Статья " "Творческие игры по ИЗО в детском саду"
статья

Храпова Наталья Юрьевна
"Творческие игры по ИЗО в детском саду"
Храпова Наталья Юрьевна
 Цель: развивать на занятиях по ИЗО данное детям от природы чувство прекрасного.
Соединение игры и азбуки позволит им понять, что область изобразительного искусства - это и интересно и не просто. Для наиболее полного раскрытия способностей у детей рекомендуется использование самых различных материалов и техник на занятиях. 
Задачи:
1. Обогащение художественного кругозора посредством знаний об изобразительном и декоративно-прикладном искусстве и их роли в жизни человека;
2. Необходимость формирования у детей знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства. 
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Развитие творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных тем. Во все времена нужны были творческие личности ,так как именно они определяют прогресс человечества.Наше время также требует нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества .Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве,поскольку именно этот возраст является восприимчивым для развития формирования творческой личности.
"От игры к знанию" - девиз обучения для детей дошкольного возраста.
Так уж устроен ребёнок, всё он познаёт в игре, через создание второй реальности - текста, рисунка, скульптуры. В игре ему открывается чудо - всё, что ни задумаешь, можно нарисовать, склеить, вылепить и т. д.
Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное. В качестве форм таких игр можно применять разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры и т. п. Они могут быть составлены с целью развития у детей наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета, формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, для изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др.
Любой ребенок должен очень много рисовать ,потому что продуктивная деятельность для него - это своеобразная игра в творчестве. Это развитие его органов чувств ,эмоций ,сенсорных способностей ,фантазии и интеллекта. И чем раньше мы предоставим малышу возможность развить себя в таком творчестве ,тем лучше.Поэтому мы стараемся предложить детям максимальное количество изобразительных средств и материалов .
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая
 
изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей деятельностью дошкольного периода, она обеспечивает существенные новообразования в физической, психической и личностной сферах, дает эффект общего психического развития. В игре ребенок учится управлять собой. Игра, а так же связанные с ней виды деятельности, в том числе и изобразительная, являются наиболее эффективными формами развивающего обучения дошкольников, которые очень часто преобразуют познавательную задачу в игровую или практическую, имеющую для них личностный смысл.
 Игры в изобразительной деятельности носят эстетический характер и сочетаются с серьезным напряженным трудом, но не отвлекают от обучения, а наоборот - способствуют интенсификации деятельности. Использование этих игр позволяет мне в комфортной и привычной для детей игровой ситуации побуждать их к самостоятельной передаче образов, используя доступные изобразительные средства (цвет, линию, композицию) и различные материалы - карандаши, краски, мелки, глину, пластилин, бумагу и др.
В игровой форме я учу детей овладевать инструментами, чувствовать материал, развиваю память и легкость руки, формирую изобразительные навыки, художественный вкус, учу обдумывать и планировать свои действия, предвидеть результат.
Опыт показывает, что педагог получает творческие результаты лишь в том случае, если находит адекватные возрасту формы и методы работы, создает атмосферу, благоприятствующую раскрепощению, поощряющую проявления индивидуального восприятия и мышления, осмысления художественного образа, а также создает у детей чувство психологической защищенности. Большое значение имеют дидактические игры. Они должны быть направлены на умение видеть и анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих; учить «читать» настроение людей по их мимике, выражению лица. Помочь в этом могут различного рода игры: занятия с привлечением слайдов, репродукций, а так же с использованием театральных упражнений.
Дидактические игры:
1. «Нарисуй теплую картинку» 
Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму. 
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы. 
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе. 
Творческие задания: 
A) нарисуй «теплый» натюрморт; 
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым); 
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?
2. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?» 
Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения. 
Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом. 
Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.
3. «Составь ежа из палочек» 
Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные. 
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры. 
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.
4. «Портреты» 
Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны. 
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок. 
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет
5. «Кто играет с нами в прятки» 
Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне. 
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей. 
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога. 
Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.
6. Панно «Осень праздничная» 
Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности. 
Игровые задания: 
Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.
На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.
«Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.
После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.
Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.
7. «Тепло-холодно» 
Цель: закреплять представление о цветовом круге. 
Игровые задания: 
1. Построение с ленточками: 
А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг ; 
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; 
В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др. 
2. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку). 
Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д.Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).
Еще один прием, способный привлечь внимание малышей к произведению искусства, — организовать игру-соревнование. Например, кто заметит больше деталей, кто перечислит больше знакомых цветов, оттенков или предметов, представленных на картине и так далее. Такая игра развивает у детишек наблюдательность, стимулирует их познавательную активность, учит формулировать и высказывать свои мысли.
В беседе с детьми для развития интереса к живописи и для активации их внимания можно использовать игровой прием «вопрос от противного», то есть, задавая свой очередной вопрос (особенно в затруднительных ситуациях, педагог намеренно дает неправильный вариант ответа. Дети, чувствуя себя «знатоками», с легкостью выходят из затруднения, «разоблачая» педагога. Этим приемом можно направить внимание детей на важную деталь картины, на ключевой момент в изображении, дающий пути верного понимания художественного образа.
Список использованной литературы и материалов:
1. Витковская А. М. «Развиваем зрительное восприятие», Альбом для упражнений Санкт- Петербург, 1994;
2. Козиев В. Н., Левандовский С. Н., Столяров Б. А «Музей – дошкольникам», ГРм Санкт – Петербург, 1998;
3. Маслова С. Г., Соколова Н. Д. «Мы входим в мир прекрасного», «СпецЛит» Санкт – Петербург, 2017;
4. Полуянов Д. «Воображение и способности», «Знание» Москва, 1985.
5. Цветкова Т. В. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками. ФГОС», Изд. Сфера, 2017.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

хороводные игры и хороводы в детском саду

Здесь собраны хороводные игры и хороводы всех возрастов...

обучение детей спортивным играм и упражнениям в детском саду

Цель  данной работы– рассмотреть спортивные игры и упражнения,. как элемент помогающий решить основные задачи физического воспитания,  более конкретно ,определится с выбором спортивной...

Конспект сюжетно – ролевой игры в средней группе детского сада.

Программное содержание:создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.Формировать у детей умение играть по собственному замыслу,стимулировать творческую а...

Интеллектуально-творческая игра «Педагогическая компетентность воспитателя детского сада»

После изучения и внедрения программы "Детство", в детском саду была проведена игра, мониторинга педагогической компетентности педагогов детского сада....

Сценарий сценки для видеосьемки для детского конкурса "О ПДД играя"- "Волшебная ночь в детском саду"

К сожалению видеоролик не сохранился. Предлагаю сценарий. Роли исполняли: воспитатель и дети подготовительной группы. Также вам понадобится напольные дорожные знаки, костюмы для персонажей, крас...

Консультация- практикум для родителей: «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Игры для ребенка от 3 до 4 лет

Консультация- практикум для родителей: «Роль дидактической игры в семье и детском саду!» Игры для ребенка от 3 до 4 лет...

Коммуникативные игры «Играем дома и в детском саду»

Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы....