Картотека дидактических игр по развитию коммуникативных способностей.
картотека по развитию речи

Русинова Наталья Евгеньевна
Игра – это важная деятельность не только в младшем возрасте, но и в более старшем.
 
Игры не только помогают развить и проявить свои коммуникативные умения и навыки, но и позволяет корректировать возникающие проблемы и трудности общения.
 
Опыт подчинения и руководства в игре может воспитывать у детей способность к самостоятельным решениям, к отстаиванию собственного мнения, поможет в некоторых ситуациях противостоять внушению и подавлению. Каждая игра направлена на развитие тех или иных способностей, умений и навыков, она имеет определенную воспитательную задачу.
 
Игра – это непрерывная смена позиций. Умение вести себя в определенной роли, неважно будь это руководитель или подчиненный, формирует у ребёнка адекватную самооценку и способность воспринимать реально свое место в системе общественных отношений. Это формирует гибкость восприятия и общения, способность к эмпатии, быстрое переключение от одного вида деятельности или общения на другой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did._igry.docx76.83 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс

 дидактических игр

 по развитию  коммуникативных способностей.

Составитель:

Русинова Наталья Евгеньевна

воспитатель

I квалификационная категория

Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые (автор — О. Хухлаев. О. Хухлаева)

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.

Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним ».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

Интервью (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

На мостике

Цель: развитие коммуникативных навыков, моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 2 команды.

Описание игры: взрослый предлагает детям пройти по мостику через пропасть. Для этого на полу или на земле чертится мостик — полоска шириной 30-40 см. По условию, по «мостику» должны с двух сторон навстречу друг другу идти одновременно два человека, иначе он перевернется. Также важно не переступать черту, иначе играющий считается свалившимся в пропасть и выбывает из игры. Вместе с ним выбывает и второй игрок (потому что, когда он остался один, мостик перевернулся). Пока два ребенка идут по «мостику», остальные за них активно «болеют».

Комментарий: приступив к игре, дети должны договориться о темпе движения, следить за синхронностью, а при встрече на середине мостика — аккуратно поменяться местами и дойти до конца.

Обзывалки (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее двух человек.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Охота на тигров (авторы — Е. Карпова. Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: не менее 4 человек.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется ...», « Царевна-Несмеяна »).

Сиамские близнецы (автор — К. Фопель)

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

Давай поговорим (автор — Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

Клубочек

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: от 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Необходимые приспособления: клубок ниток.

Описание игры: дети садятся в полукруг. Взрослый становится в центре и, намотав на палец нитку, бросает ребенку клубочек, спрашивая при этом о чем-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребенок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задает вопрос, передавая клубок следующему игроку. Если ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Комментарий: эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а взрослому помогает определить, у кого из детей есть трудности в общении. Она будет полезна малообщительным детям, также ее можно использовать в группах малознакомых участников.

Ведущим может быть выбран и ребенок.

Когда все участники соединились ниточкой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

Зеркала

Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим.

Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой (ногой), что и он.

Поварята (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Возраст: старше 4 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

Газета (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: четверо, или кратное четырем.

Необходимые приспособления: газета.

Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится.

Комментарий: эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

Живая картина (авторы — Ю. Шевченко, М. Шевченко)

Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей.

Ладонь в ладонь (авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Возраст: любой.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

Сотворение чуда

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпа-тийных способностей.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)» или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

Войди в круг — выйди из круга (автор — К. Фопель)

Цель: развитие эмпатии, отработка способов поведения в одиночестве, совершенствование навыков межличностной коммуникации.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: не больше 10 человек.

Описание игры: дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг — уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.

Комментарий: взрослый следит, чтобы детине проявляли агрессию, помогает водящему, если ему приходится совсем туго. В такой игре ребенок получает бесценный опыт общения с разными людьми, когда нужно в одной ситуации проявить уступчивость, попытаться уговорить человека, а в другой, наоборот, проявить твердость и настоять на своем.

Зоопарк (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных способностей, умение распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: две команды.

