Тема: Инклюзивное образование детей дошкольного возраста
материал
Данная разработка инновационной деятельности направлена на усовершенствования работы с детьми овз, и на развитие современной образовательной среды в ДОУ, чтобы данные дети чувствовали себя полноценными участниками современного дошкольного образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie_doshkolnogo_vozrasta_1.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Инклюзивное образование детей дошкольного возраста
Цель: Создание условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования, организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: создание в ДОУ безбарьерной среды позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование и развитие. - проведение психолого-педагогического обследования детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; - оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и психолого-педагогической поддержки их семьям; - включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка; привлечение к участию в коррекционной работе с детьми; - создание атмосферы доверительности, конфиденциальности и доброжелательности; - развитие детей с особенностями развития в социум; Актуальность: Внедрение инклюзивного обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Так вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно – педагогической и медико – социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовит общество принятию человека с ограниченными возможностями. В последнее десятилетие проблемы детей с ограниченными возможностями привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование является важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку образование - это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие человека. В настоящее время возможности реализации права на образование лицами с ограниченными возможностями здоровья связаны с наличием целого комплекса проблем правового, организационно-технического, финансового, социального характера. В этой связи особую остроту и актуальность приобретает исследование конституционно-правового механизма обеспечения права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование, анализ не просто провозглашаемых, а реально существующих прав и свобод, обеспечиваемых государством, органами местного самоуправления, общественными институтами и т.д. Трудно говорить об инклюзии, потому что всегда трудно говорить о вещах само собой разумеющихся. С одной стороны, инклюзия – это воплощение мечты человека о справедливом мире, где ни одна группа людей не изолирована от других, а интересы каждого учтены и уважаемы другими людьми.
Инклюзивное образование (фр. Inclusif - включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Задача инклюзии детей с особенностями развития в социум – приоритетная задача всей системы образования. Решение этой задачи определяет степень зрелости общества и уровень его морально-нравственной культуры.
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов.
На сегодняшний день в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно инклюзивное образование может дать им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников.
Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями почувствовали себя полноценными членами общества и не ощущали ограничений в будущем, необходимо создать все условия для их гармоничного и полноценного развития. Учеными разработаны классификации детей с ограниченными возможностями здоровья, в основу которых заложены различные основания. Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева предложили классификацию, опирающуюся на нарушенные функции и органы организма, а также степень их поражения. По их мнению, «это позволяет не только более тонко дифференцировать различные категории лиц с ограниченными возможностями, но и на основе этой классификации более точно определять характер и объем особых образовательных и социальных потребностей каждого конкретного человека с проблемами в развитии» [Дементьева, 2005, с. 67] Знание особенностей детей с ОВЗ позволит педагогу эффективно и грамотно организовать свою работу, поможет преодолеть психологические проблемы у детей. Следует всегда помнить, что у детей с ОВЗ процесс адаптации проходит несколько иначе, чем у их здоровых сверстников.
Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Проанализировав российскую систему образования, можно выделить следующие формы инклюзивного образованиядетей дошкольного возраста:
1. Дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, в которых обучаются дети с определенной формой дизонтогенеза. В данных учреждениях организована специальная предметно-развивающая среда с учетом образовательных потребностей и возможностей определенной категории детей.
2. Дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида, в которых обучаются дети, имеющие различные особые образовательные потребности, наряду с детьми, не имеющими отклонений. В данных образовательных учреждениях также используется специальная предметно-развивающая среда, учитывающая образовательные потребности определенной категории детей.
3. Дошкольные образовательные учреждения, на базе которых функционируют дополнительные службы: службы ранней помощи, лекотека, консультативный пункт.
4. Массовые дошкольные образовательные учреждения с группами кратко-временного пребывания «Особый ребенок» [1].
Система инклюзивного образования в нашей стране находится только на начальных стадиях своего развития и требует разработки не только полноценной нормативной, но и методологической базы.
