"Топотушки"
рабочая программа (младшая группа)

Якуненко Юлия Ринатовна

Дополнительная образовательная программа по хореографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_topotushki.docx32.97 КБ

Предварительный просмотр:

НЕФТЕЮГАНСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МОРОШКА»

Дополнительная общеразвивающая программа

танцевального кружка

«Топотушки»

Составитель:

педагог дополнительного образования

Якуненко Юлия Ринатовна

2018

Пояснительная записка

Актуальность: дети 3-4 лет непосредственны и эмоциональны. Движение под музыку доставляет им большую радость. Однако возрастные анатомические особенности строения тела – короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище особенности протекания нервных процессов сказываются на их двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных движений ограниченны, они носят игровой характер.

Основная направленность – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного музыкального инструмента.

Особенность программы в том, что занятия проходят в игровой форме, у каждого занятия есть своя тема и сюжет. Сочетание игровых приемов и сюжета придает привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Игровой метод позволяет преодолевать трудности, возникающие при выполнении того или иного упражнения, создавая тем самым ситуацию успеха. Игра вызывает приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию.

Танец – это средство воспитания и развития личности ребенка, которое способно создать благотворную почву для раскрытия  его потенциальных возможностей и самореализации. Гармоничное соединение движений, музыки, игры формирует атмосферу положительных эмоций, которые, в свою очередь, раскрепощают ребенка, делают его поведение естественным и красивым. Ритмические движения под музыку являются начальным этапом освоения искусства танца. Занятия ритмикой и танцем развивают физические качества, вырабатывают правильную осанку, посадку головы, походку, силу, ловкость, координацию движений, устраняют такие физические недостатки, как сутулость, косолапость, искривление позвоночника. Танец обучает правилам поведения, хорошим манерам, культуре общения,  развивает ассоциативное мышление, пробуждает фантазию и побуждает к творчеству, улучшает состояние здоровья.

Цель программы: сформировать начальные танцевальные навыки посредством музыкально-ритмических движений.

Ожидаемый результат: дети овладеют начальными танцевальными навыками посредством музыкально-ритмических движений.

Основные задачи:

Задачи

Достигнутые результаты

Промежуточный контроль

Образовательные:

  1. Обучить детей простым танцевальным движениям;
  2. Формировать умение ориентироваться в пространстве;
  3. Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями
  1. Дети научатся простым танцевальным движениям;
  2. Сформируют умение ориентироваться в пространстве;
  3. Сформируют умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями

 Педагогические наблюдения на занятиях и открытых моментах

Воспитательные:

  1. Развивать у детей активность и самостоятельность, способность импровизировать;
  2. Воспитывать нравственно-коммуникативные качества, умение вести себя в группе во время движения, чувство такта и взаимоуважения
  1. Дети овладевают активностью и самостоятельностью, способностью импровизировать;
  2. Дети овладеют нравственно-коммуникативными качествами, умением вести себя в группе во время движения, чувством такта и взаимоуважения

Педагогические наблюдения на занятиях и открытых моментах

Развивающие:

  1. Обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений;
  2. Развивать музыкальный слух и чувства ритма;
  3. Развивать умение воплощать конкретный музыкальный образ;
  4. Развивать творческое воображение и фантазию
  1. У детей появится разнообразный двигательный опыт;
  2. Разовьются музыкальный слух и чувства ритма;
  3. Разовьётся умение воплощать конкретный музыкальный образ;
  4. Разовьются творческое воображение и фантазия

Концерт, выступления, импровизация. Педагогические наблюдения на занятиях и открытых моментах

Система показателей эффективности: педагогическая диагностика развития музыкально-ритмических навыков. Выявляет уровень умений и навыков у ребенка. Проходит в начале и в конце учебного года.

Организация работы

Сроки реализации: 1 год, из расчёта 32 недели в год.

Количество часов: 32 учебных часа.

