Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
картотека (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковых игр
средняя группа
Тема: «Детский сад»
***
Этот пальчик хочет спать. | поочередно загибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить» |
Этот пальчик – прыг в кровать! | |
Этот пальчик прикорнул. | |
Этот пальчик уж заснул. | |
Тише, тише не шуми, | |
Пальчики не разбуди. | |
Встали пальчики. Ура! | с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, широко расставив пальцы. |
В детский сад идти пора. |
«Наша группа»
В нашей группе все друзья, | Ритмично стучат кулачками по столу |
Самый младший — это я. | Разжимают пальчики поочерёдно, начиная с мизинца. |
Это Маша, | |
Это Саша, | |
Это Юра, | |
Это Даша. |
«Дружба»
Дружат в нашей группе | Хлопают в ладоши. |
Девочки и мальчики. | |
Мы с тобой подружим | Стучат кулачками друг об друга. |
Маленькие пальчики. | |
Раз, два, три, четыре, пять | Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца. |
Будем снова мы считать. | |
Раз, два, три, четыре, пять | Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на другой руке. |
Мы закончили считать. |
Тема: «Игрушки»
«У Антошки есть игрушки»
У Антошки есть игрушки: | Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого |
Вот веселая лягушка. | |
Вот железная машина. | |
Это мяч. Он из резины. | |
Разноцветная матрешка | |
И с хвостом пушистым кошка. |
«Есть у нас игрушки»
Есть у нас игрушки: | Хлопки |
Пластмассовые погремушки, | Встряхивают кулачки |
Мишка мягкий меховой, | Сжимают и разжимают пальцы |
Мяч резиновый цветной, | Делают шар из пальцев |
Кубик деревянный, | |
Солдатик оловянный, | Руки сложить в круг перед собой |
Шарик легкий надувной, | |
Я люблю играть с тобой. | Хлопают в ладоши |
Тема: «Овощи»
«Урожай»
Осень в гости к нам идет, Урожай с собой несет: | Попеременно: хлопки, удары кулачками |
Капусту круглую, | Локти развести в стороны. Пальцы обеих рук соединить подушечками в форме шара (капуста) |
Картошку смуглую, | Сжать обе руки в кулаки (картошка). |
Морковку сладкую, | Собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз |
Свеколку гладкую. | Соединить пальцы правой руки подушечками и слегка округлить (свекла) |
«Овощи».
Раз – капуста, два – горошек, | На каждое название овоща загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого |
Три – редис такой хороший. | |
А четыре – репка Желтый мячик крепкий. | |
Пять – пузатый кабачок, Все зажали в кулачок. |
«Приглашаем в огород»
Приглашаем народ: | Сделать руками жест «к себе» |
Заходите в огород! | Развести руки в стороны перед собой. |
Проходите между гряд - | Указательные и средние пальцы обеих рук, как ножки, «шагают» по столу. |
Там огурчики лежат, | Изобразить огурец, для этого сложить пальцы в форме овала |
Помидоры висят, Прямо в рот хотят. | Изобразить помидор, для этого сложить пальцы в форме круга |
Рядом зреет репка Ни густа, ни редка. | Изобразить репу, для этого сложить пальцы в форме сердечка. |
Наберем мы овощей | Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи. |
Для себя и для друзей. | Показать рукой на себя, потом на окружающих |
Тема: «Фрукты»
«Компот»
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много, вот. | Левую ладошку сложить «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «размешивать в ней». |
Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. | Загибать пальчики, начиная с большого |
Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. | Опять «варить» и «размешивать» |
«Фрукты».
