«Осенняя березка»
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Осенняя березка»
Подготовительная к школе группа, возраст: 6-7 лет
( 26 человек, два ребёнка с нарушением зрения)
Продолжительность занятия: 30 мин.
Вид занятия: аппликация с использованием нетрадиционной художественной техники.
Цель: помощь детям с нарушением зрения в накоплении информации об окружающем мире, в освоении навыков аппликации посредством использования нетрадиционной техники работы с бумагой и пластилином (пластилинографии), развитие у детей творческих способностей, уверенности в себе.
Задачи:
1. Познакомить с новым видом аппликации: «пластилинографией».(ОО «Познавательное развитие)
2. Развивать стремление самостоятельно выполнять замысел, определять сюжетную композицию, выбирать цвет и форму, придумывать декоративные дополнения, соблюдать пропорциональное соотношение при размещении деталей (ОО «Художественно-эстетическое развитие»).
3. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках; продолжать развивать чувство цвета, колорита (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
4. Создавать условия для развития фантазии и творческой активности детей, наблюдательности, внимания. (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
5. Развивать умение представлять предметы и явления, знакомые детям из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент ( «Художественно-эстетическое развитие»)
6.Формировать у воспитанников чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива, воспитывать умение работать в парах и (ОО «Социально-коммуникативное развитие.)
7. Активизировать словарь по теме: «Осенняя берёзка»
Основные понятия: осенние краски, белоствольная берёза, крапинки, листопад, пластилинография (ОО «Речевое развитие)
8. Развивать общую и мелкую моторику рук, чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам ( ОО «Физическое развитие)
9. Воспитывать у детей потребность в творчестве, созидании, самореализации, аккуратность в работе. (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)
Вид деятельности: познавательная, изобразительная, игровая, коммуникативная, музыкальная (слушание), восприятие художественной литературы, двигательная.
Планируемы результаты НОД (целевые ориентиры образования):
воспитанники:
-обладают развитым воображением, которое реализуется в продуктивной деятельности, эмоционально отзываются на красоту окружающего мира;
-достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, используют речь для выражения своих мыслей.
-с развитой крупной и мелкой моторикой; подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими;
- следуют социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Предпосылки УД:
психологические- достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.
коммуникативные - умение слушать и слышать , подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки,
личностные – умение оценивать собственную деятельность, свои достижения, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество;
Предварительная работа: наблюдение, любование берёзами на участке, в парке, рассматривание иллюстраций, репродукций, рисование красками, восковыми мелками, чтение художественной литературы.
Создание предметно — пространственной среды для организации и проведения образовательной деятельности: ИКТ « Осенний пейзаж»(интерактивная доска), аудио запись произведения П,И, Чайковского «Времена года – осень», образец работы, листы картона на каждого ребенка, цветной пластилин, доски для лепки, стеки.
Технологии: проблемный диалог, ИКТ- технологии, здоровье сберегающие технологии.
Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.
Формы организации продуктивной деятельности:
-фронтальная
-индивидуальная
Основные понятия: осенние краски, белоствольная берёза, листопад, пластилинография.
I. Вводная часть (организационный, мотивационный этап)
Под тихую музыку Чайковского «Времена года – Осень» дети входят в группу, педагог обращает их внимание на экран, на котором медленно кружась, «падают» осенние листья на землю.
Воспитатель: Ребята, слушая эту мелодию, скажите, какое у вас возникает чувство или настроение? (ответы детей)
- Что хочется делать под эту мелодию? (ответы детей).
Слушание классической музыки, наблюдение за лёгким листопадом вызывает у детей желание покружиться, закрыв глаза, улыбнуться.
На минутку дать возможность покружиться, пофантазировать.
Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на наши рабочие столы. Что мы видим на них? (ответы детей)
-Правильно, и картон, и разноцветный яркий пластилин, и дощечки для лепки.
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься? (предполагаемые ответы)
- А будем мы с вами творить, созидать! Что это значит? Это значит, что мы с вами будем создавать красоту! Обратите внимание на экран . Что вы видите? (осенний пейзаж)
- Какой самый яркий объект изображен на картине? (ответ)
- Да, это берёзка в осеннем наряде.
