Картотека театрализованных игр в подготовительной группе
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Картотека театрализованных игр
в подготовительной группе
«В «Детском мире»
Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.
Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями
«Был у зайца огород»
Цель: развивать пантомимические навыки, развивать мимику и пластические способности детей;
развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию.
Воспитатель читает, дети имитируют движения.
Был у зайки огород,
Ровненьких две грядки.
Там играл зимой в снежки,
Ну а летом — в прятки.
А весною в огород
Зайка с радостью идет.
Но сначала всё вскопает,
А потом всё разровняет,
Семена посеет ловко
И пойдет сажать морковку
Ямка — семя, ямка — семя,
И глядишь, на грядке вновь
Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет,
Урожай свой соберет.
И как раз — здесь закончился рассказ!
«Как варили суп»
Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.
Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку.
Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою.
Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две
половинки.
Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.
Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки.
Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.
Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко.
Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой
рукою.
Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку.
Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою.
Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька
пыхтит.
— Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плясовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».
— Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.
Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.
«Самолет»
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест
Поиграем в самолет? (Да.)
Вы все — крылья, я — пилот.
Получили инструктаж —
Начинаем пилотаж. (Строятся друг за другом.)
В снег летаем и пургу, (У-у-у-у!)
Видим чьи-то берега. (А-а-а-а!)
Ры-ры-ры — рычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе!
Что ж — закончен наш полет.
До свиданья, самолет.
«Плачет киска…»
Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным.
Плачет киска в коридоре:
У нее большое горе —
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть сосиску со стола. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о его ножку, встаете на задние лапы и с удовольствием вдыхаете приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни. Вы тянетесь лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка. Киска бросает сосиску и прячется под диван.
Дети делятся на пары: хозяйка и киска. Каждая пара предлагает свой вариант ситуации.
Воспитатель предлагает немного переделать стихотворение. Слова «У нее большое горе» прочитать от первого лица: «У меня большое горе».
Эту ситуацию дети разыгрывают также парами.
— Ребята, вам жаль киску? Давайте пожалеем ее. Представьте, что левая ваша рука — это кошка, а правой вы ее гладите:
— Киска, кисонька, кисуля! —
Позвала котенка Юля.
— Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой. (Л.П.Савина)
«Дружные звери»
Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.
Ход игры. Дети распределяются на три группы — медведи, обезьяны и слоны. Затем педагог называет поочередно одну из команд, а дети должны одновременно выполнить свое движение. Например, медведи – топнуть ногой, обезьяны – хлопнуть в ладоши, слоны – поклониться. Можно выбирать других животных и придумывать другие движения. Главное, чтобы каждая группа выполняла свое движение синхронно, общаясь только взглядом.
«Фигуры из стульев»
Цель. Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. (Сесть на стулья, построив заданную фигуру, надо одновременно.)
Ход игры. По предложению педагога дети перемещаются по залу со своими стульями и «строят» круг (солнышко), домик для куклы (квадрат), самолет, автобус.
«У зеркала»
Цель: совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.
1) Нахмуриться, как:
а) король,
б) ребенок, у которого отняли игрушку,
в) человек, скрывающий улыбку.
2) Улыбнуться, как:
а) вежливый японец,
б) собака своему хозяину,
в) мать младенцу,
г) младенец матери,
д) кот на солнце.
3) Сесть, как:
а) пчела на цветок,
б) наказанный Буратино,
в) обиженная собака,
г) обезьяна, изображавшая вас,
д) наездник на лошади,
е) невеста на свадьбе.
«Король»
(вариант народной игры)
Цель. Развивать действия с воображаемыми предметами, умение действовать согласованно.
Ход игры. Выбирается с помощью считалки на роль короля ребенок. Остальные дети — работники распределяются на несколько групп (3 — 4) и договариваются, что они будут делать, на какую работу наниматься. Затем они группами подходят к королю.
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны вам работники?
Король. А что вы умеете делать?
Работники. А ты отгадай!
Дети, действуя с воображаемыми предметами, демонстрируют различные профессии: готовят еду, стирают белье, шьют одежду, вышивают, поливают растения и т.п. Король должен отгадать профессию работников. Если он сделает это правильно, то догоняет убегающих детей. Первый пойманный ребенок становится королем. Со временем игру можно усложнить введением новых персонажей (королева, министр, принцесса и т.п.), а также придумать характеры действующих лиц (король — жадный, веселый, злой; королева — добрая, сварливая, легкомысленная).
«Скульптор»
Цель. Развивать воображение и фантазию, совершенствовать пластические возможности тела, умение действовать с партнером.
Ход игры. Дети распределяются на пары. Один ребенок берет на себя роль скульптора, а другой — роль пластилина или глины. Скульпторам предлагается слепить несуществующее фантастическое создание, придумать ему имя и рассказать, где оно живет, чем питается, что любит, как передвигается. В дальнейшем можно предложить существу ожить и начать двигаться. Затем дети меняются ролями.
«Запомни фотографию»
Цель. Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий.
Ход игры. Дети распределяются на несколько групп по 4—5 человек. В каждой группе выбирается «фотограф». Он располагает свою группу в определенном порядке и «фотографирует», запоминая расположение группы. Затем он отворачивается, а дети меняют расположение и позы. «Фотограф» должен воспроизвести изначальный вариант. Игра усложняется, если предложить детям взять в руки какие-нибудь предметы или придумать, кто и где фотографируется.
Игра-пантомима «Медвежата»
Цель: развивать пантомимические навыки
А вот посмотрите, гора старого валежника. Ой, это берлога! А в ней спят медвежата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в берлогу. Вода попала на нос, уши, лапы медвежат.Медвежата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из берлоги. Раздвинув лапами сучья, они выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Медвежата прикрывают лапами глазки и рычат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Медвежата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.
«Я – защитник Родины»
Ход игры: Педагог говорит детям: - «Ребята, военнослужащие часто глубоко любят свою отчизну и свой народ, обладают большими знаниями, здоровьем, силой, готовностью выполнить любой приказ. Представьте, что вы защитники своей Родины». Дети с помощью пантомимы изображают «защитников». (можно детям предложить показать «защитника» различного рода войска, выбрав любой атрибут из предложенных или разделить детей на 2 подгруппы: одна подгруппа показывает пантомимы «защитника», а вторая подгруппа - отгадывает. Затем дети меняются ролями.
«Бабушка Маланья»
Цель. Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.
Ход игры. Дети берутся за руки и идут по кругу, в центре которого — водящий; дети поют потешку и выполняют движения.
У Маланьи, у старушки, - (Идут по кругу и поют.)
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей! (Останавливаются и с помощью мимики и жестов изображают то, о чем говорится в тексте)
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой...
Ничего не ели, (Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок)
Целый день сидели.
На него (нее) глядели,
Делали вот так... (Повторяют за ведущим любой жест)
«Внимательные матрешки»
Цель. Развивать внимание, согласованность действий, активность и выдержку.
Ход игры. Дети сидят на стульях или на ковре, педагог показывает карточки с определенным количеством нарисованных матрешек. Через несколько секунд произносит: «Раз, два, три — замри!». Стоять должно столько детей, сколько матрешек было на карточке (от 2 до 10). Упражнение сложно тем, что в момент выполнения задания никто не знает, кто именно будет «вставшим» и сколько их будет. Готовность каждого встать (если «матрешек» не хватает) или сразу же сесть (если он видит, что вставших больше, чем нужно) эффективно влияет на активность каждого ребенка. Как вариант детям можно предложить не просто встать, а образовать хоровод из заданного количества детей.
