Рабочая программа.
рабочая программа (старшая группа)
рабочая программа по шахматам в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shahmatnaya_doska_programma.docx | 252.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик – семицветик»
ПРИНЯТО Педагогическим советом МАДОУ «Цветик – семицветик» Протокол № __ от «__» 2018г. № | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ «Цветик – семицветик» ________Л.В.Давыдова приказ от «__» 2018г. № |
Рабочая программа кружка
«Шахматная доска»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Город
Содержание
- Целевой раздел
- Актуальность
- Цель и задачи рабочей программы
- Принципы организации кружковой работы
- Ожидаемые результаты
- Содержательный раздел
- Формы организации кружковой работы
- Содержание разделов программы
- Календарно-тематический план
- Список литературы
Пояснительная записка
- Актуальность
Правительство РФ уделяет колоссальное внимание вопросу популяризации шахматного образования, что отмечается в Программе развития шахмат в Российской Федерации на 2011-2018 годы.
В связи с этим одной из ключевых задач модернизации в системе образования является поиск, апробация и интеграция в образовательный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию молодого поколения. Большой опыт, накопленный во многих странах, позволяет считать шахматы, как и шашки, одними из таких учебных предметов.
Выдающийся российский педагог В.А. Сухомлинский писал: «Без шахмат нельзя себе представить воспитание умственных способностей и памяти».
Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию способностей детей. Введение Программы позволяет реализовать многие позитивные идеи — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шашки и шахматы положительно влияют на совершенствование у дошкольников многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Игра в шахматы открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматная деятельность влияет на формирование у детей произвольных психических процессов, в игре у них развиваются произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игра в шахматы и шашки организует чувства ребенка, его нравственные качества и поведение. Обучение игре в шахматы и шашки позволяет наиболее полно использовать потенциал, заложенный в древней игре в формировании логического мышления дошкольников.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Важное значение при изучении данного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти , приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Доказано, что занятия шашками и шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шашки и шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.
Отличительной особенностью рабочей программы является большой акцент на начальную подготовку детей старшего дошкольного возраста.
Нормативной базой Программы являются:
- Конвенция о правах ребенка ООН;
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273(ст.2,п.9);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (ст.7, п.12.5);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (№ 1008 от 29 августа 2013г.).
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
- Цель и задачи рабочей программы
Цель
разработать и реализовать педагогические условия для формирования интеллектуальных способностей дошкольников средствами шахматной деятельности и игры в шашки.
Задачи:
Образовательные:
- научить детей играть в настольные игры шашки и шахматы, соблюдая правила и ход игры, развивая интерес и активное участие воспитанников;
- обучить простым комбинациям, практике шашечной и шахматной игры.
Развивающие:
- развивать стремления детей к самостоятельности;
- развивать умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление;
- развивать умения сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
- развивать всех сфер мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
- приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач;
- формировать мотивацию к познанию и творчеству, создание условий для формирования и развития ключевых компетенций воспитанников (коммуникативных, интеллектуальных, социальных.
Воспитательные:
- воспитание отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- выработка у детей умения применять полученные знания на практике;
- воспитание усидчивости, организованности, уверенности в своих силах, самостоятельности в принятии решений.
- Принципы организации образовательного процесса
В основу программы положены принципы:
1. Принцип развивающего обучения.
Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития.
2. Принцип воспитывающего обучения.
Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание).
3. Принцип систематичности и последовательности обучения.
Этот принцип предполагает, чтоб изложение учебного материала педагогом доводится до уровня системности в сознании воспитанников, чтобы знания давались не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Установление взаимосвязи, взаимозависимости между полученными знаниями, переходить от простого - к сложному, от близкого - к далекому, от конкретного - к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций.
4. Принцип доступности.
Содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей.
5. Принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход)
В организации непосредственно-образовательной деятельности необходимо стремится подходить к каждому ребенку, как к личности.
Каждое мероприятие строится в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, учитывается тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп. Уровень сложности определяется строго для каждого ребенка.
6. Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
Стиль взаимодействия педагога и детей – демократический, партнёрский.
Общение – на уровне глаз ребёнка. Ведущую роль в обучении играет педагог, он ставит проблему, определяет (в старшем возрасте совместно с детьми) задачи образовательной деятельности, темп. Ребенок для приобретения новых знаний и умений может становиться в позицию, как ученика, так и учителя.
7. Принцип связи с жизнью.
Педагог с детьми должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи; уметь применять полученные знания и навыки в повседневной жизни.
Специфическими принципами основой организации работы с детьми в данном проекте являются:
- принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов образовательного процесса;
- принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
- принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
- принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
- непрерывности – процесс обучения игре в шахматы не заканчивается на занятиях, а продолжается в повседневной жизни, в совместной деятельности и с родителями.
