Методическое пособие для воспитателей ДОУ « Сюжетно - ролевые игры в старшем дошкольном возрасте»
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД №1 «УЛЫБКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСЁЛОК СОЛНЕЧНЫЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
« СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ»
Составила: воспитатель
Аксенова Л.В.
2018 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………..…3
1.Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми..…..3
1.1 Общая характеристика сюжетно- ролевой игры………………………………………3
1.2 Основные направления развития сюжетных игр детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………………..4
1.3 Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников………...………..5
2. Планирование и тематика сюжетно-ролевых игр……………………………………….6
2.1. Примерное планирование сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возраст...6
2.2 Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте……………………………..8
Заключение………………………………………………………………………………..…..21
Список используемой литературы…………………………………………………………..22
Введение.
Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. К сожалению, с каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «войну», прыгали на скакалках. Сейчас редко увидишь детей играющих вместе. Современное поколение предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные.
Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС ДОигра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых ориентиров выступает " на этапе завершения дошкольного образования" ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам".
Все выше сказанное определяет актуальность развития игровой деятельности детей дошкольного возраста
1.Теоретические основы организации и руководства сюжетно-ролевыми играми
1.1 Общая характеристика сюжетно- ролевой игры
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Из всех детских игр особое место занимает сюжетно-ролевая игра - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых или каких-либо сказочных персонажей и от имени этих ролей проигрывают воображаемые сюжеты, т.е. вступают в отношения с другими от имени этих персонажей. Сюжетно- ролевая игра имеет особенно важное значение для развития ребенка. С одной стороны - это свободная эмоциональная деятельность, котораявсегда приносит удовольствие. С другой стороны – сюжетно-ролевая игра - это школа произвольного поведения. Именно в этой игре ребенок начинает подчинять свои действия правилам и вести себя так, как принято, как положено в обществе.
Четко обозначить возрастные границы перехода к сюжетно-ролевой игре нельзя. При условии сформированности сюжетно-отобразительной игры ребенок начинает принимать на себя роли примерно к трем годам, но в зависимости от индивидуальных особенностей кто-то из детей готов к этому раньше, а кто-то позднее. К 5-6 годам сюжетно-ролевая игра достигает своего пика. Подражание взаимоотношениям взрослых в их общественной жизни усиливается в связи с расширением представлений детей об окружающем мире, дальнейшем развитием игровых умений, усложнением игровых замыслов.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжет игры — это сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определенных действий, событий из жизни и деятельности окружающих.
В сюжете раскрывается содержание игры — то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности.
Роль - игровая позиция, ребенок отожествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры, выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
1.2 Основные направления развития сюжетных игр для детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Дети объединяются в группы. Нередко этими же группами дети организуют разные игры. Такие устойчивые объединения детей строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Сюжетно-ролевые игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.
Тематика игр меняется: от игр на бытовые темы к играм с трудовым, производственным сюжетом, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления. В играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Мама проявляет заботу о дочке, причем не только кормит, купает, одевает, но и воспитывает, читает книжки, ведет к врачу. В свою очередь врач не только делает уколы, ставит градусник, но и заботливо уговаривает, успокаивает больную.
Это происходит потому, что постепенно в играх старшего дошкольника все большее место начинает занимать опосредованный опыт: знании, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей). Меняется и характер непосредственного опыта (дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, в повседневной жизни). Расширение тематики игр, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры.
В игре ребенка старшего возраста четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Постепенно в процессе договоренности дети начинают намечать (обсуждать) общую линию развития сюжета игры («Сначала покормим детей, погуляем, а потом будет праздник»). Это уже элементарное планирование. У детей возникает потребность обсуждать сюжет, распределение ролей, исходя из интересов всех играющих. Сговор требует многих организаторских умений, знания возможностей друг друга, поэтому сговариваться начинают раньше дети, которые чаще всего играют вместе. Во многих случаях в подготовительный период дети готовят игровую обстановку (подбирают игрушки, делают недостающие, сооружают постройки и т.д.). Эти умения формируются под руководством воспитателя. Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, воспитатель должен направлять их внимание на подбор основного игрового оборудования, оказывать помощь в изготовлении недостающего, приучать к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может давать детям советы, задавать вопросы, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры, и т.
