Лэпбук «Пальчиковые игры»
учебно-методическое пособие (младшая группа)

Шмарева Юлия Михайловна

Паспорт игрового дидактического пособия 

«Пальчиковые игры»


 

Игровое дидактическое пособие предназначено для совместной деятельности взрослых с детьми дошкольного возраста.
 
Материалы и оборудование:
Лэпбук – это самодельная интерактивня картонная папка с кармашками, окошками, подвижными деталями.
Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный
материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить
в памяти пройденные темы.
Задачи:

- развивать мелкую моторику рук; конструктивные навыки, координацию движений; творческое воображение, фантазию;

-создать игровую обстановку, закрепить знание цветов, счёт.

    - активизировать речь детей, мышление, воображение.

      -развивать сенсорные способности;

      -развитие координации движения рук, гибкость рук, массаж кончиков пальцев;

      -формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;

      -воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе.

         
         
        В лэпбук «Математический знайка» включены следующие развивающие элементы:
        1. «Фигурки из палочек».

        2. «Шагаем пальчиками»

        3. «Резиночки»

        4. «Пальчиковые игры»

        5. «Пуговки и Пальчики»

        6. «Путешествие на воздушном шаре»

        7. «Цирк»

          Игры и упражнения с использованием материала лэпбука.

           

           

          Развивающая игра

          «Фигурки из палочек».

           

          Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

          Задачи:

          - развивать мелкую моторику рук; конструктивные навыки, координацию движений; творческое воображение, фантазию;

          -создать игровую обстановку, закрепить знание цветов, счёт.

          -развивать сенсорные способности;

          -формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности; -воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.

           

          Содержание: Дети палочки накладывают прямо на рисунок, дети 6-7 лет смотрят на картинку и выкладывают самостоятельно. Можно предложить придумать свой рисунок. Если ребёнок всё выложил правильно, воспитатель хвалит его, спрашивает сколько палочек понадобилось и предлагает выложить другую картинку. В конце игры дети говорят, правильно ли справились с заданием их товарищи.

         

         

         

         

        Упражнение

        «Шагаем пальчиками».

           

           

          Цель: активизировать работу различных пар пальцев.

          Задачи:

           
           
           
           
          • развивать мелкую моторику пальцев рук;

          • развитие координации движения рук, гибкость рук;

          • активизировать речь детей, мышление, воображение.

          Содержание. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой. Самый сложный вариант работы — разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.

           

           

           

           
           
           
           

          Развивающая игра

          «Резиночки».


             

            Цель: данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования.

            Задачи:

            -развитие пространственной ориентации;

            -развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

            -развитие ловкости, быстроты реакции;

            -развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения, развитие психических процессов; -стимуляция развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

            Содержание: Дети должны надеть резинки на руку по схеме, изображенной на карте, соблюдая расположение и цвет резинок.

            Игра «Сконструируй»

            Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, творческие способности, усидчивость.

            Содержание: Разноцветные резиночки - хороший материал для конструирования. Предложите из них детям выкладывать буквы, цифры, геометрические фигурки, силуэты и изображения.


             

            Игра «Перстенёк»

            Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, закреплять знания детей о названиях пальцев, закреплять проговаривание стихов одновременно с движением руки.

            Содержание:Вместе с ребёнком надевайте и снимайте резинку поочерёдно на пальцы рук.

            На пальце – перстенёк.

            Он блестит, как огонёк.

            Крутился, искрился,

            С пальчика свалился –

            Назад возвратился.

            Игра «Повтори»


             

            Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, стереогностическое восприятие, усидчивость.

            Содержание:Детям предлагается стержень от маленькой пирамидки (или перевёрнутая воронка, на который они натягивают резиночки по заданию взрослого. Например, натягивают только резиночки определённого цвета или по заданному сочетанию цветов (синяя-жёлтая-и т. д.). Кроме того, нанизывать резинки можно на карандаш и шнурок, натягивать на линейку.



             

            «Пальчиковые игры»


               

              Цель: Развитие тонких движений пальцев рук.

              Задачи:

              1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

              2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

              3.Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.

              4.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

              Содержание: Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить  ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.