«Весна и бабочки»; «Весна и жуки»; «Весна и жучок-червячок» (сценки из сказки Г. Скребицкого «Счастливый жучок»)
Оборудование: маски героев из сказки: жучок, бабочка, весна, червячок.
Ход игры: Педагог предлагает детям превратиться в героев из знакомой сказки, например, «Весна и бабочки»; «Весна и жуки»; «Весна и жучок-червячок». Перед постановкой подробно обсуждаются особенности поведения бабочек :капризные, кокетливые, долго выбирают наряды; жуков :«Степенные» - А что значит «степенные»? Как передать эту особенность насекомых в походке, в повадках)
«От кареты до ракеты»
(пантомимические этюды: карета – ракета; аэроплан – самолёт и др.) , «Мимоза» (этюд)
Ход игры: Педагог предлагает изобразить знакомые образы из произведений С. В. Михалкова. Дети делятся на две подгруппы – артисты и зрители. После показа этюдов дети меняются ролями.
«Нос, умойся!»
Цель: развивать инициативность пантомимические навыки.
Волшебник произносит слова стихотворения, дети имитируют движения.
Кран, откройся! Нос, умойся!
Шейка, мойся хорошенько!
Мойтесь сразу, оба глаза!
Мойся, мойся, обливайся!
Мойтесь, уши, мойся, шейка!
Грязь, смывайся, грязь, смывайся!
«Широка страна моя родная»
(по методу: «расскажи стихи руками»)
Ход игры: Педагог читает текст песни и показывает руками действия, соответствующие тексту песни.
«Кузнечик»
Цель: побуждать к активному участию в инсценировке.
Ведущий: Выскочил кузнечик из травы на кочку.
Постучал кузнечик звонким молоточком.
Кузнечик: Молоточек тук да тук! Кто травинку клонит?
Лезет жук, лезет жук, охает и стонет!
Жук: Ох, кузнечик, выручай, хоть просить неловко!
Сам не знаю где и как лопнула подковка.
Без подковки мне не жить, так пекут мозоли.
Ни работать, ни ходить, хоть кричи от боли!
Кузнечик: Это дело не беда! Подними-ка ногу!
Молоточек тук да тук! Получай подковку, жук!
(Появляется комар.)
Комарик: Я, комар, несчастней всех, прямо сбился с толку!
Поломал я, как на грех, острую иголку!
Кузнечик: Пусть меня не просит тот, кто чужую кровь сосет!
Ты из кузницы моей убирайся поскорей!
(Комар улетает. Появляется сороконожка.)
Сороконожка: Ой, кузнечик, помоги! Ножка треснула немножко.
Я осталась без ноги, вот беда какая!
Кузнечик: Ножка ножкой, но какая?
Сороконожка: Кажется, сороковая.
Ведущий: Тук-тук, тук да тук! Это дело добрых рук.
Ножка целая опять.
Сороконожка: Можно больше не хромать
Все дружно: Молоточек вновь играет, наковаленка поет!
Всем кузнечик помогает, быстро помощь подает!
«Песенка друзей»
(игра с движением)
Ход игры: Педагог предлагает детям отправиться в далёкое путешествие на поезде. Дети строятся друг за другом «паровозиком». Педагог напоминает детям текст песенки, а затем дети сами проговаривают слова и выполняют действия по тексту. (персонажи могут меняться вагончиками, по желанию детей.
Игра «Репка».
(Театр би-ба-бо)
Задачи для педагога: Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности. Помочь детям изобразить своего героя.
Игровая задача для детей: Учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя.
Атрибуты: Театр би-ба-бо (дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка) настольная ширма
Предварительная работа: Знакомство с содержанием русской народной сказки «Репка», рассматривание иллюстраций по данной сказке, разучивание слов героев сказки.
Игровые правила: Играет 8 детей. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев.
Игровые действия: Игра проходит на огороде. Дед посадил репку. Она выросла. Дед сам не может вытащить и позвал на помощь бабку, внучку, собачку Жучку, кошку Мурку и мышку. Все дружно вытащили и скушали репку.
Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя.
Игра «Теремок».
(Театр настольный)
Задачи для педагога: Вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности.
Игровая задача для детей: Учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя.
Атрибуты: настольный театр (мышка,лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь) и два домика (маленький и большой).
Предварительная работа: Знакомство с содержанием русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций по данной сказке, разучивание слов героев сказки.
Игровые правила: Играет 6 детей и взрослый – ведущий. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев.
Игровые действия: Игра проходит в лесу. Стоит дом. Приходит в него мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка - сестричка, серый волк – зубами щелк. Приходит медведь – всех раздавишь, просится пожить с ними. Но мишка в дом не входит. Лезет на крышу и дом разваливается. Жильцы спасаются и решают новый дом строить – большой. Строят вместе медведем. Помещаются все и живут дружно.
Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя.
Игра «Колобок».
(Театр на руке - пальчиковый)
Задачи для педагога: Создать эмоционально – положительный климат в коллективе.
Игровая задача для детей: Развивать умение следить за своими действиями и действиями других детей.
Атрибуты: Связанные на пальчик герои сказки (заяц, волк, медведь, лиса, дед, бабушка, колобок) и декорации дома и леса.
Предварительная работа: Просмотр на видео сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.
Игровые правила: Играет 7 детей, ведущий взрослый. Воспитатель помогает распределить роли и определяет очередность выступления героев
Игровые действия: Игра начинается в доме. Бабушка испекла колобок. Он покатился в лес. Там встретил зайца, волка, медведя и от всех он укатился. Одна лиса его обманула и съела.
Результат: Инсценировка сказки с помощью воспитателя
Игра «Курочка ряба»
(Театр на руке - пальчиковый)
Задачи для педагога: Развивать наглядное мышление
Игровая задача для детей: Расширять словарный запас
Атрибуты: Сшитые на пальчик герои сказки (дед, баба, курочка ряба, 2 яйца - простое и золотое)
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по сказке, чтение русской народной сказки «Курочка ряба».
Игровые правила: Играют трое детей. Воспитатель помогает распределить роли.
Игровые действия: Игра проходит в доме у бабушки и дедушки. Снесла курочка яйцо простое. Мышка нечаянно разбила яйцо. Дед с бабой расстроились. Курочка снесла им яйцо золотое.
Результат: Инсценировка русской народной сказки «Курочка ряба»
Игра «Медвежонок и козлята»
Задачи развития речи и речевого общения.
1. Учить детей включаться в драматизацию, соотносить игровые действия и эмоциональные выразительные движения со словом.
2. Уточнить и закрепить правильное произношение звука «э» изолированно и в звукосочетании. Материал.
Плюшевый медвежонок, игрушечные козлята, колокольчик.
Часть первая.
Игра драматизация.
В руках воспитателя плюшевый медвежонок. Голосом воспитателя он рычит («эээ»). Дети, включившиеся в игру, разбегаются по группе.
Воспитатель подзывает их к себе. Воспитатель. Вы испугались? Это медвежонок, который живет в лесу. (Передает медвежонка ребенку, тот сажает его на стул.) А мы будем изображать козлят. (Раздает детям игрушки.) Покажите, козлятки, свои рожки. Как козлятки кричат? («Мэ-ээ») Козлятки живут с мамой-козой. На шее у мамы-козы колокольчик. Когда мама звонит они к ней бегут.
Пошли козлятки с мамой-козой в лес. Разбрелись по полянке, щиплют травку, прыгают, догоняют друг друга, кричат. Вот и разбудили в берлоге медвежонка. Медвежонок рычит: «Э-ээ». Козлята кричат: «Мэ-ээ» и бросаются к маме. (Если ребенок, который исполняет роль медвежонка, молчит, воспитатель вступает за него в игру.)
