консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)

Андрущенко Анна Ивановна

 Роль сказки в развитии детской эмоциональности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультации для родителей

«Роль сказки в развитии детской эмоциональности».

Уважаемые родители! Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращённые к сердцу ребёнка (Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с её приверженностью к целесообразности и выгоде, ребёнок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки всё же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребёнка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Почему образ зла менее правдива, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстаёт в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроился воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь к спасению, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» - скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять её правдивое содержание буквально. 
Ребёнок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребёнку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своём будущем. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребёнка, помогать преодолеть негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребёнку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому – «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей и т.д.
Почувствуйте и догадайтесь об эмоциональной проблеме вашего малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен – и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребёнку его существенную проблему (страх, одиночество, неуверенность, грубость и т.д.). Придумайте фантастическое существо, слегка внешне (глазами, ушами, волосами) и характером (робкий, драчун и т.д.) похожее на ребёнка, у которого по сказочному сюжету появляется много возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребёнок сам почувствует помощь и найдёт выход из травмирующей его ситуации. Рассказывая ребёнку сказку, обязательно её закончите, старайтесь говорить её обычным голосом и языком, доступным ребёнку, усвоенным в реальном общении с родителями.
Выбирая сказку для своего малыша, обязательно учтите, что в силу особенностей психо-эмоционального развития, необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребёнку полезна, безразлична или даже вредна. 
Понимая символический смысл сказок, вы научитесь выбирать их соответственно возрасту и эмоциональному состоянию вашего ребёнка. Старайтесь рассказывать ребёнку добрые, волшебные сказки с хорошим началом, смыслом и концом.
В сказках главной идеей является победа добра над злом, все образы одухотворены. Энергетика сказочного образа накапливается через словесную энергетику. Энергетический накал сюжета выражается в восприятии его ребёнком. Число героев невелико, сюжетные повороты мягкие, спокойные, красивые. Для того, чтобы вызвать образ на фоне словесного описания, не должно быть стрессовых накалов и взрывов, страхов и ужаса. Возможны только усиливающиеся эмоциональные ожидания и вера в добро.
Появление «тёмных сил» смягчается элементами света (месяц, звёзды, заря и пр.). Сказки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребёнка, не нести мрачность и тревожность.
Поэтому мудро выбирайте в богатой сказочной стране и сочиняйте те сказки, которые близки и полезны именно Вашему ребёнку.

Беседа с родителями
«Театр в жизни детей.»

Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Существуют разнообразные виды детского театра. Самый распространенный — это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр пяти пальчиков, или театр петрушек, создает обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает малышей, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью.
Куклы в этом портативном театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши экспансивно сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными. Подготовить декорации и кукол для театра пяти пальчиков — дело хлопотливое, но возможное. Зато как близка кукла детям! Надев куклу на руку, воспитатель может подойти с ней к малышам, и этот поросенок или мишка могут поговорить с детьми, немножко пошалить, приласкаться, ободрить и утешить ребенка, попросить что-либо сделать. Как изготовить куклы, создать декорации и подготовить спектакль, подробно рассказывается в книгах Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» (М., 1960) и Г. В. Генова «Театр для малышей» (М., 1968). Вызывает интерес у детей и теневой театр. Теневой театр — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара. Без особых затруднений можно осуществить в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин-теремок. Возможен показ таких сказок, как «Колобок», «Лиса и кувшин» и др. Если трудные для показа части литературного произведения имеют важное значение для понимания содержания спектакля, их можно прочитать и без силуэтного сопровождения. Для расширения возможности теневого театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Чтобы подчеркнуть, что действующее лицо выступает в разных ситуациях, у этого персонажа-силуэта выделяются характерные черты (нос, шарф, волосы и т. д.). Возможны различные варианты показа спектакля: можно читать все произведение, а можно ограничиться лишь чтением авторского текста, реплики персонажей будут произносить воспитатели, находящиеся за экраном, и т. д. Одним из вариантов теневого театра является такой, когда силуэты получаются от фигур людей.
Так же как и в теневом театре с плоскими фигурами, свет должен быть за экраном, а зрители садятся перед экраном. Свет должен быть ярким: на воздухе — солнце, а в комнате — очень яркая лампа, которая вешается в полутора-двух метрах от экрана, на уровне плеч детей. Интересный литературный материал для театра теней дан в книге Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду». Большой популярностью у малышей пользуется картонный театр на столе. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки — делаются из картона и раскрашиваются. По характеру сценического материала этот театр называют театром картинок.
Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах, и, конечно, с радостью встречают они картинки двигающиеся. Издательство «Малыш» выпустило оригинальные книжки-игрушки «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», «Мальчиш-Кибальчиш», представляющие собой своеобразные миниатюрные театры картинок. Изобретательно выполненные сценки могут служить образцом для театра картинок. Самодельные театры картинок создают эффект действия: при показе спектакля воспитатели стараются перемещать фигурки. Как правило, их делают на подставках, за которые тянут небольшими крючками, прикрепленными к палочкам. В последнее время передвижение фигурок в театре картинок производится магнитами, при этом можно добиться даже того, что фигурки будут забавно танцевать.
Элементарная форма представления в картиночном театре — передвижение картинок на столе без создания эффекта внезапности появления. Просто сначала, например, ставят большую репку, затем выдвигают последовательно бабку и всех других персонажей спектакля. О том, как сделать фигурки, декорации, рассказывают Т. Н. и Ю. Г. Караманенко в книге «Кукольный театр — дошкольникам» (М., 1973).
Репертуар театра картинок очень разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения. Развитие эстетического вкуса дошкольников будет проходить тем успешнее, чем продуманнее будет организована работа по изучению доступных детям художественных произведений. Уже в группе раннего возраста при рассказывании потешек и маленьких стишков для усиления эмоционального воздействия художественного слова следует практиковать постановку коротеньких сценок в настольном театре. С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Практически большинство художественных произведений, составляющих обязательный литературный минимум или включенных для дополнительного изучения, могут быть инсценированы одним из указанных способов.

