Психологическая готовность ребенка к школе
консультация

Григорьева Галина Петровна

Посте­пенно ребенок начинает нуждаться в новых источ­никах знания, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус маленького, он хочет учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Консультация для  родителей

                ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

         Под готовностью к школе понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор,  в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Какие же составляющие входят в набор «школьной готовности»? Это пять компонентов по которым определяют готовность детей к школьному обучению.

  1. Мотивационная  готовность, то есть наличие у детей желания учиться. Ребенок  стремится в школу, т.к. он хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец и тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки. Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой. Именно это стремление стать школьником , соблюдать правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию» школьника. А «внутренняя позиция» школьника и является главной составляющей, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать себя комфортно.

2.   Интеллектуальная  готовность - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета.                                                                                                                                   На самом же деле,  интеллектуальная готовность школьника не ограничивается умением читать. Это, прежде всего, уровень развития его психических качеств - восприятия, памяти, внимания и мышления. Очень важно умение моделировать, т.е. использовать определенные знаки, схемы, модели для представления объекта действительности. Для решения более сложной задачи можно предложить детям сделать чертеж, который поможет представить условие задачки, и решить ее на основе данного графического изображения. Почему важна деятельность моделирования? Она позволяет перевести присущее ребенку этого возраста наглядно-образное мышление в логическое.

  1.  Волевая готовность, которая необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения,. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого.  Одним из распространённых упражнений по развитию произвольности, максимально приближенных к условиям учебной деятельности, является «Графический диктант» (по образцу, на слух) – две клеточки вверх одну вниз, две клеточки вправо и т.д., при этом обязательно просите детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Однако нам надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, а на их координацию между собой, т.е. на зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из составляющих школьной готовности. В процессе учебы ребенок часто одновременно смотрит на предмет (например, на доску) и списывает или срисовывает то, что он в данный момент рассматривает.

      4.  Социально-психологическая готовность. Качества, от которых зависит умение семилетнего дошкольника вступать во взаимоотношения со сверстниками. Ребенок приходит в школу, в класс, в котором  дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

К семи годам происходят очень важные изменения в сознании детей, изменения в самооценках, ценностях, понятиях, принципах, переживаниях. Воспитателям и родителям необходимо очень корректно и осторожно относиться ко всем новообразованиям, происходящим в сознании детей.        

5. Трудности адаптации.                                                                                                                             Ситуация неопределенности всегда является волнующей ситуацией. Каждый ребенок перед школой испытывает чрезвычайное волнение. Жизнь в новых  условиях может привести к тому, что ребенок  в младших классах будет подчиняться большинству, вопреки собственному желанию. Надо помочь ребенку в этот период жизни, трудный, ответственный, важный, обрести самого себя, самому отвечать за свои поступки. Взрослый должен поддерживать ребенка, помогать правильно оценивать происходящее, не сравнивать с другими, учить сопереживанию, умению радоваться успехам и переживать неудачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Материал будет полезен как для воспитателей так и родителей будущего первоклассника...

Психологическая готовность ребенка к школе. Презентация для родителей.

Данная презентация помогает родителям подготовить ребенка к школе. Из презентации можно узнать, какие навыки помогут ребенку быстрее адаптироваться к школьному процессу....

Консультация для родителей "Психологическая готовность ребенка к школе"

Консультация для родителей."Психологическая Готовность ребенка к школе"Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готови...

Психологическая готовность ребенка к школе

Статья о психологической готовности ребенка к школе...

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность ребенка к школе имеет сложную структуру.

Материалы к родительскому собранию «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе» Психологическая готовность (ПГ) ребенка к школе имеет сложную структуру. Компоненты ПГ: мотивационная гото...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

Основа подготовки ребенка к школе – психологическая готовность ребенка к школе

Статья о том, какую важную роль в подготовки ребенка к школе имеет психологическая подготовка к школе....