               

               
               

               

              «Пуговки и Пальчики»

                 

                 

                Предлагаемые игровые упражнения с пуговицами способствуют развитию у детей мелкой моторики и координации движений рук, навыков различения цветов и размеров, формируют начальные математические представления.
                 


                 


                 

                Найди пары одинаковых пуговиц


                 

                Цель: формировать умение подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.

                Содержание: Психолог предлагает детям внимательно рассмотреть пуговицы. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых пуговиц. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.


                Чудесный мешочек


                 


                 

                Цель: развивать тактильные ощущения.

                Содержание: Психолог предлагает детям рассмотреть несколько пуговиц. Спрашивает детей, какого пуговицы размера. Затем убирает их в мешочек или воздушный шарик. И предлагает на ощупь определить большая или маленькая пуговица попалась в руки.

                Пуговичное ожерелье


                   

                  Цель: развитие пространственных представлений, закрепления знаний цвета, формы, ребенок переживает радость творчества: перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему

                  СодержаниеДавай сделаем ожерелье для мамы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Теперь выбери красную пуговицу, положи ее слева и т.д. Можно нанизывать пуговицы на леску.


                   

                  Поезд из пуговиц


                   

                  Цель: развивать мелкую моторику, чувство соперничества.

                  Содержание:Предложите ребенку отобрать самые большие пуговицы и выложили их в ряд. Это будет поезд, где каждая пуговичка - вагончик. Потом предложите собрать самые маленькие пуговички по такому же принципу. Потом предложите выложить «поезд» из пуговиц одинакового цвета. В большие пуговички - вагоны можно посадить маленькие пуговицы, которые будут пассажирами. Для того, чтобы поезд поехал можно предложить такую игру: последнюю пуговичку ставили вперед, и так все последующие. Получился эффект движения поезда.


                   

                  Дорожки


                   


                   

                  Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.


                   

                  СодержаниеПредложите ребенку разложить в линию пуговицы. Один ряд больших пуговиц. Другой ряд - все средние пуговицы. Самый последний ряд - маленькие пуговицы.


                   


                   

                  В какой руке пуговица?


                   

                  Цель: Развитие коммуникативных навыков.

                  Содержание:: Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка. Эту игру можно также использовать в работе в парах с подгруппой детей.

                  Пирамидка


                   

                  Цель: развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия

                  Содержание:: Предложите ребенку сделать пирамидку из пуговиц (начиная с самой большой и заканчивая маленькой пуговкой). Пуговицы складываются стопочкой.

                  Шагающие пальчики


                   

                  Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой и крупной моторики

                  Содержание: Предложите «походить» по пуговицам пальчиками или «попрыгать» с одного ряда на другой ряд. Упражнение выполняется как ведущей, так и неведущей рукой.


                   


                   

                  «Путешествие на воздушном шаре» и «Цирк»


                     

                    Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорного восприятия, глазомера.

                    Задачи:

                    -развивать зрительное восприятие и внимание;
                    азвивать мелкую моторику рук;
                    оспитывать дружеские взаимоотношения сверстников; -обогащать тактильную чувствительность ладоней.

                    Содержание: Перед ребенком панно, на котором прикреплены горлышки с крышками разного цвета и размера. Малыш производит откручивание и закручивание крышек  разного диаметра, зрительно определяет диаметр горлышка и подходящую к нему крышку. В конце игры можно посчитать крышечки, разложить по размеру, ответить каких  больше, а каких меньше крышечек. Кроме того, эта игрушка будет способствовать развитию координации движений, памяти, внимания ,усидчивости. Ребенок легче освоит знания цветов, левая сторона, правая; верх, низ на плоскости. Для достижения разных целей можно использовать задачи с усложнением, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка. Начинаем игру с самого простого, при этом поощряем ребенка, не только за удачное решение, но и за попытку преодолеть трудности.

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                     

                      Скачать:

                      ВложениеРазмер
                      Файл lepbuk_po_melkoy_motoriki.odt27.1 КБ

                      Предварительный просмотр:

                      Паспорт игрового дидактического пособия

                      «Пальчиковые игры»


                              Игровое дидактическое пособие предназначено для совместной деятельности взрослых  с детьми  дошкольного возраста.

                      Материалы и оборудование:

                              Лэпбук – это  самодельная  интерактивня картонная папка  с  кармашками, окошками, подвижными  деталями.

