Путешествие в осенний лес
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Массалитина Татьяна Сандроевна

Интеграция классических методов работы с использованием инновационных технологий на примере совместного занятия учителя-логопеда и воспитателя «Путешествие в осенний лес»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_novoe.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦРР – детский сад № 176».

«Интеграция классических методов работы с использованием инновационных технологий на примере совместного занятия учителя-логопеда и воспитателя «Путешествие в осенний лес»

                                                         Составила: Массалитина Т.С. – воспитатель

                                                                             

                                         Воронеж

Цель: создание условий для развития познавательных, творческих и речевых способностей воспитанников на примере лексических тем: «Осень», «Дикие животные», «Птицы».

Задачи:

Образовательные:

Расширять представления об образе жизни диких животных и птиц осенью, о том, как они готовятся к зиме; обогащать словарь названиями:

Развивающие:

Развивать речь, память, внимание, воображение, логическое  мышление; наблюдательность, эмоциональную сферу воспитанников.

Развитие правильного диафрагмального дыхания, артикуляционного аппарата.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, птицам. Умение вести себя в лесу, проявлять заботу и внимание ко всему живому. Умение слушать друг друга, воспитателя.

Речевые:

 Закреплять умение  отвечать на вопросы полным ответом, высказывать свои суждения.

Совершенствование грамматического строя речи (упражнять в подборе определений к заданному слову; учить образовывать притяжательные прилагательные; подбирать  синонимы к слову; развивать связную речь).

Отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций об осени, чтение художественной литературы, беседы о временах года, отгадывание загадок о временах года, упражнения на развитие правильного речевого дыхания, артикуляционного аппарата и упражнения на развитие высших психических функций, составление рассказов с использованием наглядных пособий (иллюстраций, мнемотаблиц).  Д/и «Угадай по описанию», «Назови правильно», «Кто больше». Наблюдение в природе. Слушание в записи шума леса, голосов птиц; слушание музыкальных произведений на осеннюю тему.

Слайды: текст смс. осенний лес, перелетные птицы: журавлиный клин, вереница гусей, стая скворцов, дикие животные, пословицы в мнемотаблицах.

 Фонограммы: голоса птиц, животных, звуки леса, песня “Улетай на крыльях ветра”, музыка П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Оборудование: космический песок и песочницы, мяч, нарисованное дерево, листья трёх цветов, макароны, морские камни, фасоль.

Дети входят  в зал.  Слайд № 1.  

Воспитатель.  Ребята, сегодня к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. А теперь мы будем работать, а наши гости будут за нами наблюдать.

Мне сегодня пришло СМС сообщение – Слайд № 2.  Я не знаю от кого оно.

(Слайд  № 3 с текстом смс, один из детей её читает)

 Здравствуйте, «Буквоежки».

 Я одна из четырёх цариц.

 Имею много разных лиц.

 То играю, улыбаюсь.

То слезами обливаюсь.

Вас я в гости приглашаю.

Скучать не дам Вам.

Обещаю.

- Воспитатель:  Ребята, я ничего не поняла. А вы? (звучит музыка из цикла времена года «Осень»)  Слайд № 4. Нам предлагают совершить прогулку в осенний лес. Ну что, согласны? Но сначала мы с вами немного побеседуем об осени.

Скажите, пожалуйста, какая бывает Осень?

Дети: Осень бывает разная, говорят даже, что осени бывает две.  Одна осень – радостная, яркая, богатая урожаем, её называют «Золотой», а другая осень – грустная, с тихим плачем мелкого дождика, туманами, поникшей, опадающей листвой, холодными ветрами, первым снегом, первыми морозами. Этот период называют – поздней осенью.

Воспитатель. Скажите, ребята, сейчас какая осень ранняя или поздняя? Докажите.

- Ребята,  давайте отправимся в осенний лес. Чтобы туда попасть, надо произнести волшебные слова.

