Игра в воспитании экологической культуры дошкольников
методическая разработка
Игра – занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий, и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_v_vospitanii_ekologicheskoy_kultury_doshkolnikov.docx | 23.54 КБ |
Игра в воспитании экологической культуры дошкольников | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра в воспитании экологической культуры дошкольников
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка. Именно поэтому психолог Л.С. Выготский назвал ее ведущим видом деятельности дошкольника. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, также широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д. в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубоко остаются в нем, чем следы действительной жизни.
Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.
Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Знание о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними постепенно формирующиеся у детей дошкольного возраста служит базой для развития их представления о мире в целом и отношения к нему. На целенаправленном расширении этих знаний, развития умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.
Исследователи А.Н. Зверев, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева утверждают, что экологическое образование детей – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Главная цель экологического образования – развитие экологической культуры, как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки.
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность, которой диктуется современными условиями. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Экологическое воспитание дошкольников - это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Основными задачами экологического образования, которые решаются в дошкольном учреждении являются:
-формирование у детей элементов экологического сознания;
-формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;
-воспитание гуманного отношения к природе.
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с растениями и животными, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу заданную взрослым.
В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Знания, полученные в детском саду, находят в игре практическое применение и развитие. Для каждой возрастной группы я стараюсь подбирать игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.
Какие же бывают игры? Классификация экологических игр.
При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:
- специфических характеристик;
- тематического распределения содержания;
- формы организации и меры регламентации;
- направленности действий.
По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:
Игры с правилами:
- дидактические;
- подвижные.
Особое место занимают дидактические игры. Цель игр – умственное развитие. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания. По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры - это игры с народной игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами, камешками, ракушками, шишками). Они позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, развитие памяти, мыслительных процессов. К ним относятся домино, лото, разрезные картинки, складные кубики, пазлы, лабиринты и т.п.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Словесные игры развивают внимание, быстроту реакции, сообразительность, связную речь. Они могут украсить досуг, прогулку в дождь. Интересны игры в загадки. В них дети упражняются выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.
Дидактические игры экологического содержания расширяют представления о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Игры с правилами составляют подвижные игры. В их основе лежат разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Они удовлетворяют потребность ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.
Творческие игры:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные;
- строительные.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру – окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры, вызывает эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира.
Театральные игры (игра-драматизация) строится на основе литературного произведения. Сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяются текстом произведения.
Строительные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После прогулки по территории детского сада можно изображать растительность (высокое дерево, широкий лист, маленький цветочек), передать полет бабочек, жуков.
По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:
- игры на тему «Живая природа»;
- игры на тему «Неживая природа».
По форме организации и мере регламентации выделяют:
- самостоятельную игровую деятельность ребенка;
- совместную с педагогом игровую деятельность.
По направленности действий:
- сенсорно-моторные;
- предметные;
- игры с перевоплощением;
- социальные;
- соревновательные.
Подбор и введение в педагогический процесс экологических игр постепенно и последовательно расширяет представления детей о живой природе, учит их использовать имеющиеся знания для решения игровых задач, развивает и совершенствует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, побуждает познавательный интерес.
Игры помогают неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям изменениям и многообразию.
При организации игр используется системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Используются различные методы и приёмы.
Таким образом, при формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста большую роль составляет игра. Играя, ребенок познает многоликий мир природы, учит общаться с животными и растениями. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.
Игра – занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий, и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.
Игра, как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.
Предварительный просмотр:
Игра в воспитании экологической культуры дошкольников
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский
Дошкольное детство – это период игры. Игра в детские годы преобладает над всеми другими занятиями ребенка. Именно поэтому психолог Л.С. Выготский назвал ее ведущим видом деятельности дошкольника. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна, также широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д. в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубоко остаются в нем, чем следы действительной жизни.
Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни.
Экологическая культура – одна из острейших проблем современности. Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Знание о природных объектах, явлениях и причинно-следственных зависимостях между ними постепенно формирующиеся у детей дошкольного возраста служит базой для развития их представления о мире в целом и отношения к нему. На целенаправленном расширении этих знаний, развития умений и навыков практического взаимодействия с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.
Исследователи А.Н. Зверев, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева утверждают, что экологическое образование детей – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Главная цель экологического образования – развитие экологической культуры, как важной части общей культуры человека, определяющей его духовную жизнь и поступки.
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста – важная, необходимая область теории воспитания и обучения, актуальность, которой диктуется современными условиями. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Экологическое воспитание дошкольников - это процесс ознакомления детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.