Вот на белом блюдце в ряд Фрукты спелые лежат: | Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев, на каждое название фрукта. |
Раз – чудесный апельсин, | |
Два – душистый мандарин, | |
Три – в атласном платье слива, Аппетитна и красива! | |
А четыре – это груша. Хочешь эту грушу скушать? |
***
Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. | Поочередно загибать пальцы |
Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. | |
Этот пальчик – абрикос, Высоко на ветке рос. | |
Этот пальчик – груша, Просит: «Ну-ка, скушай!» | |
Этот пальчик – ананас, | |
Фрукт для вас и для нас. | Показывают ладошками вокруг и на себя |
Тема: «Грибы и ягоды»
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять | Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших |
В лес пойдём мы погулять. | Обе руки идут пальчиками по коленкам |
За черникой, | Загибают пальчики, начиная с больших. |
За малиной, | |
За брусникой, | |
За калиной. | |
Землянику мы найдём И братишке отнесём. |
«Ягоды»
Ягоды – это крыжовник, | указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке |
Клюква, черника, брусника, | |
Малина, клубника, шиповник, | |
Смородина и земляника. | |
Запомнил ягоды я наконец. Что это значит? | Поднимают плечи, удивляются |
Я – молодец! | Большой палец вытягивают вперёд |
«Грибы»
Мы съедобные грибы Долго собирали, А потом своим друзьям Вот что рассказали: | |
В бору вырос боровик, | Дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке |
А под дубом дубовик, | |
На пеньке сидят опята – Очень дружные ребята. | |
Вырос подосиновик Под молодой осиною, | |
Крупный подберезовик – Под белою березою. | |
Если с нами в лес пойдете, | «Идут» пальчиками по столу |
Много вы грибов найдете. | Поднимают вверх руки с разжатыми пальцами) |
***
Я корзину в лес беру, Там грибы я соберу. Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг» | Показывают удивление, разводят руки в стороны. |
Подосиновик, масленок, | Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки. |
Подберезовик, опенок, | |
Боровик, лисичка, груздь — Не играют в прятки пусть! | |
Рыжики, волнушки Найду я на опушке, Возвращаюсь я домой, Все грибы нecy с собой. | |
Мухомор не понесу. Пусть останется в лесу! | Большой палец левой руки отставляют, грозят ему. |
Тема: «Деревья и кустарники»
«Осенний букет»
Раз, два, три, четыре, пять | загибаем пальчики, начиная с большого |
Будем листья собирать. | Сжимаем и разжимаем кулачки |
Листья березы, | Загибать по одному пальчику |
Листья рябины, | |
Листики тополя, | |
Листья осины, | |
Листики дуба мы соберем, | |
Маме осенний букет отнесем | Пальчики «шагают» по столу |
«Осень»
Ветер по лесу летал, | Плавные, волнообразные движения ладонями |
Ветер листики считал: | |
Вот дубовый, вот кленовый | Загибать по одному пальчику |
Вот рябиновый резной, | |
Вот с березки – золотой, | |
Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку | Спокойно уложить ладони на стол |
Тема: «Одежда»
***
Раз, два, три, четыре, пять – | последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки |
Будем вещи мы стирать: | кулачки имитируют стирку |
Платье, брюки и носочки, | хлопки |
Юбку, кофточку, платочки. | загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название одежды |
Шарф и шапку не забудем – | |
Их стирать мы тоже будем. | кулачки имитируют стирку |
***
В понедельник я кроила, | Загибают по одному пальцу |
А во вторник – платье шила. | |
В среду – фартук вышивала, | |
А в четверг – белье стирала: Все свои платочки И братишкины носочки. | |
А в пятницу, субботу Отдыхала от работы. |
Тема: «Обувь»
***
Раз, два, три, четыре, пять Будем обувь считать: | загибаем пальчики, начиная с большого |
Раз – туфли, | Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца |
Два – сапожки, | |
Три ботинки, | |
Четыре – босоножки | |
И, конечно, тапки – пять. Ножкам надо отдыхать. |
***
Как у нашей кошки На ногах сапожки. | Загибают по одному пальчику, начиная с больших, на обеих руках на каждое название обуви. |
Как у нашей свинки На ногах ботинки. | |
Как у пса на лапках Голубые тапки. | |
А козленок маленький Надевает валенки. | |
А сыночек Вовка — Новые кроссовки. | |
Вот так. Вот так. Новые кроссовки. | Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками. |
***
Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. | Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу |
Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Серёжки, | На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого) |
Да ещё ботинки Для нашей Валентинки, | |
А вот эти валенки Для малышки Галеньки. |
Тема: «Представление о себе»
«Весёлый человечек»
