Использование игры для развития мелкой моторики дошкольников
статья
Разв
итие мемРазвития мелкой моторику рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности. Предлагаю вашему вниманию методику использования для развития мелкой ммелкой моторики дошкольников и ряд простых, но полезных и увлекательных упражнений, которые могут дополнить игры детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igry_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Мустафаева Р.М. , воспитатель
ГБДОУ детский сад №14 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Использование игры для развития мелкой моторики
дошкольников
Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.
Очень часто мы слышим фразы «Мелкая моторика рук» или «Развитие мелкой моторики рук» , это достаточно актуальные фразы в настоящее время, ведь немало важно развивать мелкую моторику рук, потому что в нашем мозге центры, которые отвечают за движения пальцев и речь расположены очень близко.
Речь это уникальная способность, присущая только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение. С каждым годом заметно возрастает количество детей с нарушением речи .К сожалению, о проблемах с координацией нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш, ручку. Поэтому очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в школе ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении . На основе устной речи строится и развивается письменная речь. Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных органов слухового, зрительного, двигательного анализаторов. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающими его предметами.
Мелкую моторику рук развивают:
-Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
-Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);
-Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;
-Рисование карандашом (фломастером, кистью);
-Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;
Работу по развитию мелкой моторики желательно проводить ежедневно, хотя бы по 3 – 5 минут в день. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, которые способствуют повышению внимания и работоспособности детей.
Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у ребенка две руки, поэтому надо постараться распределить равномерную нагрузку на обе руки. При работе правой рукой, развивается левое полушарие мозга. И наоборот, при работе левой рукой, развивается правое полушарие.
Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает воспроизведение и восприятие ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными.
Движение пальцев руки оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.
Мозг содержит нервные клетки, которые растут, образуют системы, регулирующие и контролирующие различные функции, такие как слух, зрение, движение, речь.
Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные, если развивать эти движения, у ребенка сформируется здоровая нервная система.
Игры для развития мелкой моторики у детей дошкольников
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает творческие способности. Предлагаю вашему вниманию ряд простых, но полезных и увлекательных упражнений, которые могут дополнить игры дошкольников.
1. Бусы
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: бусины, крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем: нанизываем бусины, макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов бусин, макарон.
2. Упражнения с прищепками
Цель: развивать точность движений, внимание.
Что необходимо: коробка, прищепки, набор парных картинок.
На край коробки и на прищепки наклеить картинки.
Как играем: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.
3. Дорожки
Цель: развивать точность движений, умение ориентироваться на листе бумаги.
Что необходимо: лист картона, природный материал (мелкие камешки, ракушки, фасоль, горох), мелкие пуговицы.
Как играем: на листе картона выкладываем извилистые дорожки материалом по выбору.
4. Выкладывание по контуру
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).
Как играем: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.
5. Картина из бусин
Цель: развивать точность движений, творческое воображение.
Что необходимо: лист картона, набор цветных бусин.
Как играем: на листе картона выложить рисунок по желанию.
6. Скручивание лент
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты с приклеенной на конце небольшой палочкой (например, от мороженого)
Как играем: предложить скрутить ленты от одного края к другому.
7.Пальчиковая игра «Курочка».
Цель: развивать мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать(хлопаем ручками по коленкам)
А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)
Лапками гребите (загребаем ручками),
Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)
Съели толстого жука, дождевого червяка(показываем ручками, какой толстый жук)
Выпили водицы полное корытце
(показываем как черпаем воду и пьём).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития мелкой моторики дошкольников 3-4 лет.
Описание игра и необходимого дидактического материала для развития мелкой моторики дошкольников 3-4 лет....
Занятие по формированию мышления, развитию речи и ручной моторики «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием силиконовых блоков перевертышей» Для детей с ОВЗ подготовительной группы
Интересное занятие для развития у детей с ОВЗ мелкой моторики, координации, мышления, воображения с помощью разноцветных силиконовых блоков перевертышей....
Опыт работы по развитию мелкой моторики у детей с ОНР. Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики.
Я работаю по программе для детей с ОНР, содержание которой построено на основе адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада №20. Свою педагогическую д...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Консультация "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет. Игры на развитие мелкой моторики"."
Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики у детей 5 - 7 лет"...
Приёмы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Мелкая моторика, регулярные занятия ею, способны улучшить зрительную память, координацию движений и развить воображение. Если говорить обобщенными фразами, то она развивает мозг....
Мелкая моторика. Приемы массажа, игры для развития мелкой моторики, пальчиковые игры, стихи и потешки для развития мелкой моторики.
Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное м...