дошкольное образование в Италии
статья

Казакова Наталия Сергеевна

Предварительный просмотр:

История возникновения первых учреждений для маленьких детей

Итальянская республика - Государство в Южной Европе, в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, что является исключительно важным фактором в развитии экономики страны во все эпохи. Столица государства - Рим. Италия - демократическая парламентская республика во главе с президентом. Исполнительная власть в стране принадлежит Совету министров.

Для того, чтобы иметь общее представление об атмосфере, в которой становилось, формировалось и продолжает развиваться образование в Италии, представим краткую характеристику страны, её экономики и состава населения, которые являются формирующей базой для развития общества, культуры, истории.

Около 67% населения Италии - горожане. Почти все жители страны (93%) - итальянцы. Как и во многих других развитых странах, в Италии в последние десятилетия снижаются рождаемость и естественный прирост населения, сокращается средний размер семьи, нация стареет. Экономически активное население насчитывает 22,8 млн. человек, из них 12% составляют безработные или молодежь, ищущая первую работу. Многие выезжают за границу в поисках заработка. На данный момент, в связи с большим потоком мигрантов, уже сама Италия использует труд иностранных рабочих. Высока численность легальных иммигрантов, а нелегальная иммиграция из наиболее неблагополучных стран в последнее время представляет серьезную социальную проблему и бросает вызов всему укладу жизни.

История становления детского сада в Италии уходит своими корнями в далекое прошлое. Эта организация пережила эволюцию, в процессе которой смогла утвердить свои образовательные задачи, преодолев функции, направленные только на уход и присмотр за ребёнком, и достичь уровня первой ступени школьного образования.

«Scuola dell'Infanzia» - «Школа Детства» - «Детский Сад» - более привычное название для российской системы образования - как учреждение, берёт своё начало в 1968 году, принятием закона №444 от 18 марта 1968 года, благодаря которому, после долгих дискуссий, была прервана традиция незаинтересованности государства в этой возрастной категории детей, которой до сего момента занимались только церковные приходы, религиозные организации и муниципалитеты.

Вместе с тем, учреждения подобного типа уже существовали с момента промышленной Революции, (XVIII век), когда ручной труд женщин в промышленности начал забирать их из дома и вследствие этого возникла необходимость присмотра за детьми дошкольного возраста в некотором определенном месте в часы работы их матерей. Появились «Комнаты ухода за детьми» - «Sale di Custodia», ясли – «Asili» - дословно - убежища для детей, ставшие прототипами современных детских садов.

Заслуга создания первых детских дошкольных учреждений, в которых наряду с другими видами воспитания с детьми проводили элементарное обучение (беседы воспитателей о природе, рассказывание сказок, чтение детских книг и так далее) на практике принадлежит английскому социалисту - утописту - Роберту Оуэну. Данный опыт работы впоследствии был перенесён в Великобританию, а далее во Францию и в Германию.

 В 1839 году, благодаря деятельности немецкого педагога, Фредерика Фребеля, родились «Детские Сады», получившие широкое распространение и долгую жизнь.

В Италии инициатива по созданию детских садов принадлежит священнику Ферранте Апорти (1791 - 1858), который был уверен, что многие беды человека происходят от его невежества, и видел свою миссию в образовании молодёжи всех возрастов. В 1828 году в Кремоне (город в итальянской области Ломбардия), он открыл первое «Убежище для детей» («Asilo d'infanzia»), в которое на платной основе принимались малыши с двух с половиной лет. Позже был открыт детский сад, финансируемый австрийским государством и сельская школа для детей. Инициатива распространилась в таких регионах, как: Ломбардия, Венето, Тоскана, Эмилия-Романья.

Спустя полвека Детские сады Фрёбеля появились и в Италии - этому благоприятствовала заинтересованность политической элиты того времени, подтверждение чего мы находим в циркулярном письме министра образования Коппино от 17 сентября 1885 года.

