Проект : «Кукла-оберег»
материал (подготовительная группа)

Малинина Оксана Викторовна

Автор проекта : воспитатель: Малинина О.В.

Образовательная области: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие»«Художественное - эстетическое развитие»«Физическое развитие».

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: педагоги, родители, дети подготовительной группы.

Сроки реализации проекта: неделя

Актуальность проекта.

Актуальность исследования заключается в том, что многие сейчас пытаются следовать и изучать наши народные русские традиции и им следовать. Традиция – передача, предание – элементы культурного и социального наследия, передающееся от поколения к поколению и сохраняющаяся в определенных социальных группах в течении длительного времени. Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. Несмотря на пробуждающийся в обществе интерес к тряпичной кукле, дети не осознают ее важного места в русской культуре и не воспринимают как привлекательную игрушку. Яркий и интересный проект позволит показать историческую ценность кукол, откроет возможность использования таких изделий в повседневной жизни для игр и подарков, мотивирует детей к изготовлению кукол своими руками.

Проект «Кукла оберег» – призван сыграть роль в сохранении и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он даст возможность погрузить детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков. Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей. «Не зная традиций своего народа невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов, наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции».

Цель проекта:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной тряпичной куклы-оберега. Объединение детского сада и семьи посредством воплощения единого замысла. Сближение детей и родителей при осуществлении совместной работы при изготовлении тряпичных кукол.

Задачи:

  1. Познакомить с историей возникновения народной куклы;
  2. Развивать познавательную и творческую активность, через разные формы работы: НОД, развлечения, беседы;
  3. Обучение технологии изготовления народных кукол-оберегов;
  4. Обогащение активного словаря ребёнка, через знакомство с народной куклой-оберегом;
  5. Воспитывать чувства патриотизма, уважения к национальным традициям, через народную куклу.

Предполагаемые результаты для детей

  • повысится качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками;
  • дети получат знания об истории возникновения, разнообразии и назначении традиционной обрядовой русской куклы;
  • дети узнают, в какие куклы играли много лет назад, из чего делали старинные обрядовые куклы;
  • дети станут более коммуникативно-компетентны по данной теме
  • овладеют технологией изготовления тряпичных кукол-оберегов, развитие творческих способностей в процессе изготовления кукол.

Предполагаемые результаты для воспитателей

  • появится тесный контакт с родителями воспитанников
  • повысится статус группы
  • пополнится предметно — развивающая среда
  • разработанные материалы проекта будут широко использованы при проведении организованной образовательной деятельности, в сфере дополнительного образования и в семье.

Предполагаемые результаты для родителей

  • родители станут активными помощниками в жизни группы
  • отношения родителей и детей станут более близкими доброжелательными.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

  1. Сбор информации (методическая литература, журналы, интернет – ресурсы).
  2. Подготовка материала для творчества (ткань, нитки, вата, тесьма и т.д.).
  3. Разработка плана по реализации проекта.

Основной этап

  1. Рассматривание иллюстраций, альбомов «Русская изба» (знакомство с бытом русского народа).
  2. Беседы: «История возникновения тряпичной куклы» «Как выглядели куклы раньше» «Почему у народной куклы нет лица» «Игрушки наших прапрабабушек».
  3. Знакомство с историей кукол «Крупеничка»«Кубышка – травница»«Пеленашка»«День и Ночь»«Мартинички»«Кувадка».
  4. Оформление альбомов: «Народные тряпичные куклы-обереги»«Куклы в русских народных играх и обрядах»
  5. Продуктивная деятельность детей (изготовление кукол «Пеленашка»«Кувадка»).
  6. Совместное изготовление кукол вместе с родителями (выставка работ).

Работа с родителями

  1. Консультации: «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»«Мудрые игрушки наших предков»«Тряпичная кукла в развитии творчества детей».
  2. Сбор материала для изготовления тряпичных кукол-оберегов (ткань, нитки, вата и т.д.

Заключительный этап

В итоге выполнения проекта достигнуто следующее:

  • была изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды
  • освоена технология выполнения куклы-оберега
  • оформлена выставка совместных работ детей и родителей «Куклы-обереги».