Я – веселый человечек, Я гуляю и пою. Я – веселый человечек, Очень я играть люблю | Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу. |
Разотру ладошки сильно, | Растирают ладони. |
Каждый пальчик покручу, Поздороваюсь с ним сильно И вытягивать начну. | Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги. |
Руки я затем помою, | Потирают ладони. |
Пальчик к пальчику сложу, На замочек их закрою И тепло поберегу | Складывают пальцы в замок. |
«Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают, | Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки |
Эти пальчики гуляют, | Указательный и средний «идут» по другой руке |
Эти - любят поболтать, | Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша). |
Эти - тихо подремать, | Безымянный и мизинец прижимаем к ладони. |
А большой с мизинцем братцем Могут чисто умываться. | Крутим большим пальцем вокруг мизинца. |
Тема: «Семья»
«Моя семья»
Знаю я, что у меня Дома дружная семья: | поднимают руку ладонью к себе и в соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальцы |
Это – мама, | Безымянный |
Это – я, | Мизинец |
Это – бабушка моя, | Указательный |
Это – папа, | Средний |
Это – дед. И у нас разлада нет. | Большой |
***
Этот пальчик- дедушка, | Поочередно сгибать пальчики, начиная с большого |
Этот пальчик- бабушка, | |
Этот пальчик – папочка, | |
Этот пальчик- мамочка, | |
Этот пальчик-я. | |
Вот и вся моя семья! | Показать всю ладошку |
Тема: «Мой дом»
«Наш дом»
Этот дом – одноэтажный. | Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца. |
Этот дом – он двухэтажный. | |
А вот этот – трёхэтажный. | |
Этот дом – он самый важный: Он у нас пятиэтажный. |
***
Стук-стук-постук, раздается где-то стук. Молоточки стучат, строят домик для зайчат - | Стучат кулачками один по другому |
Вот с такою крышей, | Ладошки над головой |
Вот с такими стенами, | Ладошки около щёчек |
Вот с такими окнами, | Ладошки перед лицом |
Вот с такою дверью, | Одна ладошка перед лицом |
И вот с таким замком! | Сцепили ручки |
Тема: «Посуда»
***
Мы в новом магазине посуду покупали: | руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять |
Тарелки, блюдца, чашки На полках выбирали. | поднимать поочередно пальцы правой руки |
Красивую кастрюлю, молочник и солонку, Набор ножей и вилок, Шумовку и масленку. | поднимать поочередно пальцы левой руки |
***
Посуду моет наш Антошка. | Потирать ладони друг от друга |
Моет вилку, чашку, ложку. | Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца |
Вымыл блюдце и стакан. И закрыл покрепче кран. | Имитирующее движение кистью руки |
***
Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: | Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно. |
Чайник, чашку, ковшик, ложку | Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды. |
И большую поварешку. | |
Мы посуду перемыли, | Одна ладонь скользит по другой. |
Только чашку мы разбили, | Снова загибаем пальчики. |
Ковшик тоже развалился, | |
Нос у чайника отбился, | |
Ложку мы чуть-чуть сломали. | |
Так мы маме помогали. | Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно. |
Тема: «Мебель»
***
Раз, два, три, четыре, | загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках |
Много мебели в квартире. | сжимают и разжимают кулачки |
В шкаф повесим мы рубашку, | загибают пальчики, начиная с большого |
А в буфет поставим чашку. | |
Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. | |
А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. | |
А потом мы с котом Посидели за столом, | |
Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. | попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками |
***
В нашей комнате-столовой – Есть отличный СТОЛ дубовый, | На каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10 |
СТУЛЬЯ – спинки все резные, Ножки гнутые, витые. | |
И ореховый БУФЕТ Для варенья и конфет. | |
В комнате для взрослых – спальне – Есть для платьев ШКАФ зеркальный | |
Две широкие КРОВАТИ С одеялами на вате | |
И берёзовый КОМОД, Мама там бельё берёт. | |
А в гостиной КРЕСЛА есть, Телевизор смотрят здесь. | |
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный, | |
В СТЕНКЕ – центр музыкальный. |
***
Эту мебель мы купили С папой вместе в магазине. | Ритмично сжимают и разжимает пальцы рук |
Это стул, на нем сидят. | Загибают пальцы на руке, перечисляя мебель |
Это стол, за ним едят. | |
На диване отдыхают, Книги умные читают. | |
На кровати крепко спят. | |
Вещи все в шкафах хранят. |
Тема: «Животные леса»
***
Раз, два, три, четыре, пять. Дети в лес пошли гулять. | "Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук |
Там живет лиса. | Рукой показать хвост за спиной |
Там живет олень. | Пальцы рук разведены в стороны («рога») |
Там живет барсук. | Кулачки прижать к подбородку |
