Тренинг для педагогов "Эмпатия"
методическая разработка

Исаченко Ольга Петровна

Цель тренинга- создать условия для личностного роста педагога, развития и совершенствования способности человека понимать собственный эмоциональный мир, способности к сочувствию и сопереживанию окружающим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_empatiya.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг  «Эмпатия-профессионально значимое качество личности педагога»

1.Приветствие

2. Знакомство участников группы.
Цель тренинга – создать условия для личностного роста участников тренинга, развития и совершенствования способности человека понимать собственный эмоциональный мир, способности к сочувствию и сопереживанию окружающим.

Задачи тренинга:

•        осмысление понятия «эмпатия»;

•        осознание своих переживаний, чувств;

•        развитие психологической наблюдательности;

•        формирование навыков «чтения» невербальных сигналов партнера;

•        развитие способности сопереживания партнеру по общению;

Правила тренинга.

Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Это значит, что вы распознаете чувства и эмоции других людей, умеете утешать и помогаете им выходить из сложных психологических и эмоциональных состояний.

Эмпатия – очень эффективный инструмент общения между людьми. Как всякий инструментарий, его важно уметь применять в жизни. Кому-то в этом помогает интуиция, а некоторым людям для достижения жизненного успеха приходится учиться представлять себя на месте другого.

Некоторые эмпатические реакции есть даже у младенцев: если один малыш начинает плакать, то его хором поддерживают дети, находящиеся рядом. Маленькие дети капризничают или бывают грустными, если у кого-то из домочадцев есть проблема. Но и условия воспитания играют роль в формировании способностей, они либо притупляют, либо благоприятствуют развитию эмпатии.

Способность к эмпатии развивается у человека в процессе накопления жизненного опыта, переживания ситуаций, заставляющих его встать в позицию собеседника, осознать его переживания. Эпизодические переживания подобного рода суммируются, что, в последствии, приводит к устойчивому эмпатийному поведению.

Поскольку эмпатические способности человека проявляются, прежде всего, в процессе взаимодействия с другими, развивать эти черты также проще всего в процессе взаимодействия. Относительно безопасную возможность упражнения в практике межличностных взаимодействий предоставляют социально-психологические тренинги.

Тренинг - активный способ группового обучения направленный на формирование эффективной модели поведения, выработку определенных навыков, стратегий поведения.

Преимущества эмпатии

  • Эмпатия объединяет людей. Когда к человеку относятся с эмпатией, он склонен отвечать взаимностью. Если вы эмпатичны, люди тянутся к вам: вы можете стать отличным лидером.
  • Эмпатия исцеляет. Негативные эмоции разрушают психику и физическое здоровье человека, в то время как проявление эмпатии помогает заживить раны.
  • Эмпатия создает доверие. Любой, даже самый недоверчивый человек, начинает доверять вам со временем, если вы проявляете к нему живой интерес и понимаете, что он чувствует.
  • Эмпатия несовместима с критикой. Большинство людей постоянно критикует близких, не задумываясь о том, как это ранит их самолюбие. Если вы развиваете эмпатию, то начинаете понимать, что нужно и чего не нужно говорить.

Большинство современных профессий требуют развитой эмпатии. Можно ли научиться быть эмпатичным?

Есть целых ряд факторов, которые позволять развить в человеке способность к эмпатии: 

  • Теплые и доверительные отношения внутри семьи.
  • Сопереживание взрослых другим людям.
  • Доброе отношение к другим живым существам: растениям и животным.
  • Особенно в раннем возрасте ребенка его родители должны обратить внимание своего чада на то, например, что кошке так же больно, как и малышу, когда ее тянут за ухо и т. п.
  • Особенно важна эмоциональная реакция на печальные события, которая помогает ставить себя на место других людей.

Психолог Дэниел Киран представляет десять упражнений на развитие эмпатии для детей и взрослых. Некоторые задания требуют помощи со стороны других людей, остальные же вы можете выполнять сами.

1. Создание вашего эмоционального словаря

психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний.

Эмоции можно разделить по категориям на позитивные, болезненные (негативные) и нейтральные. Позитивной может считаться счастье, возбуждение, умиротворенность, спокойствие, надежда. Негативной — страх, злость, вина, грусть, пустота, заниженная самооценка, отчаянье. Нейтральной — удивление, любопытство, интерес.

В свою очередь болезненные эмоции можно разделить на тяжелые и легкие.