План реализации проекта

Образовательные области программы

«Познавательное развитие» «Социально-коммуникативное развитие»

Виды деятельности:

Рассматривание иллюстраций «Русская изба».

Беседы: «Быт русского народа»«Праздники на Руси»«Чем играли наши бабушки»«Зачем нашим предкам были нужны куклы».

Составление творческих рассказов «Что мы знаем о русской избе».

Занятия – эксперименты: «Какие бывают виды тканей»«Из какого материала легче сделать куклу».

Д/игры: «Угадай на ощупь, что внутри куклы»«Одень куклу»«Народные промыслы»«Что бывает из соломы, дерева, ткани»;  

Просмотр презентаций «Праздники на Руси»«Обрядовые куклы»«Мир кукол наших предков».

«Социально-коммуникативное развитие»

Сюжетно – ролевые игры: «Крестьянская семья»«Дом»«У бабушки в гостях».

Рассматривание иллюстраций, фотографий, посвященных жизни в «старину»; альбомов «Куклы в русских народных играх и обрядах»; «Обереговые куклы».

Презентация: «Как жили люди на Руси»

 «Чтение художественной литературы»

Чтение: М.А. Пожарова «Тряпичная кукла»; И. Рюмина «Куклы наших бабушек». Стихи о матрешке, куклах В. Приходько,, Т. Ладонщиков.

Заучивание потешек, песен на тему быта русского народа

«Коляда. Коляда!»«Как на Масляной неделе…»«Масленица, Масленица».

«Художественно-эстетическое развитие»

Рисование: «Кукла моей бабушки».

Аппликация: «Украсим кукле фартук».

Лепка: «Игрушки моей бабушки».

Конструирование: «Домик для кукол»«Построим бабушкин сундук»«Русская изба».

«Физическая культура»

Подвижные игры: «Ручеек»«Карусель»;«Гори, гори, ясно».

Заключение

Вместе с детьми мы выяснили, что  тряпичные куклы, как один из древнейших видов декоративно — прикладного искусства, украшающий и оберегающий быт людей. И это лишь малая часть из всего того многообразия кукол, которые были показаны. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение .Сегодня русские народные тряпичные куклы-обереги переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями Древней Руси. И домашние предметы, которые были в обиходе в те времена, сделанные руками, с душой, становятся популярными и востребованными. А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, фантазия, терпение и любовь к народному творчеству. Русская тряпичная кукла стала прообразом мягкой игрушки, которую так любят и дети, и взрослые. В чем секрет ее обаяния и притягательности? Очевидно в том, что она никогда не бывает холодной. Нам удалось сделать все, что мы задумали. В результате работы над проектом реализовались поставленные задачи: 75% родителей с огромным желанием приняли участие в проекте; заинтересовались назначением и разнообразием тряпичных кукол-оберегов; выразили желание изготовить кукол для выставки; презентовали и поделились опытом изготовления кукол оберегов. Дети познакомились с разнообразием и ролью тряпичных кукол в крестьянском быту с ее предназначением, освоили технологии изготовления некоторых из них.

Итоговый продукт:

  1. Изучена история традиционной русской народной куклы и ее виды.
  2. Освоена технология выполнения тряпичных кукол-оберегов «Пеленашка»«Кувадка» с детьми.
  3. Изготовлены образцы тряпичных кукол родителями для выставки.
  4. Проведен мастер-класс для родителей (изготовление куклы- оберега «Кувадки».

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Куклы-обереги"

Куклы-обереги...

Проект "Куклы-обереги"

Куклы-обереги...

Проект "Куклы-обереги"

Куклы-обереги своими руками...

Проект "Кукла -оберег"

проект "кукла  -оберег"...

Научно-практическая конференция детских исследовательских проектов «Творчество народов России» Тема исследовательского проекта: «Кукла-оберег»

Краткая аннотацияТряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими ру...

Проект "Куклы-обереги"

Проект, посвященный културному наследию....