С возрастом количество играющих увеличивается. Если в младших группах в игре участвуют 2-3 ребенка, то в старших группах количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-7 человек.
Для развития игры характерно изменение требований, которые дети предъявляют к игрушке. Чем старше становятся дети, тем больше они предъявляют требований к соответствию игрушки игровому замыслу. Старший дошкольник предпочитает более сложную игрушку, приближающуюся к модели предмета.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте появляется коллективная игра, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников
1.3 Особенности руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры. Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением. Педагогическое руководство бывает прямое и косвенное.
Прямое педагогическое руководство это когда педагог проводит организацию игровой деятельности по заданному замыслу, сюжету, ролям, в ходе, которой происходит либо выработка, либо тренировка игровых действий и обогащение игрового опыта между взрослым и ребенком, между детьми.
Косвенное руководство - это когда педагог создает условия, способствующие возникновению, развертыванию и преобразованию игровой деятельности по инициативе детей с учетом обогащения игрового опыта между детьми.
Комплексное руководство игрой включает четыре внутренне связанных общим содержанием компонента, которые одинаково важны в процессе формирования игры:
-ознакомление с окружающим миром в активной деятельности;
-обогащение игрового опыта детей;
-организация предметно-игровой среды;
-активизирующее общение воспитателя с детьми.
Большое значение для обогащения содержания игры имеет первый компонент комплексного руководства. Основополагающим документом в определении содержания знаний об окружающем мире является программа, по которой работает дошкольное учреждение. В соответствии с программными требованиями воспитатели планируют расширение кругозора своих воспитанников. Работу по ознакомлению с окружающим миром нужно организовать так, чтобы дети без принуждения со стороны взрослого захотели отображать полученные впечатления в своих играх. Поэтому материал должен подаваться эмоционально, с опорой на наглядность. В игре впечатления об окружающем мире отображаются особыми игровыми способами. На воспитателя возложена сложная функция – сформировать у ребёнка игровой опыт, познакомить его с игровой условностью. Развитие игрового опыта проходит несколько этапов:
-усложнение содержания;
-усложнение игровых действий;
-взаимодействие с партнером;
-самостоятельность и творчество.
Неизменными спутниками детских игр являются игрушки и другой игровой материал, поэтому при планировании сюжетно-ролевой игры нужно не только определить цель и разработать игровые действия, но и составить список оборудования для создания предметно-игровой среды. В группах обязательно должны быть всевозможные атрибуты для сюжетно-ролевых игр разного характера, иллюстративный материал для бесед, книги о профессиях, предметы изготовленные для игры детьми совместно со взрослыми. Предметно-игровая среда должна быть организована так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструктивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных и др. Это позволяет предоставить детям возможность самостоятельно находить новые повороты сюжета и игрового взаимодействия. Детей также надо привлекать к посильному участию в оснащении игровой среды. Например, совместно изготовить атрибуты для игр.
Немаловажную роль в руководстве сюжетно-ролевыми играми играет активизирующее (побуждающее) общение воспитателя с детьми. Активизирующее общение осуществляется с использованием специальных методов руководства, например, совета, напоминания, поощрения и т д. руководство сюжетно – ролевой игрой должно быть хорошо продумано, своевременно, ненавязчиво. Воспитательное участие взрослого в играх детей должно быть гибким и непринуждённым.
2.Планирование и тематика сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте.
2.1.Примерное планирование сюжетно ролевых игр в старшем дошкольном возрасте.