Высока важность деятельности сестёр Розы и Каролины Агацци, которые открыли в 1895 году в Момпиано, первую Материнскую Школу, дав ей такое название, поскольку считали, что воспитательница должна вызывать роль и образ матери и школьная среда должна принимать ребёнка так, как семейная среда. Методы работы, которые использовались - методы инструментальной педагогики (Джон Дьюи), известные и применяемые уже во многих европейских странах. Суть состояла в том, что маленькие дети уже самого раннего возраста приучались делать всё самостоятельно, преимущественно в виде игры, развивая свободную деятельность ребёнка и его творческий потенциал. В одном из своих трудов Роза Агацци подчёркивала важность создания функциональной материальной среды для развития ребёнка. Она писала: «Очень странно, что в процессе нынешнего пробуждения осознанности по отношению к детству, не отозвался авторитетный голос, призывающий планировщиков и архитекторов прислушаться не к собственной фантазии, а к тем, кто живет детством и знает его нужды».

Образовательная модель сестёр Агацци имела огромный успех в Италии и в общих чертах можно утверждать, что ею следовали вплоть до конца XX века, тем более, что даже само название «Материнское школа» было принято законом, учреждающим государственную школу в 1968 году.

Другим известным деятелем в области дошкольного образования, оставившим после себя огромный вклад в педагогику, была Мария Монтессори, которая, работая, как медик, с умственно - отсталыми детьми, адоптировала методы, ею созданные, для детей, развивающихся нормально, и получила оптимальные результаты. В 1907 году, в одном из самых густонаселённых и бедных кварталах Рима - Сан Лоренцо, она открыла первый Дом Детей, для малышей от трех до шести лет, в работе с которыми она применяла свой метод научной педагогики, ставший в 1909 году публикацией, принятой с огромным энтузиазмом в Европе и во всём мире. Метод Марии Монтессори берёт своё начало в новой концепции детства, утверждающей, что в предоставленной ребёнку свободе самовыражения находятся семена развития и роста.

Многие посетители Дома Ребёнка имели возможность наблюдать за детьми, занимающимися своей деятельностью спокойно и радостно без стимулов в виде поощрений или подавления в виде наказаний.

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка подготавливалось сенсорным воспитанием, вследствие чего малыш мог свободно манипулировать тем материалом, который выбирал, который помогал ему самостоятельно исправлять свои ошибки, без помощи воспитательницы. Школы Монтессори распространились в Италии и во всем мире, особенно в Северной Америке. Индия была настолько заинтересована новой методикой образования, что пригласила педагога - новатора читать курс лекций во время второй мировой войны.

Можно утверждать, что Монтессори была признана миром, как педагог, «освободивший» ребёнка.

18 марта 1968 года был принят закон, учредивший Материнскую школу на государственном уровне, и утвержден многолетний план создания дошкольных организаций данного формата по всей территории Италии, особенно на юге страны. Начался период бурного развития школьной системы образования: начальная школа повсеместно расширяла своё расписание до полного рабочего дня, открывались ясли, муниципалитеты учреждали школьные столовые, ремонтировали старые структуры и возводили новые здания. Однако, Материнская школа, так же, как и сейчас, не являлась обязательной ступенью начального образования, и возможность записи ребёнка в данную организацию, особенно в густонаселенных районах, была связана с реальной возможностью ёмкости структуры, c преподавательским составом и с экономическими возможностями Муниципалитета.

Закон 1968 года знаменовал решительный переход от восприятия Материнской Школы как места приема детей и ухода за ними, к школе с четко обозначенными целями, задачами, содержанием, методами. В изданных Руководящих принципах (Orientamenti) хотя и чувствовалось направление, укрепленное годами предыдущей практики, уже вырисовывалась школа новой формации. В них содержались рекомендации по использованию более прогрессивных методов дидактики, содействующих развитию ребёнка. Указывались образовательные программы, области, как сферы действия и деятельности, для достижения ребёнком собственных целей, согласно собственному ритму. Именно Руководящие принципы признают за детьми неотъемлемые права, гарантированные всем Конституцией - право на воспитание и обучение и знаменуют, таким образом, эволюцию Материнской школы в Школу Детства, так, как называется она сейчас. В Руководящих принципах подчёркнуто центральное место ребёнка, признано разнообразие, обращено внимание на психофизическое благополучие воспитанников. Для положительного результата работы, как существенные, выделяются: гибкость в организации деятельности, диалог с родителями, коллегиальность как руководящий принцип в работе педагогического состава, строительство позитивных отношений с близлежащими организациями.