Описание игры: интереснее играть командами. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — зрители — они гуляют по «зверинцу», «фотографируют» животных, хвалят их и угадывают название. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.

Комментарий: нужно стимулировать детей к тому, чтобы они передавали повадки того или иного животного, а также по своему желанию наделяли его какими-либо чертами характера.

Старенькая бабушка (автор — Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 8-10 человек.

Необходимые приспособления: платки для завязывания глаз.

Описание игры: дети разбиваются на две команды — бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза — они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина.

Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков — не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.

Комментарий: перед началом игры можно побеседовать с детьми о необходимости оказания помощи пожилым людям, бабушкам и дедушкам. Нужно потренироваться в принятии характерной позы.

В процессе игры взрослый регулирует взаимоотношения между играющими. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.

Найди отличие (авторы —Е. Лютова, Г. Монина)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: взрослый и ребенок (группа детей).

Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаши).

Описание игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями.

Комментарий: если в игре принимают участие несколько детей, их можно расположить по кругу и предложить меняться рисунками, пустив их по кругу, пока листок не вернется к хозяину.

В зависимости от особенностей детей игра может проходить как в быстром, так ив медленном темпе.

После завершения игры рисунки раскладываются на столе или на полу. Взрослый предлагает поговорить о них. Важно спросить ребенка, нравится ли ему рисунок, что именно нравится (или не нравится), что бы он хотел убрать (добавить) и т. д.

Дотронься...

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-8 человек.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

Ау! (авторы  О. Хухлаев. О. Хухлаева)

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Тропинка

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди-стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.

Небоскреб (автор  К. Фопель)

Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: 5-6 человек.

Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если упадет хоть один кубик, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую.

В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.

Источник: «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста». Г.А. Широкова

« Кто к нам пришел?»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Описание игры: детям предлагается встать в круг и двигаясь по кругу,

со словами ведущего - взрослого:

« Кто к нам пришел? Кто сегодня пришел? Может Саша

пришел. Может Маша, пришла? (называются имена детей).

Дети вместе отвечают да или нет.

« Назови свое имя»

Цель: Познакомить друг с другом и объединить детей в группу.

Описание игры: детям предлагается, передавая мягкую игрушку по кругу

назвать свое имя.

А в конце, когда игрушка окажется в руках взрослого, произносятся слова: «

Вот нас сколько, вместе мы! Ай, да мы молодцы!».

«Мяч по кругу»

Цели: Развитие коммуникативных способностей.

Развитие внимания и общей координации.

Описание игры: Детям предлагается передавая мяч по кругу, глядя в глаза

улыбнуться друг другу.

« Паровозик дружбы»

Цель: Объединение детей в группу.

Описание игры: Ведущий идет по кругу, хлопая в ладоши называя в такт свое

имя. Выбирает себе «паровозик» - это кто-то из детей, ребенок становится

впереди ведущего. Ведущий держит его за пояс и они вместе идут по

кругу. Ребенок идущий впереди хлопает в ладоши и они вместе называют

его имя. Затем 1 ребенок выбирает себе «паровозик» и т.д. Каждый раз

меняется «паровозик» и каждый раз все вместе едут по кругу, называя имя

впереди стоящего.

«Прокати мяч и назови»

Цели: Развитие тонкой и общей координации.

Развитие зрительного внимания и памяти

Выражение эмоционального отношения через имя.

Описание игры: Дети сидя на поду в кругу, катают мяч друг друга, называя

имя: ласково – Танечка, Ванечка, Мишенька ……….. строго – Таня, Ваня,

Миша………………………

как хотят……………………………………………

« Да-да и нет-нет».

Цель: Определение своего места в окружающем мире.

Развитие согласованности детей в группе.Развитие речевой интонации.

Описание игры: Дети стоят вокруг ведущего, который задает вопросы.

Детям предлагается отвечать сначала тихо, затем чуть-чуть громче

и совсем громко. Словами да-да или нет-нет.

Ведущий: «Я прошу вас ответить вместе и очень тихо:

Вы котята? Дети отвечают: «нет-нет» (тихо)

А теперь погромче вы котята?

А теперь еще громче Вы котята

А сейчас ответьте тихо вы дети и т.д.

Можно задать вопросы: Вы цветы Вы цыплята Вы куклы?

«Доброе животное»

Цели: Объединение детей в группу.

Развитие слухового внимания.

Описание игры: дети встают в круг и берутся за руки.

Ведущий- педагог говорит: « Мы одно большое доброе животное, давайте

послушаем, как оно дышит» Все прислушиваются к своему дыханию и

стараются дышать вместе. А теперь послушаем, как

Стучит сердце доброго животного». Дети вместе произносят: «Тук-тук».

« Птицы»

Цели: Развитие эмоциональной симпатии друг другу.

Активизаций мимических мышц.

Научить приветствовать друг друга

Описание игры: Ведущий превращает с помощью волшебной палочки детей

в птиц.

« Солнце встало, и лучи всех согрели вдруг они

Птицы глазки все открыли , крылышки свои встряхнули,

Полетели, понесли весточку с родной земли»

Дети летают по комнате и, подлетая, друг к другу, машут крыльями

и улыбаются друг другу, говорят: « Привет».

« Котята»

Цель: Развитие эмоциональной зрительной памяти и внимания.

Стимулирование речевой активности.

Активизация моторной и мышечной деятельности.

Описание игры:

Ведущий произносит слова, а дети - «котята» повторяют движения за

словами:

«Вот настало утро, проснулись котята, потянулись и

улыбнулись котята. Молочко попили, рыбки попросили.

Нет у кошки-мамы рыбки для котят.

Загрустили котята. Обнялись котята.

Вдруг веселый мячик, прыг - скок, прыг-скок.

Котятам весело играть, прыгают котята, прыг-скок.А потом устали, на пол упали и уснули.

А часики тик-так, тик- так, а котята спят и спят».

«Найди себе пару»

Цель: Формирование способов взаимодействия друг с другом.

Развитие общей моторики и пространственной ориентировки.

Описание игры: детям предлагается выбрать картинку с изображением

животного и не показывать друг другу. Одному из детей предлагается

изобразить животного, который изображен у него на картинке. Дети

отгадывают, и у кого такое же животного выходит, и они вместе изображают

животных под музыку, (котята, щенята, цыплята, жеребята).

« Поздоровайся !»

Цель: Формирование приемов восприятия и воспроизведения мимических и

жестовых движений с соответствующей интонацией приветствия и

прощания. Развитие речевой интонации.

Описание игры: Детям предлагается поздороваться (улыбнуться, глядя в

глаза, используя жесты. Затем предлагается попрощаться.

«Нужно делать так!».

Цели игр: Развитие пантомимических движений.

Активизация речи. Сплочения детей в группе.

Описание игры: Ведущий показывает движения и говорит, что он делает.

Если названное движение соответствует выполняемому дети повторяют

движение и называют что делают, если нет то топают ногами и хлопают в

ладоши. ( « Я прыгаю», « Я смотрю», « Я глажу», «Я обнимаю»…..).

« Рыбки в аквариуме»

Цели: Развитие пантомимических движений.

Развитие ориентировки в пространстве.

Описание игры.

В игре « Рыбки в аквариуме», ведущий имитируя плывущую рыбку ,

складывает ладони вместе и движения по кругу медленные и

зигзагообразные. Дети также называют имя ведущего.

 

« Дружная ракета»

Цель: Развитие совместных действий, чувство товарищества.

Описание игры:

В игре « Дружная ракета» - дети передают следующему ведущему шлем

космонавта, ребенок одевает и становится ведущим, по ходу движения дети

топают ногами, а ведущий хлопает в ладоши и дети называют его имя.

« Катаемся на лыжах»

Цель: Снятие мышечного напряжения. Развитие общей моторики и

ориентировки в пространстве. Развитие слухового внимания и памяти. Описание игры: Для игры создается пространство с искусственными

преградами. Детям предлагается покататься на лыжах. Но кататься надо так,

чтобы не столкнуться и не наезжать на преграды. По звуковому сигналу дети

останавливаются и замирают. По повторному сигналу продолжают

движение.

