Консультация на тему: «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования»
консультация
«Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования»
Приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Что касается понятия профессионального стандарта, то оно было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1.
(Слайд 2) Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)»:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 69 КБ |
profstandart.ppt | 363.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования»
Дата выступления: 2 ноября 2016 г.
Выполнила: воспитатель группы №2,
Салихова Ю.Ф.
Нефтекамск, 2016 г.
«Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования»
Приказом Минтруда России №544н от 18 октября 2013 г. был утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Что касается понятия профессионального стандарта, то оно было внесено в Трудовой кодекс РФ еще в 2012 году и закреплено в статье 195.1.
(Слайд 2) Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)»:
- утвержден приказом Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н.
- зарегистрирован Министерством юстиции 06. 12. 2013 г.
- вводится в массовое применение с 1 января 2017 г.
- но с 2016 г.– режим апробации.
. (Слайд 3) До 2018 года Минобрнауки РФ будет проводить работу по разработке следующих профессиональных стандартов работников сферы образования:
- Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель); апробация с 2016 года, вступит в силу в 2017 году.
- Педагог дополнительного образования детей и взрослых; с 2018 года
- Педагог-психолог (психолог в сфере образования); с 2018 года
- Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог,
олигофренопедагог, тифлопедагог); с 2018 года
- Руководитель образовательной организации и организации дополнительного образования детей; с 2018 года.
В российском законодательстве, а тем более в сфере образования профессиональных стандартов никогда не было. Идея профессионального стандарта заимствована из зарубежного опыта. Отмечу, что сфера образования одной из первых внедряет данную новацию. Данные нововведения вызваны изменениями в реальной системе образования. Меняется структура общества и его потребности, повысился уровень финансирования образовательных учреждений, выросла их материальная обеспеченность и степень автономии. Поэтому педагог как центральная фигура образовательного процесса столкнулся с новыми вызовами общества. Разработчики стандарта старались смотреть в будущее, чтобы прогнозировать, какие требования будут предъявляться к педагогу завтрашнего дня. Если раньше учитель был главным носителем знаний, то сейчас, с развитием IT, информационная функция педагога чем дальше, тем больше будет снижаться. Мы видим на примере введения ФГОСов в начальной школе, какие новые требования предъявляются к учителю: помимо привычных и понятных предметных результатов, ему нужно освоить самому и научить детей совершенно новым метапредметным компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве. (Слайд 4)Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:
- Работа с одаренными детьми;
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
- Работа с детьми мигрантами;
- Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
- Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.
Для кого-то из педагогов новые требования не являются проблемой, потому что они уже используют в своей работе самые современные методы. Но кому-то придется решать задачу освоения на практике новых для них трудовых действий, необходимых знаний и умений.
Мы хорошо понимаем, что ни один человек не может соответствовать всем квалификационным требованиям трудовых функций, записанным в стандарте, и каждый руководитель вправе сосредоточить усилия на конкретных аспектах деятельности в зависимости от особенностей своей образовательной организации. Стандарт позволяет расставить акценты на разных трудовых функциях в общем объеме деятельности. Кроме того, никто не требует от педагога, например, корректировать сложные отклонения в поведении ребенка, но его главная задача – суметь вовремя распознать те или иные проблемы (будь то задержка в развитии или умственная отсталость или просто дефицит внимания) для того, чтобы направить ребенка к нужному специалисту. Поэтому одно из главных требований стандарта – умение взаимодействовать с другими специалистами: психологами, социальными педагогами, дефектологами и т.д.
С 1 июля 2016 года Минтруд России подготовил новый Законопроект «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», который определяет новую систему оценки квалификации специалиста, основанную на профессиональном стандарте. После его введения изменится процедура аттестации педагогов, порядок оценки и самооценки педагогической деятельности, будет введен профессиональный экзамен на определение квалификационного уровня педагога. Внедрение профстандарта педагога будет означать изменения в работе аттестационных комиссий. Предполагается, что будет создана система аудита – внутреннего и внешнего, с участием общественной структуры. Основой всех перечисленных механизмов оценки профессионализма станут требования, зафиксированные в профессиональном стандарте педагога.
(Слайд 5)Характеристика стандарта
- в нем определяются основные требования к квалификации педагога
- может дополнятся региональными требованиями
- может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения
- является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов образовательного учреждения
- отражает структуру профессиональной деятельности педагога
- выдвигает требования к личностным качествам педагога
(Слайд 6) К специальным сведениям относятся требования к образованию и опыту работы,
- Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
- Требования к опыту практической работы не предъявляются
(Слайд 7) Не допускаются к работе лица
- Лишенные права заниматься педагогической деятельностью
- Имеющие или имевшие судимость
- Признанные недееспособными
- Имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
В стандарте выдвинуты профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику его работы, необходимые трудовые действия, умения и знания.
(Слайд 8) Педагог дошкольного образования должен:
- Обладать навыками как планирования процесса обучения, так и применения на практике образовательных программ для детей дошкольного возраста.
- Уметь реализовывать в процессе работы с ребёнком рекомендации узких профессионалов - психолога, логопеда и т.п.
- Уметь выработать у дошкольника психологическую готовность к восприятию школьного обучения.
- Знать общие закономерности физического и психического развития ребёнка в дошкольном возрасте.
- Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
(Слайд 9) Одно из главных требований профстандарта – умение педагога взаимодействовать с другими специалистами: психологом, социальным педагогом, дефектологом и другими. Умение работать с разными категориями детей.
Профстандартом перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Ведь нельзя от педагога требовать того, что он не умеет.
