Проект "Любят танцы на Руси"
проект (подготовительная группа)
«Приобщение дошкольников к истокам русской культуры средствами народной хореографии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Любят танцы на Руси" Для педагогв доп образования ДОУ | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
детского сада «Белочка»
_____________/М.В.Кротова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Любят танцы на Руси»
Тема проекта: «Приобщение дошкольников к истокам русской культуры средствами народной хореографии».
Название проекта: «Любят танцы на Руси».
Разработчик проекта: педагог дополнительного образования Дьячкова Марина Николаевна.
Образовательная область: художественно - эстетическое развитие, хореография, театр.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Вид проекта: открытый (в контакте с семьей, учреждениями культуры), групповой, творческий, долгосрочный.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2014 г. – июнь 2015 г.
Участники проекта: Данный образовательный проект рассчитан на воспитанников групп оздоровительной направленности 5-7 лет, их родителей, воспитателей и специалистов МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления «Белочка».
Актуальность проекта заключается в том, что сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с функциональными особенностями жанров фольклора, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение. Деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, развивает художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию ребёнка, позволяет активизировать его самые разнообразные творческие проявления.
Цель: Удовлетворение эстетических потребностей детей, формирование музыкальной компетентности, вкуса, расширение знаний о народной (фольклорной) музыке, танцах.
Задачи:
- Обогащать духовный мир детей через приобщение к истокам русской народной культуры.
- Знакомить детей с русским народным творчеством: сказки, песни, танцы, костюмы.
- Воспитывать интерес и любовь к народной музыке, разнообразной по жанру и содержанию.
- Обучать детей элементам русских народных танцев
- Воспитывать и пробуждать интерес к культуре России.
- Воспитывать уважение к русским народным традициям.
- Развивать умение владеть своим телом. Совершенствовать двигательные способности, гибкость, выносливость, ритмические способности и координацию движений.
Объект: Процесс сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей в музыкально-хореографическом воспитании детей дошкольного возраста.
Предмет: Процесс обучения, формы, методы развития музыкально-хореографической компетентности детей, сотрудничество воспитателей, воспитанников и их родителей в музыкально-художественной деятельности. Гипотеза: Дошкольное детство – это очень важный период становления личности, когда у ребенка формируются первые представления об окружающем мире и обществе. А ведь именно развитие русского народного творчества очень тесно (неразрывно) связано с историей русского народа. Народный танец с помощью танцевальных образов раскрывает жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. Именно поэтому в работе особое значение уделяется воспитанию эстетического отношения детей к окружающему миру через русский народный танец. До сознания детей просто необходимо донести, что именно они являются носителями русской народной культуры и воспитывать детей нужно в национальных традициях.
Русская музыка, русский танец должны стать частью жизни ребенка, для этого необходимо обращаться к истокам русской народной культуры. Если дети не будут знать своих корней, традиций своего народа, невозможно будет воспитать полноценного человека. Знакомя детей с традициями и обычаями русского народа, мы помогаем воспитывать любовь к истории и культуре наших предков. Русский народный танец – это ниточка от прошлого, через настоящее, в будущее. И начинать приобщение к народным ценностям необходимо с малых лет.
Практическая значимость: Повышение качества образовательного процесса, уровня основ музыкально-хореографической компетентности ребёнка. Формирование системы музыкально-хореографического образования детей, предметно-развивающей среды, методического обеспечения. Приобщение родителей к воспитанию у детей интереса к народной культуре и историческому прошлому своей страны.
Этапы развития проекта:
1 этап. Подготовительный.
- Обсуждение целей и задач проекта;
- Оценка возможностей и ресурсов в рамках реализации Проекта;
- Распределение материала на блоки, составление плана работы;
- Изучение компетентности родителей по теме проекта.
2 этап. Основной этап.
- Планирование работы с воспитанниками, воспитателями.