- Ожидаемые результаты:
Воспитанник:
- С помощью внедрения шахматного образования у старших дошкольников будут развиты интеллектуальные способности, улучшены важные компоненты школьной готовности, такие как:
- развитие логического мышления;
- развитие пространственной ориентации на плоскости;
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение интереса детей к игре в шахматы.
Родители:
- создано единое образовательное пространство дошкольного учреждения и семьи по шахматному образованию дошкольников;
- увеличено количество родителей, вовлеченных в совместные мероприятия по шахматной деятельности на 40%, имеется понимание необходимости в шахматном образовании дошкольников
Педагоги:
- приобретен педагогами новый опыт работы по организации шахматной деятельности дошкольника, произошел рост профессионального мастерства;
- повысилось мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
Содержательный раздел
2.1. Форма организации кружковой деятельности
Программа «Шахматная доска» разработана для детей старших и подготовительных групп ДОУ (в возрасте 5-7 лет).
Реализация данной программы осуществляется на подгрупповых занятиях в форме игр, эстафет, упражнений, бесед, конкурсов с использованием методического пособия в виде «карточек - заданий» для каждого ребёнка.
Количество детей в подгруппе 8-10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий - 25-30 минут.
Занятия по данной программе носят интегрированный, занимательный и побудительный характер, они построены в форме игры, что делает их интересными для детей.
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением и вентиляцией.
Для занятий необходимы: столы, стулья, демонстрационная шахматная доска с магнитными фигурами, шахматные часы, маркеры, демонстрационный материал к занятиям, индивидуальные «карточки-задания» на каждого ребенка, наборы цветных карандашей, простые карандаши, рабочие тетради, комплекты настольных шахмат и шашек.
2.2. Содержание разделов программы
- Организационное – 1 ч.
Теория 0,25 ч.
Знакомство с шахматной доской. Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Проведение диагностики.
Практика – 0,75 ч.
1. Игра по правилам
2. Физкультминутка
3. Игры на развитие внимания.
4. Релаксация
- История возникновения шашечной игры. Знакомство с шашечной доской. – 3 ч
Теория – 0,25 ч.
Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек. Ходы и взятие фигур.
Практика – 2,75 ч.
1. Игра по правилам
2. Физкультминутка
3. Игры на развитие памяти.
4. Релаксация
- Азбука шашечной игры.- 4ч.
Теория – 0,5 ч.
3.Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Практика – 7,5 ч.
1. Игра по правилам
2. Физкультминутка
3. Дидактические игры на развитие мышления.
4. Релаксация
- Правила шашечной игры -6ч.
Теория – 0,5 ч.
Беседа о правилах шашечной игры.
Практика – 5,5 ч.
1. Игра по правилам
2. Физкультминутка
3. Дидактические игры на пространственную ориентировку.
4. Релаксация
- Игра «Русские шашки»-5ч.
Теория – 0,25 ч.
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Практика – 4,75 ч.
1. Пальчиковая гимнастика
2. Игра по правилам
3. Физкультминутка
4. Дидактические игры на развитие памяти.
5. Релаксация
- Общие принципы разыгрывание партии-4ч.
Теория – 0,25 ч.
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
Практика – 3,25 ч.
1. Пальчиковая гимнастика
2. Игра по правилам
3. Физкультминутка
4. Дидактические игры на развитие памяти.
5. Релаксация
- Знакомство с сильными и слабыми фигурами в шахматах. Знакомство с легкими и тяжелыми фигурами в шахматах-4ч.
Теория – 0,5 ч.
Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Практика –3,5 ч.
1. Пальчиковая гимнастика
2. Игра по правилам
3. Физкультминутка
4. Дидактические игры на развитие мышления.
5. Релаксация
- Игра в шахматы-3ч.
Теория – 0,25 ч.
Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную тему.
Практика – 2,75 ч.
1. Пальчиковая гимнастика
2. Игра по правилам
3. Физкультминутка
4. Дидактические игры на развитие памяти.
5. Релаксация
- Шах и мат-3ч.
Теория – 0,5 ч.
Тактические приемы и особенности их применения
Практика – 2,5 ч.
1. Пальчиковая гимнастика
2. Игра по правилам
3. Физкультминутка
4. Дидактические игры на развитие памяти.
5. Релаксация
- Шахматный турнир «Наш лучший шахматист»-3ч.
Теория – 0,25.
Подведение итогов за год, выступлений детей.