В указе 1991 года «Scuola Materna» - «Материнская Школа» чаще всего упоминается как «Scuola dell'Infanzia» - «Школа Детства», поскольку это название «наиболее соответствует развитию, характеризующему данную структуру в настоящий момент».

Закон № 53, принятый в 2003 признаёт Школу Детства первой ступенью образовательного процесса, который должен затрагивать всю жизнь человека, определяя её особые задачи и функции в качестве основных для полноценного развития человека во всех его направлениях, в отношения преемственности с последующими ступенями образования. Школа Детства способствует эмоциональному, психомоторному, когнитивному, моральному, религиозному и социальному развитию ребёнка, учит строить отношения в социуме, раскрывает творческий потенциал и личностное самоопределение.

Рекомендации, в соответствии с тем, что уже выражено в Руководящих принципах, описывают воспитательную среду как место приобретения практического опыта, как первый и необыкновенно важный подход к культуре, естественно, в формах, соответствующих умственному и психическому развитию ребенка. Рекомендуется игра как фактор развития ребенка и канал коммуникации, возможность исследования и поиска, получение сенсорного опыта, а так же продвижение, постепенное и корректное, к символическим представлениям неформальной деятельности с одной стороны, и начало пути по освоению конкретных знаний с другой.

Школа Детства, основываясь на ценностях воспитания и обучения, опираясь на знания по дошкольному воспитанию, представленные в итальянской и иностранной педагогической литературе, реализует министерские проекты. Сегодня она стала флагманом итальянской школьной системы, привлекая к себе внимание многих стран Европы и Мира.

Согласно последним исследованиям, Школу Детства посещает почти 98% итальянских малышей. Этот факт указывает на исключительную важность начального образования ребёнка, полноценного развития его способностей, его таланта социализировать, его личностного и социального возрастания.

Итальянские детские сады и школы, центры образования и культуры, существуют, работают и развиваются во многих странах мира - там, где живут итальянцы, там, где есть большие или маленькие диаспоры этого народа. В данном контексте интересно упомянуть такой феномен, как итальянская эмиграция, когда в период с 1861 по 1976 год, с момента создания Италии, из страны эмигрировали около 13 миллионов человек. Многие отправлялись в страны северной Европы, в США, Канаду, в страны Латинской Америки.

Согласно статистическим данным на 2014 год, в России проживает около 3000 тысяч итальянцев. Кто - то живет и работает один, но многие приезжают с семьями, либо создают свои семьи здесь, воспитывая детей в культурных традициях двух или более народов.

Виды учреждений для маленьких детей

Система образования в Италии, так же как и большинство систем образования в других европейских государствах состоит из 4 этапов. Это — дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Учеба в Италии определяется законом в виде права – обязанности: право на получение образования и одновременно обязанность посещать школу до 14 лет. Право – обязанность на образование гарантируется иностранцам, которые легально проживают в стране на одинаковых правах с гражданами Италии.

Дети, которые находятся на территории страны нелегально, также имеют право на получение базового образования.

Учреждениями дошкольного образования являются ясли для детей от 6 месяцев до 3-х лет и детские сады для детей от 3 до 6 лет.  Целью яслей и детских садов является воспитание и развитие ребенка, а так же его подготовка к поступлению в начальную школу. Естественно детских садов и яслей для детей не хватает и практически все они находятся в частной собственности. Оплата за детский сад достаточно высокая.  Дошкольное образование в Италии является не обязательным.

Дошкольное образование в Италии не является обязательным. Согласно данным статистики, ситуация с дошкольным образованием в Италии довольно печальная. В стране остро чувствуется нехватка дошкольных организаций.

Дошкольные учреждения в Италии на данный момент можно условно поделить на государственные (коммунальные) и частные, принадлежащие, чаще всего, Католической Церкви - Монашеским Орденам, Религиозным организациям. Существуют также сады и ясли, открытые при конкретных учреждениях, фабриках, фирмах (asilo o/e asilo nido aziendale) или различных Ассоциациях. Развита система альтернативных детских учреждений, таких как: микро-ясли («micro nido») - частное учреждение для 12-15 детей; семейные ясли («nido famiglia») - мама со специальной подготовкой и всеми необходимыми разрешениями принимает у себя дома группу из 3-4 детей; включённые ясли («nido integrato»); ясли (ясельная группа) в составе детского сада; беби-паркинг («baby parking»); детский центр («сеПго infanzia»).