2. Распознавание эмоций и мыслей

  • Изучите эмоции, то есть, ответьте с серьезным подходом на вопрос «Какие эмоции бывают?»;
  • Попробуйте отслеживать у себя различные эмоции. (Дневник эмоций, где фиксируются ведущие эмоции каждого вашего дня);
  • После первых двух пунктов можно пробовать наблюдать за проявлениями эмоций другими людьми.

Нередко, после того как изучил эмоции у себя, у других замечать и воспринимать их гораздо проще.

  1. Игра – разминка «Говорю, что вижу».
    Цель: разминка, улучшение атмосферы в группе, развитие навыка безоценочных высказываний. 
    Инструкция: «Сидя в круге, вы будете наблюдать за поведением других и, по очереди, говорить, что видите относительно любого из участников. Описывая поведение,  действия других людей не оценивайте их, а просто констатируйте наблюдаемое. К примеру: «Коля сидит, положив ногу на ногу», «Катя улыбается». 
    Ведущий следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участники. 
  2. Упражнение «Расскажу о своем хозяине»
    Цель: включение участников тренинга в групповую работу.
    Участникам предлагается выбрать какой-либо личный предмет (расческу, сумочку, авторучку +) и от его имени представить своего хозяина и рассказать о нем что-нибудь интересное или примечательное (чем этот человек отличается от других). Первым представляется ведущий, затем ассистент, затем остальные члены группы по мере готовности. Затем желающие могут задавать вопросы (каждое представление 2-3 минуты).
    Приблизительная схема представления:
    Кто он (имя, чем занимается, основные интересы);
    Цели, с которыми пришел на этот тренинг;
    Что может, и что готов сделать на группе для достижения поставленных целей.

3. Упражнение «Чувства по кругу»
Цель: развитие возможности каждого участника в области вербализации чувств и состояний.
Инструкция: «Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом любое состояние или чувство, а поймав брошенный нам мяч, будем называть антоним — противоположное состояние или чувство. Например, я бросаю мяч Тане и говорю: «Грустный». Таня, поймав мяч, называет антоним «веселый» и сама, бросая мяч кому-то другому, называет чувство или состояние.
Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех».

Игры и упражнения, способствующие осознанию чувств и эмоций партнера. Рациональный компонент эмпатии.
Упражнения данного типа направлены развитие наблюдательности, восприятия, осознание состояний партнера, что позволяет создать целостный образ человека и группы. В подобных упражнениях развивается способность отделять наблюдаемое от переживаемого в момент наблюдения.


4. Упражнение «Я вижу».
Цель: Развитие наблюдательности, осознание различия между тем, что «я вижу», и тем, что «представляю, интерпретирую», «мне кажется».
Участники группы разбиваются на пары и садятся напротив друг друга.
«Каждый из участников пары по очереди говорит одну фразу, начинающуюся со слов «Я вижу…», содержание которой касается внешнего облика партнера. Таня (тренер обращается к участнице группы), давай мы с тобой покажем, как это нужно делать».
Тренер и участница группы садятся друг против друга.
Тренер: «Я вижу, что твои руки лежат на коленях».
Таня: «Я вижу, что ты посмотрела вправо».
Тренер: «Я вижу, что ты наклонила голову» и т. д.
«Во время выполнения упражнения воздерживаться от использования оценочных понятий».

 Механизм эмпатии:

- сопереживание - переживание субъектом тех эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек посредством отождествления себя с ним;

- сочувствие-переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

5. Упражнение «Визуальное чувствование»- ролик.

  1. перечислить чувства, которые испытывали герои ролика;
  2. перечислить чувства, которые испытали вы при просмотре.

6. Упражнение « Подстройка под позу."

Давайте сейчас проведем маленький эксперимент. Сядем в одну позу.(Ведущий принимает такую же позу). Определите, на сколько я сейчас вам близок, на сколько “свой”? А сейчас? (Ведущий меняет позу). Изменилась оценка? А что произойдет, если я сяду опять в позу, в которой Вы сидите? (Ведущий садится в позу, в которой сидит ученик). Улучшилось отношение ко мне по сравнению с предыдущим разом? (Да) . Итак, вы уже поняли, что одним из основных признаков доверия является поза.

7. Упражнение «Выход из контакта».

Представьте ситуацию: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который располагает временем и имеет желание пообщаться с вами, а вам некогда». Участники группы разыгрывают ситуацию, предлагая несколько вариантов выхода из контакта. После этого следует обсуждение.

Почему же важно уметь сопереживать эмоциональному состоянию другого человека? 

  • Другому это явно будет приятно;
  • Это сближает;
  • Это укрепляет отношения;
  • Это способствует пониманию друг друга, пониманию того, что происходит с другим;
  • Это помогает понять себя;
  • Помогает понять свои эмоции, свои проявление по отношению к другим;
  • Это как минимум саморазвивает.

