Картотека Хороводных игр
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Бабка Ежка » музыка и слова Т.Морозовой ( для детей 5-6 лет) На неведомых дорожках, - 2 прист.шага вправо, руки «ёлочкой» Где растет дремучий лес, - 2 прист. шага влево, руки «ёлочкой» Избушка там на курьих ножках - сложить руки «домиком» над головой Стоит до самых до небес. и покачиваться из стороны в сторону. Кто в избушечке живет, - держать руку под «козырек» – вправо, Песню звонкую поет? - влево. Там Бабушка Яга – - сложить руки под щечки, покачивая головой . Костяная нога. - притопывать пяткой правой ноги, одновременно пр. рукой – по колену. Припев: Бабка Ежка , выгляни в окошко! - прикрыть ладошками лицо ( не задевая его) Бабка Ежка , выгляни в окошко ! выглядывать с разных сторон. Не боимся мы тебя! - погрозить 4 раза пальчиком справа, Тру-ля-ля , тру-ля-ля ! - перетопы по 3 раза , в разные стороны . Выходи скорей гулять, - погрозить пальчиком слева, Будем петь и танцевать! - перетопы по 3 раза, в разные стороны. Музыкальный отыгрыш: - выставляют ноги на пятку с сильным размахом рук. 2. Ох, и скучно же старушке - 2 приставных шага вправо, руки «ёлочкой» Жить одной в такой глуши, - 2 прист. шага влево Когда вокруг одни лягушки - поднимают руки вверх «стряхивая как бы с кистей. И растут лишь камыши! - раскачивание руками над головой Вот бы было хорошо, - смотреть «под козырек» вправо, Кабы в гости кто пришел ко мне – то же влево. К Бабушке Яге – костяной ноге – притопывать пяткой правой ноги, одновременно по колену. Музыкальный отыгрыш: так же.
«Колобок»
Бабушка Маланья. Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями. У Маланьи, у старушки дети движутся по кругу Жили в маленькой избушке в одну сторону, Семь дочерей, держась за руки. Семь сыновей, Все без бровей. Останавливаются С такими глазами, и с помощью жестов С такими ушами, и мимики изображают то, С такими носами, о чем говорится в тексте: С такими усами, С такой головой, С такой бородой… Ничего не ели, Целый день сидели, На нее (на него) глядели, Делали вот так… присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
По дорожке Валя шла. Все дети ходят по кругу, а кто– нибудь один (Валя), кого заранее выбирает воспитатель, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам: По дорожке Валя шла, Валя тапочки нашла. ( дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево). Валя тапки примеряла, Чуть надела – захромала. (Валя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает). Стала Валя выбирать, Кому тапочки отдать. Коле тапки хороши, На, надень и попляши. (хоровод останавливается. Все смотрят на Валю. Валя выбирает ребенка, который выходит на середину круга). Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала.
" Паровозик" ( круговая ритмическая игра). Цель : развивать внимание детей, способность работать в общем ритме. Знакомить детей с железной дорогой. Оборудование: стулья, вагончики или их замена в виде каштанов, шишек, мячиков, орехов. Ход игры: *** Железные избушки Прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой Везет всех за собой. *** В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. Друг за другом уцепились, И помчались в путь далек, Лишь оставили дымок. Дети сидят плотным кругом на стульях, левая рука - это станция, "приложим" ее к левой коленке, она не должны двигаться. Правая рука - это машинист, передвигающий вагончики. Потихоньку начинаем говорить хором "тук-тук", постукивая правой рукой по левой руке: машинист на своей станции. На слог "На!" передвигаем вагончик на станцию соседа справа - кладем свою правую руку на "соседнюю станцию". Когда все включатся в общий ритм, можно "запускать "паровоз". Сначала это делает педагог, а потом сами дети. Каждый раз на слог "на" педагог кладет на "станцию" справа игрушечный вагончик, доставая его из корзинки. Так вагончик отправляется в путь по всем станциям. В качестве вагончиков можно использовать каштаны, орехи, шишки или мячики.
Воевода. Катилось яблоко В круг хоровода. Кто его поднял Тот воевода. -Воевода, воевода Выбегай из хоровода! Раз, два, не воронь Беги, как огонь! (Слова народные) Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.
«Подковка» Звонкою подковкой Подковали ножку. Выбежал с обновкой Ослик на дорожку. Новою подковкой Звонко ударял И свою обновку Где-то потерял… В.Данько Дети образуют круг. В середине – ослик с подковкой в руке. После декламации первых четырех строк звучит музыка «Лошадка» Н. Потоловского . Ослик галопом скачет внутри круга. По окончании музыки останавливается. Все произносят 5 – 8-ю строки, а ослик с последним словом кладет подковку между двумя стоящими в кругу детьми. По сигналу ведущего эти двое бегут в разные стороны. Обежав круг, они должны быстро взять подковку. Выигравший становится осликом. Игра повторяется.