По количеству учреждений Италия занимает одно из последних мест среди стран Европы. Такая ситуация объясняется давней традицией воспитывать детей дома.

Но сейчас многие женщины работают наравне с мужчинами, а декретный отпуск длится всего 5 месяцев. Это привело к тому, что с 2009 года в Италии широко практикуется создание так называемых семейных детских садиков. Обучение в таких заведениях довольно дорогое, но в сложившейся ситуации это единственный выход.

Для того чтобы открыть семейный детсад, будущий воспитатель должен иметь педагогическое образование, а помещение, где будут проходить занятия, должно соответствовать нормам безопасности.

Воспитание детей в данном государстве начинается, как и во многих других, с малого возраста. Уже с 3 до 6 лет малыши могут пойти обучаться в школы раннего развития (scuola Materna). Это аналог российских детских садов, в которых маленькие итальянцы учатся общению между собой, играют, развиваются физически на спортивных занятиях. Одним словом, в этот период у малышей происходит закладывание основ социальной адаптации и подготовка к школьному обучению.

Дошкольное воспитание в Италии во многих детских заведениях проводится по методике знаменитой М. Монтессори. Кроме них также широко распространены католические детские группы при церквях, где образование малышей возложено на монахинь.

В них, помимо основных образовательных уклонов, особое внимание уделяется воспитанию духовности, миропонимания, основам христианства и веры. Здесь придерживаются традиционных способов воспитания.

Некоторые государственные учреждения дошкольного образования предлагают родителям доставку детишек из дома в садик на собственном транспорте, что существенно экономит время. Однако забирать своих детей родителям приходится уже самостоятельно.

Режим работы

Так же, как и в других странах, ребёнок в Италии может посещать ясли, если ему от 6-ти месяцев и до 3-х лет, и детский сад, если ему от 3-х до 6-ти лет. И ясли, и детский сад призваны помочь детям адаптироваться в социуме, научиться общению с детьми, а также выполняют воспитательные функции, прививают эстетические вкусы, нравственные основы, учат первым главным азам.

Не обязательно чтобы ребёнок умел читать или считать, знал историю и т. д. В детском саду такие услуги предоставляются по желанию воспитателя. Ясли работают сначала осени и до начала лета.

Обычно государственные детские учреждения начинают работу в 8.15-8.30 (приём детей до 9.30, потом начинаются занятия), заканчивают в 16.00-16.30. Иногда, где есть такая возможность, идут навстречу потребностям родителей, и время работы продлевают (чаще всего организуют дежурную группу, иногда за отдельную плату). Забрать ребёнка из яслей/сада можно в два временных промежутка - примерно с 13.00 до 14.00 (во время прогулки, до дневного сна) и уже после 16.00.

Частные детские учреждения имеют большую гибкость в организации режима дня. Не редкость время работы с 7.00 до 18.00-19.00. Кроме того, частные структуры имеют больше возможности варьировать возраст - к примеру, государственные ясли не могут держать у себя ребёнка, которому исполнилось 3 года, а частные имеют такую возможность.

Если на летние месяцы нет возможности сидеть с ребёнком, то за отдельную плату можно отдать его в летний центр. Услуги яслей не предоставляются на период выходных и государственных праздников. Работают они до 16.30 дня.

Ясли стоят 5,16 – 260,00 евро. Это нормальная цена сопоставимая с большинством яслей в Санкт-Петербурге. Если по какой-то причине нет возможности забрать ребёнка во время, то в яслях предоставляется платная услуга воспитательницы, которая может посидеть с ним ещё лишний час.

Стоит такая услуга в районе 52 евро. Детский сад же в Италии обойдётся вам 5,16 – 154,94 евро в месяц.

В Италии детские сады и ясли не оборудованы своими собственными столовыми, где бы готовилась еда для детишек. Существуют отдельные общие столовые, откуда еда направляется в каждый детский сад и ясли.