Вот несколько правил, которые помогут не тратить жизненную энергию попусту:

  • У каждого человека свой жизненный выбор. Если человек сам не желает себя спасать, то и эмпату не нужно думать об этом.
  • Эмпат не должен быть эмоциональным лекарем. Он должен принять чувства другого человека такими, какие они есть, а не пытаться постоянно вмешиваться, особенно, если его об этом не просит сам «болящий».
  •  Что бы успокоиться и наладить душевную гармонию, полезно медитировать.
  •  Не пытайтесь дружить со всеми. Если человек вызывает отрицательные эмоции или депрессивное состояние – нужно просто дистанцироваться от этого человека.
  • Эмпат обязательно должен полюбить себя таким, каков он есть, а не принимать на себя «вину за весь мир».

То есть, действительно, можно сделать вывод о том, что эмпатия или сопереживание – это невероятно крутая способность человека.

Способности даются нам не при рождении, а воспитываются в процессе жизни и опыта – всему, что мы хотим, в чем мы нуждаемся – можно научиться.

Медитация.

У вас несколько минут на то, чтобы вспомнить, что вы узнали за сегодняшнее занятие. И подумать о том, как вы можете применить полученные знания. И как это может изменить вашу жизнь.

ПЯТЬ ШАГОВ К ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ

1.        Понаблюдайте за тем, как часто вы оцениваете другого человека, мысленно осуждаете его, навешиваете «ярлык» - добрый, злой, жадина, вечная жертва, эгоист и т.д. Чем чаще вы оцениваете людей при общении, чем меньше шансов того, что вы по-настоящему поймете их.

2.        Начните просто наблюдать за другими людьми, воздерживаясь от оценок. Допустите мысль о том, что на самом деле вы ничего не знаете об этом человеке. Смотрите телевизор без звука, или фильм на незнакомом вам языке, наблюдайте за тем, что говорит вам лицо, тело, мимика другого человека, и, самое главное, за тем, что вы при этом чувствуете, как другой влияет на ваши переживания.

3.        От практики на незнакомых людях постепенно переходите к вашему окружению: когда собеседник будет вам что-то рассказывать, прежде чем дать свою реакцию, понаблюдайте за ним и предположите, что он чувствует, чего хочет на самом деле.

4.        Используйте незаменимые я-сообщения: говорите о том, как поведение или слова другого влияет на вас, на то, что происходит с вами, высказывайте мягкие предположения: «ты выглядишь расстроенным», «похоже, что это очень важно для тебя» и т.д. Опирайтесь в этот момент на тот опыт, который переживали вы сами, но в другой ситуации. Так внутренне вы настроитесь на другого человека.

5.        И, наконец, самый важный шаг: если вы хотите по-настоящему понять другого человека, особенно, если испытываете к нему негативные чувства, не «зацикливайтесь» на том, что вас разделяет, найдите сходства. Сейчас, когда так легко рушатся родственные и дружеские связи, важно не усугубить этот процесс дальше. Какая бы точка зрения не была у человека, какую бы форму для ее предъявления он не выбирал, он также хочет быть любимым, здоровым и т.д. Проявить отзывчивость в этот момент – не означает отказаться от своих ценностей, скорее, наоборот, увидеть за гневом – страх и бессилие, за громкими речами – желание почувствовать опору и быть услышанным.

Чем больше жестокости проявляет мир, тем легче ожесточиться самому… Нам кажется, что так мы защищаем себя, только понимания между самыми близкими людьми становится меньше. Мы начинаем забывать, что словом можно не только ранить, но и исцелить. Мы не можем отвечать за мир в странах, но каждый в силе установить его в своей семье, в своем доме. Рискнуть отказаться от оценок, заменив осуждение на интерес и чуткость. Услышать другого сердцем, а не головой. Это не то, к чему мы привыкли в последнее время, но, может быть, это тот вклад в мир, который по силам каждому.

Надеюсь, полученная  информация будет для Вас полезной:)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эмоционально-игровой тренинг» «Эмоционально-игровой тренинг»

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба, а если и...

Программа тренинга детско-родительских отношений "Мы вместе" , разработка тренинга "Связующая нить".

Программа тренинга детско родительских отношений.Главной целью предполагаемой программы является перестройка неэффективных стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые мешают их нормаль...

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Синдром профессионального выгорания – самая опасная  профессиональная болезнь, работающих с людьми. Ведь педагоги – это та категория людей, которая не имеет права болеть, ошибаться, о...