« Клубок».

Цель: Формирование неречевых средств общения

Развитие мышечного аппарата экспрессивных зон лица. Формирование

восприятия мимики лица и интонации голоса собеседника.

Описание игры:

Дети сидят в кругу на ковре. Ведущий передает клубок красных ниток

ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом улыбается, смотрит в

глаза и говорит ласковое слово, затем передает клубок следующему ребенку,

пока не дойдет очередь до воспитателя.

« Подари улыбку другу»

Цель: Развитие мимики. Активизация эмоциональной памяти.

Развитие положительного отношения друг к другу.

Описание игры:

1. Дети стоят в кругу ведущий предлагает найти себе пару, покружиться,

улыбнуться друг другу, погладить друг друга по голове, обняться.

Разбежаться и снова найти, но другую пару.

2.Детям предлагается повторять движения за словами: «Светит солнышко в

окошко, а глазки наши, как лучики солнца, посмотрели друг на друга,

улыбнулись. Правую руку положили на сердечко, послушали, как оно стучит,

и собрали в кулачок солнечный лучик и отдали другу».

« Узнай по голосу»

Цель: Развитие речевой интонации. Развитие слуховой памяти и внимания.

Описание игры:

Дети садятся на ковре, один из детей садится спиной к остальным.

Дети зовут его по разному, ребенок отгадывает по голосу кто его зове т.

«Веселый клоун»

Цель: Развитие мимики и пантомимики. Развитие речевой интонации.

Формирование умения управлять своими эмоциями.

Описание игры:

В гости к детям пришел клоун, он решил поиграть с детьми.

Дети двигаются и выполняют движения за клоуном.

Действия: чистить зубы, умывается, одевается, идет.

Передает чувства: светит солнышко, идет дождь, болит живот, потерял

игрушку, ест мороженное.

Имитация движений животных : заяц, медведь, слон , белка , петух.

« Шепоток»

Цель: Развитие речевой интонации.

Описание игры:

Дети садятся в круг, и каждый задумывает ласковое слово.

По кругу дети передают слово ведущему

«Кто говорит?»


Цель: развивать внимание к партнёру, слуховое восприятие. Дети стоят в полукруге. Один ребёнок — в центре, спиной к остальным. Дети задают ему вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребёнок узнал, занимает его место.

«Угадай, кто это»


Цель: развивать внимание, наблюдательность.
Упражнение выполняется в парах. Один ребёнок (по договорённости) закрывает глаза, второй — меняется местом с ребёнком из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошёл, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнёра.


«Пожелание»


Цель: воспитывать интерес к партнёру по общению.
Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д.

«Комплименты»


Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети становятся в круг. Взрослый, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребёнок должен сказать “спасибо” и передать мяч соседу, произнося при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит “спасибо” и передает его следующему ребёнку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.


« Закончи предложение»


Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Дети стоят в кругу. В качестве ведущего — взрослый. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч — ребёнок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:
Моя любимая игрушка…
Мой лучший друг….
Моё любимое занятие….
Мой любимый праздник….
Мой любимый мультфильм….
Моя любимая сказка…
Моя любимая песня…. 


«Ласковое имя»


Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.). Взрослый обращает внимание детей на ласковую интонацию

«Разговор по телефону»

Цель: развитие умения вести диалог по телефону на соответствующую тему.
Тему задает взрослый (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем-то и т. д.).


« О чём спросить при встрече»

Цель: учить детей вступать в контакт.
Дети сидят в кругу. У ведущего — эстафета (красивая палочка, мяч и т.п.). Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков — сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после приветствия, и ответить на него. Один ребёнок задает вопрос, другой отвечает (“Как живёте?” — “Хорошо”. “Как идут дела?” — “Нормально”. “Что нового?” — “Все по-старому” и т.д.). Дважды повторять вопрос нельзя.

