Статья на тему: Роль мультфильма в воспитании ребёнка
статья
Мультфильмы влияют на формирование личности ребенка. В средствах массовой информации в последнее время появилось много публикаций, в которых психологи и педагоги спорят о влиянии современных мультфильмов на детскую психику. Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы. Яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые мультфильмы близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blinova.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ МУЛЬТФИЛЬМА В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА
Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей - довольно эффективное воспитательное средство. Герои с экранов активно воздействуют на детское воображение, демонстрируя, как следует себя вести в той или иной ситуации. Дети очень часто имитируют поведение и манеру речи героев.
Мультфильмы влияют на формирование личности ребенка. В средствах массовой информации в последнее время появилось много публикаций, в которых психологи и педагоги спорят о влиянии современных мультфильмов на детскую психику. Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы. Яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые мультфильмы близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм - эффективное средство воспитания ребёнка.
Качество и содержание большей части отечественной мульт- и кинопродукции для детей в XX в. отвечали самым высоким требованиям критиков и не вызывали вопросов и сомнений у взрослых. Сюжеты фильмов и мультфильмов были добрыми и гуманными, содержание — понятным ребенку, его легко можно было перенести в сюжеты детских игр, а герои могли стать достойными для подражания. Художественное исполнение и музыкальное сопровождение большинства советских мультфильмов до сих пор вызывают восхищение. В 1991 г. в интернет-сообществе были опубликованы слова Папы Римского Иоанна Павла II (произнесенные еще в 50-е годы), который настоятельно рекомендовал смотреть советские мультфильмы, поскольку «они несут добро и воспитывают в ребенке сочувствие, заботу о других».
К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для психики ребёнка последствия.
В основе мультипликационного фильма как разновидности искусства, появившегося в XX веке, лежит техника мультипликации. Мультипликация на сегодняшний день – это высокодоходный бизнес, ориентированный прежде всего на получение прибыли, и часто этическая сторона вопроса лежит лишь на совести людей, управляющих этим бизнесом. Чтобы понять, что именно впитывает ребёнок, глядя на экран, родители должны в этом искусстве уметь разбираться. С какого возраста и сколько времени можно ребенку смотреть мультфильмы, как отличить хороший фильм от плохого, нужно ли смотреть его вместе с малышом и как определять влияние увиденного на психологическое состояние малыша.
Нравственное воспитание
В мультфильмах ребенок видит модели поведения. Он учится тому, как действовать в той или иной ситуации, как можно добиться цели. Многие «советские» мультики дают программу воспитания качеств настоящего человека. Он заставляют ребенка сопереживать героям, помогать другим, дружить, уважать родителей, разъясняют, что такое добро и зло и т.д. В «советских» мультиках со злом стараются бороться не силой, а пытаются его перехитрить или уговорить.
Эстетическое воспитание
В мультфильмах показана красота природы, герои мультфильмов учат любить и беречь ее. Дети учатся ухаживать за животными и растениями. Частый мотив: хорошее отношение к природе непременно вознаграждается. После просмотра мультфильма желательно проанализировать увиденное на экране, поделиться своими впечатлениями от просмотра, обсудить поступки героев. Необходимо обращать внимание ребенка на музыку, сопровождающую мультфильм, на костюмы героев, на картины природы.
Трудовое воспитание
Герои анимационных фильмов учат малыша помогать родителям, друзьям. Тот, кто ленится, высмеивается другими героями и, в конце концов, понимает, что труд - это полезное дело.
КЛАССИФИКАЦИЯ СЦЕН, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В МУЛЬТФИЛЬМАХ
Как же влияют негативные сцены мультфильмов на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка?
Сцена | Последствия просмотра |
Агрессия. Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». | Проявление жестокости, безжалостности, немотивированной злости и агрессии ребенком в реальной жизни. Последствия просмотра сцены. Закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. Формируется стереотип вседозволенности. Ребенок пренебрегает запретами. Его представления о добре и зле становятся размытыми. |
Сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью | Негативное общение с близкими взрослыми и сверстниками: циничные высказывания, неприличные жесты, непристойное поведение, грубость, безжалостность. Развивается бездуховность, эгоизм, бездушие и жестокость |
Сцены с опасными для жизни ребенка формами поведения, повторять которые в реальной действительности глупо и опасно | Склонность к подражанию. Снижение у ребенка инстинкта самосохранения, порога чувствительности к опасности, что может привести к травме |
Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев. Нарушающего общепринятые правила, никто никого не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. Плохие герои остаются безнаказанными, так как нет объяснения что хорошо, а что плохо. Использование несимпатичных, а порой даже уродливых героев. Для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные– наоборот. Часто встречается, что все персонажи ужасны, уродливы и страшны вне зависимости от их роли | У ребёнка нет четких ориентиров для оценки поступков героев |
Эталоны мультипликационных красавиц | Могут сформировать у девочек, не соответствующих подобным навязанным стандартам, негативное отношение к себе и стать причиной трагических ситуаций. У мальчиков закрепляется эталон-стереотип, что тоже носит негативный характер |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол для педагогов. Тема: «Роль отца в воспитании ребёнка».
В современном обществе законом гарантированы равные права мужчин и женщин, в повседневной жизни семьи роли отца и матери неравнозначны. Функции воспитания детей переданы матер...
Консультация для родителей Тема: «Роль игры в воспитании ребёнка».
Консультация для родителейТема: «Роль игры в воспитании ребёнка»....
Презентация на тему: "Роль отца в воспитании ребёнка"
Важное воздействие на развитие ребёнка оказывает отец....
Статья на тему: «Роль игрушки в жизни ребёнка».
Информация для родителей как правильно выбрать игрушку для ребёнка...
Статья на тему: «Роль игрушки в жизни ребёнка».
Статья на тему: «Роль игрушки в жизни ребёнка». Автор: Яковлева Юлия Михайловна Должность: воспитатель ГБДОУ №37 Красносельского района г.СПБ...
Статья на тему: "Роль отца в жизни ребёнка"
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ответственность за материальное обеспече...
Статья для родителей «Роль отца в воспитании ребёнка дошкольного возраста»
Семья ассоциируется в большей степенью с матерью, а не отцом. Хотямать в семье играет огромную роль, отец тоже является неотъемлемойчастью семьи.В дошкольном возрасте ребенок становится менее зависим ...