«Листик, листик, ты лети

В  осенний лес нас приведи»

(звучит музыка, на экране появляется картина осеннего леса – Слайд №5)

- Вот мы и оказались в осеннем лесу. Посмотрите, как красиво осенью в лесу.  Словно художник покрасил листья разными красками. Ребята, а как по-другому можно сказать - красивый лес?

(дети подбирают синонимы к словосочетанию)

Прекрасный,        Лист (какой)        Погода (какая)

 благовидный,        осенний,        пасмурная,

 благолепный,        разноцветный,        дождливая,

благообразный,        резной,         хмурая,

великолепный,        пятиконечный,        серая,

живописный,        коричневый,        плачущая,

 изящный,        пурпурный.        ветреная,

 картинный,         солнечная,

нарядный,         разная,

прелестный,        изменчивая,

 привлекательный,         обманчивая,

пригожий,        туманная.

 художественный;

 пышный,

роскошный,

разубранный,

 разукрашенный;

бесподобный,

 божественный,

 блестящий,

 дивный,

чудный,

восхитительный,

обворожительный,

 пленительный,

распрекрасный.

Воспитатель: Молодцы, сколько разных слов вы назвали. Ребята, а кто помнит пословицы об осени? (Ответы детей). На экране появляются пословицы в виде мнемотаблицы)

Воробей осенью богат. – Слайд № 6, как ответят - №7

Воробей осенью сыт. – Слайд №8, как ответят - №9

Осень – время собирать урожай. – Слайд №10, как ответят - 11

Воспитатель: Вот и пословицы мы расшифровали, а кто нас в путешествие пригласил, не знаем. Ну что, идёмте дальше.

Воспитатель: Тише. Слышите, кто-то шуршит? (фонограмма шума леса) Слайд№12. На экране появляются животные -  Слайд № 13

Воспитатель: Это  лесные жители пришли нас встретить и предложить поиграть  в игру «Чей, чья, чьё»?

(образование притяжательных прилагательных)

Ухо лисы - лисье ухо,

Хвост зайца – заячий хвост,

Лапа медведя – медвежья лапа

Дупло белки – беличье дупло

Клык волка – волчий клык

Жир барсука – барсучий жир

Воспитатель: Ребята, где живут все эти животные и как их можно назвать одним словом? (все животные  живут в лесу и это дикие животные) Лес -  это место обитания диких животных. Как животные готовятся к зиме?

1 ребенок:
За осенью зима приходит
И к ней готовятся в лесу.
Там белки, мыши впрок запасы
Всю осень для семьи несут.
2 ребенок:
Линяют лисы, зайцы, белки,
Чтоб теплой стала шерсть к зиме
Барсук, медведь и еж колючий
Нагуливают жир в себе.

Воспитатель: Молодцы. А  нам пора отправляться дальше по лесу и искать того, кто пригласил нас в путешествие.

(звучит фонограмма звуков птиц.)  -  Слайд№14

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, что вы слышите? (голоса птиц).

Воспитатель:- Скажите, а что происходит с птицами осенью?
Ребенок:
Потянулись птицы к югу -
Нечем стало им питаться.
До весны с родимым краем
Им придется расставаться.

Воспитатель: Кто первым улетает в теплые края?
(Скворцы, ласточки, грачи, потому что пропадают насекомые). Поэтому их называют насекомоядные (на экране появляются стаи грачей, ласточек, скворцов).  – Слайд № 15
Воспитатель
: Кто улетает в золотые осенние дни, и, как они летят?
(Журавли  летят клином (на экране появляется журавлиный клин). – Слайд№16

Воспитатель: Кто улетает позже всех?( Гуси и утки, они улетают когда замерзнут реки и озера. Их называют водоплавающие. Летят они вереницей (на экране появляются картинки с изображением вереницы гусей и уток). – Слайд№17

Воспитатель.  Ребята, что это за звук? ( Слайд№ 18) Что происходит? Кто к нам пожаловал?

        Слышится славянская песня «Улетай на крыльях ветра», заходит, пританцовывая, русская красавица.

