Статья: «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»
статья

Эльвира Анатольевна Левшукова.

Развитие  творческих  способностей  –  одна  из главных задач дошкольного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья:

«Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Поэтому при планировании творческих занятий необходимо учитывать всю воспитательно-образовательную работу, проводимую по ознакомлению с окружающим, развитию речи, чтению художественной литературы, музыкальные занятия.

Все виды изобразительной деятельности объединяет образное отражение окружающей действительности.

Дошкольный  возраст  наиболее  благоприятен  для  развития  не  только  образного мышления,  но  и  воображения,  психического  процесса,  составляющего  основу творческой деятельности.

Именно воображение –  одно  из  психологических  новообразований  в  дошкольном возрасте.

Поэтому  развитие  творческих  способностей  –  одна  из главных задач дошкольного воспитания. Первое,  что  необходимо  сделать,    это  организовать, предметно  развивающую среду в  художественно-творческой  деятельности. Наличие  материалов  для творчества и  возможность  в  любую  минуту  действовать  с  ними,  помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Таким образом, я постаралась создать развивающую среду, которая включает в себя наглядные материалы и пособия, используемые для расширения и уточнения представлений о предметах и явлениях, которые детям предстоит изобразить, для развития образного восприятия, овладения средствами выразительности изображения; эстетическую среду составляют так же изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации. Развивающую эстетическую среду образуют и творческие работы детей, выставленные на стене «Наше творчество», выставки работ одного ребенка. Дети, увидев свои работы среди работ товарищей, имеют возможность сравнить их, оценить, выделить наиболее интересные работы. Это учит детей высказыванию оценочных суждений.

К методам воздействия воспитателя, которые стимулируют детей к творчеству, прежде всего, относятся наглядные и словесные методы и их взаимосвязь, а также практические методы. С детьми проводят беседы, которые помогают воспитателю обратить внимание детей на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественные образы. С этой целью также используется поэтическое слово, так как в нём иными художественными средствами переданы настроение, характер персонажа, явления природы. У детей необходимо формировать представление о различном подходе в передаче образа и поэтому желательно, во время беседы, рассматривать разные варианты изображения.

Например: рисование ёлочки:

- Рассматривали строения дерева на улице,

- Рассматривали ветки в группе,

- Рассмотрели  способы  изображения  на  бумаге  красками  и  карандашами,  разными методами и приёмами,

- Выложили из разных оттенков карандашей зелёного цвета ёлочки на полу

- Приступили к самостоятельной работе.

Целесообразно перед проведением бесед устраивать в группе небольшие экспозиции репродукций картин, скульптуры малых форм, графики, декоративно - прикладного искусства. Устраивать также тематические выставки, выставки совместных работ с родителями и итоговые выставки.

Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе. У детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета очень различные (не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков). В своих рисунках дети используют эти оттенки. Воспитатель формирует  у детей умение видеть, как изменяется форма, величина предмета от освещения (так, например, вечером кажется всё более тёмным, днём, наоборот, ярким, красочным, предмет хорошо виден). Необходимо с детьми анализировать предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и второстепенные, подмечая выразительность очертания.

Развитию творчества у детей способствуют различные экскурсии в природу, в музеи, целевые прогулки, а также организация праздников, развлечений, просмотр диафильмов, прослушивание грамзаписи. На творческих занятиях необходимо использовать музыку. Музыка способствует развитию воображения.

Одним из методов являются творческие задания. Содержанием таких заданий могут быть явления действительности, общественные события, сказочные образы. В творческих заданиях дети ставятся в необычные условия, им предлагается самостоятельно найти различные варианты цветового решения, композиционного построения. Воспитатель должен создать необычную ситуацию новизны. Поисковые ситуации заставляют детей идти от неизвестного к знакомому, догадываться, пробовать способы изображения. В заданиях творческого характера воспитатель обращает внимание детей на фон бумаги, который помогает создать цветовой образ рисунка. При изображении природы воспитатель должен учить детей использовать разнообразные цвета. Всё это в целом развивает у детей чувство цветовой гармонии. Необходимо спросить у детей, какие цвета им больше нравятся.

Одним  из  приемов,  направленных  на  создание  условий  для  творческого самовыражения  ребенка,  является  организация  работы  с  детьми  с  применением способов нетрадиционного рисования.

Необходимым для развития творчества детей является их работа с разнообразными материалами (рисование цветными мелками, восковыми, углём и т. д.), знакомство ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования. Необходимо ставить задачи так, чтобы ребёнок смог сам найти нужный материал и применить его.

Создание какой - то необычной игровой ситуации, сюрпризного момента также может вызвать у детей желание создать творческий образ.

Воспитателю необходимо помнить об основных правилах развития творческой активности детей. Ведь творческий рост проходит более успешно, если деятельность воспитателя основывается:

- на уважении и эмпатическом понимании дошкольников и умении использовать игровую педагогическую технологию, как инструментарий развития их творческой активности;

- на умении тонко и деликатно обращаться с дошкольниками, обеспечивать их свободное развитие;

- на поощрении при развитии способности дошкольников быть самостоятельными, ответственными людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»...

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Консультация для воспитателей«Методы воздействия воспитателя,стимулирующие детей к творчеству» Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое,...

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»...

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средст...

Консультация для воспитателей: «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Консультация для воспитателей:«Методы воздействия воспитателя,стимулирующие детей к творчеству»...

"Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству" - консультация для воспитателей.

quot;Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству" - консультация для воспитателей....

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Консультация для воспитателей "Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству", Елена Анатольевна Осипова, воспитатель МЮДОУ детский сад № 17...