-Чем она отличается от других деревьев? ( ствол, крона, форма и цвет листьев)
- Как же нам создать такую красоту? Ведь у нас нет ни красок , ни кистей)
Воспитатель: Мы можем с вами пофантазировать, предположить: как можно создать пейзажную картину из тех материалов, что у нас есть. ( предположения детей)
Молодцы, идеи ваши хороши. Мы с вами только уточним детали и последовательность выполнения.
- Итак, мы будем создавать осенние берёзки, которые по окончании работы, объединим в один пейзаж.
Вместо красок, мы будем использовать пластилин. Рассмотрим образец: для ствола берёзки, какой надо взять пластилин? (ответы)
Воспитатель: Ствол чисто белый? Что нам поможет сделать свойственные берёзке крапинки? (ответы)
Воспитатель: Как раскатывать пластилин для ствола, мы уже знаем, но надо вспомнить (один ребёнок показывает, остальные имитируют раскатывание пластилина, так, чтобы один край был по толще, другой – заужен)
-А как же создавать крону дерева? (ответы)
Воспитатель: Как вы думаете, как можно сделать все листья примерно одинаковой величины и формы, но разного цвета? (дети высказывают свои версии, если нужно – уточнения педагога: раскатываем очень тонкую «колбаску» нужного цвета, ощипываем маленький кусочек пластилина, сплющиваем с помощью пальчиков и прижимаем к стволу, веточке, цвет листьев берёзы меняется в соответствии с замыслом ребёнка )
- показ и объяснение воспитателя.
Воспитатель: Обратите внимание: можно ли берёзку наклеивать на чистый лист картона? (ответы)
-Почему?(обоснование при любом варианте ответа )
- Правильно, можно наклеить и на чистый лист, а можно сначала создать фон.
Как получится лучше – это вам решать. Но как сделать красивый фон, мы с вами подумаем вместе.
Как вы думаете, каким может быть фон?
Фон вы можете выбрать любой, но его цвет не должен быть таким же, как цвет берёзы. Почему? (ответы)
- Для создания фона, необходимо отрывать маленькие кусочки пластилина с усилием растирать его по поверхности картона. (показ и объяснение)
- Когда ваш фон будет готов, можно приступать к созданию красавицы – берёзки. Но сначала разогреем наши пальчики: (пальчиковая гимнастика)
Ветер по лесу гулял, ветер листики срывал:
Лист кленовый, лист дубовый,
Лист рябиновый – резной,
Лист с берёзки – расписной,
И последний лист с осинки
Ветер кинул на тропинку
- Давайте подумаем, как будет располагаться берёзка на листе.
Обсуждается разное местоположение.
- Основная часть (содержательно - деятельный этап)
Наступило время, превращаться нам в «волшебников» и начинать творить, создавать красоту, методом пластилинографии, т.е., создаём рисунок с помощью пластилина. Звучит фоновая музыка «Звуки природы – шелест листьев»
Воспитатель : Предлагаю вам план последовательности выполнения работы:
1. фон;
2. ствол;
3. крона
4.внизу трава;
5. добавочные элементы по желанию: листопад, птицы в небе и т. д. поощряются элементы, придуманные детьми;
- выполнение работы детьми под музыку;
- в процессе работы друзья помогают детям со слабым зрением ориентироваться в выборе цвета пластилина. (приёмами лепки они уже владеют хорошо);
-индивидуальная помощь по мере необходимости.
(После окончания основной работы воспитатель предлагает воспользоваться салфетками, протереть пальчики, ладошки)
Выполненные работы располагаются в «Галерее».
Прежде, чем приступить к созданию общего пейзажа, предлагаю размяться:
Мы лепили, рисовали, мы творили, созидали,
Работали пальчики у девочек и мальчиков,
Трудились глазки тоже, мы им сейчас поможем:
Повращаем, поморгаем, ну и спинке помогаем:
Будем наклоняться, сгибаться – разгибаться,
При этом мы друг другу будем улыбаться!