Таким образом, обеспечивается гарантия того, что все дети потребляют качественную полезную пищу. Еда для детей готовится только из лучших продуктов без добавления каких-либо вредных примесей. Но и питание выплачивается родителями отдельно, стоит оно 2,58 евро.

Кормят детей три раза в течение периода пребывания в саду: дети завтракают, обедают и подкрепляются полдником.

Если дошкольное учреждение находится далеко от места жительства, а собственного средства передвижения нет, то родители имеют право отправлять своего ребёнка в сад или школу школьным автобусом. Но при этом всякий раз родители должны встречать его из школы и забирать из детского сада. При этом платить за такую удобную услугу они будут 26 – 37 евро в месяц.

Содействие воспитательно-образовательной работы. Программы

Образовательная программа дошкольных организаций направлена на:

  • Знакомство с окружающим миром;
  • Развитие риторики и словарного запаса ребенка;
  • Физическое развитие ребенка;
  • Получение элементарных знаний по иностранному языку;
  • Развитие самостоятельности и индивидуальности.

Программа некоторых дошкольных учреждений включает в себя дополнительные уроки по кулинарии, занятия в бассейне. Ребята занимаются музыкой, лепкой, рисованием, танцами. Более старшим детям преподают основы работы с компьютерами.

Также существуют детские садики, организованные монахинями. Тут в стандартную программу обучения включают молитвы, пение псалмов и организацию религиозных праздников.

Персонал дошкольного учреждения

Согласно статистике, на сегодняшний день ситуация с яслями в стране довольно таки плачевная. Италия находится на последних местах, по сравнению с другими странами Европы. Такое критическое положение объясняют существующей традицией воспитывать малыша самостоятельно дома, а не с пеленок отдавать его няням или воспитателям в ясли. Хотя многие современные мамы, невзирая на традиции, согласились бы на более свободный распорядок жизни, отдав ребенка в ясли. Также и ребенок приобретает навыки общественной жизни, появляется чувство дружбы.

Что касается центральных районов страны, таких как Умбрия и Тоскана, то там наблюдается самый «лучший» показатель, цифры таковы: на 100 дошколят -33 свободных мест в детских садах. Интересно, что в северных регионах страны ясли посещают большее количество деток, примерно 29%, в то время как в южной части, на Сицилии и в Кампании, всего лишь 2.5 % детей посещают дошкольные заведения.  

Такую заметную разницу в показателях обуславливает тот факт, что на юге Италии семейные традиции соблюдаются намного серьезней, чем в других регионах, а также о себе дает знать катастрофическая нехватка свободных мест в существующий детских садах. Уровень безработицы в южных регионах страны также зашкаливает, таким образам большое количество матерей просто вынуждены сидя дома заниматься воспитанием ребенка. Если взять показатели по всей стране, то около 25% детей Италии просто не могут устроиться в детские сады. А, например, на Сицилии такой показатель составляет 42%, за ней следом поспевает Тоскана с цифрой в 33%.   Сложившиеся ситуация вынудила Италию в 2009 году обратиться за опытом к Северной Европе, после чего Италия начала практиковать «семейные детские сады». Суть такого вида сада такова - группа детей из 3-7 человек в дневное время находится под присмотром частного воспитателя у нее дома, как правило, совместно с ее собственным ребенком. Естественно такие «детские сады» стоят не малую сумму денег, но для большинства работающих мам Италии этот выход является единственным. Такое решения плюс ко всему может решить проблему безработицы в стране, каждая мама имеет возможность зарабатывать деньги, сидя у себя дома, играя и занимаясь с чужими детьми.    Но, разумеется, организовать такой «сад» у себя дома не так уж и легко, для этого женщина должна быть сама мамой или иметь педагогическое образование, или же иметь стаж работы в обычном детском садике. Перед началом работы «сада», помещение, где планируется организация детского досуга, тщательно продумывается. Оно обязательно должно быть просторным, комфортным и прежде всего безопасным. Средняя оплата такого рода услуг составляет: полдня- 200 евро, за целый день - 400 евро в месяц. Но, к сожалению, таких «частных садов» в Италии очень мало.