Основными задачами экологического образования, которые решаются в дошкольном учреждении являются:
-формирование у детей элементов экологического сознания;
-формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;
-воспитание гуманного отношения к природе.
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с растениями и животными, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу заданную взрослым.
В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Знания, полученные в детском саду, находят в игре практическое применение и развитие. Для каждой возрастной группы я стараюсь подбирать игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.
Какие же бывают игры? Классификация экологических игр.
При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:
- специфических характеристик;
- тематического распределения содержания;
- формы организации и меры регламентации;
- направленности действий.
По специфическим характеристикам выделяются творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь делятся на подгруппы:
Игры с правилами:
- дидактические;
- подвижные.
Особое место занимают дидактические игры. Цель игр – умственное развитие. Следовательно, они рассматриваются как средство умственного воспитания. По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры - это игры с народной игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами, камешками, ракушками, шишками). Они позволяют закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, развитие памяти, мыслительных процессов. К ним относятся домино, лото, разрезные картинки, складные кубики, пазлы, лабиринты и т.п.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Словесные игры развивают внимание, быстроту реакции, сообразительность, связную речь. Они могут украсить досуг, прогулку в дождь. Интересны игры в загадки. В них дети упражняются выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.
Дидактические игры экологического содержания расширяют представления о взаимодействии человека и природы, деятельности людей в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе, выработке навыков культуры поведения в окружающей природной среде.
Игры с правилами составляют подвижные игры. В их основе лежат разнообразные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание. Они удовлетворяют потребность ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.
Творческие игры:
- сюжетно-ролевые;
- театрализованные;
- строительные.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру – деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру – окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры, вызывает эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира.
Театральные игры (игра-драматизация) строится на основе литературного произведения. Сюжет игры, роли, поступки героев, их речь определяются текстом произведения.
Строительные игры – разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После прогулки по территории детского сада можно изображать растительность (высокое дерево, широкий лист, маленький цветочек), передать полет бабочек, жуков.
По тематическому распределению содержания существует следующая классификация:
- игры на тему «Живая природа»;
- игры на тему «Неживая природа».
По форме организации и мере регламентации выделяют:
- самостоятельную игровую деятельность ребенка;
- совместную с педагогом игровую деятельность.
По направленности действий:
- сенсорно-моторные;
- предметные;
- игры с перевоплощением;
- социальные;
- соревновательные.
Подбор и введение в педагогический процесс экологических игр постепенно и последовательно расширяет представления детей о живой природе, учит их использовать имеющиеся знания для решения игровых задач, развивает и совершенствует такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, побуждает познавательный интерес.
Игры помогают неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям изменениям и многообразию.
При организации игр используется системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Используются различные методы и приёмы.
Таким образом, при формировании экологической культуры у детей дошкольного возраста большую роль составляет игра. Играя, ребенок познает многоликий мир природы, учит общаться с животными и растениями. Взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.
Игра – занимает важную роль в экологическом воспитании детей. С ее помощью у дошкольников формируются системы основных экологических понятий, и воспитывается осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы.
Игра, как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие. Воспитание экологической культуры дошкольников.Игра «Кто лишний?»
Дидактическое пособие. Воспитание экологической культуры дошкольников. Игра "Кто лишний?" способствует развитию интереса детей к окружающему миру,развитию связной речи,активизирует внимание и память.М...
Статья «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников» (из опыта работы)
Материал для педагогов из личного опыта....
презентация «Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников»
презентация к статье "Экологическая тропа как средство воспитания экологической культуры дошкольников" ....
Родительское собрание в форме деловой игры "Воспитание экологической культуры дошкольников"
Форма проведения: деловая игра.Участники: родители, педагоги.Цель:Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование экологически грамотного взаимодействия с окружающ...
Музыкально-экологические досуги в ДОУ как средство воспитания экологической культуры дошкольников.
Этот проект музыкально-экрлогических досугов направлен на приобщение детей через интеграцию музыкального искусства и экологии к заботе об окружающей природе...
РМО. Взаимодействие с родителями по воспитанию экологической культуры дошкольников. Экологическая сказка «Приключения Травянчика»
Сегодня остро стоит вопрос защиты экологии и охраны окружающей среды. К сожалению, с развитием научно-технического прогресса и стремлением человечества создавать что-то новое, расширять добычу природн...
Игра в воспитании экологической культуры дошкольников
В статье содержиться информация о роли игры в воспитании экологической культуры и бережного отношения к окружающей природе у дошкольников....