- Создание условий для реализации проекта: подбор репертуара, соответствующего возрастной категории и выбранному направлению проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующим тематикам
- Пропаганда знаний о влиянии русской народной музыки и танцев на развитие ребёнка для родителей воспитанников.
- Создание базы данных о народных коллективах страны, города и области: государственном русском народном хоре им. Пятницкого, государственном ансамбле песни и танца Тамбовской области «Ивушка», ансамбле «Россияне», ансамбле песни и танца «Тамбовчата».
- Активное включение русской народной музыки и танцев в непосредственно образовательную деятельность в художественно – эстетическом развитии;
- Исполнение русских народных песен, танцев, былин, сказок в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности детей в течение дня, в семьях воспитанников;
- Совместная хореографическая деятельность педагогов и воспитанников в рамках дополнительного образования;
- Оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
- Проведение открытых мероприятий на базе МБДОУ детского сада «Белочка»
3 этап. Заключительный.
- Мониторинг результатов проектной деятельности.
- Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
- Презентация проекта «Народный фольклор в детском саду».
Ожидаемы результаты реализации проекта:
1. Личностное и осмысленное отношение к народному фольклору и культуре России.
2. Воспитание эмоциональной открытости.
3. Вживание в русскую стилистику спектакля через вокально-хореографическое исполнение.
4. Овладение пластикой народного русского танца - хоровода, пляски.
5. Желание показать, поделиться своими знаниями со зрителями.
6. Повышение общей культуры и образованности воспитанников.
7 Воспитание у детей ответственности за результаты общего дела.
8. Повышение мотивации к дальнейшему самостоятельному изучению русского творчества.
Поэтапно – творческий план педагога дополнительного образования Дьячковой М.Н. МБДОУ детского сада присмотра и оздоровления «Белочка» на 2014-2015 уч.г.
по реализации проекта
«Приобщение дошкольников к истокам русской культуры средствами народной хореографии».
месяц | воспитанники | педагоги | родители | оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь | Мониторинг определения уровня знаний и умений воспитанников | |||
Октябрь | «Осенняя ярмарка», «Балалаечка», хоровод «Свирель да рожок» | Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам. | Помощь в проведении утренников. | Оформление русской избы, веночки в руках и на голове. |
Ноябрь | «Мама – солнышко моё», танец «Яблонька», хоровод с платками. | Воспитание детей на принципах традиционной народной культуры как высоконравственного наследия. | Участие в проведении концертной программы. | Атрибуты, костюмы. |
Декабрь | «Новый год в гостях у сказки о царе Салтане…» | Раскрыть значение народного творчества в сохранении и развитии общей культуры народа. | Совместное чтение с детьми «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина | Декорации, атрибуты, головные уборы, детали костюмов. |
Январь | Музыкальная гостиная «Музыкальная живопись сказок и былин». | Целенаправленно формировать знания детей о русской народной музыке, танцах, взаимосвязи видов искусства. | Помощь в пошиве и приобретении костюмов. | Музыкальный и видеоматериал, презентация на тему «Богатырская тема в искусстве» |
Февраль | Театрализованное представление «Широкая Масленица» | Подготовка костюмов и чучела Масленицы | - | Народные костюмы, атрибуты, блины, самовар, чай, скатерть. |
Открытый показ музыкально – хореографической постановки «Сказание о чудесах земли русской» | Обогащать духовный мир детей через приобщение к истокам русской народной культуры | Помощь в изготовлении костюмов | Атрибуты, костюмы, декорации, | |
Март | Фольклорный праздник «Живи, моя Русь и душа». | Развивать навыки восприятия народных традиций, творчества, музыки, танцев, игр, через отражение их содержания | Участие в утренниках | Ширма с изображением русской избы. Предметы деревенского двора и быта, кухонная утварь. Русские народные детские музыкальные инструменты, народные костюмы. |
Апрель | Городской конкурс детского творчества «Искорки Тамбовщины» | Накопление эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений. | Участие в подготовке конкурса «Искорки Тамбовщины» | Костюмы, фонограммы песен. |
Май | «Этих дней не смолкнет слава…» | Формировать патриотические чувства, представление о героизме на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины | Помощь в проведению экскурсии к местам боевой славы. | Флажки, бумажные голуби, разноцветные ленточки, игрушки, синие платочки, фронтовое письмо. |
Июнь | Мониторинг результатов проектной деятельности, уровня освоения знаний и умений. | |||
Демонстрация опыта на педагогическом совете, участие во всероссийском конкурсе педагогического творчества. | Обобщение опыта. | - | Презентация, подготовленный материал, фотографии, видеоматериал. |
Репертуар:
Для постановки и исполнения:
- «Скоморохи»;
- «Балалаечка»;
- «Свирель да рожок»;
- «Веретёнце»;
- «Плетень» танец-игра;
- «Яблонька»;
- «Черномор и богатыри»;
- «Белочка»;
- «Лебеди»;
- «Массовый хороводный танец».