Ушел медведь к себе в берлогу. Коза и козлята успокоились. И снова козлята принялись щипать травку, пить водичку, бодаться, скакать. Притомились. Легли отдыхать. Зазвенел колокольчик. Это мама-коза позвала их к себе. Прыгают козлята, скачут, кричат: «Мэ-ээ». Вот и разбудили медвежонка. Разозлился он. зарычал: «Э-ээ». Козлята в ответ от страха: «Мэ- ээ», бегут подальше от медвежонка.
Рассказ воспитателя разыгрывается детьми. По их желанию игра может повторяться.
Часть вторая, музыкальная игра «Медвежонок».
Из опыта работы Вальдорфских детских садов Дании.
По предложению воспитателя дети выбирают ведущего.
Ведущий, играя роль медвежонка, изображает его спящим в берлоге. Дети образуют круг и, взявшись за руки, начинают движение по кругу.
Воспитатель (поет).
Медвежонок, медвежонок
Спит в своей берлоге.
Хоть он не опасный,
Будьте осторожны.
Потому-то он теперь Не страшен никому.
При словах «потому-то» дети останавливаются и топают ногами. Задача «медведя» дотронуться до чьей-нибудь ноги. Осаленный становится «медвежонком», игра повторяется.
Театрализованная игра
«Маша обедает»
Цель. Учить детей внимательно слушать стихотворение, включаться в игру, подражать голосам животных. Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому, желание ухаживать за животными.
Персонажи. Ведущий, Маша, мама, собачка, курочка, кошка.
Материал. Элементы армянского головного убора или одежды для ведущего; игрушечные или картонные персонажи; стол с посудой, миска, блюдце; музыкальные записи на магнитофоне: М. Раухвергер «Собачка», Ан. Александров «Кошка», Е. Тили-чеева «Курочка и цыплята».
Ход игры. Начиная игру, скажите детям, что в гости к ним пришла сказка «Маша обедает». В первой игре исполняйте все роли сами, покажите детям пример. Привлекайте их к подражанию голосам животных. По ходу действия вы будете выставлять соответствующие игрушки или картинки.
Мама (обращает внимание детей на красиво накрытый стол). Час обеда подошел, Села Машенька за стол. (Усаживает куклу за стол, хвалит за правильную позу, чисто вымытые руки. Неожиданно лает собачка, которой пока не видно.)
Собачка. Гав, гав, гав!
Мама (с радостным изумлением). Кто это к нам? Собачка. Гав, гав, гав! Все. Кто это там?
(Ведущий ставит собачку.)
Собачка. Это я, ваш верный пес.
Ваш Арапка — черный нос.
День и ночь я дом стерег,
Наработался, продрог.
Не пора ли обедать? Мама. Устал наш сторож! Чем покормим Арапку? Что он любит больше всего? (Ставит перед собачкой миску.)
Слышится мяуканье кошки.
Кошка. Мяу-мяу! (Ее пока не видно.)
Мама, (к детям). Кто ж теперь к нам царапается в дверь? (Пускает кошку.)
Дети радостно встречают гостью.
Кошка. Это ваша кошка Мурка,
Мурка — серенькая шкурка.
Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела,
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.
Не пора ли обедать? Мама. Ах, и ты трудилась, не ленилась. Что больше всего любит кошка Мурка? Чем ее угостим? (Ставит перед кошкой блюдце:)
Слышится кудахтанье курицы.
Курица. Куд-куда, куд-куда! Мама. Кто еще спешит сюда? Курица. Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила —
Я яичко вам снесла.
Не пора ли обедать? Мама. А теперь покормим наших гостей. (Предлагает это сделать детям.)
Собачке — в миске, В блюдечке — киске, Курочке-несушке — Пшена в черепушке,
А Машеньке — в тарелке,
В глубокой, не в мелкой.
После еды зверята и Маша благодарят маму и спрашивают ребят: «А вы, дети, всегда говорите за еду спасибо?»
Раздавая детям игрушки для самостоятельной игры, предварительно спросите каждого, как кричит курочка, лает собачка, мяукает кошка.
В повторной игре дети сами выводят персонажей и подражают их голосам. На роль Машеньки можно выбрать девочку, которая сама подаст кошке, собачке и курочке еду.
В конце игры обязательно спросите детей, кто и каких животных и птиц кормит, помогает взрослым ухаживать за ними.
«Девочка чумазая»
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕАТР ИГРУШЕК
Цель. Учить детей из несложных действий создавать сюжет, привлекать к активному участию в игре. Воспитывать желание всегда быть чистым.
Персонажи. Ведущий, девочка чумазая.
Материал. Большая кукла из моющегося материала, предметы для туалета: ванночка или таз с теплой водой, мыло, губка, полотенце, чистое белье, одежда.
Ход игры. Принесите куклу-замарашку, усадите ее перед детьми. Сами сядьте среди них. Посмотрите на куклу и удивитесь, до чего же она грязная. Постарайтесь вызвать у ребят отрицательное отношение к неряхе. При первом проведении игры исполняйте все роли сами.
Ведущий. Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала? Черные ладошки; на локтях — дорожки. Девочка чумазая. Я на солнышке
лежала, руки кверху держала.
Вот они и загорели.
Впору засмеяться вместе с детьми над наивной ложью замарашки. Но ведущий продолжает спрашивать девочку.
Ведущий. Ах ты, девочка чумазая,
где ты носик так измазала? Кончик носа черный, будто закопченный. Девочка чумазая. Я на солнышке
лежала, нос кверху держала. Вот он и загорел.
Ведущий показывает детям, как девочка нос держала, и заразительно смеется, так, чтобы дети засмеялись тоже. Продолжает вместе с ними разглядывать неряху.
Ведущий. Ах ты, девочка чумазая, ноги в полосы измазала, не девочка, а зебра, ноги — как у негра.
Все смотрят на нее с улыбкой, но осуждающе.
Девочка чумазая. Я на солнышке
лежала, пятки кверху держала.
Вот они и загорели.
Все смеются.
Ведущий (покачивая головой). Ну-ка, дайте мыло, мы ее ототрем.
Ой ли, так ли? Так ли дело было? Отмоем все до капли. Ну-ка, дайте мыло!
Кто-либо из детей подает мыло. Ведущий намыливает мочалку и моет куклу.
Ведущий. Громко девочка кричала,
как увидела мочалу,
царапалась, как кошка… Девочка чумазая. Не трогайте
ладошки!
Они не будут белые: они же загорелые! Ведущий (показывает детям куклу). А ладошки-то отмылись.
(Продолжает мыть девочку, привлекая детей к этим действиям.)
Оттирали губкой нос — разобиделась до слез… Девочка чумазая. Ой, мой бедный
носик!
Он мыла не выносит! Он не будет белый: Он же загорелый! Ведущий. Ну-ка дети, посмотрим: а нос тоже отмылся! (Моет кукле ноги с кем-нибудь из детей.) Отмывали полосы — кричала громким голосом…
Девочка чумазая. Ой, боюсь щекотки!
Уберите щетки!
Не будут пятки белые,
они же загорелые!
Все смеются. Ведущий показывает детям, что пятки тоже отмылись. Поднимает куклу, вытирает ее вместе с ребенком полотенцем.
Все. Вот теперь ты белая, Ничуть не загорелая. Все это была грязь.
Ведущий вместе с детьми одевает куклу и дает им поиграть.
В повторной игре предложите детям говорить за куклу, мыть ее — сначала с вашей помощью, а потом и самостоятельно. ^Постепенно ребята, запомнив слова, ведут диалог сами. Вы же становитесь режиссером.
Чтобы интерес к игре не угасал, введите новые персонажи — игрушки (кот, утенок, пес и др.), которые будут выражать удивление замарашке и осуждать ее наивные попытки провести малышей.