Мы топаем ногами. Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения: Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем. С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают: И бегаем кругом, И бегаем кругом. Через некоторое время воспитатель говорит: « Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.
Сокол. Пролетал высоко сокол. Обронил перо в осоку. Соколиного пера Не найти нам до утра. Снова солнышко взойдет – Ира (Вова) перышко найдет. Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, за кругом пробегает сокол и роняет перо за спиной одного из детей. С началом 5-й строки сокол садится на свободный стул в кругу с детьми. На две последние строки ребята называют имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает перо и становится соколом. Игра повторяется. Вариант 2 – дети стоят в кругу, в остальном действия, как и в 1 варианте.
Медведь. Как под горкой снег, снег, И на горке снег, снег, И под елкой снег, снег, И на елке снег, снег, А под снегом спит медведь. Тише, тише, Не шуметь! ( И.Токмакова ) Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.
Подарки. В центре круга стоит ребенок. Дети идут вокруг него хороводом, произнося слова: Принесли мы вам подарки Кто захочет, тот возьмет. Вот вам кукла с лентой яркой, Конь, волчок и самолет. Ребенок выбирает одну из названных игрушек. Кукла . Дети выставляют ногу на пятку и машут лентой, произносят слова: Кукла, кукла попляши, Яркой лентой помаши. (2 раза) Потом замирают на месте в позе куклы и ребенок выбирает понравившуюся куклу. Конь . Дети скачут по кругу прямым галопом, произнося слова: Скачет конь наш - цок да цок Слышен цокот быстрых ног. (2 раза) Дети замирают в позе коня. Ребенок выбирает себе коня. Волчок . Дети кружатся на месте, произнося слова: Вот как кружится волчок Прожужжал и на пол лег. (2 раза) (в конце слов присаживаются на корточки) Ребенок выбирает себе волчок. Самолет . Дети расставляют руки в стороны, бегут по кругу, произнося слова: Самолет летит, летит Смелый летчик в нем сидит (2 раза) Дети останавливаются в позе самолета и ребенок выбирает себе самолет.
Метелица. Для этой игры дети должны разбиться по парам. Из пар образуют круг. Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, таким образом, друг к другу боком. Затем пары поочередно начинают кружиться под песню: Метелица, метелица, Снег по полю стелется! Кто кружится, вертится - Тот заметелится ! Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся. Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.
В льдинку. Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. В это время играющие поют: Капитан, капитан, Не бей льдинкой по ногам, По кривым сапогам! У тебя нос сучком, Голова лучком, Спина ящичком! На это водящий отвечает: Скачу по дорожке На одной ножке, В старом лапоточке По пенькам, по кочкам, По холмам, по горам. Бух! По ногам! Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть льдинкой по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась. Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.
Чепена . Д ети стоят по кругу. Считалкой выбирается Чепена . Он становится в круг и начинает игру речитативом: Левой ногой, Чепена Подпрыгивает на левой ноге влево. Гой, гой, Чепена Отзываются дети и повторяют движения водящего. Правой ногой, Чепена Подпрыгивает вправо Гой, гой, Чепена на правой ноге. Пойдем вперед, Чепена - Идет вперед , подняв вверх руки Гой, гой, Чепена . Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки. Пойдем назад, Чепена Мелкими шагами идет назад с опущенными руками Гой, гой, Чепена Все мы спляшем, Чепена Кругом, кругом, Чепена . Дети повторяют то же Начинается танец Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку . Игру проводят под любую народную мелодию.
Бабка Ежка . В середине круга встает водящий – Бабка Ежка . В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее: Бабка Ежка , Костяная ножка С печки упала, Ногу сломала, А потом и говорит: У меня нога болит. Пошла она на улицу Раздавила курицу. Пошла на базар – Раздавила самовар. Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает .
Каблучок. (1)За руки друзей берём, вместе хоровод ведём (2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок (3)За руки друзей берём, вместе хоровод ведём (4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей (5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок (6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей (7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс (8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок (9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс (10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод… Встаём в хоровод. 1 - идём по кругу хороводным шагом. 2, 5, 8 - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук. 3, 10 – ведём хоровод 4, 6- подпрыгиваем на месте. 7, 9 - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.
Колпачок. В центре круга сидит на корточках ребенок. Дети идут хороводным шагом, произнося слова: Колпачок, колпачок, Маленькие ножки, Красные сапожки. Мы тебя поили (грозят пальцем) Мы тебя кормили (грозят другой рукой) На ноги поставили (поднимают руки вверх, ребенок в центре встает) Танцевать заставили. Танцуй, сколько хочешь (ребенок выполняет танцевальные движения) Выбирай, кого захочешь, Поклониться не забудь Выбирай кого-нибудь. (ребенок подходит к выбранному ребенку, кланяется ему и выводит в центр круга.) Игра повторяется с другим ребенком.
