«Осенняя березка»
методическая разработка (подготовительная группа)

Хахалева Светлана Григорьевна

Подготовительная к школе группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nodberezka_osenyu.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Осенняя березка»

Подготовительная к школе группа, возраст: 6-7 лет

( 26 человек, два ребёнка с нарушением зрения)

Продолжительность занятия: 30 мин.

Вид занятия: аппликация с использованием   нетрадиционной художественной техники.

Цель: помощь детям с нарушением зрения в накоплении информации об окружающем мире, в освоении навыков аппликации посредством использования нетрадиционной техники работы с бумагой и пластилином  (пластилинографии),   развитие у детей творческих способностей, уверенности в себе.

Задачи:

1. Познакомить с новым видом аппликации: «пластилинографией».(ОО «Познавательное развитие)

2. Развивать стремление самостоятельно выполнять замысел, определять сюжетную композицию, выбирать цвет и форму, придумывать декоративные дополнения, соблюдать пропорциональное соотношение при размещении деталей (ОО «Художественно-эстетическое развитие»).

3. Совершенствовать  умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных  техниках; продолжать развивать чувство цвета, колорита (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

4. Создавать условия для развития фантазии и творческой активности детей, наблюдательности, внимания. (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

5. Развивать умение представлять предметы и явления, знакомые детям из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент ( «Художественно-эстетическое развитие»)

6.Формировать у воспитанников чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива, воспитывать умение работать в парах и  (ОО «Социально-коммуникативное развитие.)

7. Активизировать словарь  по теме: «Осенняя берёзка»

Основные понятия: осенние краски, белоствольная берёза, крапинки,  листопад, пластилинография (ОО «Речевое развитие)

8. Развивать общую и мелкую моторику рук, чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам ( ОО «Физическое развитие)

9. Воспитывать у детей потребность в творчестве, созидании, самореализации, аккуратность в работе. (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

Вид деятельности: познавательная, изобразительная, игровая, коммуникативная, музыкальная (слушание), восприятие художественной литературы, двигательная.

Планируемы результаты НОД (целевые ориентиры образования):

воспитанники:

-обладают развитым воображением, которое реализуется в продуктивной деятельности, эмоционально отзываются на красоту окружающего мира;

-достаточно хорошо владеют устной речью, могут  выражать свои мысли и желания, используют  речь для выражения своих мыслей.

-с развитой  крупной и мелкой  моторикой;  подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими;

- следуют социальным нормам поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Предпосылки УД:

психологические- достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного и логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.

коммуникативные - умение слушать и слышать , подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять  учебные действия и действия контроля и оценки,

личностные – умение оценивать собственную деятельность, свои достижения, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество;

Предварительная  работа:  наблюдение,  любование берёзами на участке, в парке, рассматривание иллюстраций, репродукций,  рисование красками, восковыми мелками, чтение художественной литературы.

Создание предметно — пространственной среды для организации и проведения образовательной деятельности: ИКТ  « Осенний пейзаж»(интерактивная доска), аудио запись произведения П,И, Чайковского «Времена года – осень», образец работы, листы картона на каждого ребенка, цветной пластилин, доски для лепки, стеки.

Технологии: проблемный диалог, ИКТ- технологии, здоровье сберегающие технологии.

Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.

Формы организации продуктивной деятельности:

-фронтальная

-индивидуальная

Основные понятия: осенние краски, белоствольная берёза, листопад, пластилинография.

I. Вводная часть (организационный, мотивационный этап)

Под тихую музыку Чайковского «Времена года – Осень»  дети входят в группу, педагог обращает их внимание на экран, на котором медленно кружась, «падают» осенние листья на землю.

Воспитатель:  Ребята, слушая эту мелодию, скажите, какое у вас возникает чувство или настроение? (ответы детей)

- Что хочется делать под эту мелодию? (ответы детей).

Слушание классической музыки, наблюдение за лёгким листопадом вызывает у детей желание покружиться, закрыв глаза, улыбнуться.

На минутку дать возможность покружиться, пофантазировать.

Создание проблемной ситуации.