Там живет медведь | Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя, шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки |
***
У лисы в лесу глухом Есть нора – надежный дом. | загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое двустишие |
Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. | |
Под кустами еж колючий Нагребает листья в кучу. | |
Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. | |
Спит в берлоге косолапый, До весны сосет там лапу | |
Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нем. | удары ладонями и кулачками поочередно |
«Лесное население»
Животных следы мы как книгу читаем. | Ладонями рук дети изображают открытую книгу |
В лесу кто живет мы легко отгадаем: | Закрываем «книгу» |
Вот лисьи следы, | Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных |
Вот волчьи, лосиные, | |
Кабаньи и заячьи, | |
Медвежьи, ежиные. | |
Вот беличьи, рысьи, | |
А это — оленьи. | |
Какое большое в лесу население! | Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз |
«Кто живет в лесу»
Кто в лесочке живет? | Переплести пальчики, имитируя лес |
Под корягой — старый крот, | Загибать указательным пальцем левой руки пальцы на правой руке, начиная с мизинца |
За горой — лисенок, | |
В ельнике — лосенок. | |
Под кустом — лисичка, | |
На сосне — синичка! | |
Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать. | Сжимать и разжимать кулачки |
Тема: «Зима: сезонные изменения»
***
Падают снежинки, белые пушинки. | Ладошки вытягивают вперёд |
Падают на плечи, | по тексту делать легкий массаж: касаться пальчиками разных частей тела |
Падают на ножки, | |
Падают на щечки, также на ладошки. | |
Падают на грудку, падают на нос. | |
С Северного полюса ветер их принес. | машут ладошками, показывая «ветер» |
«Зима»
Снег ложится на дома, | Руки разводим в стороны, ладонями вниз. |
Улицы и крыши. | Руки «домиком». |
Тихо к нам идёт зима, | Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. |
Мы её не слышим… | Рука за ухом. |
«Снег»
Снег сегодня шел с утра. | Быстро шевелить пальцами |
Рада снегу детвора. | Хлопают в ладоши |
Снег на ветках, на дорожках, | Поднимают руки вверх, шевелят пальцами |
На носах и на ладошках. | Дотрагиваются до носа, показывают ладошки |
Тема: «Новый год»
«Подарки»
Дед мороз принес подарки: | «Шагают» пальчиками по столу. |
Буквари, альбомы, марки, | На каждое название загибают по одному пальчику, сначала на правой, потом на левой руке. |
Кукол мишек и машины, | |
Попугая и пингвина, | |
Шоколадок пол мешка | |
И пушистого щенка! Гав! Гав! | Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики–«ушки». |
«Новогодний калейдоскоп»
Ой, мороз, мороз, мороз | |
Щиплет щеки, | указательным и средним пальцами обеих рук слегка пощипать себя за щеки |
Щиплет нос, | За нос |
Щиплет ушки, | За уши |
Щиплет губки, | За губы |
Забирается под шубки. | Прячут руки под мышки |
Чтоб согреться, посмотри, Всё, как следует, потри: | Трут ладони друг о друга |
Щеки, | Потереть ладонями щеки |
Носик, | Потереть крылья носа |
Уши, | Потереть уши |
Губы, | Потереть губы |
Пар пошел даже от шубы. | разводят руки в стороны, складывают губы трубочкой, выдыхают через них. |
Тема: «Зимние забавы»
***
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пришли гулять. | Загибать пальчики по одному |
Бабу снежную лепили. | Имитировать лепку комков |
Птичек крошками кормили, | Крошить хлебушек всеми пальчиками |
С горки мы потом катались. | Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки |
А еще в снегу валялись. | Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной |
Все в снегу домой пришли, | Отряхивать ладошки |
Съели суп и спать легли. | Производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку |
«Что зимой мы любим делать?»
Что зимой мы любим делать? | |
В снежки играть, | Поочередно соединяют большой палец с остальными. |
На лыжах бегать, | |
На коньках по льду кататься, | |
Вниз с горы на санках мчаться. |
Тема: «Зимующие птицы»
***
Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. | Ритмично сжимают и разжимают кулачки. |
Две синицы, воробей, | На каждое название птицы загибают по одному пальчику. |
Шесть щеглов и голубей, | |
Дятел в пестрых перышках. | |
Всем хватило зернышек. | Опять сжимают и разжимают кулачки. |
***
Прилетайте, птички! | «Зовущие» движения пальцев 4 раза |
Сала дам синичке. | «Режущие» движения одной ладони по другой |
Приготовлю крошки Хлебушка немножко. | Пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга |
Эти крошки – голубям, | Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью |
Эти крошки – воробьям. | Вытянуть вперёд левую руку с раскрытой ладонью |