Родничок. Ре бята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют: Разлился родничок, Золотой рожок. У-ух ! Разлился ключевой, Белый, снеговой. У-ух ! По мхам. По болотам, По гнилым колодам. У-ух ! Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды. Но при этом мешает своему соседу. Тот, кто коснется воды, из игры выбывает .
Грушка. Играющие образуют круг, в середине которого становится ребенок – это будет грушка . Все ходят вокруг грушки по кругу: Мы посадим грушку – вот, вот! Пускай наша грушка растет, растет! Вырастай ты, грушка , вот такой вышины; Вырастай ты, грушка , вот такой ширины; Вырастай ты, грушка , вырастай в добрый час! Потанцуй, Марийка, покрутись ты для нас! А мы эту грушку все щипать будем. От нашей Марийки убегать будем! Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне (танцевать, крутиться). На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины» разводят их в стороны. Когда поют: «А мы эту грушку все щипать будем», все приближаются к грушке , чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит детей. Все игровые действия должны быть согласованы со словами.
Березка. Дети становятся в круг и поют: Березка белена, Маковка зелена, Летом мохнатенькая, Зимой сучковатенькая , Где она стоит, Там и шумит. Девочка «березка», стоящая в кругу, под песню отбирает у всех играющих платки, поднимает их над головой и, когда запевают: Березка зелененькая, Весной веселенькая, Среди поля стоит, Листочками шумит, Гремит, гудит, Золотым венчиком звенит,- «березка» изображает шум листьев, движение веток, — она шуршит платьем, машет над головой платками. Под приговор : А осенью корни у березки усыхают, листочки опадают! девочка «березка» обходит хоровод и каждому на плечо кладет его платок.
Пчёлы. Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы: Сторожей и Пчёл. Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют: Пчёлки яровые, Крылья золотые, Что вы сидите, В поле не летите? Аль вас дождичком сечёт, Аль вас солнышком печёт? Летите за горы высокие, За леса зелёные На кругленький лужок, На лазоревый цветок. Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то подымая, то опуская руки, мешают им. Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются. Пчёлы бегут за ними, стараясь «ужалить» и «пожужжать» в уши.
Гуси и волк. Один участник игры в середине хоровода изображает «волка», другой — «мамку», все остальные — «гуси». «Мамка» переговаривается с «гусями»: - Гуси, мои гуси, А где, гуси, были? -А мы были в поле, На синем на море. -Кого, гуси, видели? -А серого волка. Унес волк гусенка, «волк» выбегает их хоровода. Вместо поросенка, «Гуси» становятся в ряд, За ручку, за ножку, обхватывая друг друга за пояс. За белый рукавчик! Впереди встает «мамка». «Волк» пытается вытянуть одного «гуся» из ряда, но «мамка» мешает ему — она поворачивается к «волку», а за ней весь ряд. «Мамка» кричит: - Гуси, мои гуси, Щиплите волка! Да гоните: По мхам, по болотам, По крутым оврагам! «Гуси» набрасываются на «волка» и щиплют его.
Огородник и воробей. Выбираются Огородник и Воробей. Остальные участники игры, взявшись за руки, образуют круг. На середину круга кладут орехи (яблоки, сливы и т. д.) — это «огород». В стороне, шагах в десяти, чертят кружок — «гнездо». Хоровод медленно движется по кругу, все поют: Воробей маленький. Серенький, удаленький, По двору шныряет, Крошки собирает; В огороде ночует, Ягоды ворует. Воробей бежит в круг (ребята, подымая и опуская руки, впускают и выпускают его), берёт один орех и старается унести его в «гнездо». Огородник сторожит за кругом и, как только Воробей выбегает из круга, начинает его ловить. Если Воробью удастся положить орех в «гнездо», он снова играет. Пойманный же Воробей меняется ролью с одним из участников. Но перед этим он должен откупиться от Огородника и выполнить желания хоровода, например спеть, сплясать и т. д. При этом ему поют Уж век воробышку не лётывать , В огороде ягод не клёвывать , На дубовой тычинке не сиживать. А ты, воробышек, садись на лужочек , А ты, серенький, садись во кружочек. Не пора ли тебе встать и полетать, В хороводе нашем поплясать! В конце игры подсчитывают, какой воробей принёс больше всех орехов в «гнездо». Его объявляют победителем и отдают все орехи.
Каравай. Составив круг, играющие поют: Шел павлин горою, Все люди за мною Одного нет у нас (имя одного из играющих) У его маменьки печка истопленная, Блины испеченные, Каравай состряпанный, Этакий высокий, Этакий широкий, Этакий низенький. Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.
