ТИГРЫ ТРИЗ
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Игра « На что похоже?»
Цель: учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление.
Ход: Ведущий предлагает детям карточку со схемой и спрашивает:
-На что похоже?
Дети предлагают варианты ответов.
Например: пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками, тарелка я с блоками, сыр с дырочками, печенье, колесо. Так же можно предложить назвать на что похожи буквы, цифра, геометрическая фигура.
«Дразнилка»
Цель: учить выделять функции предметов.
Правила игры: ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию в слух, подразнивают его с помощью суффиксов : -лка, -чк, -ще и др.
Ход игры:
Воспитатель: кошка.
Дети: мяукалка, бегалка, кусалище,сонечка……
Воспитатель: собака.
Дети: гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.
Игра «Мои друзья»
Цель: учить выделять функции предметов.
Правила игры: ведущий предлагает назвать себя в качестве чего или кого –либо. Дети определяют кто они ( берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущим является ребенок.
Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.
Ведущий : Я – кабан. Мои друзья- это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать ( животные: лиса ,волк).
Ведущий: Я – лось. Мои друзья- это то, что умеет дышать( птицы, животные и др.)
Ведущий: Я- медведь. Мои друзья –это то, что умеет издавать звуки (животные ,птицы, ветер и др.)
Игра « Пинг- понг» (наоборот)
Цуль: учить подбирать слова- антонимы.
Ход: воспитатель называет слово- дети называют слово противоположное по зпначению.
Например: Словарь для детей4-5 лет: черное- белое; вход- выход; вперед- назад; большой- маленький и т.д.
Словарь для детей 5-6 лет: сильный- слабый; влево – вправо; короткий- длинный; умный- глупый;сладкий- горький;
Быстро – медленно; кривой- прямой и др.
Словарик для детей 6-7 лет: щедрый- скупой; одетый- голый; сеять- жать; плыть- тонуть; жидкий – густой; упрямый- покорный; съедобный- ядовитый и др. Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный- несъедобный
Игра « Чем был- чем стал?»
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.
Ход: называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть.
Можно поиграть наоборот: называется объект, сделанный человеком, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.
Например: ведущий:- Был раньше расплавленным стеклом, стал……
Дети: вазой, лампочкой, стеклом в окне и т.д
Игра: « Четвертый лишний»
Цель: научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение.
Ход:На доске- изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.
Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? ( помидор- овощ, а все остальное фрукты) А теперь лишний банан. ПОЧЕМУ? ( банан продолговатый, а остальные круглые) Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? ( его можно разделить на дольки без ножа) Лишнее яблоко. ПОЧЕМУ? ( яблоко хрустит когда его откусывают).
Примечание: сравнение по вкусу, цвету, весу, размеру, где растет, количеству и т.д.
Игра « Дорисуй картинку»
Цель: учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части.
Ход: взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. « Я начну рисовать, а ты дорисуешь»
Например: можно предложить из букв ,цифр, геометрических фигур дорисовать какой- ни будь предмет.
Игра « Давай поменяемся»
Цель: научить выделять функцию предметов.
Ход: каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет. Затем идет обмен функциями. Дети друг друга благодарят и объясняют как они будут выполнять подаренную функцию.
Например: - слон может обливаться холодной водой из хобота;
-муравей тащит гусеницу к себе в муравейник;
- зонтик складывается.
Обмен функциями: слон объясняет, как научился складываться. Муравей умеет себя обливать. Зонтик начал таскать гусениц в сумку, где всегда лежал. Зачем она там ему нужна?
Игра « Мир вокруг нас»
Цель: учить классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные.
Ход: ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету( многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый). Педагог на доске рисует круг « модель мира» делит его на две части: природная и рукотворна. Ведущий показывает картинки объектов, а дети определяют, в какую часть круга их надо сложить.
Например: ромашка- в природную часть т.к. цветок сам растет, пьет воду, дышит.
Утюг – рукотворная часть. Т.к. его делает человек.
Камень- в природную часть т.к. и земля и воздух,
и вода – часть природной системы.
Игра « Чем мы похожи»
Цель:обучать сравнениям разнообразных систем.
Ход: Играющие загадывают каждый чвой объект, а затем уствнавливают между собой сходства.
Например:
- Пчела
- Бутылка с молоком
- Ножницы
- Собачка
Пчелка и ножницы делают человеку больно, издают звук, крылышки блестят на солнце, как лезвия ножниц.
Бутылка с молоком и собачка белые, собачка пьет молоко…..
Дети находят сходства:
- По запаху;
- Цвету;
- Вкусу;
- Ощущению на ощупь;
- По сходным частям;
- Размеру;
- Функции;
- Среде обитания;
- Месту применения;
- По наличию прошлого и будущего;
- Природное или рукотворное.
Игра « Что было бы если убрать часть?»
Цель: Учить «разбирать» любой объект на составляющие части.
Ход: Ведущий называет объект, дети говорят его составляющие части.
Ведущий убирает какую-либо его часть и просит объяснить, что будет с объектом.
Например: у велосипеда убрать руль. Что хорошего, что плохого?
Игра « Кто кем будет?»
Цель: Учить называть прошлое и будущее предмета.
Ход: Ребенок отвечает на вопросы взрослого:
-кем( чем) будет….яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, ткань, больной, слабый и т.д.
При обсуждении ответов важность подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например: - из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.
Игра « Кем был раньше?»
Цель: учить называть прошлое предмета.
Ход: Цыпленок ( яйцо), лошадь ( жеребенком), яблоня (семечком), рыба ( икринкой), бабочка ( гусеницей), хлеб ( мукой), рубашка ( тканью), дом ( кирпичом) и т.д.
