НОД "Заколдованный лес"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 141»
Коминтерновского района города Воронежа
Образовательная деятельность в старшей группе
«Заколдованный лес».
Составила воспитатель
Касаткина Наталья Викторовна
Воронеж- 2018
Цель:
Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы
Задачи:
1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения)
2.Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному посредством музыки и с помощью театрализованных этюдов.
3.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
4.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.
5.Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.
6.Формировать потребность в здоровом образе жизни. Воспитывать активную жизненную позицию по отношению к своему здоровью и здоровью близких людей.
7.Обеспечивать освоение детьми приёмов изготовления цветов из салфеток.
Словарная работа: березовая роща, хвойный лес, ельник, дубовая роща, дубрава, дубравушка, этажи леса , чечевички, бруньки , мышкование, гайно.
Предварительная работа: беседа о лесе, о его пользе, о его многоэтажности; рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов», заучивание стихов, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; обыгрывание разных ситуаций в лесу.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются.)
Раздаётся голос сороки. Вы узнали, что что это за звуки? По- моему это сорока. Где же она спряталась? Да вот же она сидит на дереве. Что- то она нам принесла на хвосте. Это письмо. От кого же оно? (читаем)
Воспитатель: Письмо пришло от Старичка–Лесовичка. Вот что он пишет:
«Здравствуйте, дорогие детишки! Пишет вам старик по прозванью Лесовик. Случилась беда в моём лесу. Злая колдунья Бругандильда наложила заклятие на лес и поселилась в нём «мёртвая тишина», птицы не поют, зверей не видно, даже ветер не залетает в мой лес, не шумит в ветвях деревьев, насекомые и те разбежались. Что делать, ума не приложу, знаю только, что заклятие могут снять только дети, выполнив все задания, которые встретятся у них на пути. Чтобы вы не заблудились посылаю вам карту. Помогите моему лесу, очень вас прошу! До встречи, Старичок- Лесовичок.
Воспитатель: Вот какая беда случилась в лесу у Старика- лесовика. Надо спешить, чтобы помочь ему. А вы не боитесь трудностей, с которыми придётся встретиться в лесу, ведь лес заколдован.
Дети: Нет, не боимся.
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. Но сначала давайте прислушаемся к своему сердцу, послушаем и ощутим, как оно бьётся, излучая свою доброту. А теперь, давайте возьмём друг друга за руки и частичку своей сердечной доброты подарим друг другу и окружающим. Видите, какое хорошее настроение появилось у всех, на лицах засияла жизнерадостная улыбка. С таким настроением мы всё преодолеем!
(Воспитатель разворачивает карту и прикрепляет её на фланелеграф)
Воспитатель: Что нарисовано первым на карте? Правильно, берёза. Чем берёза отличается от других деревьев? Как называется верхний слой коры берёзы? А как называются чёрные полоски и точки на белой бересте? Для чего они нужны? Скажите, пожалуйста, как называются семена берёзы? Как называется лес, в котором растут одни берёзы? (на ветке находим конверт с заданием)
Вот и первое задание «Расколдуй животных» Дети посмотрите, что это за животное? Вы его знаете? Раньше где-нибудь видели? Что же наделала злая колдунья? Она заколдовала всех животных. Хотите их расколдовать? Чья мордочка у этого животного? (лисы) Появляется картинка лисы. Что вы можете рассказать о лисе?
(Лиса охотится на мелких зверушек и птиц. Любимая её пища-мышки. Интересно наблюдать, как она на них охотится. Она бежит по снегу и что-то вынюхивает, затем резко останавливается, наклоняет голову и начинает прислушиваться: где-то под снегом пищат мыши. Лиса высоко подпрыгивает, падает на все четыре лапы и быстро выкапывает добычу. Такая охота называется «мышкованием» Летом пища лисицы более разнообразна: она питается насекомыми, ягодами.
Воспитатель: Чьё же туловище? (ежа)
Что вы можете рассказать о ежах? (Ёж покрыт иголками, причём иголки внутри пустые. В них находится воздух, между ними – редкие волосы. Иголки растут очень быстро. Ежи- ночные животные. Днём они спят в своих гнёздах, которые устраивают в ямах или старых норах грызунов. Ежи хорошо слышат и чувствуют разные запахи, но очень плохо видят. Они быстро бегают, умеют плавать и прыгать. Они питаются насекомыми, гусеницами иногда дождевыми червями и мышами.)
Чей же хвост у этого животного? (беличий)
Расскажите о белке.( Белки живут в дуплах деревьев или строят на деревьях из ветвей шарообразные гнёзда с крышей и боковым выходом, называемые «гайно» Изнутри такое гнездо выстлано сухими листьями. Белки прекрасно лазают по деревьям. Белки любят делать запасы на зиму. Они закапывают орехи в землю или прячут их в дуплах деревьев. Часто белки забывают о закопанных орехах, и из них прорастают деревья. Так эти животные помогают сохранять леса. Кроме орехов , белки едят семена, грибы, насекомых, яйца небольших птиц.
Воспитатель: А чьи же лапы? (Медведя)
Кто расскажет о медведе? (Хотя с виду этот зверь неуклюж, в действительности он очень подвижный и ловкий. Медведь охотится ночью, а днём прячется в укромных уголках леса. Он питается мышками, птичками, лягушками, насекомыми, орехами, ягодами и грибами. Очень любит мёд. Бурый медведь занесён в Красную книгу. Ближайший родственник бурого медведя – белый медведь. Он живёт на Севере.
