« Период адаптации детей раннего возраста»
презентация к уроку (младшая группа)

Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta_k_usloviyam_dou_2.docx38.46 КБ

Предварительный просмотр:

« Период адаптации детей раннего возраста»

Шишуновой Ольги Владимировны

                                                                 Воспитателя ГБДОУ № 24

Санкт-Петербург 2019г

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

(из опыта работы)

 

       Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

    Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

    Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

    Вся работа проводится в три этапа:

1. Первичная диагностика проходит по трем направлениям: - характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей)

- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (карта наблюдений;)

- оценка психоэмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации, см.).

    По результатам проведенного анкетирования родителей обозначаем для себя семьи воспитанников с повышенной тревожностью. В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у их ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период.

    2. Второй этап включает в себя психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу, направленную на снятие проблем, возникающих в начальном периоде адаптации детей к условиям образовательного учреждения.

    3. На третьем этапе проходит контрольная диагностика (повторная) - по окончании периода адаптации и повторное анкетирование родителей (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

    На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка.

    По итогам заключения и по наблюдениям воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме. Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры.

     Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища". Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир. Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Может быть, именно поэтому, пока родители не догадаются купить ребенку краски, первые живописные этюды ему приходится выполнять подручными средствами - манной кашей на кухне или мыльной пеной в ванной. Можно научить ребенка рисовать мокрыми ладошками или папиным кремом для бритья, который наносится на ладони.

    Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации являются: создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки; понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть; предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности. При проведении НОД учитывем специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность, агрессивность и т.д. Отсутствие у детей раннего возраста рефлексии, с одной стороны, облегчает, а с другой - усложняет диагностическую работу и постановку общей проблемы ребенка. Коррекционная работа, связанная с переживаниями ребенка, осуществляется по принципу "здесь и теперь" с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.

     По окончании второго этапа работы проводится заключительная диагностика степени адаптации детей раннего возраста, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностик.

    По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико – педагогическое совещание. Туда входят заведующая, старший воспитатель, медсестра, воспитатели групп раннего возраста и воспитатели других группа (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.

     Анализ работы ДОУ за последние 4 года показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.

Анкета для родителей «Давайте познакомимся»

Мы рады приветствовать вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Давайте познакомимся.

1.Ф.И.О. ребенка ____________________________________________________________

Дата рождения ребенка_______________________________________________________

Домашний адрес, телефон____________________________________________________

2. Состав семьи_____________________________________________________________

3. Мать, Ф.И.О., год рождения_________________________________________________

Образование, специальность__________________________________________________

Место работы, рабочий телефон_______________________________________________

4. Отец, Ф.И.О., год рождения________________________________________________

Образование, специальность__________________________________________________

Место работы, рабочий телефон_______________________________________________

5. К кому из членов семьи ребенок более привязан?_______________________________

6. Как называете дома ребенка ласково?________________________________________

7. Часто ли ребенок болеет (какие заболевания)?_________________________________

8. Навыки самообслуживания (самостоятельно одевается, кушает)?_________________

9. Как ребенок засыпает?_____________________________________________________

10. Основные виды игры и занятий дома?_______________________________________

11. Делится ли своими игрушками? Какие любимые?_____________________________

12. Кто их убирает?__________________________________________________________

13. Любимая пища?__________________________________________________________

14. Есть ли аллергия? (на что)_________________________________________________

15. Посещаете ли вы с ребенком, какие – либо детские развлекательные мероприятия?

_______________________________________________________________

16. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре:

а) активен, лидер;

б) легко присоединяется к окружающим;

в) испытывает трудности.

17. Любимое занятие, интересы:

а) лепка, рисование, конструирование;

б) подвижные игры, физическая активность;

в) книги, познавательные игры;

г) другое___________________________________________________________________

18. Как вы наказываете ребенка?_______________________________________________

19. Какие меры поощрения вы применяете?

______________________________________

20. Условия жизни ребенка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное

спальное место, общая кровать с кем–то из детей и т.д.)___________________________21. С какими трудностями сталкиваетесь в воспитании?___________________________

22. Чтобы вы хотели получить от пребывания ребенка в нашем детском саду?

_____________________________________________________________________

23. Ваши

пожелания__________________________________________________________________

______________________________________


РОЛЬ ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА


В жизни ребенка момент его поступления в детский сад является очень ответственным периодом. Детский сад – новое для него место с незнакомыми взрослыми.  Общая  задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в    жизнь детского сада.  Ребенок исследует новое пространство и вынужден в нем ориентироваться. С этой целью в групповом помещении производится переоборудование всех зон. Основное предназначение подобной трансформации – сделать помещение более уютным, домашним и привлекательным для детей. Продумывается место для возможности уединения ребенка, если ему захочется отдохнуть от коллектива и побыть одному.

