КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (МЛАДШАЯ ГРУППА) «РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»
консультация (младшая группа)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (МЛАДШАЯ ГРУППА)
«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а так же собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности.
О том, чтобы ребенок рано заговорил, мечтает каждый родитель, но вы можете заметить, что речь у малыша вовремя не появилась или ребенок говорит лишь некоторые слова или несколько звуков, отдельные слоги. Что делать? Как помочь малышу?
Нужно дополнить активное общение с ребенком специально разработанными играми. Эти игры помогают развивать речь.
Начнем с особого вида речевых игр, которые помогают начать говорить, — игры на развитие речевого дыхания. Как считают специалисты, такие игры помогают подготовить органы, участвующие в речи (губы, язык), выработать правильное дыхание. Для таких игр используют кусочки ваты, перышки, одуванчики, мячики для настольного тенниса, карандаши или специально приготовленные игрушки, например, бабочки или птички на ниточках. Ребенку предлагают подуть на эти предметы, но не дольше 10 секунд, т.к. может появиться головокружение.
Огромное удовольствие принесут ребенку игры с водой: малыш будет ветром, как ветер будет создавать волны в тазу, помогать кораблику достичь другого «берега».
Учеными замечена связь между развитием мелкой моторики рук и речью. Чтобы активизировать зону мозга, отвечающую за речь, нужно развивать подвижность пальцев рук, в связи с этим чем больше и активнее ребенок играет с пальчиками, тем лучше будет развита его речь. Для этого можно предлагать ребенку игры с мелкими предметами (под вашим контролем, чтобы малыш не проглотил их, не засунул в нос или уши). Можно приобрести фабрично изготовленные игрушки для развития пальчиковой моторики: мозаика, шнуровки, застежки, крупные бусы, нанизываемые на шнурок. Для подобных игр можно использовать и подручные средства: прищепки, разную крупу. Чтобы заинтересовать малыша, игры нужно периодически менять.
Также полезно проводить массаж пальчиков и ладони ребенка. Вы можете сами гладить ладошку или катать массажные мячики, шишки, ребристые карандаши.
Кроме того разработаны пальчиковые игры, выполняемые под музыку. Это игры со стихотворным материалом и музыкой, например: «Паучок», «Строим дом» Екатерины Железновой.
Для того чтобы у ребенка появилось умение различать звуки речи, необходимо развивать слух. Детей 2 – 3 лет учат различать сначала неречевые звуки. С ними проводим такие игры.
Игра «Отгадай, на чем играю»
В ходе игры ребенок учится различать звучание музыкальных инструментов, например свистульки, металлофона, колокольчика, гармошки, барабана, погремушки и т. д. Перед началом игры дети рассматривают инструменты и слушают, какие звуки получаются при игре на этих инструментах. После этого вы просите малыша отвернуться, а сами играете на каком-либо инструменте. Ребенок отгадывает, на каком музыкальном инструменте вы играли в этот раз.
Игра «Солнце или дождик?»
В игре «Солнце или дождик?» малыши учатся отличать разное звучание музыкального инструмента, например бубна или погремушки.
Если погремушка звенит, значит, солнечная погода, можно гулять. Если погремушкой стучат, значит, пошёл дождь и нужно спрятаться от дождя.
Игра «Угадай, кто идет»
В игре «Угадай, кто идет» дети определяют, как быстро звучит музыкальная игрушка. Если звенит колокольчик медленно, то ребенок ходит медленно, как цапля, если звенит быстро, то прыгает быстро, как воробей.
Игра «Какого это цвета»
Игра «Какого это цвета» используется, чтобы научить малышей различать цвета, согласовывать существительные и прилагательные. Для игры необходимо приготовить карточки с изображением знакомых ребенку предметов и столько же квадратов разных цветов, которые соответствовали бы предметам. Взрослый называет предмет, а малыш находит квадрат подходящего цвета и проговаривает словосочетание, например, зеленая лягушка, красная ягода, жёлтый лимон, синий цветок, зеленый лист, синяя бабочка и т. д.