Во время умывания детей кукла — всегда чистая, опрятная — может интересоваться, хорошо ли ребята умылись, насухо ли вытерлись. Можно использовать при этом некоторые строфы стихотворения.
«Рукавичка»
ТЕАТР ИГРУШЕК ИЛИ КАРТИНОК НА СТОЛЕ
Цель. Учить детей активно участвовать в совместных играх, изображать характерные особенности поведения персонажей. Воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно.
Персонажи. Ведущий, дед, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, кабан, медведь, собачка.
Подготовка к игре. Просмотр диафильма «Теремок» (художник Е. Черкасов).
Для театра игрушек персонажи подберите из готовых игрушек, дополните их самоделками из природного материала, изготовленными в присутствии детей. Плоскостные персонажи наклейте на соответствующие им силуэты из плотного картона, пластика или фанеры с обеих сторон.
Оформить деда можно по-разному: бороду сделайте из пакли, I синтетических волокон или из веревок, полосок мягкой бумаги, прикрепив их к узкой резинке. Шапка и накладной нос довершат характеристику образа. На руках деда — красочные, яркие рукавицы с украинской вышивкой, ту, которую он обронит, сделайте такого размера, чтобы в ней могли поместиться все зверята. Для этого можно использовать мешочек, закруглив в нем углы и прикрепив «палец». Продетые в запястье рукавички тесемки помогут придать ей соответствующую форму, если вы слегка стянете ими мешочек.
Плоскостные персонажи можно помещать за рукавичкой, из-за которой они будут выглядывать, когда наступит их черед отозваться. Собачка должна быть крупнее остальных зверей, чтобы она как бы в самом деле бежала за дедом по лесу.
Местом разыгрывания действия могут служить 2—3 сдвинутых стола. На них расположите несложную декорацию, изображающую осенний лес: столы накройте оранжево-зеленой тканью, по углам прикрепите деревья и кусты в ярком осеннем уборе.
Материал. Головной убор или элементы украинского народного костюма для ведущего; игрушки.
Ход игры. Для первого раза привлеките к игре своего помощника. Он’ исполнит роль деда. Роль ведущего возьмите на себя. Исполнителями ролей животных будут дети, которые могут выразительно изображать персонажи.
Дети-зрители размещаются широким кругом вокруг импровизированной сцены, а «артисты» с персонажами в руках располагаются в «лесу» (в разных местах комнаты). Дед и его собачка (ею может быть и ребенок) находятся за дверью. Предварительно договоритесь, что персонажи будут появляться на «сцене» и действовать только тогда, когда их назовет ведущий. Итак, игра начинается.
Ведущий (показывает руку, на которой надета варежка, читает стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?»).
Маша варежку надела. Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла. — Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь — и найдешь. Здравствуй, пальчик! Как живешь?
Какой теплый домик для пальчиков! Покажите, сколько их у вас? Как много, и все помещаются в маленькую варежку. А если пальчик, как у Маши, заблудится, все равно окажется в варежке» с остальными пальчиками-друзьями. Дети, на что мы надеваем варежку? Правильно, на руку. Поэтому ее еще можно назвать «рукавичка». Так называют варежку дети на Украине. Они-то и прислали нам свою украинскую народную сказку «Рукавичка». Эта сказка очень похожа на русскую народную сказку «Теремок». Помните ее? А сегодня мы познакомимся с подарком украинских детей — сказкой «Рукавичка».
Шел дед лесом. А за ним бежала собачка.
Появляется дед, идет не спеша, осматривает деревья, снимает варежки, одну нечаянно теряет. Собачка весело ластится к детям. Дети стараются ее погладить, приглашают в гости. Дед подзывает собачку и уходит.
Ведущий. Дети, посмотрите-ка, что это? (Поднимает варежку.) Чья рукавичка? Твоя? Может быть, твоя? Нет? Так чья же?
Дети. Наверное, дедушка потерял!
Ведущий. Верно, большая рукавичка! Замерзнут теперь у него руки, долго еще будет он осматривать деревья, чтобы узнать, как их надо лечить. Что же делать? Дети. Позвать дедушку! (Зовут.)
Дед не откликается, тогда они зовут громче.
Ведущий. Наверное, далеко ушел дедушка, не слышит. Что ж, положим рукавичку на видном месте. (Оставляет на сцене-столе.) Если вспомнит дедушка, вернется и сразу найдет пропажу. Как тихо в лесу. Чу! Кто-то тут близко… листва шуршит… Да это мышка бежит! (Жестом показывает на мышку.)
Мышка обнюхивает рукавичку, попискивает.
Ведущий. Что, понравилась рукавичка? Мышка. Да, тут я буду жить.
Ведущий. Вот умница, спряталась от холода. Разрешим ей жить в рукавичке, дети?
Мышка с согласия детей залезает в рукавичку и выглядывает.
Ведущий. Дети, а это кто шлепает брюхом по земле? (Подает сигнал для выхода лягушки.) Дети. Это лягушка прыгает.
Ведущий. Спросим вместе с лягушкой: кто в рукавичке сидит?
Все вместе. Кто-кто в рукавичке живет?
Мышка. Я мышка-поскребушка, а ты кто?
Лягушка. Я лягушка-квакушка, ква-ква-ква.
Ведущий. Попросись к мышке!
Лягушка. Пусти, мышка, меня в домик.
Мышка. Иди! (Обе весело выглядывают из рукавички.)
Ведущий. Сколько их стало?
Дети. Двое!
Ведущий. Вдвоем веселее, правда? А теперь чьи прыжки в лесу слышны?
Дети. Да это зайчик бежит!
Ведущий. Тоже увидел рукавичку и спрашивает… Зайчик. Кто-кто в рукавичке?
Ведущий. Что вы притаились, зверята? Отзовитесь! Мышка. Я — мышка-поскребушка. Лягушка. Я — лягушка-квакушка. А ты кто? Заяц. А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня.
Ведущий жестом побуждает зверят и детей сказать: «Иди!»
Ведущий. Сколько их теперь стало? Дети. Трое!
Ведущий. Втроем еще веселее, чем вдвоем. А кто это так легонько бежит, следы хвостом заметает? Дети. Лисичка-сестричка бежит. Ведущий. Заметила рукавичку, хитрая лиса!
Лиса. Кто-кто в этой рукавичке?
Зверята (выглядывают). Тут мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лиса. Я лисичка-сестричка. Пустите и меня! ‘ Ведущий. Пустим лиску? Не будешь зверят обижать? Лиса. Не буду, не буду.
Ведущий. Кто может сосчитать, сколько зверят в рукавичке? Вам не тесно? Зверята. Нет!
Ведущий. Почему зверят много, но им не тесно? Потому что они дружные, не мешают друг другу. А кто там еще бежит? (Вызывает волка.) Верно, дети, это волк, он тоже нашел рукавичку. Хочешь узнать, кто в рукавичке?
Волк. Кто-кто в рукавичке живет?
Мышка. Я — мышка-поскребушка.
Лягушка. Я — лягушка-квакушка.
Зайчик. Я — зайчик-побегайчик.
Лиса. Я — лисичка-сестричка. А ты кто?
Волк. Да я же волчок — серый бочок, р-р-р! Пустите и меня!
Ведущий. И в самом деле, бок серый, но рычит не сердито, а жалобно, а зубы острые. Дети, не обидит он наших друзей — зверят?
Волк дает обещание не обижать зверят.
Ведущий. Поверим ему. Уж больно он замерз, жаль его, пусть погреется.
Волк прячется в рукавичку.