Первоначально ребенок, пришедший в группу, проходит  по игровым уголкам и зонам, как на экскурсии. Чтобы решить адаптационную задачу первых дней нахождения малыша в ДОУ, воспитатель должен в игровой форме выразить каждому ребенку свое доброжелательное отношение, проявление заботы и внимания. В «стартовые» недели пребывания  в детском саду многие дети еще не готовы к проявлению собственной инициативы, зато благодаря играм с воспитателем дети почувствуют поддержку и увидят, что к ним относятся с интересом. Можно выбрать с малышом любимую игрушку, которая будет ходить вместе с ним каждый день в детский сад, чтобы знакомиться там с другими игрушками. Небольшие фотоальбомы с семейными фотографиями также поднимут настроение загрустившему ребенку. Чтобы снизить напряжение, необходимо переключать внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие, как, например, любимая игра.

Основная задача наших игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.

Игра помогает малышам познакомиться с новыми условиями, окружающим миром, художественной литературой, изобразительной деятельностью. В игре очень интенсивно развивается речь ребенка.

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченные занятия с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам. 

задачи:

– преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

– выявление общих и индивидуальных особенностей адаптации детей раннего возраста;

– формирование активной позиции родителей по отношению  к процессу адаптации детей.

Правила игр понятны любому ребенку. Ребенок получает возможность выражать свои эмоции, общаться со сверстниками, получает внутреннюю свободу. Иногда и у взрослых возникает желание поиграть, но не каждый способен преодолеть стеснение и скованность. Зато в ходе игрового общения с малышом у взрослых есть возможность вспомнить детство и поиграть с удовольствием вместе со своим ребенком. Приведу описание некоторых игр, доступных для любого возраста, которые прекрасно справляются со своим назначением: снимают тревожность у детей в первые дни адаптационного привыкания к детскому саду.

Игра «Колючий ежик»

Цели: 

– развитие мелкой моторики и координации движений;

– стимуляция речевой активности.

Оборудование: массажный мяч.

Х О Д   И Г Р Ы

Как известно, самомассаж оказывает на организм благотворное воздействие. Сначала надо внимательно рассмотреть массажный мячик. Оказывается, что он похож на ежика. Аккуратно кладете шарик на ладонь ребенка, прокатываете «ежика» по каждому пальчику, начиная с большого пальца, и чуть дольше задерживаетесь на подушечке каждого пальчика. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру. Игру сопровождайте стихами: 

«Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Ходит-бродит вдоль дорожек                                  

Весь в колючках серый ежик,

Ищет ягодки-грибочки

Для сыночка и для дочки».

Такой массаж хорошо развивает мелкую моторику пальцев и кистей, а также стимулирует интеллект малыша. Больше занимайтесь массажем пальчиков и пальчиковой гимнастикой, тогда ваш ребенок начнет развиваться активнее.

Игра «Легкое перышко»

Цели: 

– развитие диафрагмального типа дыхания; 

– стабилизация психоэмоционального состояния.

Оборудование: перышко, ленточка.

Х О Д   И Г Р Ы

Ребенок испытывает различные эмоции.  Человек может управлять своими эмоциями с помощью регуляции дыхания. Берем  два разноцветных пера, соединенные нитью. Повесим ниточку с перьями на шнур, сделаем глубокий вдох и медленный долгий выдох так, чтобы наши перья колыхались в воздухе. 

Вдох возбуждает, усиливает мышечное напряжение; выдох успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, способствует расслаблению мышц.  

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем» 

Цели: 

– развитие тактильного восприятия; 

– поощрение интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: таз с теплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка. 

Х О Д   И Г Р Ы

В наше время не надо «изобретать велосипед»: он уже придуман. Так и оборудование для подобных «водяных» игр уже придумано. Это могут быть фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер-сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка. Вода обладает особой притягательной силой. Теплая вода расслабляет и успокаивает. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в нее познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Такие игры осуществляются только под присмотром воспитателя.  Ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует вытереть полотенцем.

Игра «Разговор с игрушкой» 

Цели: 

– обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний;

– развитие навыков речевого общения. 

Оборудование: игрушки «бибабо». 

Х О Д   И Г Р Ы

Ребенку в младшем возрасте очень сложно выразить свои мысли и объяснить, что не так. Помочь ребенку в этом может его любимая игрушка, которая ассоциируется с положительными эмоциями, ощущением комфорта и безопасности. Попробуем  надеть   игрушку на руку.  Ребенок  прикасается к ней, может погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой… грустный?», «Хочет ли он подружиться с игрушкой?» и т. д. Побеседуйте друг с другом. 