Дети любят больше всего речевые подвижные игры. Многие взрослые помнят рифмованные строки из таких игр. В некоторые речевые подвижные игры можно поиграть и дома: «Хитрый кот», «Лохматый пес». В них дети проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с ними.
Игра «Мишка-шалунишка»
Для формирования умения употреблять предлоги в предложении с детьми от 2-4 лет можно использовать игру «Мишка-шалунишка». Просите ребенка закрыть глаза, в это время прячете небольшого игрушечного медведя в комнате. Когда ребенок найдет игрушку, вы спрашиваете у него, где прятался Мишка-шалунишка и что он там делал. Например, вы прятали мишку в машине, ребенок говорит, что мишка был в машине, мишка поехал в магазин.
Игра «Угадай, кто это?»
Перед ребенком выкладывают на столе игрушечных животных или картинки и предлагают угадывать задуманное взрослым животное. Взрослый описывает выбранное животное, причем можно называть не только внешние признаки, но и совершаемые этим существом действия. Малыш должен назвать, о ком идет речь.
Например:
«Большой, лохматый, неуклюжий, косолапый, …» (Медведь)
«Серый, голодный, зубастый, злой, …» (Волк)
«Небольшая, пушистая, ласковая, умеет мяукать» (Кошка)
«Пушистая, рыжая, проворная, хищная, …» (Лиса)
«Небольшой, серый, трусливый, длинноухий, …» (Заяц)
«Маленькая, серая, юркая, может пищать, …» (Мышка)
«Большой, серый, с толстыми ногами, с большими ушами, … » (Слон)
«Небольшой, коротконогий, колючий, …» (Еж)
Игра «Лото»
Используя печатно-настольную игру «Лото», вы сформируете у малыша умение различать родовые и видовые отношения. Подбирая видовые карточки по темам посуда, транспорт, мебель и т.п., ребенок запомнит родовые понятия.
Игра «Что это?»
В игре «Что это?» дошкольники учатся пользоваться обобщающими понятиями.
Взрослый называет любой предмет и бросает мяч ребенку. Задача малыша бросить мяч родителю и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например, куртка – одежда, капуста – овощ, лимон – фрукт, туфли – обувь, кастрюля – посуда, автобус – транспорт и т. д.
Наибольшую сложность у младших дошкольников вызывают словесные игры, потому что в них дети должны опираться на представления, а не на осязаемые действия или игрушки.
Игра «Из чего сок?»
В игре «Из чего сок?» дошкольники тренируются в образовании относительных прилагательных. Мы говорим ребенку, что сок делают из разных фруктов и овощей. Если сок сделали из яблока, то сок яблочный, если из апельсина, то …
Игра «Угощаю»
Игра «Угощаю» учит подбирать слова по заданию. Правила этой игры похожи на другие устные игры: взрослый начинает, малыш продолжает.
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга», — говорит родитель. Вы называете «вкусное» слово и «кладёте» его на ладошку, затем ребенок вам. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся «угощения».
Игра «Кто кем будет?»
Игра «Кто кем будет?» закрепляет знания детей о животных, кроме того, учится изменять существительные. Кто кем будет: котёнок — …(котом или кошкой); утёнок — …(уткой); волчонок — …
Вот так весело и непринужденно можно в домашних условиях помочь ребенку развивать речь. Играть нужно регулярно. Лучше играть с малышом, когда он не устал и не перенасыщен впечатлениями.
Надеюсь, представленные игры будут полезны для формирования речи ваших детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (МЛАДШАЯ ГРУППА)
«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»
В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребёнком, сколько времени уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а так же собственная активность ребёнка в различных видах его деятельности.
