Родительское собрание в ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»)
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры
«Что? Где? Когда?»)
Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ в играх.
Оборудование: цветные бантики, конверты с заданиями от детей, презентация с видеовопросами от детей, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, таблицы, маски.
Форма проведения: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Ход мероприятия: Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. Название этой страны — ТРИЗ. Заставка «ТРИЗ».
− Прежде чем мы отправимся в эту удивительную страну, нам хотелось бы немного с вами поиграть. Помните сказку «Теремок», предлагаю сыграть её в изменённом виде. Каждый игрок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Один из игроков — хозяин теремка, а остальные гости по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный) и проводит с хозяином следующий диалог: − Тук, тук, кто в теремочке живёт? − Я, яблоко. А ты кто? − А я вишня. Пустишь меня в теремок? − Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. (Н-р: и у вишни и у яблока есть что-то внутри, оба растут на дереве, поспевают летом). После этого гость заходит в теремок. Вошедший гость становиться хозяином, а бывший гость уходит в «почтенные». Итак, пока все играющие примут участие.
Воспитатель: − Скажите, трудно ли вам было нестандартно мыслить, выделять общие признаки путём сравнения.
Воспитатель: − Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ — расшифровка аббревиатуры: теория решения изобретательских задач. ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников. Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель — фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Воспитатель: − В настоящее время в детских садах с успехом используются приемы и методы ТРИЗ для развития у дошкольников внимания, логики, смекалки, мышления, творческого воображения. Предлагаем вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ. Играя в эти игры с детьми, вы сможете расширить познавательные способности детей, обогатить и развить их речь. Итак, игра «Что? Где? Когда?» начинается. Прежде, разделитесь на команды по цветам бантиков и займите места за столами.
Воспитатель: − Нам поступили видеовопросы от детей нашей группы. Вопросы и задания будут появляться на слайде, ваша задача внимательно выслушать и ответить на вопрос.
1 вопрос от Вани Т.: Он хочет знать«Книга это хорошо или плохо?» Команда № 1 будет называть положительные стороны, а команда № 2 отрицательные стороны. Картинка КНИГА — это: Хорошо: Можно читать интересные сказки, стихи; Рассматривать красочные иллюстрации; Дарить в подарок; Узнавать много новой информации. Плохо: Может порваться, так как она бумажная; Может быстро истрепаться; Может потеряться; Может намокнуть.
Вопрос от Арины С.: Её очень интересует, как путешествуют земляничка и скворец по временам года, она просит зарисовать это в таблице (раздаются таблицы, в них родители зарисовывают рисунки).
3 задание от Ярославы С.: Она дала шуточные имена-дразнилки картинкам, а родители должны угадать, о чём идёт речь и выбрать нужную картинку (раздаются картинки). Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки… — глаза. Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка… — лошадка. Забивалка, ударялка, стучалка… — молоток. Указывалки, предпреждалки, запрещалочки… -дорожные знаки.
4 вопрос задаёт Лилия Ш.: Она предлагает вам попробовать загадать шуточные загадки к картинкам самостоятельно (картинки на слайде). Команде № 1: -кошка. (Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка…) Команде № 2: -пылесос. (Шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка…) 5 вопрос от Вадима А.: Он интересуется, «Как будет наоборот?» (картинки на слайде)
Команде № 1: горячий — холодный большой — маленький Северный полюс — Южный полюс добрый — злой
Команде № 2: радужный — (бесцветный) колючий — (гладкий) пустой — (полный) старый — (молодой)
Омина Н. задала следующий вопрос: Она хочет знать «Что умеет делать?» (картинки на слайде) № 1 команде: Рыба; Ветер.
№ 2 команде: Дождь; Листок
. Вопрос от Саши Г.: Его очень интересует «Что бы это могло быть?» (командам вручаются карточки с заданием) № 1 команде: мягкий + зелёный = (лист, трава, свитер, клубок …) Колкий + холодный = (ёжик, снег, ёрш, ветер …) № 2 команде: пушистый + мягкий = (цыплёнок, котёнок, платок, носки…) Ласковая + добрая= (мама, музыка, вода, солнце…)
11 слайд: задание от Тани К.: Она просит, описать картинку, находящуюся в конверте, не называя ее, и не используя глаголы (раздаются конверты с картинками).
Команде № 1: Айболит Команде № 2: Карлсон Катя К. задаёт следующий вопрос: «Знаете ли вы, что бывает?» Команде № 1: — овальным и жёлтым? (конфеты, бусины, кубики, ягоды …) Команде № 2: — холодным и гладким? (лёд, сосулька, снег, иголка…)
Соня С. приготовила следующее задание: Игра «Одна загадка — сто разгадок». Она предлагает подбирать слова к функции предмета. Что такое? Светилка — окно, солнце, свеча, фонарь, сот. телефон. Хранилка — шкаф, сундук, карман, мешок, сейф. Смотрилка — глаза, бинокль, очки, лупа, телескоп, Варилка — кастрюля, скороварка, живот, чайник. Горелка — костёр, свеча, пожар, зажигалка. Возилка — тележка, велосипед, поезд, самолет, машина.
Мане П. просит назвать «Что лишнее» и объяснить почему? (картинки на слайде) Команде № 1: − Репа, море, небо, васильки. (По цвету все синее, кроме репы). − Лев, зебра, гиена, пингвин. (По месту обитания все животные Африки, кроме пингвина) Команде № 2: − Муравей, снегирь, бабочка, синица. (По способу передвижения все летающие, кроме муравья). − Лимонад, лёд, коктейль, чай. (По температуре все холодное, а чай горячий). Заключительное задание от Игоря Ж.: Он приготовил для вас вопросы, с помощью которых вы дома вместе с ребёнком придумаете свою сказку. Текст записываете и рисуете к ней иллюстрации. А мы поможем оформить большую книгу сказок.
Толя Б. шлёт привет от всех детей группы и детские работы по ТРИЗу! Воспитатель: − наша игра закончилась. Надеемся, что вы будете использовать различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.
Воспитатель: в заключении хочу сказать, что нам было очень приятно работать с вами сегодня, а какое ваше мнение о нашей встрече? Выразите его с помощью масок. На столах у вас карандаши и безликие маски. Предлагаю вам дорисовать маску так, чтобы она отражала ваше впечатление от сегодняшнего вечера. До свидания! До новых встреч!
Литература: Димитрова Т. В. Сто фантазий в голове, Самара, 1996 г. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»
Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать перед аудиторией....
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"
Формировать представления детей о традиционных семейных праздниках.Вызывать у детей радостные эмоции, способствующие становлении его личности, закреплять знания об окружающем мире, развивать речь, тво...
Конспект родительское собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"
Это мероприятие способствует возникновению взаимосвязи детей воспитателей и их родителей. Воспитывать у детей желание радовать своих родителей своими результатоми в творческой и интеллектуальной...
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»
Цель: Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать перед аудиторией. Воспиты...
Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»
Цель: Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать п...
Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол». Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»
Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол».Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»...
Родительское собрание "Взаимосвязь речевого и интеллектуального развития ребенка"
Родительское собрание....