Ученые установили, что дети, окруженные любовью и заботой, легче переносят стрессовые ситуации, в их организме вырабатывается меньше кортизола – гормона, негативно воздействующего на обмен веществ, иммунную систему, мозг.

Игра «Рисунки на песке»

Цели: 

– развитие тактильной чувствительности;

– визуализация понятия «Я».

Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа.

Х О Д   И Г Р Ы

Вспомним одну из самых любимых игр – занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с песком. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробегутся лисичка и зайчики, потопают слоники. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой должен получиться рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Песок помогает расслабиться: это приятные тактильные ощущения; песок медленно сыпется – это зрительно завораживает; быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний. А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками, поскольку от этого происходит параллельное развитие обоих полушарий мозга.

От того, в каких условиях будет развиваться ребенок, зависит его будущее. В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы, такие, как память, восприятие, мышление, речь. Кто в детстве хорошо и увлеченно играл, сможет так же хорошо и увлеченно работать. 

В Ы В О Д

На основе психолого-педагогических исследований я пришла к выводу, что игра является важным фактором в психическом развитии ребенка. Играя, ребенок осуществляет и совершенствует ту или иную деятельность с предложенным ему материалом. Особое внимание должно быть обращено на качество окраски игрушек (материала). Потому что ребенок в ранние годы склонен все брать в рот. Краски не должны линять и пачкать рук. Можно резюмировать, что  по отношению к играм ребенку должна быть предоставлена максимальная свобода. Игры служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.  

Игра является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В исследованиях, посвященных теме детской игры, отмечается, что игра пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игра способствует успешному развитию ребенка. Ребенок всегда будет играть. Благодаря играм, малыш усваивает социальные нормы поведения, развивает себя как личность. Ведь в будущем он должен войти в наше общество социально адаптированным к нему человеком. Поэтому использование игровых методов и приемов в первые дни пребывания детей в детском саду педагогически аргументировано и целесообразно.

Работа с родителями в период адаптации

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.

В современной семье родители не считают нужным проводить занятия с детьми, не знакомятся с педагогикой раннего возраста и не подозревают, что малыш живет своей эмоциональной жизнью, требует не только пищи телесной, но и духовной, из этого следует вывод о том, что семье необходимо оказывать педагогическую помощь.

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего детства. Родителям необходимо показать уникальность и значение правильного воспитания ребенка с первых лет жизни. Успешный контакт родителей и педагогов приобретает еще большее значение в период адаптации ребенка к детскому саду, поскольку для малыша период отрыва от семьи очень тяжелый и болезненный процесс.

Главное условие развития взаимодействия с семьей – общение в системе «педагог – ребенок – родитель». Готовность педагога к диалогу проявляется в овладении основными функциями   педагогического общения: открытия, соучастия, возвышения партнера. Без первых двух функций не состоится поддерживающее взаимодействие, без функции возвышения не смогут развиваться конструктивные и созидательные отношения. Функция возвышения в процессе общения с семьей обеспечивается рядом операций: положительным подкреплением, обращением за помощью; авансированием успешной совместной деятельности, что способствует созданию благоприятной психологической атмосферы.

Благодаря тесному контакту с родителями дети успешно проходят адаптацию, а также показывают высокий уровень развития.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Из сравнительно новых форм сотрудничества детского сада с семьей следует отметить вечера отдыха с участием педагогов, родителей, детей; спортивные развлечения, посиделки, подготовки спектаклей, собрания в форме "Давайте знакомиться", "Порадуем друг друга" и др. Во многих дошкольных учреждениях работает "телефон доверия", проводятся "День добрых дел", вечера вопросов и ответов.

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая иди методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение").

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".  [21, с. 84]

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. Приведем примеры некоторых из них.

Семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как "Родительская почта" и "Телефон доверия". Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Бабушек привлекает кружок "Очумелые ручки". Современная суета и спешка, а также теснота или, наоборот, излишняя роскошь современных квартир почти исключили из жизни ребенка возможность заниматься рукоделием, изготовлением поделок. В помещении, где работает кружок, дети и взрослые могут найти все необходимое для художественного творчества: бумагу, картон, бросовые материалы и др.  [11, с. 102]

Таким образом, взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма. Правильно организованное взаимодействие педагога с родителями позволяет не только выявить проблему адаптации ребенка к условиям ДОУ, но и показать возможности ее решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль игры в период адаптации детей раннего возраста."

Основная задача игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.Чтобы решить эт...

Организация работы в период адаптации детей раннего возраста

Материал круглого стола для воспитателей. Рекомендации педагогам....

Организация развивающей среды в период адаптации детей раннего возраста

Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.   Построение развивающей среды дае...

Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.

Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей,  а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...