Галки да вороны, Ешьте макароны! | Тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны» |
Тема: «Животные Севера»
«Кто на севере живет?»
Кто на севере живет? Кто там ест и кто там пьет? | Хлопки ладошки – кулачки, попеременно. |
Звери необычные к холоду привычные. | «Замок» - меняя положение пальцев |
Вот песец из норки смотрит. | Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем образовывая «колечки». |
Белый мишка важно ходит, | Пальчики – «шагают» |
Ну, а морж, как капитан Покоряет океан. | Ладони «лодочкой» двигаются вперед. |
Гордый северный олень | Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты. |
Грузы возит целый день. | Растирание ладоней движениями вверх, вниз |
«Пингвины»
Два пингвина пошли гулять, | Руки сжимают в кулаки, большие пальцы вытягивают |
А вторые – догонять. | Указательные пальцы начинают «скакать» |
Третьи пингвины – бегом. | «Скачут» средними пальцами |
А четвертые – пешком. | Не спеша передвигают безымянные пальцы |
Пятые поскакали | Кулаки раскрываются полностью: «скачут» мизинцы |
И в конце пути упали. | Расслабленные ладони падают на стол |
Тема: «Транспорт»
***
Будем пальчики сгибать – Будем транспорт называть: | |
Автомобиль и вертолёт, | Загибаем пальцы начиная с мизинца |
Трамвай, метро и самолёт. | |
Все пальцы мы в кулак зажали, Все виды транспорта назвали. | «Встряхиваем» ладонями |
***
Садись-ка пальчик в вертолёт, С тобой отправимся в полёт. | На каждое название транспорта загибают по одному пальчику, начиная с большого |
Сядем с этим мы в такси, Он рад домой нас отвезти. | |
С тобой поедем мы в трамвае, Тихонько песни напевая. | |
С этим пальчиком в ракете Полетим к другой планете. | |
Ну а с этим малышком В зоопарк пойдём пешком. |
Тема: «Профессии»
***
Много есть профессий знатных, | Соединять пальцы правой руки с большим. |
И полезных, и приятных. | Соединять пальцы левой руки с большим. |
Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… | Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим. |
Сразу всех не называю, | Сжимать и разжимать кулачки. |
Вам продолжить предлагаю. | Вытянуть руки вперёд ладонями вверх |
***
Раз, два, три, четыре! Дети, | Сжимают пальчики по одному в кулачки |
Много дел на белом свете. | Разжимают пальчики по одному из кулачков |
Вот военные идут - они границу берегут. | Пальчики «шагают» |
А швея иглу берет и одежду людям шьет. | Имитируют движения руки иглой при шитье |
Дворник улицу метет, звонко песенку поет | Подражают движения дворника |
Птичница во двор пришла, курам зерна принесла. | Выполняют упражнение «Кормление птиц» |
Тема: «Армия»
«Защитники Отечества»
Сегодня праздник всех отцов | Сжимают и разжимают пальцы |
Всех сыновей, всех, кто готов | Хлопают в ладоши |
Свой дом и маму защитить | Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу |
Всех нас от бед отгородить! | Сжимают и разжимают пальцы |
«Бойцы-молодцы»
Пальцы эти-все бойцы | Растопырить пальцы на обеих руках |
Удалые молодцы | Положить обе руки на стол ладонями вниз. По мере чтения стихотворения над столом приподнимать соответствующие пальцы на обеих руках одновременно, а остальные пальцы крепко прижимать к столу |
Два-больших и крепких малых. И солдат в боях бывалых | Приподнять два больших пальца |
Два гвардейца-храбреца | Приподнять указательные пальцы |
Два – сметливых храбреца | Приподнять средние пальцы |
Два – героя безымянных. Но в работе очень рьяных | Приподнять безымянные пальцы |
Два мизинца – коротышки | Приподнять мизинцы |
Очень славные мальчишки! | Хлопнуть ладонями по столу |
Тема: «Комнатные растения»
«На окне цветок колючий»
На окне цветок колючий | дети показывают ладошку перед собой |
Смотрит за околицу. | Дети делают «бинокль» из ладошек |
Вы его не троньте лучше | Грозим пальчиком |
Очень больно колется. | Отдергиваем руку, как будто укололись |
Не подушка для иголок, | Сложенные ладошки под щёчку |
И не ёжик, и не ёлка, | Сделать «ёжика» и пошевелить пальчиками |
Но не даст себя в обиду, Потому что весь в иголках. | Отрицательный жест головой и указательным пальчиком |
Тема: «Мама»
***
Много мам на белом свете, Всех их очень любят дети! | Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи |
Журналист и инженер, | Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке |
Повар, милиционер, | |
Швея, кондуктор и учитель, | |
Врач, парикмахер и строитель – | |
Мамы разные нужны, | Сжимают обе ладошки в «замочек» |
Мамы разные важны! | Разводят руки, поднимают ладошками вверх |
Тема: «Знакомство с народной культурой»
«В гостях у сказки»
Будем пальчики считать, Будем сказки называть: | Вытягивают руки вперед, играя пальчиками |
Эта сказка – «Теремок». | Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с мизинца |