Рекомендации родителям
«Что нужно знать родителям при разучивании стихотворения с ребенком»
Многие родители знают как иногда не просто выучить с ребенком стихотворение. Все дети читают стихи на утренниках, а вашему малышу стихотворения опять не дали. Ну ни как не запоминаются у него слова, а слова не складываются в строчки.
Это свидетельствует о неразвитой памяти ребенка. А без хорошей памяти в школе ну ни как не обойтись! Значит нужно срочно исправлять положение. На развитие памяти существует много игр и упражнений, но самый действенный — это заучивание наизусть стихов. А ребенок их терпеть не может и учить стихи категорически отказывается. Как же вырваться из этого замкнутого круга?
Есть несколько идей, которые окажут вам помощь в заучивание стихов с ребенком. Все эти приемы прошли успешную практику с детишками в детском саду. С детьми с хорошей памятью тоже стихи учить лучше в игровой форме. Так будет веселее.
Учим стихи между делом
Если ваш ребенок и слышать ни чего не желает о заучивании стихов, не настаивайте. Предлагаю пойти от противного, как Григорий Остер в своих «Вредных советах». Не нужно ничего учить, зачем это еще.
Вместо этого предложите ребенку заняться его любимым делом: рисовать, складывать пазлы, собирать конструктор, раскрашивать, выкладывать узоры из мозаики. Словом заняться тем, что ваш ребенок делает с большим удовольствием . Главное, чтоб это дело не требовало ни каких диалогов.
А вы тем временем рядышком сядите и начнете с ребенком разговаривать. О чем? Да о чем угодно! А вот потом неназойливо скажите примерно следующие: «Я такую интересную историю (ни слова про ненавистные стихи) сегодня прочитала. Сейчас я ее тебе расскажу». И начинаете рассказывать стихотворение.
Оно действительно должно содержать какую то историю, а не быть, скажем, о природе. Для начала рекомендую взять короткие стихи из репертуара Агнии Барто. Их содержание понятно маленькому ребенку, всегда содержательны и очень нравятся детям. Стихотворение вы должны именно рассказать, а не прочитать по книжке.
Теперь попробуйте поговорить о содержании стихотворения. Ребенок включился в разговор? Замечательно! Можно попробовать подсунуть ему книжку со стихотворением и с картинками. Попробуйте вместе с ребенком повторить историю, описанную в стихотворении, прозой.
Если ребенок не заметил подвоха, охотно включился в разговор и заинтересовался книжкой со стихотворением, то можете себя поздравить. Прочитатйте стихотворение еще один-два раза и попробуйте поиграть в одну из приведенных ниже игр по разучиванию стихов.
Если же вам не повезло и ребенок все таки не захотел обсуждать историю, значит отложите все до следующего дня. На следующий день попробуйте проделать тоже самое, но с другим стихотворением.
Если же снова ребенок игнорирует и не включается в содержание стихотворения, то у вас только один выход — проигнорировать это отношение ребенка и продолжать читать стихотворение. Затем попробуйте поиграть с ребенком в игры для заучивания стихов.
Учим стихи играя
Мы не скажем, а покажем.
Эта игра обычно очень хорошо воспринимается детьми. Суть ее заключается в том, что вы читаете стихотворение, а ребенок должен на слова или фразы придумать соответствующие движение.
Иначе говоря, изобразить содержание стихотворения без слов, действиями. Получается некая пантомима. На первых порах вам придется помогать ребенку придумывать движения, но потом ребенок будет прекрасно справляться сам.
Обычно эта игра проходит очень весело, дети начинают веселиться и дурачиться над своими придуманными движениями. Не бойтесь, что это отвлечет его от главной цели — разучивания стихотворения — нет! Наоборот создаст позитивный мотив для заучивания наизусть.
Доскажи словечко.
Вы читаете стихотворение и делаете паузу в конце каждой строчки. Задача ребенка договорить это последнее слово. Если ребенок затрудняется не торопитесь подсказывать — пусть постарается вспомнить сам. Попробуйте подсказать ему не словами, а движениями, которые вы придумали в предыдущей игре. Обязательно похвалите малыша.
Эхо
Вы читаете стихотворение по одной строчке, а ребенок повторяет за вами, как эхо. Если ребенок справляется повторять по одной строчке, можно предложить повторять по две строчки и затем целыми четверостишиями.