«Вопрос — ответ»

Цель: развивать у детей умение отвечать на вопросы партнёра.
Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т.д. (“Какое у тебя настроение?” — “Радостное”. “Где ты был в воскресенье?” — “Ходил с папой в гости”. “Какую игру ты любишь?” — “Ловишки” и т.д.).

«Давай поговорим»

Цель: учить детей вести диалог.
Играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать… (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предложение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться. В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей – ниже его.

«Дрозды»

Цель: развивать навыки общения, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Дети делятся на пары, повторяют за взрослым слова и действия:

Я дрозд. (Показывают на себя.)
И ты дрозд. (Показывают на своего партнёра.)
У меня нос. (Дотрагиваются до своего носа.)
У тебя нос. (Дотрагиваются до носа своего партнёра.)
У меня губки сладкие. (Дотрагиваются до своих губ.)
У тебя губки сладкие. (Дотрагиваются до губ своего партнёра.) 
У меня щёчки гладкие. (Гладят свои щёки.)
У тебя щёчки гладкие. (Гладят щёки своего партнёра.)

«Рисунок на спине»

Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ (домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами.

«Как говорят части тела»

Цель: учить невербальными способам общения.

Воспитатель дает ребенку разные задания. Покажи:

— как говорят плечи «Я не знаю»;

— как говорит палец «Иди сюда»;

— как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;

— как говорит голова «Да» и «Нет»;

— как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!», «До свидания».

Остальные дети должны отгадать, какие задания давал воспитатель.

«Зоопарк»

Цель: развитие невербальных способов общения.

Каждый из участников представляет себе, что он — животное, птица, рыба. Воспитатель дает 2—3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

«Сделай подарок»

Цель: знакомство детей невербальными способами общения.

Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет «в подарок». Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга.

«День наступает — все оживает. Ночь наступает — все замирает»

Цель: развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными.

Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда  ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники «отмирают» и придуманным способом оправдывают позу.

«Здороваемся без слов»

Цель: развивать умение использовать жест, позу в общении.

Дети разбиваются на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать руку друг другу, помахать рукой, обняться, кивнуть головой и т.д.).

Затем все собираются в круг, а пары демонстрируют по очереди способ приветствия.
Игры на развитие навыков взаимодействия в группе

«Робот»

Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.

Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой — робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т.д. Затем дети меняются ролями.

«Эхо»

Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок воспитателя участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определенном ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

«Руки — ноги»

Цель: учить детей четко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторить движения соседей.

Детям нужно безошибочно выполнять простые движения под команду педагога: например, на один хлопок — поднять руки вверх, на два — встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог  пытается сбить детей, тренируя их собранность.

«Удержи предмет»

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером.

Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар — животами) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

«Змея»

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок — «голова змеи», последний — «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.
Игры на телесный контакт

 

«Возьмемся за руки, друзья»

Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.

Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает педагог. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается.

 

«Ручеек»

Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.

Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара становится сзади, а освободившийся участник игры заходит в ручеек и ищет себе пару и т.д.

«Руки танцуют»

Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.

Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант — указательными пальцами) и, не размыкая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.

«До свидания – здравствуй»

Взрослый спрашивает, как можно попрощаться движением руки. Если ребёнок затрудняется ответить, взрослый показывает жест: подняв руку вверх, машет кистью (отсебя). Затем со словом “до свидания” он удаляется от ребёнка, прощально помахиваярукой, а со словом “здравствуйте” приближается, протягивая к нему руки с повёрнутымивверх раскрытыми ладонями. Пусть ребёнок включится в игру, повторяя движения (ислова) вместе со взрослым.

«Ласка»

Взрослый просит малыша ласково погладить игрушку, выражая свою любовь к ней,приговаривая нежно: “Хорошая, хорошая”. Подсказывает “Загляни ей в глазки ласково,поглаживай мягко, неторопливо, чтоб ей было приятно”. Сам может показать движение,исполняя его выразительно, с участием.