Особенности инклюзивного образования в ДОУ
Доступность качественного дошкольного образования для всех граждан является одной из основных целей модернизации устройства ДОУ. В процессе модернизации необходимым становится решение следующих задач:
• создание в ДОУ среды без барьеров, которая бы позволяла детям инклюзивной группы быть полноценными участниками современного дошкольного образовательного процесса;
• становление связей сотрудничества и их укрепление между ДОУ и учреждениями социальной сферы.
Отличительной особенностью инклюзивного образования является тот факт, что детям инклюзивной группы доступны одинаковые условия для того, чтобы они могли гармонично, на равных с остальными детьми правах, включиться в воспитательно - образовательную систему.
Однако среди явных недостатков инклюзивного образования можно выделить следующие моменты:
-психологическую несостоятельность общества, неготовность принять человека инклюзивной группы;
- отсутствие совершенства в системе социальной поддержки и обеспечения таких людей.
Обучение в инклюзивных ДОУ даёт возможность детям развивать социальные отношения через непосредственный опыт. Пользу от инклюзивного обучения получают также семьи и, в целом, сообщества.
Для детей с проблемами в развитии:
- возможность наблюдать и имитировать навыки общения и модели поведения детей, развивающихся нормально;
- увеличение количества социальных взаимодействий помогает детям развить дружеские отношения и положительные социальные взаимоотношения, а также приобрести социальный круг поддержки;
- активизация когнитивного развития: широкий спектр параметров от большей сообразительности до улучшения мотивации обучения;
- создание базы для независимого эффективного функционирования в обществе в жизни в будущем.
Дети с типичным развитием:
- начинают понимать те трудности, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью; это воспитывает у них чуткость в отношении потребностей других людей, учатся лучше принимать различия;
- они узнают, что все люди могут преодолеть существенные сложности и добиться успеха;
- начинают лучше относиться к людям, которые отличаются от них;
- с большей вероятностью примут на себя более значительную социальную ответственность;
- в различных жизненных ситуациях дети, обучавшиеся в инклюзивных классах, проявляют больше уверенности в себе. Создатель системы индивидуальной психологии Альфред Адлер. Исследования Я. Перейры были продолжены Ж. Итаром и Э. Сегеном. Их работы оказались принципиальными для реализации идей инклюзии. Именно их идеи положила в основу созданного ею метода «научной педагогики» М. Монтессори, интеграционной в своей основе педагогической системы, оказавшей значительное влияние на развитие системы интеграционного образования в странах Европы, США, Канады, Японии, Индии и др. К началу XX в. относится деятельность выдающегося швейцарского ученого, врача и педагога Г. Ганзельмана, первого профессора специальной педагогики Цюрихского университета, разработавшего систему оказания помощи аномальным детям в Швейцарии. Это был инициатор и организатор первого международного конгресса по лечебной педагогике, состоявшегося в Мюнхене в 1922 году. Среди его трудов представляется важным назвать две его работы «Введение в лечебную педагогику» (1930) и «Основные черты теории специальной (лечебной) педагогики» (1941). В них он дал определение понятия «лечебная педагогика»: «Лечебная педагогика – учение об обучении, воспитании и уходе за такими детьми, чье психофизическое развитие заторможено вследствие индивидуальных и социальных факторов»
Анализ позитивного зарубежного опыта и начавшаяся реализация инклюзии в России позволяют прийти к выводу о том, что другого пути для подобного «класса особенных» детей нет, и нам нельзя забывать о тех ученых, которые внесли значительный вклад в решение заявленной проблемы. Необходимые условия инклюзивного образования в ДОУ В дошкольных учреждениях у детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных видах деятельности, будь то групповые виды работы (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (экскурсии, праздники, театр) находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои. Очень важным аспектом в инклюзивном образовании является ее направленность на работу с семьей в целом, с учетом психологических особенностей ее членов и динамики семейных отношений. Необходимым является формирование детско-родительских отношений, это обосновано тем, что только при взаимодействии и родителями и близкими людьми возможно гармоничное развитие ребенка. Еще один очень важный момент, положенный в основу деятельности педагогического коллектива – побуждение родителей стать активными участниками развития ребенка, их включение в процесс обучения. Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от их особенностей каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей, должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме.
