
комплекс занятий...
Воспитание сказкой. Роль сказки в воспитании и развитии детей
Статья посвящена важности сказки в развитии и воспитании ребенка. Описаны цели, задачи, основные моменты организации работы по знакомству со сказкой дома и в детском саду....