Ресурсный компонент образовательного процесса представляет собой систему условий, при которых могут быть успешно решены цели и задачи воспитания и обучения. Можно выделить несколько групп условий, позволяющих обеспечить организацию и реализацию образовательного процесса в Дошкольном Учреждении. Рассмотрим их в оптике итальянского детского сада.

Условия среды: как организована среда, обеспечивающая активность ребёнка. С одной стороны, это задача материального характера - организация помещения, мебели, материала. Но также это и организация непосредственной жизни воспитанников. И в данном контексте важно упомянуть распорядок дня в детском саду, который является рутиной, повторяющейся изо дня в день, предметы и повседневные ситуации, охватывающие всех участников образовательного процесса, которые, в большинстве своём, не меняются в течение учебного года, и «говорят» на своём языке, развивают и обучают ребёнка.

Сама среда должна быть обучающей. Это её основная цель и все, что наполняет её, должно этой цели служить, в противном случае не имеет смысл - ни искусственная красота, ни высококачественные предметы интерьера.

Условия психолого-педагогические: реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребёнка, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса на основе диалога и сотрудничества. Воспитатель детского сада - мотивированный, квалифицированный специалист, внимательный каждому ребёнку и заботливый по отношению ко всей группе. Стиль образования воспитателей опирается на критерии слушания, сопровождения, участия, общения: наблюдение за ребёнком, вхождение в «его мир», открытие окружающей среды его глазами, поддержки и поощрения, чтобы малыш мог познавать среду постепенно, самостоятельно и осознанно. Профессиональность педагога состоит в совместной работе с коллегами, в постоянном развитии и обучении, в зрелом отношении с современным миром, его открытиями и культурой.

Профессиональная подготовка воспитателя

До недавнего времени работать в яслях могли воспитатели,  закончившие социально-педагогический лицей (аналог педагогическому училищу в России), но после образовательной реформы лицея было недостаточно, и теперь педагог должен иметь высшее педагогическое образование. Как и многие государственные должности, профессия воспитателя является престижной и стабильной.

Сравнительная характеристика на опыте России и выбранной страны (по всем указанным пунктам)

Дошкольная образовательная организация в России руководствуется нормативно-правовыми документами разного уровня: федерального, регионального, муниципального, а также внутренними локальными актами, регламентирующими её деятельность.

Осваивая наиболее важные документы, составляющие нормативно-правовую базу дошкольного образования в Италии и в России, мы провели их сравнительный анализ, поскольку он является основным инструментом анализа и оценки образовательных систем разных уровней.

Критериями нашего анализа стали сходства и различия основополагающих принципов, на которых зиждется система дошкольного образования двух стран, поскольку диалог и взаимное сотрудничество строится с опорой на точки соприкосновения, а также в сравнении и понимании различий.

Перечислим основные документы, составляющие нормативно - правовую базу дошкольного образования в Италии и в России.

В Италии:

- Конвенция о правах ребёнка - принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН №44/25 от 20 ноября 1989 г.

- Конституция Итальянской Республики - принята в 1947 году Конституционной ассамблеей, вступила в силу 1 января 1948 года;

- Рекомендации Парламента и Совета Европы от 18 декабря 2006 г. о ключевых компетенциях обучения в течение жизни;

- Указ Президента Республики № 275 «Об автономности образовательных учреждений», от 8 марта 1999 года.

- Декрет закона №297 от 16 апреля 1994 - Единый текст законодательных положений в области образования;

- Декрет министерства от 18 декабря 1975 года с уточнениями и поправками. Технические нормы, относящиеся к строительству школ, оборудованию помещений - санитарно-гигиенические требования.

- Национальные Руководящие Принципы по учебной программе Детского Сада и Первого Цикла Образования.

- Закон об интеграции детей-инвалидов в образовательных учреждениях от 5 февраля 1992 года 104/2.

- Закон № 107 от 13 июля 2015 года - Реформа национальной системы образования и воспитания и реорганизация положений действующего законодательства.

- Основная Образовательная Программа учебного заведения

- Устав Учебного Заведения

- Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение.

- локальные акты, регламентирующие жизнедеятельность ДОУ.