Месяц | Программное содержание | Примерная тематика |
Сентябрь | Формировать представления о школьной жизни, режиме. Помочь создать в группе сюжетно- игровую обстановку. Закрепить представления детей о разных профессиях, о труде людей осенью. Учить детей руководить играми других детей | «Школа» «Военные» «Сбор урожая» «Строители» |
Октябрь
| Закреплять представления о качествах и свойствах, целевом назначении и функциях предметов одежды. Обогатить жизненный опыт детей, содействуя появлению разнообразных замыслов. Приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Воспитывать уважение к труду и желание трудиться. | «Ателье» «Модельная библиотека», «Кафе Макдональдс» «Продовольственный рынок» |
Ноябрь | Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми. Способствовать отражению в игре элементов социальной действительности, побуждать находить выход из возникшей конфликтной ситуации, воспитывать культуру общения. Познакомить профессиями «экскурсовод», «эксперт-оценщик», «архивариус», «хранителя музея», «художник - реставратор» Совершенствовать у детей умение самостоятельно разворачивать сюжет. | «Дорожно патрульная служба» «Салон сотовой связи» «Музей» «Исследовательская экспедиция» |
Декабрь | Формировать умения детей совместно строить и творчески развивать сюжет игры. Углубленное ознакомление с трудом работников связи, формирование уважения к профессии почтальона. Развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми. Формировать у детей понимание разных эмоциональных состояний людей. | «Пираты Карибского моря» «Главпочтамт» «Модельное агентство» «Снова праздник Новый год» |
Январь | Формировать положительное отношение к детскому саду. Формировать представления о новых профессиях, формировать трудовые умения, формировать умения использовать усвоенные нормы и правила поведения в игре. Развивать творческое воображение. | «Зимняя экскурсия по территории детского сада» «Банк» «Медицинский центр диагностики, профилактики и лечения» |
Февраль Февраль | Воспитывать желание приносить радость другим людям. Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения Воспитывать патриотизм и чувство товарищества Учить организовывать игры на небольшом пространстве. | «Студия дизайна» «Таксопарк» «Военные моряки» «Химчистка» |
Март | Развивать представления о разных видах растений, семян, воспитывать бережное отношение к природе. Развивать творческое воображение, речь Обучать детей развивать и реализовывать сюжет игры; Закреплять знания о видах транспорта, правилах безопасного поведения на улице | «Экологи» «Редакция журнала «Непоседа» «Салон красоты» «Улица» |
Апрель | Формировать представления о новых профессиях, формировать трудовые умения, формировать умения использовать усвоенные нормы и правила поведения в игре. Развивать творческое воображение. Упражнять в умении распределять роли, понимать воображаемую игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней. Воспитывать культуру поведения. | «Служба 112» «К нам приехал цирк» «Путешествие в космос» «Супермаркет» |
Май | Воспитывать положительное отношение к спорту. Воспитывать заботливое отношение к животным. Воспитывать желание приносить радость другим людям Поддерживать инициативу детей. | «Олимпиада» «Клиника для животных» «Кукольный театр» «Рыбалка» |
Сюжетно-ролевой игре предшествует большая подготовительная работа: чтение литературы, использование различного типа наглядности, проведение экскурсий. Хорошо, когда в группах есть картинки и иллюстрации для бесед с целью обогащения содержания игры. Такой материал особенно полезен, когда нет возможности совершить экскурсию или пригласить в детский сад представителя той или иной профессии. 2.2 Сюжетно – ролевые игры в старшем дошкольном возрасте |
ТЕМА: «ШКОЛА»
ЦЕЛИ: - учить отбирать необходимые для игры атрибуты;
- учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;
- учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции ;
- учить моделировать ролевой диалог;
- расширять и углублять знания детей о школе, как учебном учреждении и её назначении, о профессиях существующих в школе.
ОБОРУДОВАНИЕ: школьные принадлежности необходимые для учёбы, указка, журнал, звонок, медицинские атрибуты (по необходимости)
РОЛИ И РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Учитель:ведёт урок, спрашивает детей, пишет на доске, проверяет тетради, ставит оценки.
Ученики:сидят за партой, пишут в тетрадях, на доске, отвечают на вопросы, поднимают руку.
Директор:даёт распоряжения учителям, направляет на уроки, пишет расписание уроков, распределяет учеников по классам.
Охранник: охраняет школу от хулиганов, следит за дисциплиной на переменах, проверяет сменную обувь.