Ведущий. Как вас много! Все вместе попробуем вас сосчитать: один, два, три, четыре, пять. А рукавичка-то как растянулась! То была маленькая, а теперь, дети… большая. Прислушайтесь, кто-то тяжелый бежит, да как хрюкает! Верно, тоже хочет на зиму дом найти.
Кабан. Хро-хро-хро. Кто-кто в этой рукавичке? Зверята. (по очереди). Мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок — серый бочок. А ты кто?
Кабан. Я кабан-клыкан, хро-хро-хро. Пятачком землю рою, вкусные корешки отыскиваю, всех прокормлю.
Ведущий. Это к зиме неплохо. Да как ты сюда влезешь? Поместится он? Дети, спросите зверят. Зверята. Иди, потеснимся.
Ведущий. Много их. В тесноте, но не в обиде. Посмотрите, все веселые, никто не жалуется! Прислушайтесь: трещат кусты, тяжело ступает да ревет кто-то. Что делать? Кто в лесу, каждый к рукавичке спешит.
Появляется медведь.
Ведущий. Тебе что, Миша, тоже погреться? Медведь. Кто-кто в рукавичке живет?
Ведущий. Дети, помогите зверятам, а то Миша стар да немного глуховат.
Дети и зверята. Я — мышка-поскребушка, я — лягушка-квакушка, я — зайчик-побегайчик, я — лисичка-сестричка, я — волчок — серый бочок, я — кабан-клыкан. А ты кто?
Медведь. Гу-гу-гу! Как вас много! А я медведюшка-ба-тюшка. Пустите и меня.
Зверята. Куда мы тебя пустим, когда и так тесно?
Ведущий. Что же нам делать, дети? Как поступим с Мишей? Может, пустим его хотя бы с краю? Влез медведь — семеро стало. Не лопнет ли рукавичка?
Слышен лай собаки, возвращается дед.
Дед. Где моя рукавичка? (Ищет.) Ищи, Гавкуша! Дети, помогите найти рукавичку, руки замерзли. Да вот она, еще и шевелится. Ой, да кто это в ней?
Собачка лает в рукавичку. Зверята разбегаются в разные стороны. Дети ловят их, смеются, приглашают еще раз прийти в гости. Дед незаметно забирает рукавичку и уходит.
Ведущий. Где же рукавичка? Приходите, зверята, к нам еще в гости, а то и на всю зиму. Потеснимся, дети? Всем хватит места? Наши дети — дружные ребята. Они знают: «Товарища всегда выручай».
Чтобы заинтересовать детей, во второй игре-драматизации используйте следующий прием: незаметно положите рукавичку в таком месте, где ребята ее могут увидеть. Например, выходя на прогулку, дети находят на дорожке варежку. Возникает вопрос: «Чья же она?» Может быть, это рукавичка деда из сказки? Была бы рукавичка, а зверята всегда найдутся — ведь вы не забыли захватить шапочки или медальоны с их изображениями. Теперь зверятами будут другие. Вы же опять будете исполнять роли деда и ведущего. Менять и переодевать атрибуты можно, выходя на минуту за веранду.
В третьей игре роль деда можно предложить кому-либо из детей. Роль ведущего в младшей группе исполняет только воспитатель.
Каждый раз желательно по-новому начинать и заканчивать игру, больше активизировать всех ее участников, развивая тем самым творчество, самостоятельность, удовлетворяя активность детей.
Например, при распределении ролей лучше всего использовать считалки:
На пригорке теремок, На дверях висит замок. Ты за ключиком иди И замочек отомкни.
Вышел месяц из тумана, Вынул пышку из
кармана — Буду деточек кормить, А тебе, дружок, водить!
Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала. Оказалась впереди, Кто не верит — выходи!
Не меньший интерес у ребят вызывают и загадки. Тот, кто отгадает, получает роль, игрушку и соответствующие атрибуты. Например:
Маленький шарик Под полом шарит.
(Мышь )
В подполье, в каморке Живет она в норке. Серая малышка, Кто же это?..
(Мышка)
Выпуча глаза сидит, По-турецки говорит, По-блошьи прыгает, По-человечьи плавает.
(Лягушка)
По земле скачет, По воде плывет.
( Лягушка )
Сверху — зеленая, Снизу — белое брюшко, А зовут меня…
( Лягушка )
Маленький, Беленький,
По лесочку прыг-прыг, По снежочку тык-тык!
(Заяц)
Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, Кур крадет.
(Лиса )
Рыжая плутовка, Хитрая да ловкая. В сарай попала, Кур пересчитала.
( Лиса )
Кто зимой холодной Ходит злой, голодный?
(Волк)
Серовато, зубовато, По полю рыщет, Телят, ягнят ищет.
( Волк )
Спереди — пятачок, Сзади — крючок, Посредине — спинка, На спине — щетинка.
( Кабан)
Хвост крючком, Нос пятачком.
( Кабан)
Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку.
(Заяц)
Зимой спит — летом ульи
ворошит.
( Медведь )
Косолапый и большой, Спит в берлоге он зимой. Любит шишки, любит мед, Ну-ка, кто же назовет?
( Медведь )
Висит васюкин, Под ним хрю-хрюкин, Васюкин упадет, Хрю-хрюкин подберет.
(Желудь и кабан)
С хозяином дружит, Дом сторожит, Живет под крылечком, А хвост колечком.
(Собака)
Заворчал живой замок, Лег у двери поперек. Две медали на груди, Лучше в дом не заходи!
(Собака)
Чтобы ярче представить сказочных героев, создать картину осени, ведущий может вызывать каждый персонаж с помощью стихов, образных выражений, поговорок, загадок.
Игра -инсценировка
«Про девочку Машу и зайку Длинное Ушко»
Цель. Помочь детям понять, что утреннее расставание переживают все малыши и все мамы; поупражнять в проговаривании фраз, которые можно произнести, прощаясь с мамой (папой, бабушкой).
Ход игры. Предлагая вниманию детей игрушки, рассказать детям примерно такую историю: « В детский сад Машу приводила мама. Когда мама уходила, Маша иногда плакала.
Однажды к плачущей Маше подошёл Зайка – Длинное Ушко.
- Ты любишь свою маму? – спросил Зайка.
- Люблю.
- А почему плачешь?
- Не хочу, чтобы мама уходила.
- Плохо! Очень плохо! – сказал Зайка.
- Что плохо? Почему плохо? – удивилась Маша и перестала плакать.
— Ты плачешь, мама огорчается. Она думает, что ты плачешь целый день. Мама нервничает, не может хорошо работать, всё о тебе думает. У неё начинает болеть голова, поднимается температура. И мама тоже начинает плакать.
— Ой, — испугалась Маша. – Что же делать?
— Завтра, прощаясь с мамой, скажи ей: «До свидания, мамочка. Я не буду плакать».
Появляется Медвежонок. Он плачет: « Э-э-э ». Дети спрашивают: « Что случилось? Почему ты плачешь? »
« Мама ушла на работу, — говорит Медвежонок. – Она не может остаться со мной. Мама лечит заболевших медвежат. Её ждут на работе.»
Дети, как умеют, объясняют Медвежонку, что нельзя плакать и огорчать маму. Учат его прощаться с мамой.
Далее дети помогают Зайке – Длинное Ушко «воспитывать» лисёнка, котёнка и тигрёнка, рассказывают о том, как прощаются утром с мамами дети, которые ещё недавно горько-горько плакали, боялись, что мамы забудут их забрать из детского сада. Теперь они не плачут, а при расставании говорят: « До свидания, мамочка. Мне некогда плакать. Меня ждут друзья и игрушки».
«Добрый вечер, мамочка»
Программное содержание: рассказать детям о том, как лучше встретить вечером маму, вернувшуюся с работы, что сказать ей (или другому близкому и родному человеку, вызвать желание у детей во взаимодействии со своими родителями.
