«Символы города Санкт-Петербурга»
статья (старшая группа)
Образовательная область – познавательное развитие
Цель:
- Познакомить детей с понятием «Малая родина»;
- Расширить представления детей о родном городе;
- Познакомить с историей возникновения, именем основателя, гимном и гербом;
- Дать представление о нашем городе как культурном центре, его основных достопримечательностях;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Символы города Санкт-Петербурга»
Образовательная область – познавательное развитие
Цель:
- Познакомить детей с понятием «Малая родина»;
- Расширить представления детей о родном городе;
- Познакомить с историей возникновения, именем основателя, гимном и гербом;
- Дать представление о нашем городе как культурном центре, его основных достопримечательностях;
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие:
- Расширять словарь детей по теме за счет введения названий исторических объектов: Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Нева, Невский проспект итд;
- Развивать связную речь, умение рассуждать, последовательно излагать свои мысли;
Социально-коммуникативное развитие:
- Воспитать чувство принадлежности к петербуржцам;
- Воспитать гордость за свой родной город;
Физическое развитие:
- Стимулировать детей к выполнению движений, показываемых взрослым;
- Развивать крупную моторику, координацию движения;
Материалы и оборудование: иллюстрации достопримечательностей Санкт- Петербурга, доска для рисования, ватман, карандаши, восковые мелки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. Знакомство с достопримечательностями города по иллюстрациям.
2. Разучивание стихотворений.
3. Рекомендации родителям: совершить семейную прогулку в центр города, в Петропавловскую крепость.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
I ЧАСТЬ. «Герб, флаг и гимн».
Ребята, представляете, нам с вами пришло письмо на почту д/с №42: «Здравствуйте ребята, мы дети старшей группы д/с №36 только города Москвы, мы узнали, что в г. Санкт- Петербург, то же есть такой сад. Мы не были в вашем городе, расскажите, пожалуйста, нам о нем. Нам очень интересно».
- Дети, давайте ответим на письмо, расскажем, есть ли какие-нибудь символы, отличающие наш Санкт- Петербург от других городов? Герб, флаг и гимн.
- А у Санкт- Петербурга есть герб?
- Давайте рассмотрим герб нашего города, как он выглядит и о чем может нам рассказать?
На гербе нарисован щит с якорями. Все предметы на гербе не случайны, о чем нам они рассказывают? Щит - это защита. Красный цвет – смелость и храбрость.
- Сколько якорей? Два - речной и морской. Город был построен для защиты границ нашей страны. В нашем городе есть морской и речной порты. Кроме якорей на гербе находится еще один предмет - это скипетр с двуглавым орлом – предмет царской власти. На гербе он находится не случайно. Город был основан царем, многие годы в Петербурге жили и правили цари, здесь была столица страны.
- Какой еще есть символ у Санкт- Петербурга? Флаг. На красном прямоугольном полотне расположен герб города.
- Гимн. Только торжественная, особенная музыка может называться гимном. Гимн звучит в особенных очень важных случаях – при проведении парадов, при праздновании очень важных городских праздниках, при поднятии и спуске флага, в самые важные и торжественные моменты. Давайте прослушаем аудиозапись гимна Санкт- Петербурга.
Назовите лишнее слово: Петроград, Ленинград, Москва, Санкт- Петербург. Остальные слова это названия нашего города. У него было три имени. Кто дал первое имя городу?
Загадка.
Кто был мастер на все руки, не зевал от лени, скуки, сам отличный мореход, основал российский флот. (Петр I)
- Петр I назвал своим именем? В честь своего ангела-хранителя Святого Петра. И имя города переводится как «город Святого Петра». Это имя несколько раз менялось.
- Скажите кто это такой Петр I, что он сделал для нашего города? Он построил наш город 16 мая 1703 года. В те времена шла война со шведами. Военные действия проходили на реке Неве, в тот год была одержана победа над шведами.
- Про имя города мы рассказали, а сколько же ему лет?
- Кто сможет посчитать? Я буду загадывать вам число, и писать на доске правильный ответ.