Воспитатель: Какие вы молодцы, всех животных мы расколдовали.
Воспитатель: Какое дерево нарисовано за берёзой? (клён)
Чем клён отличается от других деревьев? (листьями, которые напоминают раскрытую ладонь руки)
Какую пользу он приносит людям? (он очень красив и даёт много тени в жаркую погоду. Из древесины клёна делают мебель, музыкальные инструменты. Весной пчёлы собирают нектар с цветков клёна. Чтобы получить мёд.)
Как называются семена клёна? (крылатки)
Второе задание «Разгадай ребусы».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Дети, а хотите превратиться в деревья и птиц.
Физкультминутка «В удивительном лесу».
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
Воспитатель: Посмотрим на карту. Около какого дерева нужно искать задание? (ели)
Как называется лес, в котором растут одни ели? (хвойный)
Как называются иголки у ели(хвоя)
Как это дерево помогает людям быть здоровыми? (оно издаёт приятный запах и очищает воздух от бактерий и пыли. Ель выделяет кислород и служит пищей для многих зверей и птиц.
Под елью находим конверт с заданием.
Воспитатель: Дети, Бругандильда заколдовала всех птиц. Чтобы им помочь, нужно узнать их голоса.
Третье задание. «Птичий концерт».
Воспитатель: Дети, на птичий концерт пришли животные и прилетели насекомые, птицы.
(дети берут животных, насекомых и птиц).
Воспитатель: Дуб является домом для многих животных, насекомых и птиц. Давайте с вами заселим жильцов в дом. (дети расселяют жильцов).
Воспитатель: Молодцы! Всех поселили на свой этаж. Все обитатели дуба очень рады и нам было приятно им помочь. А сейчас вы закроите глазки и представите, что вам снится сон, а когда я хлопну в ладоши вы проснётесь.
(Включается диск «Волшебство природы», дети, слушают лесные звуки, закрыв глаза).
Психологическая разгрузка.
Воспитатель: Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать все живое.
Воспитатель: Дети, что вы услышали в лесу? (пение птиц, журчание ручья, жужжание пчелы, стрекотание кузнечика, кукование кукушки, полёт стрекозы, кваканье лягушки…).
- Да, в лесу приятно бывать, общаться с животными и растениями, наблюдать за ними. Ведь Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнёзд и нор. Это огромная земная лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает пыль и ядовитые газы.
- Ребята, как вы думаете, что даёт лес человеку, животным и птицам? (людям лес даёт чистый и свежий воздух, спасает от жары, зноя, даёт тень и прохладу, дарит грибы и ягоды, дрова…Животным и птицам – жилище и корм).
Воспитатель: Дети. Посмотрите. На карте ничего больше не нарисовано. Значит мы расколдовали лес.( звучит музыка).
Воспитатель: А где же Старичок- Лесовичок?
Воспитатель: Дети, наверное мы не поздоровались с лесом, поэтому Лесовичок и не показывается.
Ребёнок : Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь- мы свои.
Входит Старичок- Лесовичок.
Кто в лесу моём гуляет?
О, да это ребятишки-
Смешливые девчонки.
Забавные мальчишки.
Здравствуйте, ребята!
Дети: здравствуйте!
Старичок- Лесовичок: Узнали, дети, вы меня?
Я Старичок- Лесовичок. Кто природу губит,
С теми я строг. А кто лес уважает,
Растения не обижает. Зверям помогает,
Тот гостем желанным у меня бывает.
Спасибо вам, ребята, помогли вы мне и зверям лесным. Лес стал прекрасным и оживлённым.
А вот вы сами знаете правила поведения в лесу?
Дети: Да.
Дети:
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать!!!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги! Ведь они нам не враги!!!
Старичок- Лесовичок : Молодцы, ребята. Лес- это не только украшение Земли и удивительный наряд, но и источник здоровья. Лес даёт людям чистый и свежий воздух. Здесь и легко дышится и сладко спится. Вот однажды я присел на пенёк и мне приснился сказочный сон.
Полька «На лесной полянке».
Лесовичок : Дети, вот если вы будете совершать прогулки по лесу, тогда вам будут сниться такие замечательные сны.
Воспитатель: Ребята, послушайте одно важное правило. Правило безопасности, послушайте внимательно:
Должны всерьёз вы уяснить:
Без взрослых в лес нельзя ходить!
Ведь заблудиться там легко:
Уйти от мамы далеко,
И не найти назад пути,
И больше к маме не дойти….
Вы запомнили правило? Без взрослых в лес нельзя ходить.
Лесовичок : Ребята, к нам в лес направлялась весна, а Бругандильда, убегая. повредила ей платье, я думаю вы поможете украсить платье для Весны, а мне пора обходить лес ,будить лесных жителей. В награду за вашу доброту я дарю вам волшебный клубочек. До свидания!
Дети: До свидания!
Дети с воспитателем украшают платье цветами. Затем звучит музыка. Воспитатель бросает клубок к ёлке и на ней находят сундук. Открывают его и находят медали Защитник леса».
Дети :
Мы леса своей страны
Охранять всегда должны!
Чтобы ели зеленели,
На цветах шмели звенели,
В чаще ландыши цвели,
А в борах грибы росли!
И, поверьте мне, тогда
Сказки будут жить всегда!
Смогут долго малыши
Слушать их в лесной тиши.
Лес – не только для забавы,
Он – богатство всей страны.
Все деревья в нём и травы
Нам на пользу взращены.