О том, чтобы ребенок рано заговорил, мечтает каждый родитель, но вы можете заметить, что речь у малыша вовремя не появилась или ребенок говорит лишь некоторые слова или несколько звуков, отдельные слоги. Что делать? Как помочь малышу?
Нужно дополнить активное общение с ребенком специально разработанными играми. Эти игры помогают развивать речь.
Начнем с особого вида речевых игр, которые помогают начать говорить, — игры на развитие речевого дыхания. Как считают специалисты, такие игры помогают подготовить органы, участвующие в речи (губы, язык), выработать правильное дыхание. Для таких игр используют кусочки ваты, перышки, одуванчики, мячики для настольного тенниса, карандаши или специально приготовленные игрушки, например, бабочки или птички на ниточках. Ребенку предлагают подуть на эти предметы, но не дольше 10 секунд, т.к. может появиться головокружение.
Огромное удовольствие принесут ребенку игры с водой: малыш будет ветром, как ветер будет создавать волны в тазу, помогать кораблику достичь другого «берега».
Учеными замечена связь между развитием мелкой моторики рук и речью. Чтобы активизировать зону мозга, отвечающую за речь, нужно развивать подвижность пальцев рук, в связи с этим чем больше и активнее ребенок играет с пальчиками, тем лучше будет развита его речь. Для этого можно предлагать ребенку игры с мелкими предметами (под вашим контролем, чтобы малыш не проглотил их, не засунул в нос или уши). Можно приобрести фабрично изготовленные игрушки для развития пальчиковой моторики: мозаика, шнуровки, застежки, крупные бусы, нанизываемые на шнурок. Для подобных игр можно использовать и подручные средства: прищепки, разную крупу. Чтобы заинтересовать малыша, игры нужно периодически менять.
Также полезно проводить массаж пальчиков и ладони ребенка. Вы можете сами гладить ладошку или катать массажные мячики, шишки, ребристые карандаши.
Кроме того разработаны пальчиковые игры, выполняемые под музыку. Это игры со стихотворным материалом и музыкой, например: «Паучок», «Строим дом» Екатерины Железновой.
Для того чтобы у ребенка появилось умение различать звуки речи, необходимо развивать слух. Детей 2 – 3 лет учат различать сначала неречевые звуки. С ними проводим такие игры.
Игра «Отгадай, на чем играю»
В ходе игры ребенок учится различать звучание музыкальных инструментов, например свистульки, металлофона, колокольчика, гармошки, барабана, погремушки и т. д. Перед началом игры дети рассматривают инструменты и слушают, какие звуки получаются при игре на этих инструментах. После этого вы просите малыша отвернуться, а сами играете на каком-либо инструменте. Ребенок отгадывает, на каком музыкальном инструменте вы играли в этот раз.
Игра «Солнце или дождик?»
В игре «Солнце или дождик?» малыши учатся отличать разное звучание музыкального инструмента, например бубна или погремушки.
Если погремушка звенит, значит, солнечная погода, можно гулять. Если погремушкой стучат, значит, пошёл дождь и нужно спрятаться от дождя.
Игра «Угадай, кто идет»
В игре «Угадай, кто идет» дети определяют, как быстро звучит музыкальная игрушка. Если звенит колокольчик медленно, то ребенок ходит медленно, как цапля, если звенит быстро, то прыгает быстро, как воробей.
Игра «Какого это цвета»
Игра «Какого это цвета» используется, чтобы научить малышей различать цвета, согласовывать существительные и прилагательные. Для игры необходимо приготовить карточки с изображением знакомых ребенку предметов и столько же квадратов разных цветов, которые соответствовали бы предметам. Взрослый называет предмет, а малыш находит квадрат подходящего цвета и проговаривает словосочетание, например, зеленая лягушка, красная ягода, жёлтый лимон, синий цветок, зеленый лист, синяя бабочка и т. д.