В первой клетке число, которое меньше 2 на 1 (1). Во второй, какое число идет после 6 (7). В третьей число, обозначающее пустое место (0). Больше 2, но меньше 4 (3).
В этом году в мае городу исполнится 315 лет. Для человека это очень большой возраст, а для города нет. У нас еще очень молодой город, по сравнению с остальными городами, но у него уже есть своя очень богатая история.
II ЧАСТЬ. «Петропавловская крепость».
Загадка:
Стреляет в полдень пушка, скрывается в дыму.
Когда стреляет пушка, не страшно никому!
Шумит волна речная у крепостной стены.
А пушка ведь ручная: она – не для войны. (Петропавловская крепость).
Все дети вместе: ОСТРОВ ЗАЯЧЬИМ ЗОВУТ, ЗАЛОЖИЛИ КРЕПОСТЬ ТУТ. КРЕПОСТЬ НА НЕВЕ СТОИТ, В НЕБЕ ТОНКИЙ ШПИЛЬ БЛЕСТИТ. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР НАШ ПРИТЯГИВАЕТ ВЗОР.
Для укрепления границ Петр I решил построить крепость на разветвлении Невы, это был остров. Он был окружен с трёх сторон просторами Невы, а с четвёртой находился Берёзовский остров. Эту крепость назвали Петропавловской. Почему именно на берегу Невы стали строить крепость? Чтобы охранять город от кораблей врагов. Как только появились бы враги на Неве, то стали бы стрелять из пушек по ним. Стены крепости сначала строили из бревен, а потом из камня, чтобы ни огонь, ни вода не разрушили их.
На её территории был построен Петропавловский собор. Он очень высокий, наверху колокольня, завершённая шпилем, издалека виден сверкающий шпиль собора – это один из самых старых храмов Санкт- Петербурга; наверху его шпиля парит АНГЕЛ – хранитель нашего города, он не просто смотрит на город, а ещё указывает направление ветра, он – ФЛЮГЕР. Архитектор крепости Доменико Трезини.
- Где была построена крепость? На заячьем острове. Послушайте сказку и поймете, почему остров заячий.
Сказка «Царский заяц».
Недалеко от того места, где река Нева впадает в Балтийское море через Финский залив, было множество островов. А что такое остров? Ученые называют островом часть суши, со всех сторон окруженную водой (в отличие от полуострова, который одной своей частью соприкасается с большим участком суши). Острова эти были дикие, почти не заселенные людьми. Но зверья там разного водилось в изобилии: белки, лисы, дикие кабаны, косули, олени, волки. Но особенно много было зайцев. На одном из таких островов жило семейство самых обычных зайцев. Все были зайцы как зайцы: в меру пугливы, проворны, быстры; а этот - ну уж слишком трусишка. Где-то ветка хрустнет - он в кусты, белка шишку уронит - он и дышать от страху забывает, ну а уж если хищник какой где-то появится - бежит наш зайка не чувствуя под собой лап. Как-то весной случился сильной ледоход, река забурлила, разлилась, вышла из своих берегов и затопила множество островов. Звери спасались от большой воды кто как мог. Зайка наш совсем духом пал: «Плакали мои длинные ушки и мой куцый хвостик. Куда мне бедному бежать, где искать защиты?» Увидел заяц, бревно плывет по воде. Он на бревно - скок, а сердце колотится от страху, хвостик дрожит; сидит он на бревне, отдышаться не может. Вдруг глядь - а на бревне этом лиса сидит, язычком облизывается, глазки хитрые щурит. «Ну, здравствуй, дружок, добро пожаловать на ужин» А зайка, откуда только силы взялись, как оттолкнется от бревна и скок на какой-то бережок. И ну со всего духу бежать. Глаза закрыл, бежит, ничего не видит вокруг себя. Вдруг - бух, налетел на что-то. Стукнулся так, что аж искры из глаз посыпались. Открыл он один глаз, смотрит - великан перед ним. Стоит руками машет, чуть не валится с ног то ли с испугу, то ли смеху. Понял заяц, что это он великана напугал. Трусишка наш расхрабрился, да как стукнет своей задней сильной лапой большого человека по сапогу и прыг в кусты (на всякий случай). С той поры заяц наш осмелел. Слыханное ли дело - великана напугал! Сказка вся, в ней есть намек, добрым молодцам урок.
