Конспект ООД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством
план-конспект занятия (средняя группа)

Соколова Марина Васильевна

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению детей средней группы с дымковскими игрушками

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД по ознакомлению детей средней группы с декоративно-прикладным искусством

Тема: «Знакомство с дымковскими игрушками»

Цель: развитие духовно-нравственной личности дошкольников через ознакомление с декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

- Познакомить детей с  народной игрушки – дымковской, её изготовлением и происхождением;

- учить рассматривать глиняные игрушки, знакомить с материалом, из которого она изготовлена;

- учить называть элементы дымковской росписи (колечки, кружочки, точки, полоски);

 - учить выделять украшения игрушек, нарядность, яркость;  

- воспитывать эстетический вкус, развивать художественное восприятие предметов декоративно-прикладного творчества;

- воспитывать интерес к народному искусству.

Демонстрационный материал: дымковские игрушки, кукла Петрушка.

Раздаточный материал: геометрические фигуры (круги, кольца, полоски).

Ход занятия.

Петрушка: Здравствуйте, ребята!

                   Я веселая игрушка,

                   А зовут меня … (Петрушка)

                   Верно!

                   Я самый веселый на свете.

                   За это нравлюсь я детям.

                   Я пришел к вам не один,

                   А привел своих друзей,

                   А где же они?

Воспитатель:  Не волнуйся, Петрушка, я знаю, где они.

Петрушка:  Я тоже догадался. Они на ярмарке. Ярмарка – это игрушки, подарки, игры, веселье. Раньше люди часто ходили туда продавать и покупать игрушки, веселиться, играть, отдыхать.

Пойдемте на ярмарку, я вас познакомлю со своими друзьями.

(дети подходят к столу, где расставлены дымковские игрушки).

Не стесняйтесь, смотрите, потрогайте игрушки.

(Дети смотрят и называют игрушки – птица, конь, барышня и др.)

Воспитатель:  Вам понравились игрушки? Их ласково называют «дымка», потому что делают эти игрушки в селе Дымково, а называются они дымковские.

Как называют эти игрушки? (дымковские игрушки)

Из чего делают дымковские игрушки? (из глины)

Вот послушайте, как дымковские мастера делают свои игрушки. Красную глину берут неподалеку от с. Дымково. Её смешивают с мелким просеянным речным песком. Мастерица быстро мнет приготовленную глину и лепит из нее фигурку козлика, петуха или др. игрушки. Чтобы поверхность игрушки была гладкой, её заглаживают мокрой тряпочкой. Потом 2-3 дня игрушки подсыхают в комнате. Затем их обжигают в печах. Игрушки становятся твердыми. Когда фигурки остынут, их покрывают белой краской. А затем игрушки «наряжают».

Какими узорами украшают игрушки дымковские мастера? (кольца, круги, полоски, точки и др.)

Какие цвета любят дымковские мастера? (красный, оранжевый, желтый – солнечные, зеленый, синий, черный)

Петрушка: Какие яркие цвета, как весело от такого хоровода красок!

Воспитатель:  Давайте рассмотрим, какими узорами украшены животные. Из чего состоит узор коня? (из кругов);

А из чего состоит узор козлика и барана? (из колец с кругами);

А оленя? (из полос и кругов)

А вот дымковские куклы. Это водоноска с ведрами на коромысле, а это барыня-франтиха. Посмотрите, какие на них разнообразные узорчатые юбки. Узор в клеточку,  в которых находятся кружочки. А кто расскажет, какой узор на этой кукле.

Ребята, круги, кольца, полосы и др. части узора называются элементами. В узоре могут сочетаться крупные и мелкие элементы.

Физкультминутка:

  Кружочки, клеточки, полоски,

  Простой, казалось бы, узор,

  Но отвести не в силах взор.

Игра «Выложи узор из геометрических фигур»

Цель: учить детей составлять узор в прямоугольной форме, состоящий только из геометрических фигур.

Ход: Предлагается ребенку набор геометрических фигур. Нужно выбрать элементы и выложить узор на прямоугольной форме.

- Своими игрушками дымковские мастера радуют и веселят людей. Вот верхом на свинье едет парень, неуклюжий медведь несет ведра с водой. А это свистульки расписные

(показ демонстрационного материала).

Воспитатель: (Ведет показ дымковских игрушек и читает стихи)

Кони глиняные мчатся

На подставке, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

Голосисты эти птицы

И наряды, словно ситцы!

Фью-ти, фью-ти, фью-ти!

Фью-ти, фью-ти – гнезда вью!

Посмотри, как хороша

Эта девица – душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд::

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива!

Игра «Третий лишний»

Цель: учить детей выделять из трех глиняных игрушек лишнюю, принадлежащую к другому промыслу.

Ход: детям предлагается поочередно несколько вариантов сочетание игрушек: 2 дымковские игрушки и 1 филимоновская игрушка.

Ребенок должен сказать, выбрать какие 2 игрушки принадлежат дымковскому промыслу, а какая - другому.

Ребенок комментирует свой ответ. В случае затруднения воспитатель называет игрушки – дымковские, филимоновские , гжельские.

Петрушка: Ребята, с кем я вас сегодня познакомил? (с дымковскими игрушками)

-  Из чего делают дымковские игрушки? (из глины)

 - Как украшают? (колечками, кружочками, точками, полосками)

                   Дымковская карусель приглашает вас к себе.

Игра «Карусель» (подвижная игра)

Цель: Содействовать совершенствованию двигательных навыков. Упражнять детей в ходьбе и беге по кругу, взявшись за руки.

Ход: Дети встаю в круг, берутся за руки и начинают двигаться в каком-то направлении со словами:

Еле-еле-еле закружились карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, тише, не спешите,

Карусель остановите. Стоп!

Петрушка:

-Праздник завершать пора,

  До свидания, детвора!

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством народов Севера (ханты и манси)»

Настоящая программа описывает курс подготовки по познавательному развитию и художественному труду детей 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содерж...

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома»

Данный материал направлен на ознакомление детей с разными видами народного декоративно-прикладного искусства. Учит детей замечать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы...

Отчет о проводимой работе по ознакомлении с декоративно – прикладным и фольклорным видами искусства русского народа.

Работа по приобщению детей к народным истокам, декоративно – прикладного и фольклорному видам искусства русского народа. Работа проводится с учетом реализации межпредметных связей по разделам....

Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с декоративно-прикладным искусством – хохломой

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13839030","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13839036","...

Декоративное рисование по мотивам народных промыслов в детском саду. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством детей дошкольного возраста. Хохломская роспись

Декоративно-прикладное искусство — одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к Первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и ...