Периодичность: 1 раз в неделю согласно расписанию. В соответствии с особенностями младшего дошкольного возраста академический час соответствует 20 минутам.

Форма работы: практические занятия в музыкальном зале, группа до 10 детей. Такое количество детей является оптимальным для организации игровой деятельности дошкольников и создания творческой атмосферы на занятиях.

Условия реализации

Методы изучения учебно-танцевального материала на занятиях хореографии.

Основными методами  изучения материала являются практический, словесный и наглядно-иллюстративный.

Особенности работы  с детьми возраста 3 – 4 лет:

  1. Показ движений – активное применение принципа наглядности.
  2. Речь педагога – образная, эмоционально-выразительная
  3. Объяснения – краткие, точные, ясные.
  4. Смена деятельности, что способствует активности и легкому усвоению учебного материала.
  5. Привитие навыков организованности, самостоятельности.
  6. Избегать чрезмерной физической нагрузки
  7. Поддерживание и поощрение усилий и инициативы ребенка
  8. Изучение простых танцев-этюдов с минимальным содержанием хореографии – хлопки, притопы, повороты, хороводы с повторениями для лучшего запоминания. Дети выполняют движения по рисунку танца. Важно, чтобы дети повторяли за педагогом, ориентировались в пространстве, взаимодействовали друг с другом. Для маленького танцора главное – развитие музыкального слуха и чувства ритма. Игры помогают развивать реакцию, быстро запоминать танцевальные движения и комбинации.
  9. Акцентирование внимания на технике исполнения: прямая спина, ходьба с правильным положением стопы, легкость в беге, гибкость корпуса. В процессе работы над движениями под музыку формируется художественный вкус  детей, развиваются их творческие способности.
  10. Привитие навыка действия по схеме: услышал-увидел- станцевал.

Требования к помещению для проведений занятий.

Занятия проводятся в музыкальном зале, который отвечает всем гигиеническим нормам. Имеет хорошую вентиляцию и акустику. Последнее условие особенно важно для занятиях образно-игровой ритмической гимнастикой, где упражнения сочетаются со словами песен. Плохая акустика ли нечистая запись фонограммы не позволяет детям запомнить последовательность движений и упражнений.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Раздел 1. Весёлые путешественники

«Давайте познакомимся!»

1

«Путешествие в лес»

1

«Угадай, на чем я еду»

1

«На лесной полянке»

1

Раздел 2. У меня есть друзья

«В гости к поросенку»

1

«Тридцать три коровы»

1

«Виноватая тучка»

1

«Карапузики»

1

Раздел 3. Зимние забавы

«На зимней полянке»

1

«Волшебная палочка»

1

«Что нам нравится зимой»

1

«В гостях у елочки»

1

Раздел 4. Танцевальные загадки

«Волшебный мешочек»

1

«Кто в домике живет?»

1

«А ну-ка, повтори!»

1

«Если нравится тебе, то делай так!»

1

Раздел 5. В гостях у сказки

«Колобок»

1

«Курочка Ряба»

1

«Маши и Медведь»

1

«В гостях у фиксиков»

1

Раздел 6. Едем к бабушке в деревню

«В гостях у бабушки»

1

«Птичий двор»

1

«Кто живет у бабушки?»

1

«Подарки для бабушки»

1

Раздел 7. Игрушки

«Лошадка»

1

«Веселые поросята»

1

«Мой веселый звонкий мяч»

1

«Паровозик»

1

Раздел 8. Мы идем играть!

«Разноцветная игра»

1

«Ты похлопай!»

1

«Дружилки»

1

«Веселая дискотека»

1

Итого:

32

Структура и содержание группового занятия

Музыкальная разминка. Основа – различные виды ходьбы, бега и прыжки. Движения выполняют под музыку, большая часть по кругу с продвижением вперед. В упражнениях используют различные образы животных, птиц, например: «идем как цыплята, «летим как птички», «прыгаем как зайчики».