(Слайд 10) Рекомендации по внедрению профессионального стандарта в ДОУ
- Организация ознакомления педагогических работников учреждения с содержанием профессионального стандарта «Педагог»;
- организация обсуждения на педагогических, методических советах, методических объединениях, стажерских практиках ресурсных центров и др.;
- размещение информации на стендах в учреждении, сайте учреждения;
- разработка, согласование и утверждение локальных правовых актов детского сада в области формирования кадровой политики, трудовых отношений с воспитателями, нормирования, оценки качества труда воспитателей;
- организация и проведение процедуры самооценки педагогами своей квалификации в соответствии с уровнями профессионального стандарта педагога в учреждении;
- составление дифференцированной программы профессионального развития педагогов детского сада на основе самоанализа (самооценки) уровня соответствия компетенций педагога содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог».
Таким образом, к концу текущего года должны быть полностью заполнены все пробелы в педагогических стандартах, и весь спектр сотрудников, трудящихся в этой сфере будет охвачен действием новейших нормативов. Ещё раз напоминаем, что введение новых стандартов назначено на 01.01.2017 года.
(Слайд 11) Будет ли способствовать введение профессионального стандарта повышению качества образования?
(Слайд 12) Вывод:
- качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов;
- профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста;
- профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.
(Слайд 13) Меняйтесь раньше, чем Вас заставят это делать!
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профессиональный стандарт педагога Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: утвержден приказом Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н. зарегистрирован Министерством юстиции 06. 12. 2013 г. вводится в массовое применение с 1 января 2017 г. но с 2016 г.– режим апробации.
До 2018 года Минобрнауки РФ будет проводить работу по разработке следующих профессиональных стандартов работников сферы образования: Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель); апробация с 2016 года, вступит в силу в 2017 году. Педагог дополнительного образования детей и взрослых; с 2018 года Педагог-психолог (психолог в сфере образования); с 2018 года Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог); с 2018 года Руководитель образовательной организации и организации дополнительного образования детей; с 2018 года.
Работа с одаренными детьми; Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования; Работа с детьми мигрантами; Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии; Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.. Ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей, а именно:
Характеристика стандарта в нем определяются основные требования к квалификации педагога может дополнятся региональными требованиями может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов образовательного учреждения отражает структуру профессиональной деятельности педагога выдвигает требования к личностным качествам педагога
Требования к образованию и опыту работы Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации Требования к опыту практической работы не предъявляются!
Не допускаются к работе лица Лишенные права заниматься педагогической деятельностью Имеющие или имевшие судимость Признанные недееспособными Имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Трудовые действия, умения и знания Педагог дошкольного образования должен: Обладать навыками как планирования процесса обучения, так и применения на практике образовательных программ для детей дошкольного возраста. Уметь реализовывать в процессе работы с ребёнком рекомендации узких профессионалов - психолога, логопеда и т.п. Уметь выработать у дошкольника психологическую готовность к восприятию школьного обучения. Знать общие закономерности физического и психического развития ребёнка в дошкольном возрасте. Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Одно из главных требований профстандарта – умение педагога взаимодействовать с другими специалистами: психологом, социальным педагогом, дефектологом и другими. Умение работать с разными категориями детей.
Рекомендации по внедрению профессионального стандарта в ДОУ Организация ознакомления педагогических работников учреждения с содержанием профессионального стандарта «Педагог»: организация обсуждения на педагогических, методических советах, методических объединениях, стажерских практиках ресурсных центров и др.; размещение информации на стендах в учреждении, сайте учреждения разработка, согласование и утверждение локальных правовых актов детского сада в области формирования кадровой политики, трудовых отношений с воспитателями, нормирования, оценки качества труда воспитателей; организация и проведение процедуры самооценки педагогами своей квалификации в соответствии с уровнями профессионального стандарта педагога в учреждении; составление дифференцированной программы профессионального развития педагогов детского сада на основе самоанализа (самооценки) уровня соответствия компетенций педагога содержанию трудовых функций профессионального стандарта «Педагог».
Будет ли способствовать введение профессионального стандарта повышению качества образования?
Вывод: качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; профстандарт способствует повышению профессиональной подготовки педагога и необходимости постоянного профессионального роста; профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, а соответственно повышает качество образования.
Меняйтесь раньше, чем Вас заставят это делать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и доклад к ней на тему "Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога- новый шаг к качеству образования»
Презентация ориентирована для методистов ДОУ . Раскрывает понятие стандарта, нормативно-правовую базу, пути введения в деятельность ДОУ....
Консультация на тему: «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования»
Консультация на тему: «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога — новый шаг к качеству образования»...
«Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога- новый шаг к качеству образования»
laquo;Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога- новый шаг к качеству образования»...
Презентация "Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога-новый шаг к качеству образования"
В процессе перехода на новые федеральные образовательные стандарты изменились требования, предъявляемые как к образовательному процессу, так и к профессиональным качествам педа...
Деловая игра для педагогов «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога – новый шаг к качеству образования»
Цель мероприятия: вывести модель идеального педагога XXI века, а также основные направления продвижения к этому идеалу. В рамках реализации мероприятия совершенствуется профессиональное мастерст...
Методическая разработка деловой игры «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога – новый шаг к качеству образования»
Деловая игра направлена на педагогов«Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога – новый шаг к качеству образования».Цель: вывести модель идеального педагога XXI ...
Презентация к Педагогическому совету «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога- новый шаг к качеству образования»
Презентация к Педагогическому совету «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога- новый шаг к качеству образования»...