Используемые информационные ресурсы
(список литературы, интернет ресурсы):
- Бударина, Т.А., Корепанова, О.Н., Куприна, А.С., Маркеева, О.А., Харитонова, И.В., Яковишина, Е.И./ Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина,О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. - СПб.:, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 400 с., ил.
- Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. - М., 1995. - С.23.
- Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964. - 326 с.
- Каплунова, И.М., Новоскольцева, И.А. Этот удивительный мир (развитие чувства ритма у детей.И.М.Каплунова, И.А.Новоскаольцева. Серия «Ладушки»: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. – Издательство «Композитор*Санкт-Петербург», 2005. – 75 с.
- Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967. - Ч.1.
- Уральская В.И. Природа танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1981.
- Уральская В.И. Рождение танца / В.И. Уральская. - М.: Совет. Россия, 1982. - 144 с.
- Устинова Т. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. - М., 1996. - 478 с.
- Дошкольное воспитание №5-6 1992. «Приобщение дошкольников к русской национальной культуре», с.5
- Бударина.Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. С.-Петербург,1998.
- Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход И.В.Штанько. ТЦ. 2007
- Князева.О.Л., Маханёва.М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С.Петербург.1998
- Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
- http://nsportal.ru
- http://muzruk57.jimdo.com/?logout=1
- http://muzruk.if.ua/
- http://www.maam.ru
- http://www.musical-sad.ru
- http://www.o-detstve.ru
- http://chayca1.narod.ru/
- http://myzryk.forum2x2.ru
- http://possum.ru
- http://pochemu4ka.ru
- http://razum.myinsales.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С миру по танцу. Сценарий отчетного концерта по хореографии, посвященный Международному дню танца.
Самая лучшая няня на свете Мэри Поппинс прилетает к детям в детский сад на праздник танца. И вместе с ними отправляется в увлекательное путешествие по странам мира. Она ведет рассказ о странах (исполь...
Наши танцы хороши, мы танцуем от души!
Хочу поделиться следующими танцами для вашей музыкальной копилки...
«ТАНЦУЙ ПЛАНЕТА!» Фестиваль танцев народов мира.
Праздник для детей старших групп детского сада с участием воспитанниц школы искусств....
Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)
Национальные танцы разных народов мира (армянские народные танцы, турецкие народные танцы, русские народные танцы)...
ОТ РУСИ ЯЗЫЧЕСКОЙ К РУСИ ХРИСТИАНСКОЙ ( Конспект НОД, ОО «Познание», подготовительная к школе группа)
ОТ РУСИ ЯЗЫЧЕСКОЙ К РУСИ ХРИСТИАНСКОЙ( Конспект НОД, ОО «Познание», подготовительная к школе группа)...
Танцы… танцы… танцы…
Презентация для детей подготовительной к школе группы....
Сценарий танцевального флешмоба "Танцы, танцы, танцы"
Флэшмоб — это массовая акция, которую организует большая группа людей для привлечения внимания общества и создания удивительной атмосферы, ведь не каждый день видишь организованные, но неожиданн...
- Мне нравится (1)