Эта сказка – «Колобок». | |
Эта сказка – «Репка» Про внучку и про дедку. | |
«Волк и семеро козлят» - | |
Этим сказкам каждый рад! | Показывают большой палец |
«Матрешки»
Дуйте в дудки, бейте в ложки, | Имитируют движения |
В гости к нам пришли матрешки. | «Шагают» пальчики по столу |
Ложки деревянные, | Вытягивают руки, сложенные «ковшиком», вперед |
Матрёшечки румяные. | Качают головой, поднеся руки к щечкам |
«Дымковские барышни»
Мы игрушки расписные, Хохотушки вятские Щеголихи слободские Кумушки посадские | Попарно поочередно загибаем большие пальцы, указательные… |
Наши руки крендельком, | Большие пальцы перекрестить, указательные «встретить» ногтями – «кренделек» |
Щеки будто яблочки. | Сделать из рук надутый шарик – «яблочко» |
С нами издавна знаком | Сгибать все пальцы по очереди попарно: большой «кланяется» большому, указательный – указательному… |
Весь народ на ярмарке. | Перекрест пальцев, пожатие |
«Матрешки»
Мы – красавицы матрешки, | Разжимают кулачки |
Разноцветные одежки. | Шевелим пальчиками. |
Раз – Матрена, два – Малаша, | Загибаем поочередно пальцы на правой руке, начиная с большого |
Мила – три, четыре – Маша, | |
Маргарита – это пять | |
Нас нетрудно сосчитать | Разжимают кулачки 2 раза |
Тема: «Весна; сезонные изменения»
«Весна шагает по планете»
Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь. | Соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его |
Встаёт пораньше солнце, Чтоб землю нашу греть. | Растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца |
Бегут ручьи под горку, Растаял весь снежок, | Волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол |
А из-под старой травки Уже глядит цветок. | Ладони соединить и чуть раскрыть, чтобы получилась чашечка цветка |
«Весна»
Весна пришла по снежному, По влажному ковру. | Ходят пальчиками по столу |
Ходят пальчиками по столу | Руки на столе ладонями вниз. |
Посеяла траву. | Раздвигают — сдвигают пальцы. |
Теперь зовет со всех концов | Руки согнуты в локтях, пальцы открыты. |
Гусей, стрижей и аистов, Кукушек и скворцов | Загибают по одному пальчику на каждой руке. |
Тема: «Первые весенние цветы»
***
Я родился! Я родился! | Ладони от груди поднимаем вверх 2 раза |
Снег пробил | Ладони в форме бутона поднимаем на уровень глаз |
И распустился | Раскрываем ладони, предплечья вместе |
Ух, какой ты, снег, колючий | Грозят пальцем |
О морозах зря мечтаешь | Хлопают себя по плечам и водят указательным пальцем влево-вправо |
Скоро ты совсем растаешь | Ладонями машут от себя |
Уплывёшь потоком в речку | Волнообразные движения кистями |
И не скажешь ни словечка! | Указательный палец левой, а затем правой руки подносим к губам |
«Подснежник»
К нам Весна лишь заглянула - | Протягивают руки вперед |
В снег ладошку окунула | Руки внизу, перпендикулярно корпусу |
И расцвел там нежный, | Руки соединяют в бутон на уровне глаз |
Маленький подснежник | Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся») |
«Первоцвет»
Вырос цветок на весенней полянке, | Неплотно соединяют ладони |
Нежную голову робко поднял. | Поднимают руки перед собой |
Ветер подул - он качнулся неловко, | Покачивают ладонями перед собой |
Вперед и назад, налево, направо | Вперед и назад, налево, направо |
Тема: «Космос»
***
Раз, два, три, четыре, пять | По одному загибают пальчики на обеих руках. |
В космос полетел отряд. | Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх. |
Командир в бинокль глядит, | Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль». |
Что он видит впереди? Солнце, планеты, спутники, кометы, Большую желтую луну. | Загибают пальчики обеих рук |
«Начинаем мы взлетать»
Раз, два, три, четыре, пять, | По очереди сгибают пальцы на обеих руках |
Начинаем мы взлетать. | По очереди выпрямляют пальцы на обеих руках |
На ракете улетим | Соединяют пальцы рук, поднять руки вверх |
И всю Землю облетим. | Руки развести в стороны, сделать круг |
На Луне мы «прилунимся» | Сжать пальцы в кулак |
И на Землю возвратимся. | Соединить одинаковые пальцы обеих рук, округлив ладони |
Тема: «Домашние животные»
«Домашние животные»
Раз, два, три, четыре, пять, Как животных нам назвать? | Поочередно загибаем пальчики на левой руке |
Самых близких, самых верных- Каждый знает их, наверно | Хлопаем в ладоши |
Лошадь, корова, собака и кошка | Указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке |
Как назовем их? Подумай немножко | Разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих |
В доме с хозяином дружно живут Значит, домашними все их зовут. | Изображаем руками крышу дома над головой |
«Мне папа открытки купил»
Мне папа открытки купил, | Дети имитируют движения — ритмично «выкладывают открытки на стол» |