В России:

Конституция Российской Федерации - принята 12 декабря 1993 года, вступила в силу со дня официального опубликования - 25 декабря 1993 года.

- Семейный кодекс Российской Федерации - от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ.

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

- СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- Основная Образовательная Программа учебного заведения

- Устав Учебного Заведения

- Договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение.

- локальные акты, регламентирующие жизнедеятельность ДОУ.

Уже на этапе перечисления можно обратить внимание на то, что некоторые основные документы в Итальянской системе дошкольного образования и в Российской системе похожи по названиям и критериям значимости.

Детский сад - государственный и частный, открывает свои двери всем детям, гарантируя их право на образование и заботу, в соответствии с принципами, прописанными в Конституции Итальянской Республики, в Конвенции о правах ребёнка и в документах Европейского Союза. Закон №53 от 2003 года вводит Детский Сад в систему образования, хотя посещение его не является обязательным.

Подобное решение на законодательном уровне в 2012 году было принято и в Российской Федерации. Закон об образовании №273-ФЗ от 21 декабря 2012 года гласит: «В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования: дошкольное образование;...».

Важный шаг, предпринятый системами образования Италии и России, подчеркнул исключительную роль дошкольного образования и открыл для него новые перспективы развития.

«Национальные Руководящие Принципы по учебной программе Детского Сада и Первого Цикла Образования» указывают на то, что Детский Сад принимает детей от трех до шести лет. Но статьей 630 Закона 296/2006 была учреждена новая услуга в сфере образования, на экспериментальном уровне, для детей от 24 до 36 месяцев, что явилось ответом на вызов общества в некоторых регионах страны. Эти группы получили название «Весна».

Таким образом, ребёнок младше трёх лет может посещать либо группу «Весна», если она организована в детском саду, либо организации, предоставляющие образовательные услуги для детей ясельного возраста. «Детсадовский» возраст ребёнка начинается с трёх лет.

Количество детей в группе и расписание детского сада регулируется следующими документами: Декрет Министра Образования от 24 июля 1998 года, №331 и Декрет Президента Республики от 20 марта 2009, №81.

Согласно нормам, минимальное количество детей в группе - 18 человек, максимальное - 26, до 29 в некоторых случаях. Расписание работы детского сада: от 25 часов в неделю - минимум и до 50 часов - максимум. Время работы зависит от запросов территории, на которой расположено образовательное учреждение.

Сравнивая данные положения с правилами приема детей в Дошкольных учреждениях Российской Федерации, мы видим, что согласно требованиям СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014), «в дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет». Этот же документ указывает и на количество детей в группе, которое зависит от метража. Также прописан режим работы учреждения: «1.3. Дошкольные образовательные организации функционируют в режиме кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), полного дня (10,5 - 12-часового пребывания), продленного дня (13 - 14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N293 регулирует порядок приёма детей на обучение в дошкольную организацию.

Документом, представляющим совокупность обязательных требований к дошкольному образованию в Российской Федерации - является ФГОС - Федеральный Государственный Стандарт дошкольного образования. В нём определены требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

В Италии образовательный процесс в детском саду, начальной и средней школе регулируют «Национальные Руководящие Принципы по учебной программе Детского Сада и Первого Цикла Образования» от 4 сентября 2012 года. Ими определяются целевые ориентиры дошкольного образования, начальной и средней школы. То, какие знания, умения и навыки должен приобрести учащийся в конце каждой из ступеней образовательного процесса. Таким образом, Итальянская школа - государственная и частная - обладает единым документом, позволяющим данным уровням школьного образования совместно организовывать воспитательно-образовательную деятельность в целях достижений основных компетенций.

В «Национальных Руководящих Принципах по учебной программе Детского Сада и Первого Цикла Образования», как и в «Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного образования» - прописаны образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей. Образовательные области, указанные во ФГОС ДО:

- социально - коммуникативное развитие;

- познавательное развитие, речевое;

- художественно - эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Образовательные области, указанные в «Национальных Руководящих Принципах по учебной программе Детского Сада и Первого Цикла Образования»:

- Я и другой («главные вопросы», мораль, жизнь в социуме)

- Тело и движение (самоидентичность, самостоятельность, здоровье)

- Картины, звуки, цвета (искусство, музыка, мультимедиа)

- Речь и слова (общение, язык, культура)

- Познание мира (последовательность, величина, пространство, время, окружающий мир).