Воспитатель:  Ребята, обратите внимание на наши рабочие столы. Что мы видим на них? (ответы детей)

-Правильно, и картон, и разноцветный яркий пластилин, и дощечки для лепки.

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься? (предполагаемые ответы)

- А будем мы с вами творить, созидать! Что это значит? Это значит, что мы с вами будем создавать красоту! Обратите внимание на экран . Что вы видите? (осенний пейзаж)

- Какой самый яркий объект изображен на картине? (ответ)

- Да, это берёзка в осеннем наряде.

-Чем она отличается от других деревьев? ( ствол, крона, форма и цвет листьев)

- Как же нам создать такую красоту? Ведь у нас нет ни красок , ни кистей)

Воспитатель: Мы можем с вами пофантазировать, предположить: как можно создать пейзажную картину из тех материалов, что у нас есть. ( предположения детей)

Молодцы, идеи ваши хороши. Мы с вами только уточним детали и последовательность выполнения.

- Итак, мы будем создавать  осенние берёзки, которые по окончании работы, объединим в один пейзаж.

Вместо красок, мы будем использовать  пластилин.   Рассмотрим образец: для ствола берёзки,  какой надо взять пластилин? (ответы)

Воспитатель: Ствол чисто белый? Что нам поможет сделать свойственные берёзке крапинки? (ответы)

Воспитатель: Как раскатывать пластилин  для ствола, мы уже знаем, но надо вспомнить (один ребёнок показывает, остальные имитируют раскатывание пластилина, так, чтобы один край был по толще, другой – заужен)

-А как же создавать крону дерева? (ответы)

 Воспитатель: Как вы думаете,  как можно сделать все листья примерно одинаковой величины и формы, но разного цвета?  (дети высказывают свои версии,   если нужно – уточнения педагога: раскатываем очень тонкую «колбаску» нужного цвета, ощипываем маленький кусочек пластилина, сплющиваем с помощью пальчиков и прижимаем к стволу, веточке, цвет листьев берёзы меняется в соответствии с замыслом ребёнка )

- показ и объяснение воспитателя.

Воспитатель: Обратите внимание: можно ли берёзку наклеивать на чистый лист картона? (ответы)

-Почему?(обоснование при любом варианте ответа )

- Правильно, можно наклеить и на чистый лист, а можно  сначала создать фон.

Как получится лучше – это вам решать.   Но как сделать красивый фон, мы с вами подумаем вместе.

Как вы думаете, каким может быть фон?

Фон вы можете выбрать любой, но его цвет  не должен быть таким же, как цвет берёзы. Почему?  (ответы)

- Для создания фона, необходимо отрывать маленькие кусочки пластилина с усилием растирать его по поверхности картона. (показ и объяснение)

- Когда ваш фон будет готов, можно приступать к созданию красавицы – берёзки. Но сначала разогреем наши пальчики: (пальчиковая гимнастика)

Ветер по лесу гулял, ветер листики срывал:

Лист кленовый, лист дубовый,

Лист рябиновый – резной,

Лист с берёзки – расписной,

И последний лист с осинки

Ветер кинул на тропинку

- Давайте подумаем, как будет располагаться берёзка на листе.

Обсуждается разное местоположение.

- Основная часть (содержательно - деятельный этап)

Наступило время, превращаться нам в  «волшебников» и начинать творить, создавать красоту, методом пластилинографии, т.е., создаём  рисунок с помощью пластилина. Звучит фоновая музыка «Звуки природы – шелест листьев»

Воспитатель : Предлагаю вам план последовательности выполнения работы:

1. фон;

2. ствол;

3. крона

4.внизу трава;

5. добавочные элементы по  желанию: листопад, птицы в небе и т. д. поощряются элементы, придуманные детьми;

- выполнение работы  детьми под музыку;

- в процессе работы друзья  помогают детям со слабым зрением ориентироваться в выборе цвета пластилина. (приёмами лепки они уже владеют хорошо);

-индивидуальная помощь по мере необходимости.

(После окончания основной работы воспитатель предлагает воспользоваться салфетками, протереть пальчики, ладошки)

Выполненные работы   располагаются в «Галерее».