Библиотекарь: выдает детям книги,заполняет формуляры
Медсестра: осматривает больного, выписывает справку о состоянии здоровья
Павар: готовит обед, накрывает на стол
ТЕМА: «Клиника для животных»
ЦЕЛИ:
- -формировать умения развивать сюжет на основе знаний, полученных детьми при восприятии из окружающей действительности, из литературных произведений;
- распределять роли в соответствии с сюжетом, подготавливать необходимые условия для ее проведения, атрибуты;
-совершенствование ролевой диалогической формы речи у дошкольников; обогащение словаря детей через узнавание новых терминов (когтерезка, переноска для животных, защитный колпак для кошек и собак)
-расширять представления детей о профессиях; обогащать знания о деятельности медицинского персонала в процессе лечения животных.
-расширять знания воспитанников о домашних животных
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
ОБОРУДОВАНИЕ: телефон, медицинские халаты и шапочки, журнал для регистрациикорм и витамины для животных из бросового материала и пластилина, аксессуары для животных, переноска, носилки для животных, ветеринарные паспорта, табличка «Клиника для животных», медицинские инструметы для осмотра.
РОЛИ И РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Ветеринар: выслушивает жалобы поситителей, осматривает больного питомца, назначает лечение и процедуры, лекарства, дает рекомендации по уходу за животными.
Регистратор:отвечает на звонки, ведет запись на прием, направляет посетителей на прием к ветеринару.
Медсестра:делает уколы и прививки, обрабатывет раны, проводит гигиенические процедуры: чистка зубов, ушей, обрезка когтей.
Посетители с животными:обращаются за помощью к ветеринару, консультируются по питанию и уходу за животными.
ТЕМА: «Музей»
ЦЕЛИ:
-формировать умения создавать сюжет игры, развёртывать действия, связанные с профессией экскурсовода, эксперта-оценщика, хранителя музея;принятие роли и игровой ситуации, образа;построение сюжета согласно темы;
-развитие речи, богащение активного словаря детей новыми словами;
-закрепление правил поведения в общественных местах;
-воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству.
ОБОРУДОВАНИЕ: билеты, экспонаты: детские рисунки, предметы декоративно-прикладного искусства, лупа, краски, кисти, мольберт, указка для экскурсовода, таблички и подписи для обозначения разделов выставки, детский фотоаппарат.
РОЛИ И РОЛЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Директор: принимает на работу музейных работников. Организует работу, контролирует
Экскурсовод: встречает экскурсантов, рассказывает об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты
Реставратор: проводит осмотр выставки, отбирает экспонаты для реставрации, работает над экспонатами.
Архивариус: учитывает весь музейный фонд, вносит новые работы, списывает убывшие из экспозиции, создаёт перечень работ в выставках
Эксперт – оценщик: оценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат.
Художники, скульпторы: создают свои работы, передают их в музей на выставку
Экскурсанты: приходят на выставку в музей, слушают экскурсовода, задают вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делятся впечатлениями от увиденного.
Хранители музея: принимают на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создают каталоги работ, выдают работы для создания новой экспозиции
Билетёр: продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий,
Гардеробщик: забирает одежду, выдает номерок и бахилы.
Заключение.
Наши дети растут в непростое время, и все же они – надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с её помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему подчиняться или сопротивляться.
Игра – это чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям громоздкие формы нашего существования
Литература:
Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников», М: Айрис-пресс, 2009г.
Губанова Н.Ф. «Игровая деятельность в детском саду», М: Мозаика-синтез, 2006г
Комарова Н.Ф. «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду», ОО «Издательство «Скрипторий 2003», 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте.
В моем материале содержится методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Пожарные" для детей 5-7 лет по четырем разделам:1. Обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности.2.Пер...
Методическая разработка "Деятельность педагога в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста"
Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры для всес...
Методическая разработка по теме: "Обучение сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»
Актуальность, цель и задачиВ структуре познавательной деятельности человека мышление является одной из важнейших форм познания. В дошкольном возрасте формируются и развиваются все виды мышления: нагля...
Методическое пособие "Сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте"
В пособии указаны основные направления развития сюжетно-ролевых игр в саршем дошкольном возрасте, особенности их руководства. Планирование и тематика игр помесяцам....
Методическая разработка:«Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста»
Руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста. Картотека сюжетно-ролевых игр....
Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста»
Ни для кого не секрет, что игра в детском саду – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать свои интересы и потребности. Но как создать такую творческу...
Консультация для воспитателей ДОУ «Организация сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте»
Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский)...