План по самообразованию
методическая разработка (младшая группа)
Мои личные наблюдения показывают, что дети, хорошо владеющие своей речью, чувствуют себя в группе комфортнее, они чаще становятся центром внимания сверстников, так как могут поделиться своими впечатлениями об увиденном, рассказать что-то интересное, легче общаются со взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
План по самообразованию на тему «Роль художественной литературы в речевом развитии детей».
Воспитатель Быхова Нина Олеговна
Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы.
Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Н. С. Рождественского, Ю. К. Бабанского, Л. П. Федоренко и других. У истоков саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, М. М. Конина. Игры и упражнения по развитию речи дошкольников разработаны О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (Л. Г. Шадрина, А. А. Смага, А. И. Лаврентьева, Г. И. Николайчук, Л. А. Колунова). Авторы провели экспериментальные исследования в московских дошкольных учреждениях и выявили, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками.
Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Мои личные наблюдения показывают, что дети, хорошо владеющие своей речью, чувствуют себя в группе комфортнее, они чаще становятся центром внимания сверстников, так как могут поделиться своими впечатлениями об увиденном, рассказать что-то интересное, легче общаются со взрослым.
Дети с выразительной речью и четкой дикцией чаще других выступают на утренниках: читают стихи, участвуют в разыгрывании мини-сценок. Остальные же дети остаются лишь пассивными наблюдателями и слушателями. Таких детей в группе меньше.
Я считаю, что проявить себя, выразить свою мысль, поделиться своими знаниями, чувствами должен каждый ребенок. Я поставила перед собой цель: развивать у детей связную и выразительную речь.
Для достижения цели выделила следующие задачи:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:
• создание речевой развивающей среды;
• работа с детьми; работа с родителями.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.
Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.
При отборе книг я учитывала, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции. Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Особое внимание уделяю развитию образной речи детей в процессе ознакомления с различными жанрами литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня) и малыми фольклорными формами.
Существуют определенные методы ознакомления с художественной литературой:
1.Чтение воспитателя по книге или наизусть, т.е. дословная передача текста.
2. Рассказывание воспитателя, т.е. свободная передача текста.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.
4. Заучивание наизусть.
Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала включает в себя:
- чтение рассказывание с игрушками (повторение сказки «Колобок» сопровождается показом игрушек и действия с ними);
- настольный театр;
- кукольный и теневой, фланелеграф.
Развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявиться у ребенка в самых разнообразных жанрах – сочинение сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.
Постоянно использую эти фольклорные произведения при одевании, кормлении, умывании, укладывании спать, в игровой деятельности и в процессе общения с природой. Народные потешки, прибаутки, заклички предоставляют прекрасный речевой материал, который использую на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Дети запоминают четверостишия и активно используют в повседневной жизни.
В работе с детьми большое внимание уделяю загадкам, они являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребенку. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения), что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.
Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные игры. Они помогают детям овладеть родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, небылицы.
Небылицы – это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают ребенка, а служат, по выражению К. И. Чуковского экзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию.
Важное место в моей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.
Самым любимым у детей жанром в художественной литературе является сказка.
Формы работы: чтение, обсуждение, разучивание.
В дополнение к ним использую такие формы организации и проведения занятий, как: беседы, путешествия по сказкам, театрализованные игры.
Методы, используемые в работе: наглядный, словесный, практический.
Такие приёмы позволяют вспомнить хорошие книги, будят мысль, развивают творческое воображение детей.
Методы работы со сказкой включают в себя 3 основных направления:
- Ознакомление детей со сказкой, с ее жанровыми особенностями, языковыми и выразительными средствами.
2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности.
3. Развитие с помощью сказки воображения, фантазии, словотворчества и создание собственных сказок.
Детей 4-5 лет знакомим с композиционными особенностями сказки, отличив ее от рассказа, стихотворения; с образными словами и выражениями в сказке. Использую наиболее интересные приемы в работе при знакомстве со сказкой: сюрпризные моменты (приход гостей-игрушек, сказочных героев);
загадки о главных героях, рассматривание иллюстраций к сказке.
Ничто так не развивает речь, как театральная деятельность детей, Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи. В своей практике стараюсь широко использовать: показ кукольных и театральных представлений для детей, проводить литературные досуги и вечера встреч со сказкой. Богатый материал для художественно-речевой деятельности дает художественная литература.
Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей. Главным ее результатом считаю умение говорить грамматически правильно, точно и выразительно.
Выстраивая работу по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности: создание речевой развивающей среды;
работа с детьми, работа с родителями, создание предметно-развивающей среды.
В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка. В театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас.
Работа с детьми.
Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по познавательному развитию с использованием художественной литературы. С детьми ежедневно читаем книги.
При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно-тематическое планирование.
В группе у нас работает «Книжкина больница», в которой воспитатель совместно с детьми «лечат» книги.
Работа с родителями.
Прежде чем организовать работу с родителями я провела опрос, который показал, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (50%), стихи (36%), а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:
-Познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника;
-Научить правильно подбирать художественную литературу;
-Порекомендовать как использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях.
Я подготовила и проведу с родителями консультации :
1. Роль книги в развитии ребёнка.
2. Книжка в вашем доме.
3. Как превратить чтение в удовольствие.
4. Учим стихи – развиваем память.
5. Пословицы и загадки о книгах.
Для родителей ежемесячно помещаю в родительский уголок список литературы, рекомендованный программой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.
Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, внимательно слушают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка , фантазируют. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.
Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе.
Развитие познавательных интересов детей.
Стремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи.
Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.
Бережное отношение детей к книге.
Используемая литература
Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А.Г. Исмагилова. – М.: Знание, 2009. – 96 с.
Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. – СПб.: Детство – Пресс, 2007. – 472 с.
Логинова В.И., Максаков А.И., М.И. Попова и др.; Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Сохина Ф.А. – М., Просвещение, 1984 – 223 с.
Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева – М.: изд. "Педагогика", 1998. – 138 с.
Павлова, Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Д. Павлова. – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.
ПавловаЛ.Н. Фольклор для маленьких.// Дошкольное воспитание №10, 1990
Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской – М.: Эксмо, 2005. – 208 с.
Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. – М.: Владос, 2007. – 176с
Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Мозаика-Синтез, 2006
Ушакова О.С., Гавриш Н.В.Знакомим дошкольников с художественной литературой. – – М.: ТЦ Сфера. 2009. – 176с
Ушинский К.Д.Родное слово –Новосибирск,1994.-128с.
Флерина Е.А. Живое слово в дошкольных учреждениях. М.-1993-91с.
И.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС ДО. ИД Цветной мир 2014г – 144ст
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС. Мозаика-Синтез, 2014г
15 Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа; Мозаика-Синтез - Москва, 2009. - 128 c.
Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Логиновой В.И. – М., Просвещение, 1992 – 64
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...

План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...