Дети любят больше всего речевые подвижные игры. Многие взрослые помнят рифмованные строки из таких игр. В некоторые речевые подвижные игры можно поиграть и дома: «Хитрый кот», «Лохматый пес». В них дети проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с ними.
Игра «Мишка-шалунишка»
Для формирования умения употреблять предлоги в предложении с детьми от 2-4 лет можно использовать игру «Мишка-шалунишка». Просите ребенка закрыть глаза, в это время прячете небольшого игрушечного медведя в комнате. Когда ребенок найдет игрушку, вы спрашиваете у него, где прятался Мишка-шалунишка и что он там делал. Например, вы прятали мишку в машине, ребенок говорит, что мишка был в машине, мишка поехал в магазин.
Игра «Угадай, кто это?»
Перед ребенком выкладывают на столе игрушечных животных или картинки и предлагают угадывать задуманное взрослым животное. Взрослый описывает выбранное животное, причем можно называть не только внешние признаки, но и совершаемые этим существом действия. Малыш должен назвать, о ком идет речь.
Например:
«Большой, лохматый, неуклюжий, косолапый, …» (Медведь)
«Серый, голодный, зубастый, злой, …» (Волк)
«Небольшая, пушистая, ласковая, умеет мяукать» (Кошка)
«Пушистая, рыжая, проворная, хищная, …» (Лиса)
«Небольшой, серый, трусливый, длинноухий, …» (Заяц)
«Маленькая, серая, юркая, может пищать, …» (Мышка)
«Большой, серый, с толстыми ногами, с большими ушами, … » (Слон)
«Небольшой, коротконогий, колючий, …» (Еж)
Игра «Лото»
Используя печатно-настольную игру «Лото», вы сформируете у малыша умение различать родовые и видовые отношения. Подбирая видовые карточки по темам посуда, транспорт, мебель и т.п., ребенок запомнит родовые понятия.
Игра «Что это?»
В игре «Что это?» дошкольники учатся пользоваться обобщающими понятиями.
Взрослый называет любой предмет и бросает мяч ребенку. Задача малыша бросить мяч родителю и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например, куртка – одежда, капуста – овощ, лимон – фрукт, туфли – обувь, кастрюля – посуда, автобус – транспорт и т. д.
Наибольшую сложность у младших дошкольников вызывают словесные игры, потому что в них дети должны опираться на представления, а не на осязаемые действия или игрушки.
Игра «Из чего сок?»
В игре «Из чего сок?» дошкольники тренируются в образовании относительных прилагательных. Мы говорим ребенку, что сок делают из разных фруктов и овощей. Если сок сделали из яблока, то сок яблочный, если из апельсина, то …
Игра «Угощаю»
Игра «Угощаю» учит подбирать слова по заданию. Правила этой игры похожи на другие устные игры: взрослый начинает, малыш продолжает.
«Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга», — говорит родитель. Вы называете «вкусное» слово и «кладёте» его на ладошку, затем ребенок вам. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся «угощения».
Игра «Кто кем будет?»
Игра «Кто кем будет?» закрепляет знания детей о животных, кроме того, учится изменять существительные. Кто кем будет: котёнок — …(котом или кошкой); утёнок — …(уткой); волчонок — …
Вот так весело и непринужденно можно в домашних условиях помочь ребенку развивать речь. Играть нужно регулярно. Лучше играть с малышом, когда он не устал и не перенасыщен впечатлениями.
Надеюсь, представленные игры будут полезны для формирования речи ваших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...
Консультация для родителей на тему: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители)и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют реч...
Консультация для родителей (младшая группа): «Развитие речевой активности детей»
Консультация для родителей (младшая группа): «Развитие речевой активности детей»...
Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей»
Роль взрослого в развии речи детей....
Консультация для родителей на тему " Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста"
В развитии речи ребенка огромную роль играют взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду....
Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей (младшая группа)«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и восп...
Консультация для родителей (младшая группа) «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».
В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель саду. в детском...