Консультация для воспитателей «Средства развития мелкой моторики рук у дошкольников»
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей «Средства развития мелкой моторики рук у дошкольников»
«Таланты детей находятся на кончиках их пальцев»
(М. Монтессори)
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика».
Что же такое мелкая моторика?
Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трех систем: нервной, мышечной и костной. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д..
Таким образом, развитее мелкой моторики имеет очень большое значение.
Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей.
Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе.
Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулирует развитие других психических функций мышления, памяти, внимания.
Какие же средства и упражнения использую я, в своей работе с детьми раннего возраста:
Игры с пластилином
Игры с веревочкой, шнуровкой
Игры с конструктором, мозаикой
Пальчиковая гимнастика
Рисование и раскрашивание ,штриховка
Игры шишками, камешками
Массаж кистей рук и пальцев
Работа с бумагой, аппликации.
Игры с пластилином.
Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции. Я могу лепить мелкие детали сама, а малыш может собирать готовую композицию.
Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску стекой на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку.
Игры с шишками, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагаю сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. У ребенка перекатывать пальцами одной руки два камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш.
Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
Рисование, раскрашивание.
Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Мы рисуем цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.
Также я использую различные нетрадиционные техники.
Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью, предлагаю ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т. д. Шнуровки .
У нас в группе имеются разнообразные игры со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов. Во-первых, шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается “незаконченная” картинка(изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т. п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, ягодки, сделанные из дерева , в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе
Пальчиковая гимнастика.
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Рекомендую использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта.. Для эффективности занятий, интереса детей к ним, я читаю детям, сказки, потешки, прибаутки, Слушая его, дети одновременно вместе со мной “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др. Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя двигательные навыки пальцев рук.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. Я предложила лишь несколько При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически , помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи
Консультации для воспитателейСредства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи...
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"...
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи"...
Консультация для воспитателей «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи»
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Средства развития мелкой моторики рук"
В консультации представлены разные виды упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с ечевыми нарушениями....
Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.
Консультации для воспитателей Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи....
Консультация для воспитателей «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи.»
У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движе...