Мы видим, что, несмотря на разные названия, - в итальянском документе более неформальные, суть образовательных областей, их содержание - похоже, поскольку субъектом и объектом образовательной деятельности в дошкольном учреждении, в России и в Италии, является ребёнок.

Разница между реализацией принципа автономности в Итальянской системе дошкольного образования и Российской, на практике, состоит в создании содержания образовательных программ.

ФГОС ДО - глава 2.11.2 представляет содержательный раздел Программы, который должен включать: «описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;...»

Следующие документы касаются обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов, то есть «инклюзивности» образования.

В детском саду, согласно норме, если в группе находится малыш с ограниченными возможностями, количество детей не должно быть более 20. Кроме воспитателя в группе должен находиться воспитатель-помощник, уделяющий особое внимание нуждающемуся ребенку.

В системе Российского Образования понятие инклюзивности является одним из основных понятий согласно Закону об Образовании в РФ от 21 декабря 2003 года. В статье 2, пунктах 27 и 28 написано: «инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;»

Организация педагогического процесса в Итальянском детском саду направлена на то, чтобы детский сад являлся средой жизни и культуры, социализации и воспитания. Чтобы в детском саду каждый ребёнок мог найти своё место и развивать свои возможности наилучшим образом, потому там есть всё, чтобы его личность могла самостоятельно расти и развиваться.

Подробное изучение истории развития дошкольного образования в Италии служило двум целям: во-первых, дало возможность познакомиться с материалом, не представленном на русском языке, и, следовательно, мало изученным в русскоязычной среде. Во-вторых, позволило понять и исследовать существующую структуру дошкольного образования в Италии. Определённые, конкретные исторические события, личности, решения на законодательном уровне, обусловили нынешний образ детского сада в Италии.

Сопоставление нормативно - правовой базы дошкольного образования и России, сравнительный анализ основных документов, вокруг которых вся система дошкольного образования обеих стран, привёл нас к выводу, что во многом обе системы похожи. Два документа – «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования Российской Федерации» и «Национальные Руководящие Принципы по учебной программе Детского Сада и Первого Цикла Образования» (Италия) - выдвигают цели и задачи дошкольного образования, перечисляют образовательные области, их содержание и целевые ориентиры и во многом они перекликаются, повторяя и дополняя друг друга. Опираются данные документы на такие источники, как Конституции своих стран, Конвенцию о правах ребёнка.

Дошкольное образование в Италии, как и в России, является первой ступенью образовательного процесса, имеет свою цель, задачи и содержание.

Фраза «единство в многообразии» используется часто в самых различных контекстах, но, тем не менее, она верна и для нашего исследования, вывод которого чрезвычайно важен: на суть воспитания и образования будущего поколения наши страны смотрят одинаково, предлагая те же ценности, стремясь к тем же идеалам: воспитанию гармоничной, самостоятельной (свободной) компетентной личности, ценящей родину и готовой к жизни в глобальном, многокультурном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ второй младшей группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От

Настоящая рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васил...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ средней группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рожден

Рабочая программа по развитию детей группы общей направленности 4-5 лет  разработана в соответствии с ООП МБОУ СОШ № 26 (дошкольное отделение) в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, испол...

• Рабочая программа воспитателя ДОУ подготовительной группы №13 составлена на основе «Образовательной программы дошкольного образования МБОУ СОШ №26 (дошкольного отделения)», на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного ужреждения города Новосибирска ...

Курсы повышения квалификации "Дошкольное образование и специфика реализации программ дошкольного образования во взаимосвязи с обновленными ФГОС -21 начального и общего образования.

ООО "Межреспубликанский институт повышения квалификации и переподготовки кадров по программе дополнительного профессионального образования."...

Дошкольное образование - основа становления личности и образования ребенка. Важность дошкольного образования в жизни человека.

   Ранний возраст - это самый чувствительный период. Именно с раннего возраста происходит активное развитие. Это развитие характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, ...