Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством.
методическая разработка
В нравственном воспитании детей весьма важную роль играет их приобщение к отечественной культуре через знакомство с русской литературой, живописью, музыкой; изучение народных обычаев, традиций, промыслов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ДО ГБОУ школа 1256, кор. 2
г. Москва
Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством.
(опыт работы воспитателя Веселовской Л. В.)
«Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский
В нравственном воспитании детей весьма важную роль играет их приобщение к отечественной культуре через знакомство с русской литературой, живописью, музыкой; изучение народных обычаев, традиций, промыслов.
Я решила взять за основу знакомства с русским изобразительным искусством изучение творчества великого живописца сказочника В. М. Васнецова, так как его творчество по содержанию наиболее близко детям. Основными персонажами его полотен являются знакомые детям с раннего возраста герои русских сказок: «Снегурочка», «Спящая красавица», «Иван царевич и серый волк» и многие друге. А сказки в свою очередь – наиболее понятный и любимый детьми жанр, часть русской национальной культуры. Они учат доброте, честности, порядочности, взаимовыручке, умению сопереживать.
Я определила пути решения проблемы:
- Повышение собственного культурного уровня самообразования (изучение жизни и творчества В. М. Васнецова);
- Организация работы с детьми;
- Взаимодействие с родителями в решении данной задачи.
Были выбраны и средства:
- Художественное слово (ознакомление с русскими народными и авторскими сказками);
- Живопись (ознакомление с творчеством В. М. Васнецова, с иллюстрациями на сюжеты известных детям сказок);
- Музыка (включение в жизнь ребенка музыкальных произведений, связанных с тематикой русских сказок и живописных полотен В. М. Васнецова).
Наиболее приемлемыми формами работы я посчитала такие, как:
- Занятия по ознакомлению с окружающим;
- Занятия по ознакомлению с творчеством художника;
- Экскурсии в музеи вместе с родителями;
- Занятия по изобразительной и музыкальной деятельности, дающие возможность закрепить и расширить представления по изучаемой теме;
- Организация индивидуальной работы с детьми.
Работу начала с середины учебного года в старшей группе. Во второй половине дня, и в свободное от образовательной деятельности время. Приносила в группу для рассматривания репродукции картин «Богатыри», «Снегурочка», «Спящая царевна», «Аленушка». Их рассматривание сопровождалось комментариями, рассказами, вопросами, обсуждениями. Побуждала детей описывать увиденное на репродукциях. Вела оживленные беседы.
Совместно с музыкальным руководителем прочитали и проанализировали содержание и характеры персонажей сказки В. Даля «Девочка Снегурочка». Отработали мимические и пантомимические движения.
Почему я выбрала именно эту сказку? В перспективе на следующий год мною предусматривается развернутая работа на основе данного художественного произведения.
Начатая работа с детьми стала для меня пробой в разработке и дальнейшем осуществлении комплексной воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению с творчеством В. М. Васнецова.
Пришла красавица весна, привела с собой свои сказки, ведь весна- волшебница. Взмахнула она первый раз березовой веточкой (в марте) – побежали ручьи. Взмахнула другой раз (в апреле) – стало все кругом красивым и зеленым. Взмахнула третий раз (в мае) – и город, в волшебной стране сказок, расположенный среди суеты и шума современного города. Эту страну много лет назад создал В. М. Васнецов.
В подготовительной к школе группе я продолжу работу в данном направлении. За основу возьму знакомые детям сказки («Сестрица Аленушка и братец Иванушка, «Снегурочка», «Царевна-лягушка») и новые для них произведения («Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке», «Елена Премудрая»).
Расширение и усложнение содержания пойдет за счет комплексного использования разных видов деятельности. Я буду работать по следующему плану:
- чтение сказок;
- рассмотрение репродукций картин В. М. Васнецова;
- рассказы-беседы, рассмотрение иллюстраций к сказкам разных художников;
- дидактические настольные игры (кубики «Третьяковская галерея», пазлы «Картины В. М. Васнецова».
На музыкальном занятии, совместно с музыкальным руководителем, познакомим детей с фрагментами из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Разучим с детьми этюды на разработку выразительных движений, песни, пляски, хороводные игры, связанные с выбранной темой. Предложу детям на занятиях по рисованию, лепке, аппликации следующие темы: «Цветы для Снегурочки», «Снегурочка», «Берендеево царство».
На занятиях по ознакомлению с окружающим познакомлю детей с тем, как жили люди в древние времена, как они защищали Отечество. Занятия будут сочетаться с музыкальной и театральной деятельностью, индивидуальной работе в группе. Как заключительный этап предполагаю провести интегрированное занятие ко Дню защитников Отечества.
Благодаря содержательному, эмоциональному и творческому погружению детей в мир сказки, картин, удается приобщить их к истокам народности, духовности. Постепенно раскрывать в детях эмоциональную отзывчивость, чуткость, восприимчивость к художественным произведениям, взращивать ростки доброты.
Литература
- Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности М. - 1999.
- Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества – М.: Владос, 2006.
- Бахревский В. А. Виктор Васнецов. — М.: Молодая гвардия, 1989. — (Жизнь замечательных людей).
- Бутина Н. Ю. Васнецов Виктор Михайлович: Послесловие // Журнал Московской Патриархии. — 1994. — № 7/8.
- Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов. — Л.: Художник РСФСР, 1964.
- Кудрявцева Л. Васнецов. — М.: Белый город, 1999.
- Жукова Л. М. Азбука русской живописи – М.: Белый город 2007
- Кульженко С. В. Соборъ Св. Равноапостольнаго Князя Владимира въ Киеве. — К.: Издательство С. В. Кульженко, 1898.
- Моргунов Н. С. Виктор Васнецов / Худ. С. Кованько. — М.; Л.: Искусство, 1940. (Сокровища мирового искусства).
- Моргунов Н. С., Моргунова-Рудницкая Н. Д. Виктор Михайлович Васнецов: Жизнь и творчество. — М.: Искусство, 1961 (1962). (Русские художники).
- Пастон Э. В. Виктор Васнецов. — М.: Белый город, 2001.
- Рерих Н. К. Виктор Михайлович Васнецов // Художники жизни / Н. К. Рерих. — М.: Международный Центр Рерихов, 1993.
- Шилова Е. В. Виктор Васнецов: Альбом. — М.: Арт-Родник, 2004.
- Белканова Л. Дошкольникам об искусстве – Детство-Пресс 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством".
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственности, духовности, эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством форми...
«Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством»
Консультация для воспитателей Тема: «Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с искусством» Восприятие произведений искусства – сложный, многоплановый творческий процесс. Он требу...
Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись, театр....
Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством.
В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственности, духовности, эстетическом воспитании детей. Незаменимым средством формирования духовного ми...
Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством
Презентация опыта работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с разными видами изобразительного искусства: декоративно - прикладное искусство, портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетные картины....
Формирование личности ребенка в процессе ознакомления с народным искусством
Сообщение на педсовет...