«Проснись»(3-4 г)

Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо,ласково приговаривает: “Проснись, моё солнышко!” и т.п.Взрослый. Давай поиграем.Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А – ты мама (папа) – меня будишь. Толькопостарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями,чтобы меня со сна не испугать.Ситуация разыгрывается по ролям. При этом“просыпающийся” может потянуться,протереть глаза, улыбнуться утру и “маме”. При повторе участники игры меняютсяролями.

«Прошу – не надо» (3-4 г)

Взрослый предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затемотказаться от того, что не нравится. В случае затруднения помогает найти нужныедвижения (с ласковым произнесением слова “прошу” рука выводится вперёд раскрытойладонью вверх, с твёрдым “не надо” – кисть вытянутой руки становится вертикальновверх, ладонь повёрнута “от себя”).

«Давай дружить» (3-4 г)

Взрослый. Встретились однажды зайчонок и бельчонок, и захотелось им подружиться.Бельчонок был посмелее и первым предложил дружить. Зайчонок согласился.Взрослый предлагает ребёнку быть бельчонком и попытаться найти жест, выражающийпредложение дружить: рука с повёрнутой вверх раскрытой ладонью протягиваетсяпартнёру. Сам взрослый – “зайчонок” – отвечает на это жестом согласия: кладёт своюруку поверх руки партнёра, ладонь в ладонь. Друзья гуляют по лесу, взявшись за руки, апотом прощаются, помахав друг другу руками: “До свидания”.Участники игры меняются ролями и повторяют её, стараясь выразительно исполнятьжесты и произносить слова: “Давай дружить” – “Давай” то с радостной, то с мягко –приветливой интонацией.

«Волны» (5-6 лет).

Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются вморе, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые.Тренировка заканчивается “купанием в море”: один из игроков становится в центр круга,к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волныпогладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.

«Передай движение» (5-7 лет).

Играющие, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий (взрослый), “будит” своего соседа ипоказывает ему какое – либо действие: причёсывается, моет руки, ловит бабочку. Этидвижения игрок показывает следующему, и так – по кругу, до последнего. Новое действие

загадывает уже кто – либо из детей. Игра продолжается до тех пор, пока у детей есть желание загадать своё желание.

«Радио»(6-7 лет)

Играющие садятся, образуя круг. Воспитатель, сидя к ним спиной, объявляет, чтопотерялась девочка. (Подробно описывает чей – то портрет: цвет волос, глаз, рост,характерные детали одежды). Её просят подойти к диктору. Задача играющих –определить, о ком идёт речь, и нзвать имя разыскиваемого. Роль диктора можетисполнить каждый желающий.

«Я очень хороший, ты очень хороший» (4-7 лет).

Дети встают в круг. Взрослый говорит показывая на себя: “Я хороший”, затемдотрагиваясь до ребёнка произносит: “Ты очень хороший”. Идалее каждый ребёнок покругу делает то же самое.

«Мы очень любим» (5-7 лет).

Дети сидят в кругу.Инструкция: “Давайте выберем водящего, а потом представим, что мы все – мама, папа,бабушка, дедушка – словом те,кто очень любит нашего водящего. Он будет кидать нам поочереди мячик, а мы – придумывать и называть его ласковое имя”.

«Волшебники» (6-7 лет).

Дети сидят в кругу.

Инструкция: “Давайте теперь попробуем сами стать волшебниками. Кто хочетпопробовать? Кандидату в волшебники мы завяжем глаза и предложим догадаться, кто издетей будет подходить к нему, ощупывая кисти рук этого ребёнка. Посмотрим, комудействительно удастсястать настоящим волшебником”.Ведущий подводит к “кандидату в волшебники” по очереди 3-4 ребёнка. Затем выбираютдругого “кандидта в волшебники”. После завершения упражнения можно обсудить, какдетям удавалось правильно догадаться, на какие признаки они ориентировались.

«Ловишки» (5-7 лет).

Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит, повернувшись к стене лицом. Остальные

дети у противоположной стены. Под музыку дети подбегают к ловишке, хлопают в

ладоши и говорят: “Раз – два – три, Скорее нас лови!” Затем бегут на свои места. Ловишка

догоняет ребят. Игра повторяется. Ловишкой становится тот, кого поймали.