Содержание работы инклюзивной группы:
- осуществление развивающей деятельности (развитие речи и представлений об окружающем мире, - развитие познавательной сферы, игровой, исследовательской, проектной, графической, конструктивной деятельности и т.д.); - социализация в условиях совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; - реализация коррекционной деятельности специалистов (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, массажист); - реализация программ творческого развития детей (керамическая мастерская, хореография, музыкально-ритмические занятия, игротерапия и др.). Методическое обеспечение инклюзивных групп выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся дошкольников и детей, опережающих возрастные нормативы. Важной задачей методического обеспечения становится определение базовой программы. Приоритет отдается развитию социально активной личности, что предполагает одновременно индивидуализацию процесса образования и его социальную направленность. В инклюзивном дошкольном учреждении создание перспективных, календарно-тематических планов воспитателей и специалистов производится с учетом, как образовательной программы, так и индивидуального образовательного плана (ИОП). Каждое мероприятие планируется с учетом индивидуальных особенностей детей составляющих группу. Индивидуальный образовательный план (ИОП) составляется по результатам первичной диагностики в ходе консилиумов специалистов и воспитателей групп. В дальнейшем ИОП может совершенствоваться и дополняться. Методы, средства и формы работы в инклюзивной группе направлены на расширение спектра компетенций ребенка, обеспечение социализации в коллективе сверстников. Работа инклюзивных групп в дошкольном образовательном учреждении должна быть обеспечена рядом документов, которые разрабатываются на основе Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и соответствуют обязательному перечню документации. Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ Создание соответствующего образовательного пространства Создание программно-методического обеспечения Создание предметно-развивающей образовательной среды Создание дидактического обеспечения Образовательное пространство для детей с ОВЗ Безопасная среда жизнедеятельности Функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача, учителя-дефектолога, учителя- логопеда, зал ЛФК, кабинет педагога- психолога) Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК, соцзащита, социокультурное пространство) Программно-методическое обеспечение для инклюзивного ребенка: Основная образовательная программа Протокол ПМПК Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут Индивидуальная коррекционно- развивающая программа Система индивидуальной работы в календарном плане Предметно-развивающая среда для инклюзивного образования Обязательная зона коррекции Уголки уединения Индивидуальное авторское пространство ребенка Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития» Дидактическое обеспечение: Для коррекции имеющихся отклонений в развитии Для коррекции освоения содержания образовательной программы Для коррекции поведения или социальных компетенций В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, предъявляются новые и более высокие требования ко всем педагогам. В работе с педагогами, работающими с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, особую актуальность приобретает развитие следующих интегральных характеристик: 1.Направленность на ребёнка, включающую в себя: - положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними; - стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья; 2. Интеллектуальная гибкость: - навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья; 3. Профессиональная компетентность: - знания и навыки, необходимые для работы в междисциплинарных командах; - знания специальных технологий сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья; - навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья; 4. поведенческая гибкость: - навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту; - знание методик работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Педагог становится координатором инклюзивного процесса в сотрудничестве со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: командой специалистов, администрацией, родителями и обучающимися. Для педагога в инклюзивной образовательной среде важно владеть практикой в самостоятельной исследовательской деятельности, навыками разработки поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям воспитанников. Для квалифицированного решения коррекционных задач, связанных с обучением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказывать помощь воспитателю в инклюзивном пространстве обязательно должны такие специалисты, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог ЛФК, социальный педагог, тьютор. Таким образом, для внедрения инклюзивной среды в общеобразовательное учреждение необходимо создать условия организации инклюзивной практики, использовать основные принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, подобрать педагогические кадры. Работа педагогического коллектива в общеобразовательной организации должна быть направлена на достижение главной цели, указанной в ФГОС НОО ОВЗ: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни. Каждый