Игра « Найди друзей»
Цель: учить определять разные места обитания объекта и искать объекты, выполняющие те же самые функции.
Ход: воспитатель называет объект, выполняя унцию, а дети говорят, кто ( что) выполняет эту функцию.
Например: ведущий машинка перевозит груз
Дети: перевозит груз пароход, слон, поезд и др.
Игра « Раньше- позже»
Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.
Ход: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или, что будет позже.
Например: ведущий: мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?
Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой- либо ответ ребенка( мама кормила свою дочку).
И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого- то из детей попросить рассказать последовательность событий.
Игра « Что можно сказать о предмете, если там есть…?»
Цель: учить « разбирать» любой объект на составляющие часть и давать характеристику объекту по одной части.
Ход: Ведущий называет какую –либо составляющую, а ребенок должен дать характеристику объекту.
Например: - что можно сказать об объекте, если у него есть глаза, которые видят ночью? ( птица, животные или насекомое, днем спит, а днем добывают себе пищу)
- Что можно сказать об объекте, частью которого есть ласковые слова? (это может быть добрый человек, книга со стихами, открытками).
- Что можно сказать об объекте, в котором есть сор? ( это неубранный дом, улица, специальный бак для мусора).
Игра « как много всего сделал человек»
Цель: учить классифицировать предметы рукотворные по функции.
Ход: предложить детям объекты рукотворные.
Например: стол, стул, кукла, тарелка, ложка, радио, носки, театр и т. д.
Спросить детей, для чего сделан каждый предмет.
Дети называют сектора:
Игрушки, одежда, посуда, здания, транспорт, мебель, бытовая техника.
Игра « Маленькие человечки»
Цель: учить различать твердые, жидкие и газообразные вещества в природном мире, находить среду обитания природных объектов.
Ход: ведущий предлагает вспомнить, кто такие маленькие человечки, как они изображаются и где они живут.
Человечки твердого тела.
Человечки жидкого тела.
Человечки газообразного тела.
Ведущий предлагает разделить природную среду двумя горизонтальными линиями и в верхнем секторе «поселить» все, что несет в себе человечков газа, в центре- жидконого тела, внизу- твердого тела. Ведущий называет природный объект, а дети определяют ему место.
Например: болотная лягушка- живая природа, живет в воде и на суше.
Древесная лягушка- на дереве, хотя дышит воздухом.
Чайка- живая природа, живет в воздухе и на воде.
Игра « Бином фантазии»
Цель: учить детей комбинировать слова. Устанавливать связи, составлять предложения.
Ход: выбираются два объекта, отдаленные друг от друга смысловым значением. Используются предлоги, падежи и союзы нужно установить отношения между этими двумя объектами. Предлоги (в, над, через, около, у…)
Например: Подушка и крокодил.
- Подушка под крокодилом;
- Крокодил, прыгающий;
- Крокодил в подушке;
- Подушка, прыгающая через крокодила;
Вопрос: Как это случилось? ( дети придумывают рассказ, ситуацию)
Игра « Цепочки ассоциации»
Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.
Ход: ведущий предлагает детям ассоциацию из 2-х, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства.
Например:
Желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок);
Длинное, серое, тягучее ( жвачка…)
Черное, длинное, холодное (коридор ,ночь, взгляд…)
Круглое, сладкое ( печенье, торт, яблоко….)
Игра « Вопрос- Ответ»
Цель: развитие смекалки, фантазии, умение рассуждать, доказывать.
Ход: дети становятся в шеренгу у края ковра. Взрослый поочередно бросает каждому ребенку мяч и залает вопрос, ребенок возвращает мяч, дает ответ и делает шаг вперед. Если нет ответа, он остается на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдет до противоположного края.
Например:
Почему снег белый?
Почему лягушки квакают?
Сколько голов у змея – Горыныча?
Чей сын цыпленок?
Сколько хвостов у двоих ослов?
Ответы могут быть точными или с творческой фантазией.
Игра « Узнай меня»
Цель: Учить описывать предмет не называя его.
Ход: Сначала взрослый называет свойства какого- либо предмета, а дети отгадывают. Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным. ( Арбуз)
- Я холодная, голубая и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. ( Речка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика коррекции и формирования фонематической стороны речи с использованием специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» Л.Р. Лизуновой
Упражнения блока «Фонематика» направлены на коррекцию и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Блок состоит из модулей: «Звуки», «Слова», «Анализ», «Синтез»...
Применение компьютерных технологий в детском саду. Компьютерная программа "Игры для тигры"
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонент...
В гостях у Тигры
Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [p].Авторы: учитель-логопед Зайцева Елена Владимирона, учитель-дефектолог Ретивых Елена Сергеевна....
Путешесчтвие Тигра и Тигрёнка по стране "Звукознайка"
Основная цель пособия - автоматизация и дифференциация поставленных звуков [p] и [p’]. В разных заданиях автоматизация и дифференциация звуков осуществляется на разных этапах: в слогах,...
Презентация к занятию "По следам тигра"
Познакомить детей с животными, занесенными в Красную книгу. Расширять знания об обитателях Уссурийской тайги. Дать представления об охране природы человеком....
Сценарий праздника, посвященного международному дню тигра в старшей группе «В поиске тигрят».
Сценарий праздника, посвященного международному дню тигра в старшей группе «В поиске тигрят»....
ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ САДУ. СИСТЕМА ТРИЗ
quot;Нет ничего проще, чем изучать то, что интересно", - эти слова приписывают известному ученому Альберту Эйнштейну, человеку, привыкшему мыслить оригинально и нестандартно. Но уже в младшем во...