Ты мне, я тебе
Для этой игры вам понадобиться мяч. Вы читаете первую строчку стихотворения и бросаете мяч ребенку. Ребенок читает наизусть следующую строчку стихотворения и возвращает вам мяч. И так пока стихотворение не будет рассказано полностью. Затем можете предложить поменяться местами и стихотворение первым начнет читать ребенок.
Театр Петрушки
Если у вас есть куклы из театра Петрушки или перчаточный театр, то можно предложить устроить спектакль для игрушек или для других членов семьи. Очень хорошо если есть возможность пригласить других детей. Тогда дети смогут по очереди быть артистами и читать для всех свои любимые стихи.
Общие правила разучивания стихов с дошколятами
Честно говоря, я за двенадцать лет работы в детском саду, не могу вспомнить ни одного ребенка, который бы категорически не хотел учить стихи. Проблемы возникают с детьми, которые плохо говорят или у ребенка есть дефекты в произношении звуков. Здесь уже требуется терпение и тактичность со стороны взрослых, а так же тесное сотрудничество с логопедом.
Итак, при разучивании стихов придерживайтесь следующих правил:
1. Стихотворение следует прочитать ребенку 2-з раза
2. Побеседуйте по содержанию стихотворения (о чем стихотворение, что запомнилось больше всего и т.д.)
3. При очередном чтении стихотворения предложите ребенку вместе с вами рассказывать все, что он запомнил
4. Предложите поиграть в одну из выше приведенных игр. Или можно играть во все по очереди. Порядок игр соответствует правилам заучивания наизусть стихов.
5. Не стоит сразу заучивать все стихотворение. Можно учить по две-четыре строчки каждый день. Неделя — это нормальный срок разучивания стихотворения к празднику.
6. Стихи нужно с самого начала учиться рассказывать выразительно. Для этого сами никогда не читайте стихи монотонно и на распев. Очень часто взрослые при первом разучивании читают стихи чуть ли не по слогам, думая что так малыш лучше усвоит слова стихотворения. Ребенок будет копировать ваше чтение и в последствии ему очень трудно будет объяснить, что стихи читаются по другому. Вы ведь его так научили.
7. Возьмите за правило никогда не критиковать ребенка. Критикой и резкими замечаниями вы только посеете лишние комплексы у малыша, а они ему ох как будут мешать в школьные годы. Да и мы, взрослые люди, очень часто страдаем от комплексов, которые зародились еще в детстве.
8. Ну и последний совет. Есть версия, что перед сном мозг наиболее восприимчив к запоминанию. Если ваш малыш не смотря на все ваши старания плохо запоминает стихи, попробуйте читать ему их на ночь. А утром предложите вспомнить то, что было прочитано перед сном.
Надеемся, что эти советы помогут вам и вашему ребенку учить стихи с удовольствием. Желаем всем удачи!!!

Консультация для родителей

«Развитие речи у детей»
После двух лет даже самые молчаливые детки начинают говорить. Хотя происходит это у всех по-разному. Одни сразу начинают говорить целыми предложениями, другие произносят только отдельные слова. Развитие речи у ребенка зависит в первую очередь от его индивидуальных особенностей. 
Если ваш малыш не может освоить некоторые звуки, не нужно паниковать и бегать к логопеду. Начните самостоятельные занятия, и как можно больше говорите с ним.
Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей. Не пропустите этот период, запаситесь книжками и начинайте занятия.
Рассматривайте с малышом рисунки и объясняйте, что на них изображено. Попросите его показывать предметы, которые вы будите называть. Учите ритмические стишки и короткие песенки.
Уделите внимание развитию мелкой моторики. Она тоже оказывает влияние на развитие речи у ребенка. Попробуйте складывать пазлы и описывать картинку, которая будет получаться. Не забывайте и о развивающих играх. Чтобы малыш научился воспринимать на слух большое количество информации.
В 2 года кроха знает достаточно много звуков: Б, П, М, Т, Д, Ф, В, Н, К, Л, Х, Г, С. Остальные (кроме гласных) он заменяет известными или вообще пропускает. И помощь логопеда в таких случаях не нужна.
Если у малютки нет неправильного прикуса или невралгической патологии, которые могут мешать нормально объясняться, займитесь развитием речи малыша. Начните развивать слуховое внимание, речевое дыхание, голос. И проблема решится сама собой. 
Наверняка вы заметили, насколько дети любят подражать. Этим качеством можно воспользоваться с пользой, если применять его в обучении. Вы когда-нибудь играли в зоопарк? Имитация голосов животных не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи ребенка 2-3 лет. 
Наверняка у вас дома много мягких игрушек. Расставьте их по комнате. Потом вместе с малышом подходите поочередно к каждой игрушка и знакомьтесь с ней. Но есть одно условие – говорить нужно на их языке. Это будет замечательная тренировка для ребенка.
Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи крохи.
Первое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш наверняка любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты. 
Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудьте и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка. 
Ну и последнее – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносит «Ы». 
Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, ваш малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...