       Ритмическая гимнастика. Основа – общеразвивающие упражнения, которые выполняют на месте под музыку с использованием различных предметов и без них.

Партерная гимнастика.

Партерная гимнастика. Основа – упражнения на растяжку, развитие гибкости и силы. Упражнения выполняют на полу. Направлены на овладение ребенком телом, развитие точности пластики движений. Большая часть упражнений имеет названия. Выполняют с использованием логоритмики под музыку.

Танцевальные движения. Основа – танцевальные шаги, позиции рук, движения рук, ног, корпуса, хлопки, прыжки, построения и перестроения. Осваиваются виды движений различных танцев. Формирование танцевальных движений у детей способствует повышению общей культуры ребенка и обогащению двигательного опыта различными видами движений.

Сюжетно-образные танцы. Основа для развития чувства ритма и двигательных способностей ребенка. Позволяют свободно, красиво и правильно выполнять движения под музыку в соответствии с музыкой и текстом песен. Способствуют развитию умения воспринимать музыку: чувствовать ее настроение, характер и понимать содержание. Развивают музыкальную память, внимание, координацию движений, пластичность, ориентацию в пространстве.

Музыкальные игры. Основа – сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, общеразвивающие игры, игры для создания доверительных отношений в группе, игры, направленные на развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, игры на развитие слуха, чувства ритма, ориентации в пространстве

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Тема

Часть занятия

Содержание

Репертуар

Раздел 1. Веселое путешествие

«Давайте познакомимся!»

Вводное занятие

Организационная часть.

Приветствие, поклон.

Знакомство с «танцевальными приветствиями»

«Путешествие в лес»

Музыкальная разминка

Знакомство с разными видами ходьбы.

Имитация движений.

«Веселые путешественники»,

 А. Буренина.

«Ритмическая мозаика»

«Угадай, на чем

 я еду»

Ритмическая гимнастика

Упражнение с колесом, погремушками

«Машина»

Е. Железнова

«На лесной полянке»

Партерная гимнастика

Упражнения: «бабочка», вытягивание носочков, кручение

«Цветы и бабочки»

А. Буренина

Танцевальные движения

Ходьба: простой шаг в разном темпе и характере

«Вместе весело шагать», В. Шаинский

Сюжетно-образный танец

Разучивание танца «Рыбачок» (по показу)

«Рыбачок» А. Буренина

Музыкальная игра

Разучивание игры «Ты похлопай!»

Игра на ориентирование в пространстве «Займи цветочек»

«Ты похлопай!», Е. Железнова.

Любая быстрая мелодия

Раздел 2. У меня есть друзья.

«В гости к поросенку»

Музыкальная разминка

Приветствие, поклон.

Построение по линеечке и дорожке.

Разучивание и выполнение образных движений по показу

«Всем на свете нужен дом», А. Буренина

«Тридцать три коровы»

Ритмическая гимнастика

Разучивание, имитация образных движений «коровы»

«Тридцать три коровы»,

А. Буренина

Партерная гимнастика

Упражнения на развитие гибкости.

Шаги на полупальцах и пятках. Различные хлопки

По выбору педагога

«Виновата тучка»

Танцевальные движения

Разучивание сюжетного танца «Виновата тучка» по показу

«Виновата тучка»,

В. Шаинский

«Карапузики»

Сюжетно-образный танец

Знакомство с образным танцем «Карапузики» по показу

Песенка «Коротыши»

Музыкальная игра

Игра на ориентацию в пространстве и координацию движений «Листочки»

Импровизация,

 А. Петров

Раздел 3. «Зимние забавы»

«На зимней полянке»

Музыкальная разминка

Приветствие, поклон.

Построение по кругу

Упражнения с предметами: снежками, кубиками

«Маленький танец»,

А. Буренина

«Волшебная палочка»

Ритмическая гимнастика

 Имитация движений

«Что мы делаем зимой?» в различном темпе в соответствии с музыкой

Любая ритмическая музыка по выбору музыкального руководителя

«Что нам нравится зимой»

Партерная гимнастика

Упражнение «складочка».

Упражнение «бабочка»

«Лирический танец»,

А. Буренина

«В гостях у елочки»

Танцевальные движения

Ходьба: простой шаг в разном темпе и характере.

Различные хлопки.

Хороводный шаг.

«В лесу родилась елочка», муз.:

 Л. Бекмана,

 сл.: Р. Кудашевой

Сюжетно-образный танец

Разученные ранее танцы по желанию детей

По желанию детей

Музыкальная игра

Разученные ранее игры по желанию детей.

Новое движение – построение в круг .

Новые игры – «Ледяные фигуры», «Снежинки»

«Кружатся снежинки»,

А. Буренина

Раздел 4. Танцевальные загадки

«Волшебный мешочек».

«Кто в домике живет»

Музыкальная разминка

Приветствие, поклон.

Построение в шахматном порядке (ориентиры - «цветочки») .

Имитация движений: прыгаем как зайки, идем как мишки, виляем хвостиком как лисички.

«Озорники»,

А. Буренина

«А ну-ка повтори!»

Ритмическая гимнастика

Упражнения для плеч, головы, корпуса

«Танцуйте сидя»,

А. Буренина

Партерная гимнастика

Упражнения с использованием логоритмики для стоп, растяжки, гибкости позвоночника

«Котята», «Улитка»,

Е. Железнова

Танцевальные движения

Разучивание новых танцевальных движений по показу: ритмические хлопки, притопы, «пружинка»

«Топ-хлоп»,

Е. Железнова

Сюжетно-образный танец

Разученные ранее танцы.

Разучивание нового танца

«Мы ногами топ-топ-топ» по показу педагога

«Мы ногами топ»,

Е. Железнова

«Если нравится тебе, то делай так!»

Музыкальная игра

Игры на перестроение, внимание: «Если нравится тебе», «Вперед 4 шага»

«Буги-вуги»,

А. Буренина.

Вперед 4 шага», Е. Железнова

Раздел 5. В гостях у сказки

«Колобок».

«Курочка Ряба»

Музыкальная разминка

Приветствие, поклон.

Построение в шахматном порядке (ориентиры - «цветочки»).

Упражнения с погремушками, султанчиками

«Танец с погремушками»,

Е. Железнова

«Маша и медведь».

«В гостях у фиксиков»

Ритмическая  гимнастика

Формирование умения быстро менять движения в соответствии с текстом песенки.

Создание положительного настроя

«Веселая зарядка с Машей».

«Песенка фиксиков»

Партерная гимнастика

Упражнения на развитие гибкости «складочка», «бабочка»

«Лирический танец»,

А. Буренина

Танцевальные движения

Танцевальные движения в парах.

Освоение навыков согласования совместных движений и движений с музыкой

Танец-игра «Найди себе пару»,

А. Буренина

Сюжетно-образный танец

Разучивание новых танцев

«Колобок», «Цыплята»

«Колобок»,

«Цыплята»

А. Буренина

Музыкальная игра

Повторение игра по желанию детей, разучивание подвижной игры «У медведя во бору»

По выбору педагога

Раздел 6. Едем к бабушке в деревню

«В гостях у бабушки»

«Птичий двор»

Музыкальная разминка»

Приветствие, поклон.

Построение в кругу.

Изображение различных животных в движении: цыплята, петушки, курочки, коровы, гусята

«Птичий двор»

(Ки-ки-ко)

А. буренина

«Кто живет у бабушки?»

Ритмическая гимнастика

Имитация движений.

Упражнения на координацию движений и согласованность с музыкой

«Тридцать три коровы», «Куры сели на забор»,

А. Буренина

«Подарки для бабушки»

Партерная гимнастика

Разученные ранее упражнения для стоп.