Практика – 2,75
1. Пальчиковая гимнастика
2. Игры по правилам
3. Физкультминутка
4. Дидактические игры
5. Релаксация
2.3. Календарно-тематический план
Сентябрь
Недели | Тема | Программные задачи |
1-я неделя | Шахматная доска. | Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы и шашки – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. |
2-я неделя
| Шахматная доска. | Познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на тетрадном листе. |
3-я неделя
| Шахматная доска | Продолжать знакомить с шахматной доской. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться на листе бумаги. Продолжить знакомить детей с шахматным королевством. |
4-я неделя
| Шахматная доска
| Продолжить знакомить детей с шахматным королевством. Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия "горизонталь", "вертикаль", |
Октябрь
Недели | Тема | Программные задачи |
1-я неделя | Шахматная доска. | Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. |
2-я неделя | «Шахматная эстафета». | Отрабатывать практические навыки. |
3-я неделя | Беседа об игре в шашки. | Знакомство с чемпионами России по шашкам. Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе |
4-я неделя | Обучение ходам при игре. | Развитие и совершенствование мыслительных операций. Знакомство с терминологией: противоположные стороны, диагонали. Объяснение положения в игре дамок. |
Ноябрь
Недели | Тема | Программные задачи |
1-я неделя | Игра между соперниками | Отработка практических навыков. Развитие и совершенствование мыслительных операций. |
2-я неделя | «Поддавки» | Знакомство с игрой «поддавки». Отработка практических навыков. Развитие и совершенствование мыслительных операций. |
3-я неделя
| Соревнование. 1 тур. | Отработка практических навыков. Развитие и совершенствование мыслительных операций. |
4-я неделя
| Соревнование. 2 тур. | Отработка практических навыков. Развитие и совершенствование мыслительных операций. |
Декабрь
Недели | Тема | Программные задачи |
1-я неделя | Шахматные Фигуры | Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания |
2-я неделя | Шахматные Фигуры | Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания |
3-я неделя
| Слон.
| Формировать представлений о шахматной фигуре «слон», месте слона в начальном положении, ходом слона, взятием. |
4-я неделя | Слон. | Закрепить представления о шахматной фигуре «слон». Отработка практических навыков |
Январь
Недели | Тема | Программные задачи |
1-я неделя
| Ладья. | Формировать представлений о шахматной фигуре «ладья», месте слона в начальном положении, ходом ладьи, взятием. |
2-я неделя
| Ладья. | Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук. |
3-я неделя
| Ладья против слона. | Отрабатывать практические навыки. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику игры, |
4-я неделя
| Ладья | Закрепить представления о шахматной фигуре «ладья». Отработка практических навыков |
Февраль
Недели | Тема | Программные задачи |
1-я неделя | Ферзь
| Формировать представлений о шахматной фигуре «ферзь», месте слона в начальном положении, ходом ферзя, взятием. |
2-я неделя | Ферзь | Закрепить представления о шахматной фигуре «ферзь». Отработка практических навыков |
3-я неделя
| Ферзь против ладьи, слона. | Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем. |
4-я неделя | Конь | Формировать представлений о шахматной фигуре «конь», месте слона в начальном положении, ходом коня, взятием. |
Март
Недели | Тема | Программные задачи |
1-я неделя | Конь | Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры конем. |
2-я неделя | Конь | Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры конем. |
3-я неделя
| Отработка навыков | Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. |
4-я неделя | Конь против ферзя, ладьи, слона | Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. |
Апрель
Недели | Тема | Программные задачи |
1-я неделя | Пешка | Познакомить с пешкой, с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. |
2-я неделя | Пешка | Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. |
3-я неделя
| Пешка | Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать словарь. |
4-я неделя | Король | Познакомить с фигурой «король». Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей . не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. |
Май
Недели | Тема | Программные задачи |
1-я неделя | Король | Формировать представления о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. |
2-я неделя | Шах и мат. | Формировать представления о комбинациях "шах", "мат" |
3-я неделя
| Игра в парах. | Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. |
4-я неделя | Шахматный турнир | Отработка практических навыков. Развитие и совершенствование мыслительных операций. |
3.Список литературы
- Борис Грцензон, Андрей Напереенков «Шашки – это интересно». - М.: «Детская литература», 1989
- Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
- Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
- Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы» М.: Просвещение, 1991.
- Зак В., Двуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
- Каплунов Я.Л. «Секреты шашечного сундучка». - Санкт-Петербург, 2001.
- Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Юровский Е. М., Кондратьева Л. П. Зайкины шашки (книжка-игра для самых маленьких), СПб- 2001 г.
Приложение 1
Диагностика по выявлению уровня развития навыков игры в шахматы и шашки детей страшего дошкольного возраста
Способом определения результативности реализации программы дополнительного образования «Шахматы и шашки» является диагностика. Диагностирование детей проводиться в игровой форме, 2 раза в год (сентябрь и май), Результаты диагностики педагог вносит в диагностическую карту.
Диагностический мониторинг
Для определения уровня способностей детей в начале и конце года проводится педагогическая диагностика по следующим критериям:
Формы педагогической диагностики:
- педагогические наблюдения;
- открытые занятия с последующим обсуждением;
- итоговые занятия;
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В режиме дня педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе:
3 балла - ребенок самостоятельно выполняет диагностическое задание
2 балла – ребенок понимает инструкцию воспитателя, результат появляется при незначительной помощи воспитателя
1 балл - ребенок не понимает или не выполняет задание.
Критерии уровней развития детей
Высокий:
ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.
Средний:
ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий:
ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...