Игра-инсценировка может дать малышам некие ориентиры во взаимоотношениях с родителями.
Материал и оборудование: иллюстрации «Мама и малыш»; стихотворение
И. Косякова «Все она»; игрушечные слонёнок и медвежонок.
Предварительная работа: утром прощаемся с мамами, говорим ласковые слова, обнимаем их; сюжетно ролевая игра «Семья», «Детский сад»; рассматривание иллюстраций «Мама и малыш».
Организационный момент
Предложить детям совместно с воспитателем рассмотреть иллюстраций «Мама и малыш»
Ход занятия
Перед детьми игрушечные слонёнок и медвежонок.
Воспитатель напоминает малышам о том, как они вместе со зверушками учились утром прощаться с мамами, говорить им добрые слова.
Воспитатель:
–А сегодня зверушки пришли поучиться у вас встречать мам с работы.
– Допустим, на пороге появилась мама слонёнка. Как вы думаете, что скажет ей слонёнок?
Дети пытаются вспомнить утреннее прощание с мамами и отвечают (Ответы детей.)
Воспитатель:
– Не угадали. Маленький слонёнок скажет: «Добрый вечер, мамочка!»
А потом добавит: «Ты сегодня очень красивая. Я по тебе соскучился».
Мама, услышав такие хорошие слова, удивится, обрадуется, улыбнется».
Появляется Слониха.
«Моя мама пришла, моя мама пришла!» – радуется слонёнок.
Вдруг он испуганно произносит: «Ой, ой-ой, я забыл, что надо сказать моей милой мамочке. Помогите, подскажите, мне ребята».
Дети напоминают, что маме надо улыбнуться, сказать: «Добрый вечер», рассказать, какая она красивая и как слонёнок по ней соскучился (хоровые и несколько индивидуальных ответов). Слонёнок повторяет эти слова с помощью детей. Мама обнимает и целует его.
Появляется мама-медведица.
Дети подсказывают медвежонку, что надо сказать ей.
Воспитатель:
– А что вы сегодня скажете своим мамам?
– Не забудьте сказать маме такие слова, после которых она улыбнется, обнимет и поцелует вас».
Заканчивая занятие, воспитатель может прочитать детям стихотворение
И. Косякова «Все она»:
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас, не смыкая ночью глаз?
Мама дорогая.
Колыбель кто вам качает,
Кто вам сказки говорит
И игрушки вам дарит?
Мама золотая.
Если, дети, вы ленивы,
Непослушны, шаловливы,
Что бывает иногда, -
Кто же слезы льет тогда?
Все она родная.
«Как машина зверят катала»
Цель. Продолжать учить детей участвовать в инсценировках, развивать способность следить за действиями педагога, активно проговаривать простые и более сложные фразы, отчетливо произносить звук э, звукоподражание эй.
Ход занятия
Воспитатель ставит перед детьми большой грузовик с открытым кузовом. Недалеко от машины в разных местах он размещает игрушки: белочку, медвежонка, зайчика, ежонка. Дети называют зверей.
«Стоит на дороге машина, – начинает рассказывать педагог. – Сама синяя, а кузов (показывает)… желтый, колеса (показывает)… красные. Красивая машина! Увидели ее лесные звери, остановились, смотрят. Ай, да машина! (Дети описывают машину.) Любопытная белочка подбежала поближе. Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в машину. А машина и поехала!
„Эй, эй! Подожди меня, синяя машина! – закричал зайка. – Эй, эй! Подожди!“ Не слышит его машина. Надо зайчишке помочь. (Дети, как могут, просят машину вернуться назад, при этом они обязательно должны проговаривать слово эй.)
Вы помогли заиньке, волшебная машина (она без шофера может ездить!) подъехала к зайчишке. Только он влез в кузов, машина тронулась. Тут и ежонок прибежал, закричал: „Эй, эй, подожди!“ (Что закричал ежонок?) И он оказался в кузове.
Уехала машина. Медвежонок почему-то задержался, опоздал, обиделся, захныкал: „Э-э-э, э-э-э!“ (Как он плачет?) Надо его успокоить.
Скажите ему: „Не плачь! Волшебная машина вернется!“ (Хоровые и индивидуальные повторения.)
И машина вернулась. Подождала, пока медвежонок влез в кузов и стала ездить туда-сюда, туда-сюда, вперед-назад, вперед-назад, вперед-назад (дети вместе с педагогом проговаривают слова).
Накатались зверята, устали. Первой из машины выпрыгнула белочка. За ней – зайчик. Потом слез медвежонок. А ежик – он ведь прыгать не умеет – никак не может выбраться из машины. Сидит, чуть не плачет! И медвежонок – вот умница-то – вернулся и протянул ежонку лапу. Вот так (показывает). Воспитанные звери и люди всегда помогают друг другу. Что делают воспитанные люди и звери? Только ежонок вылез из машины, она и уехала. А звери стояли и смотрели ей вслед. „До свидания, синяя машина! Спасибо тебе!“ – вдруг закричал зайчишка. И остальные звери присоединились к нему.
„Бип-бип-бип!“ – послышалось издалека. Это машина просигналила зверушкам, что услышала их. А что они кричали ей?»
«Оля и Айболит»
Цель: Учить детей соотносить со словами игровые действия с куклой. Выделять и называть части тела, предметы одежды куклы. Уточнить и закрепить произношение звуков «о», «а», в звукопроизношениях.
Материл: Кукла Оля, доктор айболит, телефон.
Ход занятия: Воспитатель: к нам в гости пришла красивая кукла. Как ее зовут? Ее зовут Оля. Какого цвета волосы у Оли? Правильно, желтого. А глазки? Да, голубые. А это реснички. А это? Ротик. Это? Правильно, ручки, ножки. Вот какая у нас Оля. У нее есть ручки, ножки. Голубые глазки. Оля глазки закрывает, открывает. Побаюкаем: «баю-бай». Спит Оля. А теперь скажем: Оля, вставай! Встала. Сейчас Даша побаюкает «баю-бай» закрыла Оля глазки. Как ей скажем? Оля, вставай!
Посмотрите, пожалуйста, во что одета Оля. Так пальто? Нет, это курточка, а это брюки. А на головке? Правильно, шапочка. Однако сейчас холодно. Что мы наденем ей на ручки? Правильно, варежки. Теперь ручки не замерзнут.
Но почему ты Оля плачешь? Ребята слышите, Оля плачет «о-о-о-о-о». Оля, почему ты плачешь? У нее зубки болят. Ребята, что надо сделать? Вылечить зубки конечно. Кого мы пригласим? Правильно, доктора Айболита. Позвоним ему по телефону.
Воспитатель: позвоним доктору Айболиту. Денис, помоги мне, пожалуйста, набери номер и скажи: «Доктор Айболит, приезжай скорей к нам. У Оли зубки болят». Только громче. Ребята! Попросим все вместе: «Доктор Айболит, приходи!» все вместе повторяют.
Незаметно от детей воспитатель извлекает игрушку, изображающую доктора. Доктор Айболит: (его роль исполняет воспитатель) Здравствуйте ребят, кто меня звал? Дети и воспитатель: здравствуйте доктор. Доктор: у вас Оля
заболела? Осмотрим ее. Сначала снимем шапку, варежки. Открой Оля рот. Да вот больной зуб. Сейчас я вылечу тебя. Все, больше болеть не будет! А у вас ребята не болят зубы? Сейчас я и вас осмотрю. Скажите пожалуйста «а-а-а-а» ( держа куклу в руке воспитатель подходит к каждому ребенку и просит произнести звук «а»). Вы все здоровы. Я должен навестить и других больных. До свидания. Воспитатель и дети: до свидания.