«Тяни – толкай» (6-7 лет).

Соревнуются пары ребят в беге на 20-25 метров. Пары, взявшись за руки, бегут, касаясь спинами друг друга. Прибежав к финишу, возвращаются на старт. Получается, что в одну сторону играющий бежит нормально, а в другую сторону – пятиться спиной.

Игры на развитие коммуникативных способностей, навыков работы по инструкции, совместной деятельности

«Прыгучий мяч»

Соберите вокруг себя хоровод и объясните крохам, что ваш синий мяч необычный — он прыгучий. В подтверждение своих слов расскажите небольшое четверостишие:

Мяч прыгучий, мяч летучий,

Назовем тебя мы тучей!

Кто тучку поймает —Свое имя называет!

Декламируя, перекидывайте мяч по кругу, тот малыш, у которого мяч окажется в руках в момент, когда четверостишие окончится, должен будет назвать свое имя. Так вся компания новоиспеченных друзей и познакомится!

Игра «Волк».

Дети остаются стоять в круге. Вы, заняв позицию в середине хоровода, рассказываете новое четверостишие, попутно показывая движения, которые малыши должны будут повторить за вами, сначала стоя в круге, а затем разбившись по парам:

               Волк-волк,

(два хлопка в ладоши)

выходи,

(топают ножками)

Заек в лесу не буди,

(гладят соседа по голове и машут пальчиком)

Они будут сладко спать-почивать,

(повернувшись к соседу лицом, показывают, как зайки спят — ладошки под щечку)

Тебя, волк, добрым словом вспоминать!

(берутся за руки или обнимают друг друга)

Вот когда проснутся,

Можешь в лес вернуться.

(«кыш» — кричат дети и размахивают руками — выгоняют волка)

«Часы», или «Кручу-верчу, на кого хочу - укажу»

Нарисуйте на асфальте большой круг — циферблат — и расположите внутри него цифры. Дети собираются, образуют круг, стоя на циферблате таким образом, чтобы цифры оставались видны. Один из них выбирается ведущим, он будет крутить скакалку в центре круга. Все остальные дети тоже движутся по кругу, взявшись за руки. Пока вы вместе с остальными ребятами говорите «кручу-верчу, на кого хочу— укажу», ведущий малыш крутит скакалку, затем все смотрят, на кого она показала. Тот, на кого укажет конец скакалки, должен будет исполнить короткое здание, которое вы зачитаете: попрыгать столько раз, сколько указано в том месте на часах, куда указала скакалка-«стрелка» (все остальные в это время ритмично хлопают, поддерживают). Можно придумывать и другие задания.

«Командное лото»

Изготовьте дома несколько фигурок из цветного картона (это могут быть геометрические фигуры (круг, квадрат) или изображения простых, узнаваемых детьми предметов (цветок, домик)). Фигурки аккуратно разрежьте ножницами на две равные части. Разделите детей на два рядка, расположенных друг против друг друга. Каждому ребенку выдайте по фрагменту картинки (дети могут сами выбирать понравившиеся фигурки) таким образом, чтобы в одном ряду дети оказались держателями верхних половинок всех изображений, а в другом — нижних. Теперь называйте имя первого ребенка: «(имя ребенка), покажи свою картинку и найди ей половинку!». Малыш должен пройтись вдоль ряда детишек напротив и отыскать отрезанную половинку своей картинки, соединив фигурку. Команду из двух детей, картинки которых образуют целое изображение, ведущий называет соответствующим именем: «Команда цветочек», «Команда кружочек», «Команда домик» и т. д.

Вскоре новоиспеченные команды должны будут работать по инструкции ведущего в дуэте. Родитель зачитывает стихотворную инструкцию, а малыши в паре, держась за руки, ее выполняют:

Команда кружочки,

Встаньте на носочки!

Команда квадрат,

Пятимся назад!

Команда бабочки,

Посидите на лавочке!

