Консультация
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
08.02.19g._bon._konsultatsiya.docx | 48.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Что читать и рассказывать детям о традициях и обычаях русского народа»
Подготовил воспитатель Баутина О.Н.
Дата проведения: 08.02.19г.
Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование систем государственной власти и настаёт время соответствующих изменений в сфере образования. Сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо с русской культурой, традициями и обычаями русского народа. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи и традиции? О чём мечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. Люди издавна стремились как-то объяснить смену времён года, изменения, происходящие в природе. Этой теме посвящали песни, которые называли календарными.
Весна – это детство пора зарождения, формирование роста, лето – юность – пора цветения, созревания плодов, осень – время полной зрелости, сбора урожая, зима – старость, время долгого отдыха и сна.
Мы, как педагоги, обязаны ежедневно приобщать наших дошкольников к традициям и обычаям своего народа.
К средствам приобщения относятся:
-народное творчество,
-декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества.
Особое место в процессе приобщения к традициям и обычаям занимают сказки, поскольку они являются едва ли не самой эффективной формой педагогического воздействия на личность. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный) и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.
Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов. Причину успеха сказок у детей в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно присутствовать в образовании и воспитании каждого ребенка в ДОУ и в кругу семьи.
Важным средством приобщения к традициям и обычаям русского народа является пословица.
В любой пословице всегда присутствует "педагогический момент" – назидательность. Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные, производственные, эстетические, нравственные и др.
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума.
Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства.
Народ всегда был высокого мнения о загадках: "Загадка - разгадка, да семь верст правды". Упражнения в отгадывании и придумывании загадок считались чрезвычайно полезными занятиями.
Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций. В воспитании велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа.
Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.
Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму.
Также в работе с детьми необходимо использовать народные музыкальные инструменты (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.). Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. На улице собирались и стар, и млад. Русские народные игры для детей носят и педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству. По содержанию все народные игры очень лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В игре дети активно мыслят и размышляют, познают окружающую действительность, расширяют свой кругозор. Игра концентрирует в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляет ребенку возможность естественного ознакомления с богатой культурой русского народа.
Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми, уважительно относиться к старшему поколению, чтить традиции своей семьи и своей страны. Дети учатся проявлять такие качества как: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Таким образом, происходит переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника.
Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к традициям и обычаям русского народа является народный праздник. Очень важно приобщать детей к народным традициям именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей.
Важным моментом в формировании традиций может стать совместное с родителями проведение праздников, повторяющихся из года в год, к ним относятся Масленица, Новый год, Пасха, Рождество. Хотелось бы на этих мероприятиях, чтобы дети увидели своих родителей с другой, непривычной для них стороны. Ведь нигде больше не смогут увидеть, например, маму в русском костюме или папу, поющего старинные песни. Дети рады таким праздником, т. к. в повседневной жизни дети зачастую испытывают недостаток родительского внимания.
Во многих группах нашего ДОУ стало традиционным делать подарки и мероприятия к Дню матери, 23 февраля, 8 марта и др.
Подводя итог можно сказать, что вся система работы должна включать в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребенка на традициях и обычаях русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками
Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...
Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна
Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Дистанционная консультация для родителей. Консультации.
Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....