ребенок должен ходить в детский сад общаться со сверстниками. Это относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья. ОВЗ – не приговор, а лишь необходимость создания определенных условий, которые и были разработаны Федеральным Государственным Стандартом нового поколения три года назад. ФГОС предлагает варианта образования, которые ориентированы на детей с разными видами нарушений развития. Необходимо отметить, что ФГОС разработанный для детей с самыми тяжелыми нарушениями, предусматривает возможность инклюзивного образования, что позволяет детям, даже имеющим множественные нарушения развития, довольно свободно ориентироваться в социуме. Практика показывает, что для более эффективного обучения детей с ОВЗ необходимо использовать активные методы и приемы обучения, повышающие познавательную активность учащихся, развивающие их творческие способности, повышающие мотивацию к обучению, стимулирующие самостоятельную деятельность. Воспитателю следует использовать чередование различных видов работ, переключение внимания ребенка с одного вида деятельности на другой, чтобы избегать переутомления, но в то же время не дать отвлечься от изучаемого материала и обеспечить его всестороннее восприятие. Необходимо сказать, что все адаптированные программы для детей с ОВЗ – это вовсе не облегченные программы, предполагающие заведомое отставание обучающихся детей от своих сверстников. Инклюзивное образование таит в себе большие возможности и является носителем новых перспектив для социального развития общества, что является актуальным процессом во всем мире. Развитие инклюзивных подходов в образовании является важной задачей для воспитателей, учителей, специалистов, руководители систем образования и имеет положительные возможности для усовершенствования таких моментов как творческое взаимодействие, профессиональное общение и совместный анализ результатов и достижений. В результате данных совместных действий происходит обмен мнениями, разработка необходимых и оригинальных концепций и идей. Это очень важно для профессионального развития каждого из участников данного процесса. Главной целью ДОУ при внедрении инклюзии и инклюзивных подходов является создание необходимых условий для гармоничного взаимодействия детей инклюзивной группы и обычных дошкольников, поэтому при подготовке к внедрению инклюзии в дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать следующие условия:
- имеется ли спрос среди родителей, которые готовы привести детей инклюзивной группы в сад;
- готов ли коллектив детского сада к внедрению инклюзии (психологическая подготовка и осведомленность о методах и методиках организации инклюзии, умение выстраивать педагогический процесс, исходя из этих основных требований);
- внедрены ли необходимые кадры в коллектив детского сада (дефектолог, психолог, логопед);
- созданы ли необходимые условия для детей инклюзивной группы;
- имеется ли возможность обучения необходимых единиц коллектива по теме инклюзивного образования и его внедрения в ДОУ.
Общество всегда что-то теряет, если определенная часть населения не может участвовать в жизни местных сообществ. Дети, которые учатся жить и играть в группе, поощряющей разнообразие, становятся более уверенными в себе, независимыми и продуктивными взрослыми; они делятся своими умениями и талантами с другими людьми. Сообщества выигрывают от того, что люди с инвалидностью вносят свой вклад в благосостояние общества.
Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается специалистами и проводится во многих образовательных учреждениях. Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также работа по социальной адаптации учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для коррекционной работы или инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.(из опыта работы)
Доклад для воспитателей...
"Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
В новых условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ становится все больше и больше. Поэтому педагогам необходимо повышать свой профессиональный уровень в сфере специального образования, учиться рабо...
Тема: Инклюзивное образование детей дошкольного возраста
Данная разработка инновационной деятельности направлена на усовершенствования работы с детьми овз, и на развитие современной образовательной среды в ДОУ, чтобы данные дети чувствовали себя...
Тема: Инклюзивное образование детей дошкольного возраста
Данная разработка инновационной деятельности направлена на усовершенствования работы с детьми овз, и на развитие современной образовательной среды в ДОУ, чтобы данные дети чувствовали себя...
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра как фактор их социальной интеграции
Статья посвящена описанию научного исследования в области инклюзивного образования детей с расстройством аутистического спектра и проблемам интеграции их в социум. Описывается дошкольный возраст и мет...
Реализация инклюзивного образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Хотелось бы, чтобы все участники воспитательного процесса научились видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ....
Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Доклад на МО на тему " Инклюзивное образование детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...