Обмен опытом "Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников"
материал
Обмен опытом "Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sptu_grazhdanskoe_i_patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 362.13 КБ |
Предварительный просмотр:
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнать её, стать подлинным патриотом».
С. Михалков.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, Сергей Иванович Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Григорий Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Патриотизм – любовь к родине, родной земле, выражающаяся в стремлении ее прославить, принести ей пользу, одно из самых сильных чувств человека. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой, бытом и нравами. Воспитывать это чувство необходимо с раннего возраста. Дошкольное детство является периодом открытости различным социально — нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию. В этом возрасте, формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально — познавательной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте учим быть привязанным к чему-то, кому-то. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотами и богатствами возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берётся.
Работа осуществляется по «Стратегии развития воспитания РФ на период до 2025 года» по программе воспитания и обучения «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, адаптированной для наших детей
Моя работа - это попытка движения от воспитания простых чувств, к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств, гражданских и патриотических, любви и гордости за свою Родину . Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданских и патриотических чувств.
Нам педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами.
Начиная работу по гражданскому и патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Методы и приёмы патриотического воспитания мною используются самые разнообразные, но обязательно я учитываются психологические возможности ребёнка. Воспитательная работа связывается с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими доступными объектами, которые окружают его.
Гражданское и патриотическое воспитание дошкольников — это воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации. А также толерантному отношению к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, героизму за край в котором мы живём, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, свою республику «Калмыкию», любовь к родному городу Городовиковску, уважение традиций к тем местам, где мы проживаем. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа, большой и малой Родины.
Ориентиром в гражданско-патриотическом воспитании детей в период детства становятся: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно – литературное творчество, общение, творческая и продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Дети должны знать.
- домашний адрес.
- место работы родителей;
- место проживания: город, республика; предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; климатические условия; флору и фауну города и республики;;
- свою нацию, язык, традиции ; столицу нашей Родины — Москву. Столицу нашей республики – Элисту (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);
- представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
Так же проводится работа с родителями по гражданско - патриотическому воспитанию:
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоко - нравственную личность, настоящего гражданина и патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в гражданском и патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий. Диагностирование показывает, что нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям. Продуктивность, взаимодействия педагогов и родителей в определенной степени обусловлено оптимальным выбором приемов, методов и форм работы.
В своей работе я использую такие форма работы с родителями:
- составление родословной « Пишем родословную своей семьи»;
- спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне;
- « Загляните в семейный альбом»;
- родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке героизм и патриотизм»;
- конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников Отечества;
- проведение совместных игр «А ну-ка, мальчики!»;
- встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – Родину защищать».
- Приглашение ветеранов ВОВ на праздник «Этих дней - не смолкнет слава».
Таким образом, гражданское и патриотическое и правовое воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения, поэтому важно создать условия для активного познания ребёнком социальной действительности окружающего мира. Прививая основы правового сознания в свободном обществе, развивая чувство ответственности и гордости за свою страну, формируя первичные представления об избирательном праве, мы воспитываем гражданина и патриота, который и во взрослой жизни не останется равнодушным к проблемам страны, своего народа, научится ответственно относиться к праву «избирать и быть избранным». Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. О значимости гражданского и патриотического воспитания молодёжи неоднократно говорилось в Посланиях Президента Р.Ф. В.В. Путина Федеральному собранию Р.Ф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Обмен опытом ""Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников"
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...