Команда петушок —

Приседай раз так пяток!

Игра «Зеркало»

Соберите детей в привычный хоровод, пусть они возьмутся за руки, пока вы им рассказываете сюжет очередной забавы. Итак, суть игры такова: вы будете зачитывать четверостишие, а малыши, разбившись на пары, по очереди будут иллюстрировать их сюжет. Проявите немного фантазии, попросите детей самостоятельно разбиться на пары, ориентируясь на цвет их курточек, сандалий, первые буквы имен. После того, как группы сформированы, начинайте спектакль. Одна пара показывает — другие не бездействуют, а хлопками поддерживают. Первый раз зачитывайте стих медленно, с паузами, мимикой и жестами подчеркивая те нюансы, на которые детям следует обратить внимание. Во время второго прочтения малыши должны начать показывать пантомиму, поэтому заранее просите детишек определиться, кому из двоих больше подойдет роль первого персонажа, кому второго. Стишки не должны быть длинными, чтобы дети не устали ждать своей очереди выступления. Будет лучше, если все четверостишия будут связаны общим сюжетом, или выберите одно стихотворение, а малыши будут соревноваться в мастерстве исполнения пантомимы. Подготовив заранее необходимый антураж, как дирижер, рукой указывайте маленьким артистам, когда кому следует включаться в игру. Вы можете использовать следующее стихотворение:

Зайки прыгали-скакали

И грибочек увидали,

Белку кликнули, она

Гриб взяла и сорвала,

Положила гриб сушить,

И давай благодарить,

Жала зайчикам ручонки,

Целовала в обе щеки,

Прыгнув после на сосну,

Шишку выбрала одну

И решила — подарю!

Но, увидев мишку,

Отложила шишку,

Позвала зайчат и мишку —

Почитали вместе книжку,

Ну а после шишку съели,

Обнялись и захрапели.

«Паровоз»

Постройте детей паровозиком. Если первое время у них будут возникать трудности, сопроводите крепление «вагончиков» веселыми четверостишиями:

Бон-бон-боны, паровозик ждет вагоны!

Первый раз — и закрепился,

Второй вжих — соединился,

Эй, ты, третий, не зевай,

Подходи и в ряд вставай!

Мы поедем по равнинам,

По оврагам, по низинам,

Бон-бон-боны, все ли вы, вагоны?

Четвертый, быстро подходи

И пятого с собой веди.

Ведь мы, бон-боны, веселые вагоны!

Когда «вагончик» будет составлен, встаньте впереди колонны детей и начинайте движение по кругу. По ходу движения поезда малыши должны будут выполнять некоторые движения, которые вы будете им предлагать:

Бон-бон-бон, четвертый вагон,

Дай мне знать,

Куда сейчас сворачивать?

(четвертый по счету малыш в ряду должен, не отрываясь от товарища, показать одной рукой направление)

Пятый, подскажи,

Куда едут ежи?

(пятый по счету сообщает, например, что ежи, конечно, едут в лес)

Первый, выше нос

И подай-ка мне насос,

(имитируем передачу инструмента)

Подкачивай колеса

Номер один тире восемь.

(«ш-ш-ш» кричат малыши, останавливаясь на минуту).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общих способностей у детей 3-5 лет.1.1 Сущность понятия «способности». Классификация способностей.

Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет Сущность понятия «способности». Классификация способностей....

Музыкальные способности. Определение. Характеристика трёх основных музыкальных способностей (по Теплову)

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психо...

Картотекадидактических игр

Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников...

ПРОГРАММА «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития способностей (СИРС)»

Программа «Развитие интеллектуальных способностей  детей старшего дошкольного возраста» на основе компьютерной технологии «Система интенсивного развития  способностей (СИРС...

Картотека диагностических методик на изучение произвольности, саморегуляции, способности действовать по образцу, способности к обучению.

Диагностические методики, представленные в данном материале, широко используются при изучении уровня развития произвольной саморегуляции, готовности к учебной деятельности детей 5-7 лет....

Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко

Презентация «Интеллектика»  часть  1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...