Воспитатель: доктор ушел. Покачаем нашу Олю «а-а, а-а» (дает покачать куклу по очереди нескольким детям).
Сюжетно - отобразительная игра.
Может разбудит Олю? Тихо скажем: «Оля, просыпайся». (Дети повторяют). Спит Оля. Скажем чуть – чуть погромче: «Оля, просыпайся». Проснулась Оля. Леночка и Света, возьмите Олю за ручки. Покажите ей нашу групповую комнату, наш кукольный уголок, угостим чаем. (Действие переходит в игровой уголок, где дети начинают играть с куклами). Воспитатель учит детей, как разливают чай, раскладывают по чашкам сахар, размешивают.
«Волк и козлята»
Цель: Формировать творческие способности детей.
Задачи:
-способствовать формированию у детей некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности- мимику, жест, движение
-побуждать детей к активному участию в театрализованной игре
-развивать умение согласовывать действия с другими детьми
-активизировать речь детей, закреплять звукоподражание знакомым животным
-совершенствовать диалогическую речь
-развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций к сказке «Волк и семеро козлят
-чтение сказки
- игры в настольный театр
-разучивание пальчиковых игр, упражнения дыхательной гимнастики, логоритмических упражнений
Оборудование:
-шапочки козлят, козы, волка
-русские народные костюмы (рубашки, сарафаны)
-корзинка с овощами- шуршунчиками на каждого ребенка;
-книжка «Волк и семеро козлят»;
-ширма-домик;
-дерево;
-пенёк
- аудиозаписи «Я ваша мама», «В гостях у сказки»
Действующие лица:
Ведущая - Сказочница– воспитатель;
Мама коза – воспитатель;
Козлята – все дети;
Волк – ребенок.
Дети входят под музыку «В гостях у сказки» с воспитателем в группу «бусинками» (друг за другом , держась за руки)
Воспитатель:
-Дети, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте посмотрим на них , поздороваемся и подарим свои улыбки!
Дети:
- Здравствуйте!(улыбаются, машут рукой)
Звучит музыка в гостях у сказки
Воспитатель- Ой, кто- то к нам ещё в гости идет
Входит Ведущая –Сказочница
- Здравствуйте мои дорогие. Я пришла к вам сказочку рассказать, поведать , а вот про кого, вы сами отгадаете
Загадки
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый , злой.
Он зубами щелк да щелк,
Очень страшный серый ….(волк)
Белая шубка на мне,
Четыре копытца при мне,
Розовый носик и ме-е-е говорю,
И маму козу, очень люблю! (Козленок)
- Молодцы, сегодня мы с вами будем не ребятками,
а козлятками.
Покружились, покружились и в козлят мы превратились.
Наш Тимошка покружился, и он в волка превратился!
(Надеваем шапочки козы- воспитателю, козлят- детям, волка- ребёнку)
Музыка «Я ваша мама» коза ходит гладит козлят.
Ведущая-Сказочница : «Жила-была в лесу на полянке коза и было у неё много козлят- шалунишек. Жили они дружно и весело. Козлята маленькие. Покажите какие они маленькие (дети садятся на корточки и показывают руками-опускают руки к полу). Есть у них рожки. Покажите, какие рожки, как они ими бодаются и говорят «мее (дети приставляют рожки-пальчики к голове и произносят «меее»). На ножках копытца, которыми громко стучат . Покажите ,как копытца стучат (дети топают). После вкусного обеда козлята любили поспать. Покажите, как они спят (дети закрывают глаза, ручки под щёчку).
Коза:
- Козлятушки –ребятушки просыпайтеся.
Потянулись, улыбнулись.
Буль-буль-буль журчит водица, а теперь пора умыться!
Моем шею, моем уши, вытираем их посуше!
Чистота всего дороже, мы и зубы чистим тоже
А теперь все за дела , потрудится нам пора.(Дети выполняют движения в соответствии со словами).
Коза:
- Козлятушки- ребятушки надо дров нарубить, печь натопить
-Дых.гимнастика «Рубим дрова» (руки в замок вверх, опускают вниз-произносят «ууух».
Коза:
- Ой, корзинка-то пуста.!Мои милые сыночки и послушненькие дочки .Мама на базар пойдет вам гостинцы принесет. Вы, козлятки, меня ждите, не шалите, не шумите! Злого волка не пускайте, дверь чужим не открывайте!
Козлята:
- Нет, нет, нет, мы хотим гулять!
Коза:
-Помните , что здесь неподалеку бродит злой волк. Сам он серый, лапы у него огромные и страшные. Поймает вас и заберет к себе в темный лес.
Козлята:
- Да ,да, да, мы не будем никуда выходить.
Коза берет корзинку и уходит.
Волк сидит на пенечке смотрит книжку «Коза и семеро козлят» .
Ведущая-Сказочница :
-Ушла коза из дому а козлята не послушались маму и побежали играть на полянке и греться на солнышке.
Игра «Мы любим кувыркаться
И рожками бодаться «ме-е-е»
Мы любим прыгать и скакать
Нас волку не догнать» (дети под музыку выполняют движения)
Ведущая-Сказочница: -Волк не дремлет и не спит за козлятами следит.
Козлята играют 2-ой раз.
Выбегает волк , козлята убегают в домик. Один козленок остается .
Козленок:
-Волк, зачем ты нас пугаешь , ведь ты такой серенький , красивый я тебя не боюсь. Давай дружить!
Сказочница: -Наверно, волку одному скучно, не с кем ему дружить- все его боятся, а на самом деле он добрый. Малыши, научим волка дружить?
Козлята:-Да!
Выбегают все козлята, предлагают волку дружбу.
- игра-танец «Поссорились –помирились»
Входит коза :
- Козлятушки –ребятушки, ваша мама пришла- гостинцев принесла, вы подружились с волком?!
Козлятки-
- Да, мы его научили дружить и играть!
Коза:
- Какие вы молодцы, я вам принесла угощение да не простое, ну козлятки подходите, угощение берите. (В корзине овощи и фрукты-шуршунчики)
Музыкальная игра «Оркестр»
Коза:
- А теперь мы приготовим угощенье для гостей.
Пальчиковая игра « Мы капусту рубим- рубим»
Сказочница - С тех пор волк и козлята жили дружно. Тут и сказочки конец , а кто слушал молодец!
Покружились, покружились снова в деток превратились.
До свидания детвора, возвращаться мне пора.
Ведущая-Сказочница уходит.
Фольклорное занятие по потешке
«Огуречик, огуречик!»
Цель: познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства, шутливости, органично вытекающими из самого жанра потешки – песенки. Построить занятие на игровых приёмах русской народной игры «Догоняшки» с персонажами потешки – песенки – огурчиком и мушкой. Обогащать словарь детей введение слов одного корня, но с разным оттенком: «огурец», «огуречик», «огурчик». Пояснять значение этих слов, исходя из величины: «огурец» - большой; «огурчик» - поменьше; а «огуречик» - совсем маленький.
С помощью фольклорного произведения познакомить детей с фольклорным персонажем – мышкой. Выделить наиболее характерные особенности: маленькая, покрыта серой шерстью, длинный тонкий и гладкий хвостик. Обратить внимание на повадки: быстро бегает, живёт в норке, пищит («пи – пи – пи»).
Материал:
лист (80 на 40 см) светло – коричневого или жёлтого цвета. Отдельно вырезается гирлянда листьев с ботвой и цветками огурца (в натуральную величину). Лист – это как бы грядка, на которой посередине насечены две параллельные прорези. Прорези не расчленяёт лист полностью, а только как бы создают внутреннюю рамку. Каждая прорезь оформляется гирляндой огуречных листьев, создавая видимость густой огородной заросли. Под нижней прорезью с правой (или левой) стороны снизу приклеивается за верхний уголок треугольничек. Это «норка», где спрячется мышка.