                              Создание лепбука поможет закрепить и систематизировать изученный

                      материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить

                      в памяти пройденные темы.

                      Задачи:

                      - развивать мелкую моторику рук; конструктивные навыки, координацию движений; творческое воображение, фантазию;

                       -создать игровую обстановку, закрепить знание цветов, счёт.

                      - активизировать речь детей, мышление, воображение.

                      -развивать сенсорные способности;

                      -развитие координации движения рук, гибкость рук, массаж кончиков пальцев;

                      -формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности;

                      -воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе.

                      В лэпбук «Математический знайка» включены следующие развивающие элементы:

                      1. «Фигурки из палочек».
                      2. «Шагаем пальчиками»
                      3. «Резиночки»
                      4. «Пальчиковые игры»
                      5. «Пуговки и Пальчики»
                      6. «Путешествие на воздушном шаре»
                      7. «Цирк»

                      Игры и упражнения с использованием материала лэпбука.

                      Развивающая игра

                      «Фигурки из палочек».

                      Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.

                      Задачи:

                      - развивать мелкую моторику рук; конструктивные навыки, координацию движений; творческое воображение, фантазию;

                       -создать игровую обстановку, закрепить знание цветов, счёт.

                      -развивать сенсорные способности;

                      -формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности; -воспитывать усидчивость, самостоятельность в работе, умение называть то, что нарисовано на картинке.  

                      Содержание: Дети палочки накладывают прямо на рисунок, дети 6-7 лет смотрят на картинку и выкладывают самостоятельно. Можно предложить придумать свой рисунок. Если ребёнок всё выложил правильно, воспитатель хвалит его, спрашивает сколько палочек понадобилось и предлагает выложить другую картинку. В конце игры дети говорят, правильно ли справились с заданием их товарищи.

                      Упражнение

                      «Шагаем пальчиками».

                              Цель: активизировать работу различных пар пальцев.

                              Задачи:

                      • развивать мелкую моторику пальцев рук;
                      • развитие координации движения рук, гибкость рук;
                      • активизировать речь детей, мышление, воображение.

                               Содержание. Рекомендуется начинать работу с варианта для ведущей         руки и впоследствии постепенно переходить к работе со второй рукой.         Самый сложный вариант работы — разнотипные и         содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.

                      Развивающая игра

                      «Резиночки».

                       Цель: данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования.

                      Задачи:

                      -развитие пространственной ориентации;

                      -развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

                      -развитие ловкости, быстроты реакции;

                      -развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения, развитие психических процессов;                                                                                 -стимуляция развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

                      Содержание: Дети должны надеть резинки на руку по схеме, изображенной на карте, соблюдая расположение и цвет резинок.

                      Игра «Сконструируй»

                      Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, творческие способности, усидчивость.

                      Содержание: Разноцветные резиночки - хороший материал для конструирования. Предложите из них детям выкладывать буквы, цифры, геометрические фигурки, силуэты и изображения.

                      Игра «Перстенёк»

                      Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, закреплять знания детей о названиях пальцев, закреплять проговаривание стихов одновременно с движением руки.

                       Содержание:Вместе с ребёнком надевайте и снимайте резинку поочерёдно на пальцы рук.

                      На пальце – перстенёк.

                      Он блестит, как огонёк.

                      Крутился, искрился,

                      С пальчика свалился –

                      Назад возвратился.

                      Игра «Повтори»

                      Цель: Развивать тонкие движения пальцев рук, стереогностическое восприятие, усидчивость.

                       Содержание:Детям предлагается стержень от маленькой пирамидки (или перевёрнутая воронка, на который они натягивают резиночки по заданию взрослого. Например, натягивают только резиночки определённого цвета или по заданному сочетанию цветов (синяя-жёлтая-и т. д.). Кроме того, нанизывать резинки можно на карандаш и шнурок, натягивать на линейку.


                      «Пальчиковые игры»

                      Цель: Развитие тонких движений пальцев рук.

                      Задачи:

                      1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.

                      2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

                      3.Совершенствовать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи.

                      4.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.

                      Содержание: Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти. Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить  ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей. Постепенно от показа переходят к словесным указаниям. При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, согласованность движений отдельных пальцев и всей кисти.