Что вижу, сказать попросил. | «Смотрят в бинокль» |
Я вижу свинью с поросятами. | Поочередно соединяют пальцы рук |
Я вижу корову с телятами, | |
И вижу я кошку с котятами, | |
И вижу козу я с козлятами, | |
И вижу овцу я с ягнятами. | |
Домашних животных, которых я вижу, | «Смотрят в бинокль» |
Всегда напою, накормлю, не обижу. | «Наливают воду», «дают миску с едой», гладят |
Тема: «Мой город»
«Люблю по городу гулять»
Люблю по городу гулять, Люблю смотреть, люблю считать. | «Шагают» пальчиками обеих рук по столу |
НЕВСКИЙ – раз, ЗИМНИЙ – два, | На каждое название загибают по одному пальцу |
Три – красавица НЕВА, | |
А четыре – мост ДВОРЦОВЫЙ, | |
Пять – гуляю по САДОВОЙ, | |
Шесть – к ИСААКИЮ схожу И на купол погляжу. | |
Семь – конечно, ЛЕТНИЙ САД. Как красив его наряд! | |
Восемь – КРЕПОСТЬ у Невы, Были там, наверно, вы. | |
Девять – повстречался мне МЕДНЫЙ ВСАДНИК на коне. | |
Десять – из-за поворота Вижу НАРВСКИЕ ВОРОТА. |
«Мой город»
Раз, два, три, четыре, пять, | Загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке |
В город выйду погулять. | Загибают пальцы на левой руке |
Вдоль по улице иду, | Разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке |
Во все стороны смотрю. | Разгибают пальцы на правой руке |
Как красиво все кругом, | Загибают пальцы на левой руке |
В моем городе родном! | Загибают пальцы на правой руке |
Тема: «Перелётные птицы»
«Грачи»
Мы лепили куличи. | «Лепить пирожок» |
Прилетели к нам грачи. | «Помахать крыльями» |
Первый грач испек пирог, | Загибать пальчики по очереди на одной руке |
А второй ему помог. | |
Третий грач накрыл на стол, | |
А четвертый вымыл пол, | |
Пятый долго не зевал И пирог у них склевал. | |
Раз, два, три, четыре, пять, Выходи грачей считать. | Загибать пальчики на другой руке. |
***
Мы построили скворечню Для весёлого скворца. | Попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу |
Мы повесили скворечник Возле самого крыльца. | Сводим руки над головой |
Всё семейство вчетвером Проживает в доме том: | Попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь |
Мать, отец и скворушки – Чёрненькие пёрышки. | Соединяем каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза |
«С юга птицы прилетели!»
Прилетел к нам скворушка- Серенькое перышко. | Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. |
Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей. | |
Цапля, лебедь, утка, стриж, | |
Аист, ласточка и чиж | |
Все вернулись, прилетели, | Скрестив большие пальцы, помахать ладошками. |
Песни звонкие запели! | Указательным и большим пальцами сделать «клюв» («птицы поют»). |
Тема: «Насекомые»
***
Прилетела к нам вчера | Машут ладошками |
Полосатая пчела | На каждое название насекомого загибают пальчик. |
А за нею шмель-шмелёк | |
И веселый мотылек, | |
Два жука и стрекоза, | |
Как фонарики глаза. | Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам. |
Пожужжали, полетали, | Машут ладошками, затем роняют ладони на стол. |
От усталости упали. |
***
Раз, два, три, четыре, пять Насекомых надо знать: | Сжимать - разжимать пальцы в кулак. |
Муха, бабочка, пчела, | Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки. |
Муравей, комар, оса, | |
Шмель, кузнечик и сверчок… | |
И у каждого шесть ног! | Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев. |
Тема: «Рыбы»
«Рыбка»
Рыбка плывет в водице, Рыбке весело играть. | Сложить ладони вместе и показать, как плывет рыбка. |
Рыбка, рыбка, озорница, | Погрозить пальчиком. |
Мы хотим тебя поймать. | Медленно сблизить ладони. |
Рыбка спинку изогнула, | Снова показать как плывет рыбка. |
Крошку хлебную взяла | Сделать хватательное движение двумя руками. |
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. | Снова показать как плывет рыбка. |
***
На закате дремлет пруд. | Руки кладут под щеку |
По воде круги плывут – | На столе пальцами рисуют круги) |
Это маленькие рыбки | Складывают ладони вместе и делают «рыбку» |
Разыгрались там и тут. | Сжимают и разжимают пальцы |
«Рыбы»
Десять рыб поймали мы – В речке плавали они. | Показывают ладони с расставленными десятью пальцами. Показывают рукой волны. |
Лещ, плотва, налим, карась, | Дети загибают пальцы сначала на одной, а потом на другой руке, перечисляя названия рыб. |
Окунь, щука, сом, ерш, язь | |
А десятый угорь был, | Загибают десятый палец |
Он сорвался и уплыл. | Хлопают 1 раз в ладоши. «Рисуют» в воздухе рукой волнообразную линию. |
Тема: «Лето»
«Лето»
Солнцем ласковым согрето, За весной приходит лето. | «Идём» указательным и средним пальцами одной руки. |
Будем в озере нырять | «Ныряем» соединёнными вместе ладонями от груди вперёд. |
И цветочки собирать. | «Срываем» одной рукой и «собираем» в другую. |
«Вот за что люблю я лето?»