Персонажи:
огурец, огурчик, огуречик –выполняются из зелёной яркой бумаги, так же изготавливаются мышка из бумаги серого цвета (5 -6 см в длину). В рабочем положении огуречик двигается по верхней части прорези, а мышка - по нижней, прячась в конце её под треугольничек – домик. Экспозицию ставят на маленький стол, перед которым полукругом сидят дети.
Ход занятия:
Воспитатель: - Дети, сегодня я расскажу сказку об Огуречике. Жил – был
Огуречик, он был маленький. Зелёненький. Огуречик рос на грядке, среди зелёных листьев. Вот он, посмотрите! (вос-ль снимает с грядки Огуречик, показывает ребятам). Папа Огурец и мама Огурчик очень любили своего маленького сынка. (показываются три изображения. Выделяю по величине «папа» - большой, «мама» - поменьше, «сынок» - совсем маленький).
Спрашиваю детей где мама, где папа, где сынок. Дети стараются повторить и показывают по размеру, отвечая на вопрос воспитателя.
Воспитатель: - Вся семья жила на грядке, среди зелёных листиков. В другом конце грядки жила мышка. Вот она! (показываю из –под треугольника мышку). Посмотрите, какая мышка маленькая, а какой у неё длинный хвостик. Она юркая, быстро бегает, живёт в норке. (дети рассматривают мышку)
Воспитатель: - Папа Огурец и мама Огурчик не разрешали малышу Огуречику далеко уходить.
Папа говорил: - Огуречик, Огуречик!
Не ходи на тот конечик –
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт.
И мама говорила Огуречику: «Огуречик» (потешка повторяется, все три огурчика расположить на одной линии.
Воспитатель: - Вы запомнили,что говорили Огуречику папа и мама (дети повторяют потешку).
Воспитатель: -но Огуречик не послушался и решил пойти на «другой конечик» грядки, где жила мышка.
Подвижная игра: «Догонялки»
Воспитатель: - Идёт Огуречик вдоль грядки и не видит, что из норки вылезла мышка. Посмотрите, какая она маленькая, серенькая, с длинным хвостиком. Вот она притаилась под листиком. А Огуречик никого не слушает и идёт дальше. (мышка выскакивает и бросается в сторону Огуречика, Огуречик мечетя в разные стороны).
Еле – еле убежал Огуречик.
Повторяется подвижная игра: «Догонялки».
Посидел немножко Огуречик, отдохнул и решил опять пойти посмотреть, где мышка живёт.
- Ребята, а может попросим Огуречика «не ходить на тот конечик».
Дети повторяют потешку хором и по одному. (4 -6 ответов)
Воспитатель: - но Огуречик очень любопытный, всё же идёт ещё раз посмотреть, где мышка живёт. (повторить сценку погони мышки). Разыграть сценку народной игры «Пряталки»: то Огуречик прячется под листок, то мышка.
Заключение:
Воспитатель: - И мышка поняла, что мы не дадим в обиду маленького Огуречика и ушла к себе в норку. А мы ещё раз расскажем Огуречику: «Огуречик, огуречик» (потешку повторить 4 -5 раз).
«Из-за леса из-за гор едет дедушка Егор»
Цель:
1. Познакомить детей с новым фольклорным жанром- потешками-небыличками. На эмоционально-чувственной основе обогатить «видение мира», выделяя постепенно грани реального и нереального. Формировать реалистическое представление о домашних животных, их значении в жизни человека.
2. Вызвать у детей радость от слушания знакомой потешки и желание читать ее вместе с воспитателем.
3. Активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих животных и их детенышей.
4. Развивать правильное звукопроизношение. Вырабатывать умение повышать и понижать тон голоса, говорить «тоненьким» и низким голосом.
5. Воспитывать бережное отношение к животным, желание заботиться.
Ход:
1. Воспитатель вносит в группу игрушку-кота.
-Посмотрите, кто к нам пришел. Кто это?
Верно, кот. Какой он? (ответы). Да, он большой, пушистый, серый.
Давайте вспомним, какую потешку мы знаем про кота.
Чтение потешки: Как у нашего кота
шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Зубки белые,
Глазки смелые.
(читают потешку 2-3 раза)
-А котик пришел к нам не один. Он пригласил разных домашних животных.
-Хотите узнать, кого он пригласил?
2. Дид. игра «Чудесная коробочка»
Воспитатель достает и показывает игрушки, изображающие домашних животных и их детенышей (корову, лошадь,козу, рассматривают их.
-Кто кричит «му-му» и дает вкусное молоко?
-Что у коровы есть на голове, чем она бодается?
-Корова пришла со своим теленком. Дима, хочешь найти теленка?
-А кто еще дает молочко? (коза)
-Как кричит коза? (ме-ме)
-Как зовут детеныша козы? Найдите, козленка.
-А кто это? У нее длинный хвост, грива, на ногах копыта, кричит «иго-го». На ней можно кататься и возить грузы? (лошадка).
-Лошадка пришла со своим жеребенком. Кто это? (жеребенок).
3. Воспитатель предлагает детям послушать потешку (чтение потешки с
показом на фланелеграфе)
Из-за леса, из-за гор
едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
Съехали с гор,
Развели костер.
Кушают кашку,
Слушают сказку.
-Кто едет из-за гор? (дедушка Егор)
-На чем он едет? (на лошадке)
-А бабушка на чем? (на коровке)
-Разве на коровке ездят? Она же молочко дает.
-На чем детки? (на телятках).
-А внуки? (на козлятках).
-Разве на маленьких телятках могут ехать взрослые люди, а на козлятках дети? Нет, коза дает молочко и шерстку, коровка тоже дает молоко. На них не ездят.
-А на ком ездят? (на лошадке).
4. Воспитатель предлагает детям показать, как дедушка Егор ехал на лошадке.
Игра «Лошадки».
Гоп, лошадка, не лениться,
выше ножки поднимай.
В гости надо торопиться,
поскорее ты шагай!
Но-о-о, поехали быстрее,
быстро, быстро побежим!
Ну, скорее же, скорее,
мы теперь с тобой спешим!
Ну, шагай опять, лошадка,
мы теперь домой идем.
Причешу тебя я гладко,
мы с тобою отдохнем!
5. Повторное чтение потешки с привлечением детей.
6. Воспитатель хвалит детей и предлагает поиграть с игрушками (домашние животные).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека театрализованных игр
В картотеке представлены игры на развитие воображения и творчества, выразительной мимики, жестов и пластики....
Картотека театрализованных игр
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫЭСТАФЕТАЦель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не...
Картотека театрализованных игр.
Расширение театрально-игрового опыта осуществляется в театрализованных играх. Театрализованная игра является средством самовыражения, самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверж...
Картотека театрализованных игр
Картотека включает в себя театрализованные игры целью которых является развитие внимания, памяти, воображения,выдержки,фантазии,наблюдательности...
Картотека театрализованных игр во 2 младшей группе
Картотека удобна при написании плана работы на день.Карточки размером 10х15,поэтому могут быть размещены в обычный альбом для фото....
Картотека Театрализованных игр для детей 3 - 7 лет
Картотека театрализованных игр подобран с учетом возрастных особенностей детей 3 - 7 лет и распределен по возрастным группам. Театрализованные игры учат детей ориентироваться в пространстве, равномер...
Картотека театрализованных игр (старшая группа)
Подборка театрализованных игр для детей 5-6 лет....