Кем же был тот великан, которого заяц то ли напугал, то ли удивил и рассмешил? Русский царь Петр I. На этом «заячьем» острове царь начал возводить крепость (позже она будет названа Петропавловской). Согласно преданию, возводившие её строители трудились очень медленно. Царь разгневался и прибыл на остров, чтобы сурово наказать нерадивых работников. Но в тот момент, когда царь выходил из лодки на берег, на его сапог неожиданно прыгнул заяц. Царя это очень позабавило и привело в доброе расположение духа, благодаря чему он отменил суровые наказания и нарёк остров Заячьим. Говорят, что царь подхватил зайчишку на руки, хохотал и велел отдать его царевнам на забаву.
Уже в наше время на одной из опор Иоановского моста, который ведет к главному входу в Петропавловскую крепость, установили небольшой памятник «зайцу, спасшемуся от наводнения». Его высота 58 см. Заяц стоит на защитной свае, предохраняющей мост от ледохода. Туристы, приезжающие в С. -Петербург, бросают на постамент, где стоит зайка, монеты, стараясь попасть на деревянную опору.
Петропавловская крепость была построена, как военная крепость для защиты города и границ страны от врагов, а сейчас входит в состав Музея истории Санкт- Петербурга. С Нарышкина бастиона Петропавловской крепости ежедневно в 12:00 производится выстрел сигнальной пушки. В 1991 году на территории Петропавловской крепости установлен памятник Петру Великому работы скульптора Шемякина. Сейчас на пляже Петропавловской крепости проводятся различные развлекательные мероприятия. Также проводятся экскурсии.
III ЧАСТЬ «Игра».
Игра «По болоту Пётр шёл…» Считалкой выбирают царя Петра.
«По болоту Пётр шёл, остров заячий нашёл, он собрал рабочий люд, чтоб построить крепость тут, зайцы пушек испугались по болоту, разбежались. Один, два, три, ну-ка зайчика найди. Дети идут по кругу, ребенок, играющий царя, идет в противоположную сторону. Дети движениями показывают, как созывали рабочих, строили крепость, дети разбегаются врассыпную, садятся на корточки, стараются не шевелиться. Ребенок, играющий царя должен запятнать зашевелившегося «зайца».
Итог:
- Какие символы Санкт-Петербурга вы запомнили?
- Что вам больше всего понравилось?
- Предложить нарисовать достопримечательности Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЮ«Символы нашего города»ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:1. Расширять представления детей о родном городе.2. Уточнять знания детей о символах Петербурга.3. Дать ...
Картотека официальных символов города Санкт-Петербурга
Данный наглядный материал пригодится педагогам для изучения г. Санкт-Петербурга. В него включены все официальные и неофициальные символы Санкт-Петербурга. Помимо фотографий, официальные символы Санкт-...
Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга»
Расширять представления детей о родном городе. Уточнять знания детей о символах Петербурга. Дать начальные знания о Петропавловской крепости.Воспитывать чувства гордости и уважения к городу,...
Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы "Символы города Санкт-Петербурга"
Цель : Расширить представления детей о родном городе Санкт- Петербурге , через достопримечательности.Задачи :Обучающие :Обогащать активный словарь детей за счет слов: символ, шпиль...
Конспект занятия по Петербурговедению для подготовительной группы «Символы города Санкт-Петербурга»
Цель : Расширить представления детей о родном городе Санкт- Петербурге , через достопримечательности.Задачи :Обучающие :Обогащать активный словарь детей за счет слов: символ, шпиль, флюгер, верфь...
«Методическая разработка конспекта НОД по теме «Зонт-как символ города Санкт-Петербург» для воспитанников средней группы ДОУ»
Методическая разработка конспекта НОД по Петербурговедению, с частичным использованием фасилитированой дискуссии. Для средней Группы ДОУ...