Дедушка Водяной. Дедушка Водяной Что сидишь ты под водой Выгляни на чуточку На одну минуточку. В центре круга сидит на корточках ребенок. Он - Водяной. Дети идут вокруг него хороводным шагом, тихо произносят слова, по окончании слов останавливаются. Ребенок встает, закрывает глаза, воспитатель подводит его к другому ребенку и он на ощупь определяет, к кому подошел, называет его имя. Если угадал, то садится угаданный ребенок. Игра начинается снова. Вариант для девочки: Бабушка Водяная Что сидишь ты и моргаешь Выгляни на чуточку На одну минуточку.
Лето Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга. По лужайке, Босиком, Солнышком согрето, За цветистым мотыльком Пробежало лето. Искупалось в реке, круг останавливается Полежало на песке, Лето выполняет прыжки на месте с маховыми движениями рук («мельница»). Загорело, Лето выбегает за круг Пролетело и присаживается за кем-либо И исчезло вдалеке. из играющих В.Данько С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето.
Колпачок и палочка Один из детей выходит в центр круга с палкой в руках, надевает на голову колпачок так, чтобы он спускался до самого носа, прикрывая глаза. Остальные дети держаться за руки, образуя круг. Идут по кругу, говоря: Раз, два, три, четыре, пять – Будет палочка стучать, Ведущий стучит палочкой. Показывает палочкой на одного из детей, стоящего в кругу. – Тот говорит три последних слова Скок, скок, скок. Угадай, чей голосок Говорят все дети, после этого ведущий отгадывает. Если угадал, выбирает, кто пойдет в середину
Музыкальные вагончики. Цель : познакомить в игре детей с высокими и низкими звуками, с понятием "музыкальный ключ". Дать представление о соответствии скрипичного ключа и высоких звуков, басового ключа и низких звуков через образы и ассоциации. Знакомить детей с железной дорогой. Ход игры: -Однажды мне приснился сон: Прихожу я на станцию, а там стоят два необычных поезда. Всем похожи, только на паровозиках разные знаки нарисованы. На одном - высокий, будто он в небо тянется - называется этот знак "скрипичный ключ". А на другом - знак, который согнулся как крючок и вниз смотрит. Этот знак называется "басовый ключ". -Кто же ездит в этих поездах? - подумала я. Вдруг стали открываться окошки в вагончиках со "Скрипичным ключом". Из одного окошка выглядывал маленький желтый цыпленок. Он пропищал тоненьким высоким голосом: "Пи-пи-пи". Из других окошек этого поезда выглядывали другие пассажиры, у которых тоже были тоненькие голоса. -Ребята, а как вы думаете, кто еще едет в поезде со скрипичным ключом? (воробей, соловей, котята, мышка, комарик). Давайте покажем, как эти звери пищат тоненькими голосами и как они могут двигаться (дети пищат и изображают поочередно воробья, котенка, комара, мышку). -Потом из другого вагона с басовым ключом выглянул из окошка медведь. Он заревел низким басовым голосом. Вслед за ним выглянули другие пассажиры, у которых тоже были низкие, грубые голоса. А как вы думаете, кто еще едет в поезде с басовым ключом? (волк, тигр, лев, большая собака). Покажите, как они ревут низким голосом и как они могут передвигаться. Вот какой волшебный сон мне приснился. А теперь я сыграю музыкальные пьесы, а вы должны угадать, кого изображает музыка и какие у зверей голоса (высокие или низкие), показать, как эти животные могут двигаться. Если вы увидите, что звери в поезде со скрипичным ключом, гудите высоким голосом, а если ключ будет басовый, то низким. Исполняются пьесы "Птичка" Е.Тиличеевой; "Соловей" В.Иванникова; " Дроздок " И.Метловой ; "Зайчик" А.Сергеева; "Медведь", "Медведь и зайцы" В.Ребиковой .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека хороводных игр
Картотека хороводных игр...
Картотека хороводных игр для детей старшего дошкольного возраста
Подобрала хороводные игры, оформила их в виде картотеки на весь учебный год для старшего дошкольного возраста. Буду рада, если кому-то пригодится в работе....
Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста
Составила картотеку хороводных игр на год для младшего дошкольного возраста....
Картотека хороводных игр
Игры подобраны согласно лексическим темам, задачи игр разработаны согласно ФГТ по образовательным областям. Тематическое планирование оформлено так, чтобы педагоги могли легко оформить картотеку хоров...
Картотека хороводных игр.
Хоровод является не только средством приобщения детей к хороводному искусству , но и инструментом , с помощью которого дети учатся владеть своим телом ,выстраивать совместные действия....
картотека хороводных игр
хороводные игры для детей на улице и в группе...
Картотека хороводных игр
Картотекахороводные игры и хороводы Каравай Как на Машины именины Испекли мы каравай: Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)Вот ...