                      «Пуговки и Пальчики»

                      Предлагаемые игровые упражнения с пуговицами способствуют развитию у детей мелкой моторики и координации движений рук, навыков различения цветов и размеров, формируют начальные математические представления.

                      Найди пары одинаковых пуговиц

                      Цель: формировать умение подбирать пары пуговиц на основе сходного сенсорного признака, развивать мелкую моторику пальцев рук.

                      Содержание: Психолог предлагает детям внимательно рассмотреть пуговицы. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых пуговиц. Можно уточнить у детей, какого они цвета, формы и размера.


                      Чудесный мешочек

                      Цель: развивать тактильные ощущения.

                      Содержание: Психолог предлагает детям рассмотреть несколько пуговиц. Спрашивает детей, какого пуговицы размера. Затем убирает их в мешочек или воздушный шарик. И предлагает на ощупь определить большая или маленькая пуговица попалась в руки.

                      Пуговичное ожерелье

                      Цель: развитие пространственных представлений, закрепления знаний цвета, формы, ребенок переживает радость творчества: перед ним то, что он создал своими руками, принося радость ближнему

                      Содержание: Давай сделаем ожерелье для мамы. Возьми самую большую пуговицу. Она будет центром ожерелья. Теперь выбери красную пуговицу, положи ее слева и т.д. Можно нанизывать пуговицы на леску.

                      Поезд из пуговиц

                      Цель: развивать мелкую моторику, чувство соперничества.

                      Содержание:Предложите ребенку отобрать самые большие пуговицы и выложили их в ряд. Это будет поезд, где каждая пуговичка - вагончик. Потом предложите собрать самые маленькие пуговички по такому же принципу. Потом предложите выложить «поезд» из пуговиц одинакового цвета. В большие пуговички - вагоны можно посадить маленькие пуговицы, которые будут пассажирами. Для того, чтобы поезд поехал можно предложить такую игру: последнюю пуговичку ставили вперед, и так все последующие. Получился эффект движения поезда.

                      Дорожки

                      Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.

                      Содержание: Предложите ребенку разложить в линию пуговицы. Один ряд больших пуговиц. Другой ряд - все средние пуговицы. Самый последний ряд - маленькие пуговицы.

                      В какой руке пуговица?

                      Цель: Развитие коммуникативных навыков.

                      Содержание:: Возьмите одну пуговицу, покажите малышу, а потом зажмите ее в своей руке и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть ребенок угадает, где спрятана пуговка. Эту игру можно также использовать в работе в парах с подгруппой детей.

                      Пирамидка

                      Цель: развитие мелкой моторики, зрительного и тактильного восприятия

                      Содержание:: Предложите ребенку сделать пирамидку из пуговиц (начиная с самой большой и заканчивая маленькой пуговкой). Пуговицы складываются стопочкой.

                      Шагающие пальчики

                      Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой и крупной моторики

                      Содержание: Предложите «походить» по пуговицам пальчиками или «попрыгать» с одного ряда на другой ряд. Упражнение выполняется как ведущей, так и неведущей рукой.

                      «Путешествие на воздушном шаре» и «Цирк»

                      Цель: развитие мелкой моторики рук, сенсорного восприятия, глазомера. 

                      Задачи:

                      -развивать зрительное восприятие и внимание;
                      -развивать мелкую моторику рук;
                      -воспитывать дружеские взаимоотношения сверстников;                                                             -
                      обогащать тактильную чувствительность ладоней.

                      Содержание: Перед ребенком панно, на котором прикреплены горлышки с крышками разного цвета и размера. Малыш производит откручивание и закручивание крышек  разного диаметра, зрительно определяет диаметр горлышка и подходящую к нему крышку. В конце игры можно посчитать крышечки, разложить по размеру, ответить каких  больше, а каких меньше крышечек. Кроме того, эта игрушка будет способствовать развитию координации движений, памяти, внимания ,усидчивости. Ребенок легче освоит знания цветов, левая сторона, правая; верх, низ на плоскости. Для достижения разных целей можно использовать задачи с усложнением, учитывая индивидуальные способности каждого ребенка. Начинаем игру с самого простого, при этом поощряем ребенка, не только за удачное решение, но и за попытку преодолеть трудности.


                      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

                      Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

                      Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

                      Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

                      Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

                      Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

                      Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

                      Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

                      Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

                      Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

                      Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...