Прежде, чем приступить к созданию общего пейзажа, предлагаю размяться:

Мы лепили, рисовали, мы творили, созидали,

Работали пальчики у девочек и мальчиков,

Трудились глазки тоже, мы им сейчас поможем:

Повращаем, поморгаем, ну и спинке помогаем:

Будем наклоняться, сгибаться – разгибаться,

При этом мы друг другу будем улыбаться!

Переходим к работе в «Галерее».

Чтобы получился общий красивый пейзаж, надо правильно расположить каждую работу.

Воспитатель: Как бы вы это сделали?

Педагог предлагает создать композицию самим детям, обсуждая, по каким признакам можно объединить в  группы работы детей

( по цвету фона, по окраске листьев, по величине дерева, по красоте кроны и т. д.) Таким образом дети объективно  оценивают свои работы и работы товарищей, выделяют наиболее удачные моменты в той или иной  работе.

Заключительная (рефлекторный этап)

Воспитатель: Нам осталось придумать только название нашей совместной работе. Ваши предложения:(ответы детей)

Выбираем наиболее понравившийся вариант

Любование пейзажем заканчиваем стихотворением:

Я берёзонькой любуюсь, белоствольной восхищаюсь:,

Все листочки расписные, то зелёные, то золотые.

Их берёзонька роняет, сыру землю укрывает.

Ох, красив её наряд! Восхищает всех подряд!

Воспитатель: Молодцы ребята, с какой новой техникой мы сегодня  познакомились?

- Чем она отличается от знакомых нам ранее техник?

Воспитатель: Все приложили старания и умения, поэтому у нас получилась такая красивая берёзовая роща. Любуясь этим пейзажем, у нас появляется хорошее настроение, которым хочется поделиться.  Ждём гостей – родителей в нашу галерею. Пусть они тоже порадуются!

.

). Воспитатель замолкает, дав детям сконцентрироваться на выполнении задания. Контролирует процесс работы, помогает детям индивидуально, если необходима помощь или коррекция работы.

– Вот и закончили вы свои работы! Давайте повесим их на стенд и посмотрим, что же у нас получилось? Какая красота!

– Ребята, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей)

– Что вы нового узнали на занятии?

– Как называется новый прием рисования?

– Как вы думаете, у вас все получилось?

– Некоторые ребята даже помогали другим, потому что сами научились. Молодцы!

– Ребята, мне сегодня очень понравилось работать с вами! Спасибо! А вам? Понравилось занятие?

– А какое задание вам понравилось больше всего, рисование пальцем или «штампование»?

– Какие отпечатки листочков самые яркие и красивые, одноцветные или двухцветные?

– А что было труднее всего? (Ответы детей)

– Ребята, вечером родители увидят выставку ваших рисунков и порадуются, что вы умеете делать такую красоту! А вы дома, на выходных, собрав заранее листочки других деревьев, травинок, вместе со своими родителями придумайте свою картину и нарисуйте ее при помощи приема «штампования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективная работа. Аппликация "Осенняя березка".

Коллективная работа. Аппликация "Осенняя березка", техника - обрывная мозайка....

Конспект занятия по аппликации "Осенняя березка".

Аппликация выполняется в нетрадиционной технике (обрывная мозаика)....

Осенняя березка

Дети очень любят рисовать, а рисование нетрадиционным способом - их увлекает еще больше. Я часто использую в ИЗО нетрадиционные техники. Вот одна из них - рисование методом тычка (жесткой полусухой ки...

Методическая разработка по экологическому проекту в младшей группе «Осенняя березка»

Этот проект краткосрочный, информационно – исследовательский, расчитан на две недели, когда начинается золотая осень. К проекту разработаны семь приложений....

" Осенняя березка".

Осенняя пора одаривает нас яркими, разноцветными красками. Наряжаясь в желтые, оранжевые, красные цвета. Мы с детьми сходили на экскурсию в осенний лес, где любовались осенними деревьями. После этой э...

Конспект НОД по объемной аппликации из салфеток в старшей группе «Белокурая осенняя березка.

Конспект НОД по объемной аппликации из салфеток в старшей группе «Белокурая  осенняя березка.Подготовила и повела  воспитатель: Науменко светлана ВасильевнаЦель: научить делать березку ...