Переходим к работе в «Галерее».
Чтобы получился общий красивый пейзаж, надо правильно расположить каждую работу.
Воспитатель: Как бы вы это сделали?
Педагог предлагает создать композицию самим детям, обсуждая, по каким признакам можно объединить в группы работы детей
( по цвету фона, по окраске листьев, по величине дерева, по красоте кроны и т. д.) Таким образом дети объективно оценивают свои работы и работы товарищей, выделяют наиболее удачные моменты в той или иной работе.
Заключительная (рефлекторный этап)
Воспитатель: Нам осталось придумать только название нашей совместной работе. Ваши предложения:(ответы детей)
Выбираем наиболее понравившийся вариант
Любование пейзажем заканчиваем стихотворением:
Я берёзонькой любуюсь, белоствольной восхищаюсь:,
Все листочки расписные, то зелёные, то золотые.
Их берёзонька роняет, сыру землю укрывает.
Ох, красив её наряд! Восхищает всех подряд!
Воспитатель: Молодцы ребята, с какой новой техникой мы сегодня познакомились?
- Чем она отличается от знакомых нам ранее техник?
Воспитатель: Все приложили старания и умения, поэтому у нас получилась такая красивая берёзовая роща. Любуясь этим пейзажем, у нас появляется хорошее настроение, которым хочется поделиться. Ждём гостей – родителей в нашу галерею. Пусть они тоже порадуются!
.
). Воспитатель замолкает, дав детям сконцентрироваться на выполнении задания. Контролирует процесс работы, помогает детям индивидуально, если необходима помощь или коррекция работы.
– Вот и закончили вы свои работы! Давайте повесим их на стенд и посмотрим, что же у нас получилось? Какая красота!
– Ребята, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей)
– Что вы нового узнали на занятии?
– Как называется новый прием рисования?
– Как вы думаете, у вас все получилось?
– Некоторые ребята даже помогали другим, потому что сами научились. Молодцы!
– Ребята, мне сегодня очень понравилось работать с вами! Спасибо! А вам? Понравилось занятие?
– А какое задание вам понравилось больше всего, рисование пальцем или «штампование»?
– Какие отпечатки листочков самые яркие и красивые, одноцветные или двухцветные?
– А что было труднее всего? (Ответы детей)
– Ребята, вечером родители увидят выставку ваших рисунков и порадуются, что вы умеете делать такую красоту! А вы дома, на выходных, собрав заранее листочки других деревьев, травинок, вместе со своими родителями придумайте свою картину и нарисуйте ее при помощи приема «штампования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коллективная работа. Аппликация "Осенняя березка".
Коллективная работа. Аппликация "Осенняя березка", техника - обрывная мозайка....
Конспект занятия по аппликации "Осенняя березка".
Аппликация выполняется в нетрадиционной технике (обрывная мозаика)....
Осенняя березка
Дети очень любят рисовать, а рисование нетрадиционным способом - их увлекает еще больше. Я часто использую в ИЗО нетрадиционные техники. Вот одна из них - рисование методом тычка (жесткой полусухой ки...
Учебно-методическое пособие "Осенняя березка" (аппликация)
Аппликация "Осенняя березка"....
Методическая разработка по экологическому проекту в младшей группе «Осенняя березка»
Этот проект краткосрочный, информационно – исследовательский, расчитан на две недели, когда начинается золотая осень. К проекту разработаны семь приложений....
" Осенняя березка".
Осенняя пора одаривает нас яркими, разноцветными красками. Наряжаясь в желтые, оранжевые, красные цвета. Мы с детьми сходили на экскурсию в осенний лес, где любовались осенними деревьями. После этой э...
Конспект НОД по объемной аппликации из салфеток в старшей группе «Белокурая осенняя березка.
Конспект НОД по объемной аппликации из салфеток в старшей группе «Белокурая осенняя березка.Подготовила и повела воспитатель: Науменко светлана ВасильевнаЦель: научить делать березку ...