Разучивание новых упражнений: «колечко», «лодочка»

Музыка по выбору педагога

Танцевальные движения

Разученные ранее движения в парах с использованием элементов, разученных ранее

«Маленький танец»,

А. Буренина

Сюжетно-образный танец

Повторение танцев «Колобок», «Цыплята»

 Песенки «Колобок»,

«Цыплята»

А. Буренина

Музыкальная игра

Игры на внимание и координацию в пространстве.

Творческое воображение

 « Кто быстрее ударит в бубен», «Займи домик»

Любая двухчастная музыка по выбору педагога

Раздел 7. Игрушки

«Лошадка», «Веселые поросята»

Музыкальная разминка»

Приветствие, поклон.

Построение по линеечке и дорожке.

Упражнения на различные виды ходьбы и бега.

«Веселые путешественники», «Лошадка»,

А. Буренина

«Мой веселый звонкий мяч»

Ритмическая гимнастика

Упражнения на различные группы мышц, крупную моторику

«Поросята»,

«Мячик»

А. Буренина

«Паровозикк»

Партерная гимнастика

Упражнения с использованием логоритмики для стоп, развития растяжки, гибкости позвоночника. Упражнения для стоп – вытягивание, вращение носочков.

«Котята»,

Е. Железнова

Танцевальные движения

Упражнения для плеч, головы, корпуса.

Бег и прыжки в сочетании по принципу контраста. Упражнения с различными предметами.

«Кукляндия»,

А. Буренина

Сюжетно-образный танец

Разученные ранее танцы.

Новый танец «Матрешки» по показу педагога

«Матрешки»,

А. Буренина

Музыкальная игра

Игра на ориентирование в пространстве и чувства ритма

Игра «Гусеница»,

Е. Железнова

Раздел 8. Мы идем играть!

«Разноцветная игра»

Музыкальная разминка»

Приветствие, поклон.

Построение в шахматном порядке (ориентиры - «цветочки»).

Перестроения в ходьбе, в беге из круга в линеечку, змейкой в сочетании с различными движениями

Песенка «Мы идем играть!»

(Карусель)

«Ты похлопай!»

Ритмическая гимнастика

Упражнения на все группы мышц

Создание положительного настроя

Закрепление ранее изученных движений

Разучивание новых движений

Песенка «Барбарики»

«Дружилки»

Партерная гимнастика

Повторение ранее разученных движений. Разучивание новых: «улитка», «бабочка», «лодочка», «колечко»

По выбору педагога

«Веселая дискотека»

Танцевальные движения

Повторение разученных ранее движений

Танцевальные движения в парах

«Кнопочка»

А. Буренина

Сюжетно-образный танец

Разучивание танца «разноцветная игра»

Повторение изученных танцев по желанию детей

«Разноцветная игра»,

А. Б Нуренина

Музыкальная игра

Коммуникативная игра «Ты похлопай!»

Песенка «Ты похлопай!»

Е. Железнова

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.Буренина А.И. Ритмическая мозаика: программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.: ЛОИРО, 2000

2. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: Учеб. Пособие. СПб.: Музыкальная палитра, 2004

3. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. СПб.: Питер, 2004

4. Колесникова В.А. Методические рекомендации для руководителей детских самодеятельных хореографических коллективов «Особенности работы с детьи дошкольного возраста» Р-на-Дону, 2003

5. Железнова Е. Музыка с мамой/ [Электр. ресурс]. Режим доступа: www.m-w-m.ru.

6. Горшкова В. Г. Учимся танцевать. Путь к творчеству. Москва, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Осенние топотушки в гостях у петрушки" в младшей группе

Это осеннее развлечение для детей 2- младшей группы. В гости к деткам приходит озорной петрушка, с которым они поют , танцуют и играют....

Осенние топотушки в гостях у Петрушки

Сценарий развлечения для детей второй младшей группы...

Осенние топотушки в гостях у Петрушки.

Сценарий осеннего праздника для разновозрастной группы детского сада...

Осенний праздник «Осенние топотушки в гостях у Петрушки»

Осенний праздник для детей детей 1 мл.гр....