Что такое личность?
статья (младшая группа)

Ткаченко Елена Николаевна

В статье рассматриваются концептуальные основы становления через осмысление феноменов и , интерпретацию феномена , изучение философских, психологических и педагогических подходов к пониманию развития, формирования и становления . ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tkachenko_e.n.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое личность?

Человек – существо социальное (общественное). Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Всё, что окружает ребёнка (семья, детский сад, школа, игра,  обучение, труд) , влияет на него, воспитывает в нём определённые качества личности.

Что же такое личность? Личность – совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми. Психологи называют личность  вершиной всех качеств человека потому, что только личность обладает сознанием.

А что такое сознание? Попробуем проанализировать само это слово. Человек со знанием относится к миру, не только знает, но и умеет применять приобретённые знания, добывать новые знания. Другими словами, сознание – это отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живёт, о чём мечтает. Сознание даёт возможность человеку заниматься различной деятельностью, вступать в общение с другими людьми, оценивать окружающих и себя.

Сознание свойственно только человеку, поэтому и личностью становится только человек.

Когда о человеке можно сказать, что он личность?

Оказывается, это связано с пониманием человеком самого себя, с отделением  своего «Я» от других людей. Достаточно часто приходится наблюдать маленьких детей. Они говорят про себя «мальчик», «ребёнок», «Женя», но не пользуются местоимением «я»: «Женя хочет кушать», «Ребенок хочет спать», «Женя хороший мальчик». Но вот наступает время, когда ребёнок начинает отделять себя от окружающих, сравнивает себя со сверстниками, проявляет свою индивидуальность. Психологи считают это признаком развивающейся личности.

Значит, получается, нельзя сказать о человеке, что он не личность. Потому что любой человек – личность. Только её развитие иногда не соответствует требованиям, которые предъявляются к этому человеку. Бывает неразвитая личность – личность, только её развитие иногда не  соответствует возможностям человека, преступная личность  и т.п.

Развитие человека – процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и не управляемых социальных и природных факторов. Развитие проявляется как прогрессивное усложнение, углубление, расширение, как переход от простого к сложному, как переход от незнания к знанию, от низших форм жизни и деятельности к высшим.

Социальное развитие человека – есть продолжение психического развития. Оно состоит в постепенном вхождении его в общество ( в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые, профессиональные и др. отношения), в усвоении своих функций в обществе. Усвоив эти отношения и свои функции в них, человек становится членом общества.

Венцом развития – является духовное развитие человека, то есть осмысление им своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящим и будущим поколениями, стремление к постоянному нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности  человека за своё физическое, физиологическое, психологическое и социальное развитие. Духовное развитие все более  признаётся ядром становления личности в человеке.

Развитие каждого своего представителя, человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.

Воспитание -  это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Новорожденному родители передают опыт вертикального хождения, речевого общения; младшему школьнику – опыт математических преобразований, письменного общения; подросткам и юношам – опыт разнообразной деятельности и т.д. Всю жизнь человек усваивает какой-то и чей-то опыт и лишь на его основе создаёт свой.  Только став наследником прошлого, он становится полноценным членом своего общества. В этом смысле воспитание есть кльтурно-формирующий процесс. В процессе воспитания человека идет его развитие, уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет, углубляет его. Более совершенное воспитание ускоряет темпы развития, которое потом опять влияет на воспитание. На протяжении всей жизни человека эти явления взаимно обеспечивают друг друга.

Итак, личностью – социальной единицей, ребёнок становится тогда, когда ребёнок сам начнет совершать какую-либо самостоятельную деятельность. На первых порах с помощью взрослого, а затем и без неё. Поэтому и нужно предоставить свободу действий. Но свобода должна быть подлинная, а не мнимая, свобода действительного развёртывания человека в реальных делах, во взаимоотношениях с другими людьми, а не в самомнении, не в удовольствии ощущения своей мнимой неповторимости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...

ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.                     Блез Паскаль...

В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?

Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...

Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа

Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...

"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.

Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической  компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...