Логопед. Здравия, красные девицы и добрые молодцы! Мир вашему дому!
Воспитатель. Как вы думаете, кто к нам пожаловал в гости? На кого похожа наша гостья? Почему? (Ответы воспитанников.) Какая она? (Красивая, яркая, тонкая, привлекательная, замечательная, обаятельная, нарядная, милая)

 Логопед. Как вы думаете, что я делаю в лесу? (ответы детей)

 Я очень люблю мастерить всякие поделки из разного материала, в том числе из листьев, шишек, соломы.  А в осеннем лесу много всего интересного. Вот я и пришла  сюда за листьями, шишками, желудями.
А вы что здесь делаете? (ответы детей)  Ещё я люблю играть. Хотите я с вами поиграю?
 

Логопед. Дыхательное упражнение «Ветер и листья».

После вдоха дети задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).

Логопед: Добрые молодцы, давайте с вами осмотримся вокруг и поиграем в этом чудном осеннем лесу! Интересно, кого мы можем на своем пути повстречать?

Загадочные чистоговорки.

Ла! Ла! Ла!

Ла! Ла! Ла!

Над цветком жужжит… (пчела).

Ра! Ра! Ра!

Ра! Ра! Ра!

Мышкин домик звать …(нора).

Ру! Ру! Ру!

Ру! Ру! Ру!

Медведя встретим мы в … (бору).

Са! Са! Са!

Са! Са! Са!

Под кустом сидит… (лиса).

Юсь! Юсь! Юсь!

Юсь! Юсь! Юсь!

Я лосей в лесу… (боюсь).

Логопед: Игра “Просьба”. Внимательно слушай каждое задание, а затем точно выполняй его, но только тогда, когда услышишь слово – “ПРОСЬБА”.

Просьба:
- Подними руки вверх.
- Руки вниз.

Просьба:
-
Руки в стороны.
- Руки вперед.
- Присядь.

Просьба:
-
Встань.
- Попрыгай на одной ноге.

Просьба:
-
Похлопай в ладоши.
- Опусти руки.

Просьба:
- Топни правой ногой.
- А теперь левой ногой.
- Сделай наклоны головой вправо и влево.

Просьба:
- Присядь.
- Встань!
- Поставь руки на пояс и попрыгай.
- Остановись!
- Руки в стороны.

Логопед: Раньше на Руси дети любили играть в разные игры. Там были и пальчиковые, такие, как “Сорока-белобока”, “Коза рогатая”, “Киселек”, - они самые древние. Дети любили хороводные игры. А мальчикам особенно по душе были состязательные игры, где дети могли показать свою силу. Одной из самых любимых для детей игр, были игры в песок. В наше время есть удивительное множество различных песочных игр, в т. ч. и Космический песок.
А теперь, удальцы, давайте разделимся на две команды и пройдем к песочницам. Предлагаю вам с помощью Космического песка, пластилина и природных материалов изобразить Осень.
Звучит фоном песня Пелагеи “Пташечка
” ( Слайд №19).  Во время игры детей в песочнице, каждой команде помогают учитель-логопед, воспитатель. Во время игры воспитанники с педагогами обсуждают свойства предметов.

Воспитатель.  Как вы думаете, для чего нас пригласили  в осенний лес? Для того чтобы мы полюбовались на красоту осеннего леса. Если лес осенний, то кто мог пригласить нас на прогулку?  Осень. Слайд №20

Ребята, перед вами дерево без листьев. Скажите, какой осенью бывают такие деревья?

Правильно. Мы были в гостях у осени, давайте подарим ей это дерево. А каким оно будет, зависит от вас.

Если вам сегодня было интересно и всё понятно, то выберите листик жёлтого цвета, если у вас остались вопросы или что-то было непонятно, то выберите листик зелёного цвета, ну, а если вам было неинтересно, скучно, то выберите листик красного цвета (дети выбирают листья и прикрепляют их к дереву) Слайд №21(22) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"

"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...

Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"

Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...

Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"

Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)

Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...

Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"

Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем  года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...