Вот за что люблю я лето? Лето солнышком согрето. | Загибать пальцы по одному на каждый счет |
Два – в лесу растет трава. | |
Три – ромашки – посмотри! | |
А четыре-это лес, Полный сказок и чудес. | |
Пять – купались мы опять. | |
Шесть – пора грибов поесть. | |
Семь – малины я поем. | |
Восемь – сено мы покосим. | |
Девять – бабушка идет, Землянику нам несет. | |
Десять – все вокруг в листву одето. Вот за что люблю я лето! |
Тема: «Цветы»
«Цветы»
Ромашки белые цветки – Как пальцы маленькой руки. | Ладонь вперёд, пальцы раздвинуть – это «ромашка». |
И вот слетаются жуки Считать ромашки лепестки. | Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному. |
«На лугу»
Ранним утром на лугу По сырой траве иду, | Дети «ходят» пальцами. |
Соберу цветы друзьям И по одному раздам: | Округленные ладони с раздвинутыми пальцами отводят в стороны. |
Роме — ромашку, | Показывают большой палец. |
Алле — фиалку, | Показывают указательный палец. |
Васе — василек, Синенький цветок. | Показывают средний палец. |
Колокольчик — Коленьке, | Показывают безымянный палец |
Одуванчик — Поленьке, | Показывают мизинец. |
Тема: «Правила дорожного движения»
«Дорожных правил очень много»
Дорожных правил очень много. | «Грозят» пальчиком |
Раз - Внимание дорога! | Загибают поочередно пальцы |
Два - сигналы светофора, | |
Три – смотри дорожный знак, | |
А четыре – «переход». | |
Правила все надо знать | Хлопки руками |
И всегда их выполнять. | Показывают «класс!» большим пальцем |
«Перекресток»
Там, где шумный перекресток, | «Идём» по столу указательным и средним пальчиками |
Где машин не сосчитать, | Поочередное загибание пальцев на руках |
Перейти не так уж просто, если правила не знать | Покачать головой |
Пусть запомнят твердо дети: верно поступает тот | Показать указательный палец правой руки, остальные пальцы сжаты в кулак |
Кто лишь при зеленом свете | Хлопки в ладоши |
Через улицу идет! | «Идём» по столу указательным и средним пальчиками |
***
На столе свеча большая Стоит стройная, прямая. | Ставят локти на стол, прижимают одну ладонь к другой |
Загорелся огонек, | Наклоняют ладони вправо-влево |
Заметался как зверек. | Оставив основания ладоней соединенными, разводят пальцы |
Тема: «Перелётные птицы (осенью)»
«Перелётные птицы 1»
Птицы в небе тают, тают Птицы к югу улетают. | Машем руками |
Все растаяли вдали | Ладонь «козырьком» ко лбу |
Аист, цапли, журавли | Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы |
«Перелётные птицы 2»
Тема: «Животные жарких стран»
«В саванне»
Тигр, жираф, огромный слон, Зебра, пума и бизон, Два шакала, бегемот, Вот стоит разинув рот. | На каждое название животного загибают по одному пальцу, начиная с мизинца правой руки. |
А над ними – царь зверей. Назови его скорей. | К концу стихотворения, назвав льва, разжимаем пальцы. |
«Слон»
На прогулку вышел слон, Хоботом качает он. Топ-топ, топ-топ… | Средний палец правой руки – «хобот», все остальные пальцы – «ноги» слона. Слон должен идти, опираясь на все четыре ноги, не касаясь хоботом земли |
Говорю слону я: «Стоп!» | Слон останавливается |
«Животные жарких стран».
Носит бедный носорог На носу тяжёлый рог, А тяжёлый бегемот Без забот идёт-бредёт. По песку бредёт верблюд, И ему не жарко тут. Кверху голову задрав, Щиплет листики жираф. И на ветках обезьяны Чистят вкусные бананы. | Загибание пальцев на каждое животное. |
«В жарких странах»
Если в жаркую страну, я случайно попаду, | Сжимать и разжимать пальцы в кулаки |
То увижу там шакала, | Соединить все пальцы обеих рук с большими образуя «бинокль», поднести к глазам |
Кенгуру, гиппопотама, обезьяну, тигра, льва. | Поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках |
Крокодила и слона. | Сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак |
Хорошо живётся им - | Сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак |
Не бывает снежных зим! | Хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны |
Тема: «День Победы»
«Наша армия»
Аты-баты, аты-баты! На парад идут солдаты! Вот идут танкисты, Потом артиллеристы, А потом пехота – Рота за ротой. | Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/09/picture-57879.jpg)
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам
Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/06/picture-112416-1349535988.jpg)
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/06/picture-112416-1349535988.jpg)
Методическое пособие: «Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года».
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Лексические темы : Осень, Зима, Весна, Лето...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/28/picture-73947-1362076461.jpg)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
Материал содержит систематизированные в соответствии с лексической темой пальчиковые игры....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/04/picture-333722-1383560177.jpg)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей 5-6 лет
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего возраста....
![](/public://2010/08/12/1.jpg)
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
"Чем больше уверенности в движении детской руки,тем ярче речь ребенка,чем больше мастерства в детской руке,тем ребенок умнее"....